Нормативная документация: ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июня 2008 г. № 363-З О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
20 июня 2008 г. № 363-З
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»
Принят Палатой представителей 14 мая 2008 года
Одобрен Советом Республики 4 июня 2008 года

Дата добавления на сайт: 08 апреля 2024


Скачать работу 'ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июня 2008 г. № 363-З О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»':


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
20 июня 2008 г. № 363-З
О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О здравоохранении»
Принят Палатой представителей 14 мая 2008 годаОдобрен Советом Республики 4 июня 2008 года
Статья 1. Внести в Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О здравоохранении» в редакции Закона Республики Беларусь от 11 января 2002 года (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 24, ст. 290; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/840; 2006 г., № 107, 2/1235; № 122, 2/1259; 2007 г., № 147, 2/1336) изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:
 
«ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О здравоохранении
Настоящий Закон направлен на обеспечение правовых, организационных, экономических и социальных основ государственного регулирования в области здравоохранения в целях сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения.
ГЛАВА 1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения
Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:
диагноз – медицинское заключение о состоянии здоровья пациента;
диагностика – комплекс медицинских услуг, направленных на установление диагноза путем проведения обследования пациента;
заболевание – расстройство здоровья человека, нарушение нормальной жизнедеятельности его организма, в том числе в результате травм, ранений, увечий, контузий, врожденных дефектов и неотложных состояний;
здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний;
здравоохранение – отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения;
клинический протокол – документ, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь и устанавливающий общие требования к оказанию медицинской помощи пациенту при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации;
лечение – комплекс медицинских услуг, направленных на устранение заболевания у пациента;
медицинская деятельность – деятельность по организации и оказанию медицинской помощи, обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, проведению медицинской экспертизы, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
медицинская помощь – комплекс медицинских услуг, направленных на сохранение, укрепление и восстановление здоровья пациента, включающий профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию и протезирование, осуществляемый медицинскими работниками;
медицинская реабилитация – комплекс медицинских услуг, направленных на восстановление нормальной жизнедеятельности организма пациента и компенсацию его функциональных возможностей, нарушенных в результате заболевания;
медицинский работник – физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное медицинское образование, подтвержденное документом об образовании установленного образца, и в установленном законодательством Республики Беларусь порядке занимающееся деятельностью, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, обеспечением санитарно-эпидемического благополучия населения, проведением медицинской экспертизы;
медицинская услуга – медицинское вмешательство либо комплекс медицинских вмешательств, а также иные действия, выполняемые при оказании медицинской помощи;
медицинская этика и деонтология – совокупность принципов, норм и правил поведения медицинских (фармацевтических) работников при выполнении ими должностных обязанностей;
медицинское вмешательство – любое воздействие и (или) иная манипуляция, выполняемые медицинским работником при оказании медицинской помощи;
организация здравоохранения – юридическое лицо, основной целью деятельности которого является осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности;
пациент – физическое лицо, обратившееся за медицинской помощью, находящееся под медицинским наблюдением либо получающее медицинскую помощь;
протезирование – комплекс медицинских услуг, направленных на восстановление функций или эстетического вида органа (части тела) пациента с использованием искусственных или биологических материалов;
профилактика – основанный на личной заинтересованности пациента комплекс медицинских услуг, направленных на снижение вероятности возникновения заболеваний;
работники здравоохранения – лица, занимающие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке должности медицинских (фармацевтических) работников, а также иные лица, работающие в области здравоохранения;
фармацевтическая деятельность – деятельность в сфере обращения лекарственных средств, фармацевтических субстанций и лекарственного растительного сырья, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
фармацевтический работник – физическое лицо, имеющее высшее или среднее специальное фармацевтическое образование, подтвержденное документом об образовании установленного образца, и в установленном законодательством Республики Беларусь порядке занимающееся деятельностью, связанной с обращением лекарственных средств, фармацевтических субстанций и лекарственного растительного сырья.
Определения иных терминов содержатся в отдельных статьях настоящего Закона.
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении
Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь, иных актов законодательства Республики Беларусь, а также международных договоров Республики Беларусь.
Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные принципы государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения
Основными принципами государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения являются:
создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;
приоритетность мер профилактической направленности;
приоритетность развития первичной медицинской помощи;
приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;
формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;
ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;
ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.
Статья 4. Обеспечение прав граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание
Граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается:
предоставлением бесплатной медицинской помощи на основании государственных минимальных социальных стандартов в области здравоохранения в государственных учреждениях здравоохранения;
предоставлением медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, негосударственных организациях здравоохранения и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;
доступностью лекарственных средств;
осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения.
Статья 5. Право иностранных граждан и лиц без гражданства на доступное медицинское обслуживание
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств юридических лиц и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь.
Статья 6. Международное сотрудничество в области здравоохранения
Международное сотрудничество в области здравоохранения осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права.
Статья 7. Участие общественных объединений в решении вопросов в области здравоохранения
Медицинские (фармацевтические) общественные объединения, Белорусское Общество Красного Креста, профессиональные союзы и другие общественные объединения в соответствии со своими уставами принимают участие в решении вопросов в области здравоохранения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. СТРУКТУРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в области здравоохранения
Президент Республики Беларусь определяет государственную политику и осуществляет иное государственное регулирование в области здравоохранения в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в области здравоохранения:
обеспечивает проведение единой государственной политики;
обеспечивает развитие международного сотрудничества;
обеспечивает разработку и реализацию государственных программ;
не реже одного раза в год отчитывается перед Президентом Республики Беларусь о проведении единой государственной политики и о состоянии здоровья населения Республики Беларусь;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь в области здравоохранения:
проводит единую государственную политику;
организует оказание населению Республики Беларусь медицинской помощи;
организует обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;
организует лекарственное обеспечение населения Республики Беларусь;
организует проведение научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;
координирует и (или) контролирует деятельность других республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, юридических и физических лиц;
определяет порядок разработки территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием;
осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь.
Другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, реализуют государственную политику в области здравоохранения в пределах своей компетенции.
Статья 9. Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов в области здравоохранения
Местные исполнительные и распорядительные органы областного и базового уровней в области здравоохранения в пределах своей компетенции:
разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий по обеспечению граждан Республики Беларусь доступным медицинским обслуживанием;
обеспечивают финансирование подчиненных им государственных организаций здравоохранения и государственных организаций, обеспечивающих функционирование здравоохранения;
организуют оказание организациями здравоохранения, осуществляющими в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность, медицинской помощи пациентам, проживающим на соответствующей территории, а также в пределах своей компетенции координируют и контролируют их деятельность;
осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 10. Структура здравоохранения Республики Беларусь
Здравоохранение Республики Беларусь включает:
государственную систему здравоохранения;
негосударственные организации здравоохранения;
другие организации, которые наряду с основной деятельностью также осуществляют медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность.
Основой здравоохранения Республики Беларусь является государственная система здравоохранения, состоящая из:
Министерства здравоохранения Республики Беларусь и подчиненных ему государственных организаций здравоохранения;
управлений здравоохранения областных исполнительных комитетов и Комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета;
органов управления здравоохранением других республиканских органов государственного управления и подчиненных им государственных организаций здравоохранения;
органов управления здравоохранением государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и подчиненных им государственных организаций здравоохранения;
государственных организаций здравоохранения, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам;
государственных учреждений, обеспечивающих получение медицинского (фармацевтического) образования и (или) повышение квалификации и переподготовку медицинских (фармацевтических) работников;
государственных медицинских (фармацевтических) научных организаций;
государственных организаций, обеспечивающих функционирование здравоохранения (медицинских информационно-аналитических центров, ремонтно-технических организаций, транспортных организаций и др.).
Организации здравоохранения, указанные в абзацах четвертом и пятом части второй настоящей статьи, являются ведомственными организациями здравоохранения.
Статья 11. Организации здравоохранения и особенности их создания. Порядок осуществления медицинской и (или) фармацевтической деятельности негосударственными организациями здравоохранения и индивидуальными предпринимателями
Непосредственное оказание медицинской помощи осуществляют организации здравоохранения, включающие:
государственные организации здравоохранения, в том числе государственные учреждения здравоохранения и государственные унитарные предприятия, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность;
негосударственные организации здравоохранения, осуществляющие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке медицинскую деятельность.
Индивидуальные предприниматели осуществляют медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Другие организации наряду с основной деятельностью могут также осуществлять медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Организации здравоохранения создаются в соответствии с номенклатурой организаций здравоохранения и в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Номенклатура организаций здравоохранения, а также положения, устанавливающие порядок организации их деятельности, утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
На организации, указанные в части третьей настоящей статьи, а также на индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими медицинской и (или) фармацевтической деятельности распространяется действие настоящего Закона в части требований, предъявляемых к организациям здравоохранения, если иное не установлено настоящим Законом или другими законодательными актами Республики Беларусь.
Статья 12. Лицензирование медицинской (фармацевтической) деятельности
Медицинская (фармацевтическая) деятельность осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь о лицензировании.
Отдельные работы и услуги, составляющие медицинскую (фармацевтическую) деятельность, в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, осуществляются только государственными организациями здравоохранения.
Статья 13. Финансирование здравоохранения
Финансирование государственной системы здравоохранения осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Объем финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, выделяемых для предоставления бесплатной медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения, определяется на основе нормативов бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя, устанавливаемых законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Источниками финансирования здравоохранения являются:
средства республиканского и (или) местных бюджетов;
безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 3ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Статья 14. Организация оказания медицинской помощи
Оказание медицинской помощи пациентам...

Похожие материалы:

Нормативная документация: Закон Республики Беларусь о здравоохранении 18 июня 1993 г. № 2435-XII

Нормативная документация: ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 октября 2007 г. № 92 Об организации диспансерного наблюдения взрослого населения Республики Беларусь

Нормативная документация: Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.01.2008 N 53 "Об организации работы отделения профилактики поликлиники"

Нормативная документация: УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 августа 2006 г. № 542 О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения

Нормативная документация: ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 февраля 2012 г. N 155