Реферат: Особенности готовности к родительству у студентов с разной направленностью образования
Большинство людей рано или поздно становятся родителями. Родительство является социально-психологической функцией каждого человека. Практически каждый мужчина и женщина, достигшие половой зрелости, имеют потенциальную возможность стать родителями.
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
Скачать работу 'Особенности готовности к родительству у студентов с разной направленностью образования':
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое исследование готовности к родительству в юношеском возрасте
1.1Проблема родительства в работах зарубежных и отечественных психологов
1.2Психологическое понятие готовности к родительству и характеристика ее составляющих
1.3Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте
1.4Направленность высшего образования как фактор готовности к родительству
Выводы по главе I
Глава II. Эмпирическое исследование готовности к родительству у студентов с разной направленностью образования
2.1Описание и обоснование методов исследования готовности к родительству у студентов с разной направленностью образования
2.2Анализ и интерпретация результатов исследования готовности к родительству у студентов с разной направленностью образования
Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Большинство людей рано или поздно становятся родителями. Родительство является социально-психологической функцией каждого человека. Практически каждый мужчина и женщина, достигшие половой зрелости, имеют потенциальную возможность стать родителями.
Но биологическая способность быть родителями не всегда совпадает с психологической готовностью к выполнению этой роли. Готовность к рождению детей и воспитанию их в дальнейшем формируется под влиянием различных факторов, таких биологические, социальные и, конечно, психологические. Психологически оказывает влияние ситуация в собственной семье, особенности воспитания потенциальных родителей, общественная ситуация, также их личностные факторы, которые выражаются ценностных ориентациях и мировоззрении.
Родительство является многосторонним процессом, нуждающимся в осознанном и ответственном подходе к его осуществлению. Психологическая готовность и стабильность будущих родителей оказывает непосредственное влияние на будущего ребенка. Изучая данную тему с точки зрения гендерного подхода становятся очевидными различия в материнской и отцовской готовности. Но готовность к тому, чтобы стать матерью или отцом - это психологическая характеристика, формируется она внутри каждого отдельного человека.
При всем разнообразии исследований в данной области большей частью они проводятся в период беременности или в первый год после родов. Однако потенциальные родители начинают задумываться о будущем материнстве и отцовстве задолго до их реального наступления. От того, насколько психологически зрелыми они вступят в этот важный для их жизни период, зависит успешность реализации их в роли родителей. Поэтому исследование готовности к родительству правомерно начинать до наступления беременности. Большое количество современной молодежи испытывают страх перед потенциальным состоянием «родительства», или вовсе не желают становиться родителями в дальнейшем. Причины этому могут быть разнообразные: материальная несостоятельность, желание построить карьеру, боязнь ответственности и др.
Изучение готовности к родительству, в частности изучение гендерных различий и факторов, влияющих на этот процесс, является значимым направлением исследований в различных отраслях психологии. Развитие личности начинается в младенчестве через взаимодействие с родителями. Это определяет важность изучения данной темы в рамках психологии развития и психологии личности. Одной из важнейших задач современного общества является поддержка молодых семей. Важным фактором, влияющим на развитие личности в юношеском возрасте является образование. ВУЗ оказывает непосредственное влияние на формирование ценностей у молодых людей, участвует в процессе становления самосознания. На макроуровне высшее образование влияет на формирование психологической готовности к родительству у молодежи. В зависимости от направленности образования (техническое или гуманитарное) воздействие может быть различным: более глубинным или поверхностным. Это и определяет актуальность исследования готовности к родительству у студентов с разной направленностью образования.
Цель данного исследования: выявить особенности готовности к родительству у студентов с разной направленностью образования.
Объект исследования: готовность к родительству как психологическое образование.
Предмет исследования: особенности готовности к родительству у студентов с психологической и технической направленностью образования.
В соответствии с целью нашей работы были сформулированы следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме готовности к родительству у студентов с разной направленностью образования.
2.Сравнить особенности готовности к родительству у молодых людей и девушек юношеского возраста.
.Сравнить особенности готовности к родительству у студентов с разной направленностью образования.
Гипотеза исследования:
Высшее образование выступает как социальный фактор воздействия на личность и способно влиять на уровень готовности к родительству у молодежи. Предполагается, что студенты психологических специальностей окажутся в большей степени готовыми к будущему родительству в силу более развитого когнитивного и поведенческого компонентов родительства.
Теоретико-методологическая основой данного исследования служит идея К. Маркса об общественном развитии человеческой психики. Он говорит о том, что в формировании личности ключевую роль играет социальный аспект. Общественный уровень влияний задает для личности определенные образцы родительства, «отправную точку», которые, преломленные через особенности личности будущих родителей, их ценностно-мотивационную сферу, а также опыт, полученный в родительской семье, дают начало формированию родительства в каждом конкретном случае.
Концептуальной для нас будет идея И.С. Кона, согласно которой материнство и отцовство, хотя и укоренено в биологической природе человека, является реализацией социально-обусловленных (гендерных) различий между мужчинами и женщинами.
Также мы будем опираться на системный подход в психологии. В частности идею о системности в понимании психологической сущности и готовности к родительству Р.В. Овчаровой. По ее мнению, феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему.
Методы исследования:
1)методы теоретического анализа подходов и обобщение результатов, полученных другими авторами по проблеме исследования;
2)эмпирические методы:
-Методика «Представления об идеальном родителе». Авторы методики: Р.В. Овчарова, Ю.А. Дегтярева;
-«Методика диагностики системы ценностных ориентаций личности» Авторы: Е.Б. Фанталова в модификации Л.С. Колмагоровой, Д.В. Каширского
-Методика анализа продуктов деятельности «Родительское сочинение»
3)статистические методы обработки данных: вычисление мер центральной тенденции и мер разброса (изменчивости) данных, проверка значимости полученных различий с помощью критерия Манна - Уитни
Опытно-экспериментальной базой исследования является факультет педагогики и психологии Московского Педагогического Государственного Университета и факультет материалов современной энергетики Российского Химико - Технологического Университета.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности на практике увидеть различия в готовности к родительству у студентов разной направленности образования, оценить уровень и особенности готовности к родительству у молодых людей и в дальнейшем использовать эти данные при разработке программ по работе с молодежью в ВУЗах, программ помощи молодым семьям, направленных на повышение уровня психологической готовности к родительству в юношеском возрасте.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Теоретическое исследование готовности к родительству в юношеском возрасте
Данная глава посвящена общему теоретическому изучению проблемы родительства в работах российских и зарубежных психологов, в рамках которой более подробно говорится о понятиях «материнство» и «отцовство». Феномен родительства разбирается с точки зрения системного подхода. Большое внимание уделено непосредственному изучению психологической готовности к родительству, факторов, влияющих на готовность к родительству и гендерных различий. Также в данной главе приводится анализ психологических особенностей непосредственно юношеского возраста и влияния этих особенностей на формирование готовности к родительству. Отдельное внимание уделяется изучению высшего образования, как фактора, способного влиять на психологическую готовность к родительству у студентов.
1.1Проблема родительства в работах зарубежных и отечественных психологов
Родительство - это комплексная структура. Данная система включает в себя семейные ценности, родительские ожидания и установки, родительские позиции, родительские чувства, стиль семейного воспитания, родительскую ответственность и родительское отношение, связанные посредством пересечения когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов.
Анализ исследований в рамках темы родительства показывает, что большее внимание исследователи уделяют непосредственно изучению детско-родительских отношений. Большая доля внимания психологов, в особенности отечественных, сосредоточена на проблеме рождаемости в то время, как самосознание и я-концепция родителя чаще остаются вне поля исследовательского внимания. В настоящее время исследователи, работающие в рамках психологии развития, подчеркивают необходимость детального изучения сущности феномена родительства.
Родительство включает в себя феномены материнства и отцовства, но не сводится к их простой совокупности. Однако отдельные проблемы материнства являются намного более проработанными, чем проблемы отцовства, отцовство является намного менее изученным. В психологии нет четкого определения родительства, отсутствует также обоснования этого феномена с психологической точки зрения. Исключение составляют только исследования этнографического аспекта родительства, которым занимался И.С. Кон.
Зарубежные психологи подчеркивают большую важность исследований материнства. Так, Б. Бернс в предисловии к книге «Разные лики материнства» пишет: «Если мы хотим понять детское развитие и убеждены, что ранние годы важны для жизни ребенка, тогда, вероятно, важно исследовать наши представления о матери. Если мы хотим понять развитие человека, тогда материнство, конечно, - важная область исследований».
Проанализировав научные работы зарубежных авторов по данной проблеме, можно выделить два основных подхода, в русле которых они выполнены: изучение материнства в контексте материнско-детских отношений и материнство как самостоятельный феномен, в центре которого стоит личность самой матери. В изучении родительства можно выделить следующие направления: этологическое, культурно-антропологическое, психоаналитическое.
Одним из первых направлений психологии, где возник интерес к материнству, был психоанализ. В психоаналитическом направлении материнство изучается в контексте детско-родительских отношений, в которых мать занимает главенствующую роль в развитии ребенка. Ведущими исследователями здесь были: З. и А. Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни, М. Кляйн, Д.В. Винникот, Дж. Боулби, М.Малер. В этом направлении ими разработаны первые теоретические концепции и методы психотерапевтической работы как с родителями, так и с самими младенцами.
В психоанализе есть несколько различных концепций материнства. Одна из которых - теория привязанности Дж. Боулби. Данная теория основывается на представлении об исключительной важности межличностных связей между матерью и ребенком. Другое направление развития психоанализа - теория объектных отношений, которая принадлежит Маргарет Малер. Согласно ее теории, материнско-детские отношения - система взаимного удовлетворения потребностей между матерью и ребенком: мать отвечает на сигналы младенца, а малыш, в свою очередь, адаптируется к ее потребностям, требованиям и эмоциям. Очень большое влияние на психоаналитические концепции развития ребенка оказала теория объектных отношений Д.В. Винникотта. В ней автор вводит понятия «достаточно хорошая мать» и «обычная преданная мать». По мнению Д.В. Винникотта, мать - естественная личность, и ей от природы даны все необходимые умения и знания для ухода за ребенком. Таким образом, материнство по Д.В. Винникотту - это биологическое явление, которое проистекает из естественной внутренней сущности женщины, т.е. является естественной составляющей и условием развития женской идентичности.
Этологические исследования рассматривают материнское поведение как культурно видоизмененный вариант поведения животных, психически более сложно организованный и, направленный на создание условий для полноценного развития потомства. В рамках этого направления проводились социобиологические исследования, в рамках которых материнство понимается как генетически детерминированная стратегия поведения, целью которой является максимальное распространение гена в популяции (Р. Докинз).
Культурно-антропологическое направление рассматривает материнство как культурно детерминированный феномен. Ведущими факторами, влияющими на его историческую динамику, признаются особенности социально-экономической ситуации. Материнство рассматривается как одна из перспектив реализации женщины в социальном пространстве. Одой из первых последовательниц данного подхода - французская исследовательница, выдающийся мыслитель Симона де Бовуар. В своей работе «Второй пол» она развивает мысль о том, что категория «особой» женской природы придумана исключительно для удобства маскулинного общества. Исследуя процессы формирования женского самосознания и личности на всех этапах ее онтогенетического развития, она приводит многочисленные доказательства этому в особенностях положения женщины в социуме, преувеличенной значимости женской телесности и акцентировании внимания непосредственно на ее репродуктивном цикле. Таким образом, по ее мнению, естественные метаморфозы, происходящие в женском организме становятся непреодолимыми препятствиями на пути женщины к самоактуализации. Ее поддерживают еще некоторые исследовательницы: Дж. Ален, С. Фарейстон. Они утверждают, что материнство ограничивает возможности личного развития женщины, вынуждая отдавать приоритет лишь своим материнским функциям. И говорят о том, что оно и вовсе уничтожило женщину как полноценного творческого субъекта. Решение проблемы женской самоактуализации они видят через освобождение ее от материнской роли благодаря новым репродуктивным технологиям.
Американские психологи считают, что матери и отцы влияют на ребенка схожим образом, и различия между ними не столь важны, как сходства, сходствами являются механизмы и средства влияния на детей. Кроме того, влияние отца на ребенка само по себе индивидуально, во многом оно зависит от личности самого отца и внутрисемейного контекста его отношений с женой и ребенком. Индивидуальные свойства отцов влияют на развитие ребенка в меньшей степени, чем характер взаимоотношений между отцом и ребенком. Тем не менее, характер взаимоотношений, которые строит отец со своим ребенком, зависит от индивидуальных личностных особенностей мужчины, таких как уровень маскулинности, эмоциональности, интеллекта.
Одним из первых исследователей, кто четко разделил родительское отношение на отцовское и материнское, был Э. Фромм. Материнскую любовь он называл безусловной по своей природе. Мать любит своего ребенка просто потому, что он есть, не потому, что он выполняет какие-то ее условия или оправдывает какие-то ее надежды и ожидания. Такая материнская любовь идеальна, она исходит от материнского начала, которое представлено в личности любой женщины. Отцовская любовь, наоборот, основывается на определенных условиях, она руководствуется принципом «Я люблю тебя, потому что ты оправдываешь мои надежды, потому что ты исполняешь свой долг, потому что ты похож на меня». Такая «обусловленная» любовь, по мнению, Э. Фромма, имеет как отрицательные, так и положительные стороны. Отрицательная сторона в том, что любовь отца необходимо заслужить и ее можно потерять, не оправдав возложенных надежд. Положительная же сторона как раз в том, что, если любовь возникает на определенных условиях, то ее можно завоевать, приложив все усилия. Такой любовью, в отличие от безусловной материнской, можно управлять. Потребность в отцовской любви возникает у ребенка после шести лет, когда он начинает испытывать потребность в авторитете и руководстве со стороны отца. Отец выполняет роль учителя, наставника, который направляет и помогает ребенку решать те задачи, которые ставит перед ним общество.
Похожая точка зрения встречается и в работах К.Г. Юнга. Он тоже считал, что отец играет роль в жизни ребенка, независимо от пола ребенка, несколько иную, чем мать. Отец воплощает в себе авторитет, помогает в общем ориентироваться ребенку во внешнем мире, а мать способствует развитию внутреннего мира ребенка, мира чувств. Отец «раскрывает перед ребенком объективный внешний мир и, олицетворяя сферу авторитета и морали, напротив, создает защиту от субъективных душевных уклонов».
В поздних ответвлениях психоанализа проблема отцовства получила свое дальнейшее раззвитие. Но в раннем возрасте исследователи по-прежнему отводили ведущую роль матери. Фигура отца рассматривалась ими в контексте проблем, связанных с фаллической стадией развития ребенка. Согласно психоаналитической периодизации детского развития, это возраст 3-6 лет. В последнее время последователи психоанализа попытались осмыслить роль отца в развитии детей в начале жизни, до этого отцу отводилась весьма посредственная роль. Как отмечает Д. Берлингейм, «что бы ни писали большинство аналитиков о первых годах жизни ребенка, описываемые значимые объекты - это матери, отцы остаются на заднем плане, они не имеют важности…и едва ли упоминаются до тех пор, пока не получат должное при достижении ребенком фаллически-эдиповой стадии развития».
В дальнейшем исследования по данной теме получили новое развитие в теории триангуляции, которая принадлежит Фридрих Е. В этой теории отец понимается как «третий объект», способствующий сепарации ребенка от матери. Здесь большое значение отводится характеру отношений в родительской паре. По мнению французского психоаналитика Джойса Макдугала, мать сможет помочь своему ребенку стать самостоятельной личностью, преодолев зависимость от себя, если у нее построены полноценные любящие отношения с отцом ее ребенка. «Женское начало» в матери постепенно отделяется от слияния с ребенком и вновь обращается в сторону мужчины. Это процесс обоюдный: не только ребенок преодолевает свою симбиотическую зависимость от матери, благодаря участию отца, но и женщина выходит из полного психологического слияния со своим ребенком.
В отечественной психологии родительство как психологическое явление рассматривается исследователями с точки зрения системного, комплексного и феноменологического подходов.
Системный подход рассматривает...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности мотивации достижения, готовности к риску и ценностных ориентацийСтатья: Особенности освоения чтения и письма младшими школьниками с разной латеральной организацией