Реферат: Биопсизм

Развитие психики - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.


Дата добавления на сайт: 26 марта 2025
Содержание

1. Чем отличается развитие психики у животных в условиях биологической эволюции и у человека в условиях биологической эволюции и у человека в условиях исторического процесса
. Как вы понимаете теорию биопсизма
. Что обуславливает развитие и перспективы психологической науки
. Согласны ли вы с поговоркой: «Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть»
. Психологическая задача
Литература

1. Чем отличается развитие психики у животных в условиях биологической эволюции и у человека в условиях исторического процесса

Развитие психики - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Для психики животных на разных стадиях эволюционного развития характерно качественное отличие не только содержания взаимоотношения субъекта со средой, но и физиологического обеспечения - «органа психики»: отсутствие нервной системы, «доузловой» тип нервной системы (диффузный и сетчатый), разные варианты «узловой» нервной системы (кольцевая, радиальная, билатеральная, ганглиозная), центральная нервная система позвоночных [7, c. 127].
Психика даже высших животных способна отражать лишь пространственно-временные связи и отношения между предметными компонентами среды, но не глубокие причинно-следственные связи. Психика же человека прямо или косвенно отражает также и общественные связи и отношения, деятельность других людей, равно как ее результаты, и это позволило человеку постигнуть даже недоступные наблюдению причинно-следственные связи. На этой основе стало возможным отражение в мозгу человека предметной действительности вне непосредственного отношения к ней субъекта, то есть в сознании человека образ действительности уже не сливается с переживанием субъекта, а отражаются объективные, устойчивые свойства этой действительности. Человеческое познание есть историческая категория. Оно не сводимо к моментальному акту, в котором знание возникает, чтобы тут же угаснуть. Познание в собственном смысле слова предполагает преемственность приобретаемых познаний и, значит, возможность их фиксации, осуществляемой посредством слова. Животные лишены возможности словесного общения, а тем более словесной фиксации приобретаемых познаний и их передачи потомству с помощью языка. Этим определяется предел мышления животных, равно как их коммуникативных возможностей, и одновременно характеризуется биологическая, чисто приспособительная роль их общения. Ведь для осуществления этой роли не нужны слова, благодаря которым впервые появляются абстрагируемые от вещей идеальные объекты мышления как \"теоретической\" деятельности и вместе с ними и эта последняя.
Элементы опосредованного отношения к природе, к ее предметным компонентам встречаются уже в манипуляционной активности обезьян, особенно при компенсаторном манипулировании и в орудийных действиях, а также при демонстрационном манипулировании. Однако, при сложном манипулировании, когда обезьяна воздействует одним объектом на другой, ее внимание направлено лишь на изменения, происходящие в аналоге орудия («первом объекте»), но не в объекте воздействия («втором объекте»). Подлинные же орудийные действия ситуационно обусловлены, и соответственно их познавательная ценность предельно ограничена конкретным, чисто приспособительным значением этих действий. Свое всемерное развитие и полноценное познавательное значение, опосредованные действия получают только тогда, когда после слияния компенсаторного манипулирования с орудийными действиями внимание переключается на обрабатываемый («второй») объект, что с необходимостью и происходит при трудовой деятельности. Именно такое и только такое опосредованное отношение к природе позволило человеку вскрыть недоступные непосредственному наблюдению существенные, внутренние взаимозависимости и закономерности природы.
Не менее существенным для преобразования досознательной психики в сознание являлось то, что опосредованное отношение к природе формировалось в ходе установления трудовых связей между работающими, через их общение друг с другом при выполнении трудовых операций. Именно таким образом возникала одновременно с сознанием в процессе трудовой деятельности членораздельная речь, послужившая средством обуславливания индивидуального сознания общественным.
О коренном отличии исторического развития человечества от биологической эволюции животных, культурного типа развития поведения от биологического Л.С. Выготский писал, что «развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, в то время как изменения биологического типа являются основой эволюционного типа развития. Как известно, эта черта составляет и общее отличие исторического развития человека. У человека, продолжает Выготский, «на первый план выступает развитие сто искусственных opганов - орудий, а не изменение органов и строения тела» [6, c. 396-399].
Именно биологическая эволюция животных, весь ход филогенеза позвоночных, а еще ниже - беспозвоночных создали биологическую основу и предпосылки для этого небывалого в истории органического мира перехода на совершенно новый уровень развитии.
психика биопсизм материя биологический
2. Как вы понимаете теорию биопсизма

Данная точка зрения основана на качественном отличии живой и неживой материи. При этом критерием живого считается обмен веществ. Для сохранения себя живому организму, в отличие от неживого, необходимо взаимодействовать со средой и получать из нее необходимые для себя компоненты. Таким образом, любое живое существо обладает потребностью в получении дополнительных веществ из среды и активностью (способностью инициировать для этого взаимодействие со средой), что проявляется по отношению к среде в форме раздражимости. Признавая раздражимость (способность к избирательному реагированию на воздействия среды в соответствии со своими потребностями) общим для всего живого свойством, сторонники биопсизма рассматривают его как изначальную форму психического, свойственную всей живой материи. Этой точки зрения придерживались многие эволюционисты, в частности Т. Гоббс, Э. Геккель, из психологов - В.Вундт, отчасти П.К.Анохин (представление об опережающем отражении как общем свойстве живого), Я.А. Пономарев (считающий, что в филогенезе не было «допсихического» этапа как существования физиологического без психического) и другие. В первой половине XX в. на основе изучения физиологии высших растений появилось направление, которое получило название «фитопсихология» (психология растений). Сторонники фитопсихологии аргументировали свою точку зрения, во-первых, тем, что основная характеристика поведения - движение (которое признавалось проявлением психики у животных) относится к растениям, так как у них тоже есть неростовые движения (настии). А во-вторых, пытались доказать, что растения способны «испытывать эмоции», они отличают положительное и отрицательное отношение к себе человека, реагируя на это изменением процессов жизнедеятельности [7, c. 80 - 81].
Однако настии - это изменение осмотического давления в тканях растения, в результате чего происходит различное изменение тургора клеток в разных частях растения и возникает изменение положения этих частей относительно друг друга (поднятие или опускание лепестков, поворот соцветия подсолнуха и т.п.), что принципиально отлично от движения животных организмов, направленного на цель и осуществляемого всем организмом, а не отдельными его частями. Эксперименты же с «эмоциями» растений не подтвердили гипотезы об их чувствительности.

. Что обусловливает развитие и перспективы психологической науки

Можно ли считать развитие психологических знаний процессом, определяемым лишь собственной логикой познания в соответствии с природой изучаемою объекта - психики? Как и всякая другая наука, психология обладает лишь относительной самостоятельностью, а психологи как ученые находятся под господствующим влиянием экономического развития. Сложные отношения пауки и общества охарактеризовал Л.С. Выготский: «Закономерность в смене и развитии идей, возникновение и гибель понятий, даже смена классификаций и т.п. - может быть объяснено на почве связи данной пауки с общей социально-культурной подпочвой данной эпохи, с общими условиями и законами научного познания, с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования [2, c. 11 - 12].
Исследования многих ученых показали, что на развитие психологии как науки оказывают влияние несколько факторов. Ведущий из них - логика развития психологических знаний - связан с изменением се предмета, влиянием смежных с психологией наук, с развитием принципов и категориального строя психологии. Уже из этого краткого описания становится понятным, что этот фактор достаточно объективен и поддается научному изучению. Два других фактора более субъективны, их невозможно исследовать так же строго и получить однозначные ответы. Это - социальная ситуация развития науки и особенности личности конкретного ученого.
Влияние социальной ситуации заключается в том, что общественные, исторические условия, культурное и политическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так и на их распространение, помогают развитию научных школ и направлений или затрудняют его. Естественно, что это влияние осуществляется опосредованно, через социальную перцепцию, то есть через особенности восприятия и понимания этих социокультурных условий учеными, научным сообществом в целом. Социальная ситуация может повлиять на развитие науки несколькими путями. Во-первых, она создаст условия для возникновения той или иной концепции. Например, проведение реформ в 60-х годах XIX в. в России, подъем национального самосознания способствовали появлению первых психологических концепций ментальности, или, как их тогда называли, концепций «психологии национального характера». Тот факт, что эти концепции возникли не только в России, но и в Германии (теории Лацаруса, Штейнталя, Вундта), также является доказательством влияния социальной ситуации, ибо это был период роста национального самосознания не только в России, но и в Германии, заканчивавшей свое объединение.
С социальной ситуацией во многом связано и появление в XVIII в. первой развернутой теории способностей, анализирующей роль биологических и социальных факторов в их происхождении и развитии. Концепция способностей, сформулированная Гельвецием, своим появлением обязана доминирующим идеям Просвещения: все люди рождаются равными, а разница в их социальном положении и реальных достижениях в жизни связана с разным обучением, разным уровнем просвещения. Неудивительно, что на этом фоне появляется психологическая теория, которая, практически отождествляя способности с уровнем выполнения конкретной деятельности, доказывает, что врожденных способностей нет, а их формирование происходит в процессе обучения.
Не меньшее значение имеет и другой фактор - личность ученого, творца той или иной психологической теории, его ценностные ориентации, когнитивный стиль, волевые качества, особенности общения с коллегами, принадлежность к определенной научной школе и так далее. Принадлежность к научной школе может помочь ученому, особенно в начале его творческого пути, так как предоставляет и необходимую информацию, и простор для дискуссий, оппонирования, и некоторую защиту от критики. Однако мнение коллег, выработанный общими усилиями подход к решению проблем могут стать и тормозом на пути научного прогресса, сковывая творческую активность либо из боязни вступить в противоречие с коллегами, либо из-за догматического пристрастия к высказанному единожды мнению.
Таким же препятствием на пути создания новой теории может стать и недостаток упорства или уверенности в себе, особенно в том случае, если новая концепция встречает противодействие пли непонимание. Так, авторитарность и даже некоторая нетерпимость З.Фрейда явились причиной его конфликта с последователями, отхода от него и его теории даже близких учеников. Но в то же время именно эти качества во многом позволили ему создать эту теорию и продолжать ее разработку в ситуации острой критики и неприятия со стороны многих психологов [3, c. 11 - 13].
История психологии должна также учитывать особую ситуацию в науке в изучаемый период. Факт взаимосвязи психологии с другими науками характеризует ее развитие на всех этапах истории. Влияния математики, физики, астрономии, языкознания, физиологии, биологии, этнографии, логики и других наук на психологию разнообразны. Во-первых, в рамках этих наук накапливались знания о психических явлениях (например, изучение проблемы связи языка и мышления в трудах лингвистов А. Потебни, В. Гумбольдта и других, изучение времени реакции астрономами и другое). Во-вторых, в психологии использовались методы этих наук, в частности, эксперимент был заимствован В. Вундтом из физиологии органов чувств, психофизики и психометрии. В-третьих, происходило использование научной методологии. Так, развитие механики в XVII и XVIII вв. обусловило возникновение механистической модели поведения животных (и частично человека) Р. Декарта, механистической концепции ассоциаций Д. Гартли, «ментальной физики» Дж. Милля. Взаимодействие психологии с другими науками продолжается и в наши дни. Ж. Пиаже считал междисциплинарные связи особенностью как современного этапа в развитии психологии, так и ее будущего. В то же время он говорил, что «будущее психологии - это прежде всего ее собственное развитие». Здесь нет противоречия: связь с другими науками не должна превратиться в редукционизм, то есть сведение психологических закономерностей к закономерностям других наук. Такое сведение угрожает психологии утратой собственного предмета [2, c. 12 - 13].

. Согласны вы с поговоркой: «Чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть»

Человек рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности - генотип. Индивидуальные генотипичные свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью [1, c. 244 - 245].
Генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во-первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие. Генотипические факторы ответственны за формирование единых для всей человеческой популяции признаков (телесной организации, прямохождения, универсальности руки, способности к речевой коммуникации, высшим психическим функциям и так далее), которые возникли в результате антропогенеза. Они присуши всем здоровым людям, и в онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря консервативной наследственности - фонду неизменных видовых признаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивидуальной изменчивости.
Между тем человеческое разнообразие настолько велико, что невозможно встретить двух одинаковых людей (за исключением однояйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени может определяться наследственностью, поскольку наряду с консервативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное, присущее только ему, сочетание генов. По некоторым данным, около 60-70% генофонда каждого человека индивидуализировано. Каждый человек - это уникальный генетический эксперимент, который никогда не будет повторен. Таким образом, при анализе генетической детерминации психического развития человека также следует различать два относительно независимых аспекта: 1) формирование нормативных (универсальных, общевидовых) закономерностей и 2) формирование межиндивидуальной вариативности в реализации этих закономерностей, то есть формирование индивидуальных различий.
Для своей реализации генотип требует определенных условий среды. Его видоспецифическая часть (консервативный фонд наследственности) предусматривает наличие диапазона средовых условий, в которых возможно полноценное развитие человека как представителя Homo Sapiens. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответствующие видовым требованиям природные, экологические условия, позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в пище, безопасности и так далее), а с другой - социальные, которые предусматривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, общение со сверстниками, возможность присвоения социального опыта и так далее [5, c. 366 - 367].
Личность - это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то достигший определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми (общественные отношения), и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиями общества. Конечно, «требования» эти могут быть очень разными. Они могут отражать интересы небольшой социальной группы, класса или человечества в целом («общечеловеческие идеалы»). От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, - пишет С.Л. Рубинштейн, - чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее [1, c. 245-246].
На индивидуальные особенности человека оказывает влияние темперамент. Темперамент - индивидная характеристика человека.
Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоционалъности.
Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.
Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п. [1, c. 256].
Темперамент связан с характером. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
С характером человека сталкиваются непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность [1, c. 267-269].
Известно, например, насколько решающее значение для развития личности подростка имеет его отношение к социальным нормам и ценностям. Однако из-за особенностей своего характера подросток может обнаружить разное отношение к ним. Так, у гипертима обычно очень выражена «реакция эмансипации», то есть отделение от взрослых, что, конечно, осложняет процесс усвоения социальных норм. Напротив, сензитивный подросток, как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым, охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируется чувство долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования к себе и к другим.
Итак, можно сказать, что активность общества, направленная на формирование личности, равно как и весь процесс формирования личности в целом, «встречает» в индивидуальных характерах разную почву. И вот в результате таких встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств [1, c. 286-287].
Человеческая природа наверно определяет в характере личности только возможности его формирования, отдельных тенденций развертывания и тому подобное, а которая из этих возможностей и в какой мере будет осуществлена, это уже решают ход последующего развития личности, свойства «материала», на котором оказывается и вызревает характер, наличие сознательной силы, которая влияет на раскрытие характера в определенном направлении. Личность должна быть многогранной, потому рядом с идеями добра становятся ценности красоты, истины, святости и другое, однако идеи добра всегда являются первыми среди тех факторов, которые «защищают» чувство, волю, ум от тенденций порочного развития. Можно также говорить об определенном характере мировоззренческих позиций личности, которые центрируют в сознательном, целеустремленном процессе организации личностью своей жизни.
Сила характера личности сказывается в первую очередь в том, что индивид должен владеть способностью к противостоянию в жизненных ситуациях борьбы противоречий, должен владеть духом инициативы, предотвращения, стойкости, мужества и тому подобное. Для направления этой силы необходимы здравый смысл, ум, стойкие моральные принципы. Поступки, которые осуществляет индивид, являются результатом проявления его характера, в то же время характер формируется и развивается в моральном, целеустремленном деянии относительно явлений мира и собственного «Я». Важно также помнить, что характер индивида не является суммой отдельных задатков, способностей и других элементов; он является живым, неразрывным единством их, связанной общим внутренним принципом - единственным духом личности [4, c. 286-287].
Поэтому, до конца человека фактически узнать невозможно, так как поведение его зависит не только от индивидуальных генотипических особенностей, но и от влияния окружающей среды.

. Психологическая задача

В рассказе Л. Пантелеева «Честное слово» идет речь о мальчике, который брал участие в военной игре старших детей. Его поставили постовым, взяв честное слово, что он не уйдет с поста. Мальчик остался на посту, а дети ушли, забыв про него. Прошло много времени, начало темнеть, мальчику было страшно, его ждали и, наверное, волновались родители. Но, верный своему слову, он не мог самовольно покинуть свой пост, и ушел домой только после того, как передал свои обязанности прохожему - военному. Вопрос: Как можно объяснить поведение этого мальчика? Что может стать исходным пунктом такого объяснения?
Очевидно, что уже с раннего детства начинается формирование того, что называется «опосредствованным поведением», то есть действий, которые направляются не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами.
С ростом ребенка все больше и больше расширяется круг норм и правил, которые он должен усвоить и которые должны опосредствовать его поведение. Все дошкольное детство заполнено таким воспитанием, и оно проходит ежедневно и ежечасно.
И при правильном тоне воспитателя, достаточно дружелюбном, но настойчивом, ребенок овладевает этими нормами, начинает вести себя в соответствии с ними.
Но результаты воспитания не ограничиваются внешним поведением; происходят изменения в мотивационной сфере ребенка.
Конечно, далеко не все передается ребенку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль в передаче «личностного» опыта принадлежит косвенным влияниям - через личный пример, «заражение», подражание. Соответствующий механизм получил название механизма идентификации.
Механизм принятия и освоения социальных ролей во многом сходен с механизмом идентификации, отличаясь от него значительно большей обобщенностью и часто отсутствием персонализации усваиваемого эталона.
Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется, прежде всего, совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек должен выполнять социальную роль, то есть осуществлять совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение [ 1, c. 298-308].
Большое значение для формирования определенного поведения имеет игра. В игре ребенок учится действовать в ситуации, которая нуждается в познании, а не только непосредственно переживается. Действие в представляющей ситуации приводит к тому, что ребенок учится руководствоваться не только восприятием предмета или реальных обстоятельств, но и смыслом ситуации, ее значением. Возникает новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую действительность, которая не только имеет разнообразную расцветку, множество форм, но и значение и смысл. В игре происходит борьба мотивов.
Борьба мотивов обнаруживает ориентации индивида в выборе тех или других побудительных импульсов, уровень его готовности к осуществлению целеустремленных и утверждающих его собственно «Я» действий, склонность к тому или другому типу мотивирования поступка. Результаты противостояния мотивов и осознания индивидуального значения этого противостояния оказываются в принятии решения индивидом относительно всех элементов ситуации поступка (внешних и внутренних, действительных и возможных, непосредственных и опосредствованных и тому подобное). Именно момент принятия решения и свое содержательное выражение (характер и цель следующего деяния) становятся собственно динамическим импульсом последующего развития ситуации поступка [4, c. 246].
Очевидно, что поведение мальчика в приведенной ситуации связано с особенностями его воспитания, влияния среды. В основе поведения лежит борьба мотивов, способствующая формированию личности ребенка, его собственного «Я».

Литература

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: ЧеРо, 2005. - 336 с.
. Ждан А.Н. История психологии. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2001. - 544с.
. Основи психології. - К.: Либідь, 1997. - 632 с.
. Равич - Щербо И.В. Психогенетика. - М.: Аспект - Пресс, 2002. - 447с.
. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. - М.: Психология, 2001. - 464 с.
. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. - М.: Академія, 2004. - 544 с.

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.