Курсовая работа: Особенности памяти
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память человека - это своеобразный мост во времени. Она черпает информацию из прошлого, обогащает настоящее, хранит факты и превращает их в идеи, позволяет человеку снова и снова приоткрывать дверь в минувшее.
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
Скачать работу 'Особенности памяти':
Введение
память научение способности
Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память человека - это своеобразный мост во времени. Она черпает информацию из прошлого, обогащает настоящее, хранит факты и превращает их в идеи, позволяет человеку снова и снова приоткрывать дверь в минувшее. Наша жизнь целиком и полностью основывается на тех или иных возможностях памяти. Благодаря ей мы умеем ходить, учиться, отдыхать, общаться, играть. Что бы мы ни делали, наша память, так или иначе постоянно работает.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Давайте представим на один только миг, что вы являетесь обладателем уникальной памяти, и все, что необходимо запомнить, для вас не составляет большого труда удержать в своей голове. Как хозяин таких необычайных способностей - что вы будете предпринимать и как их использовать? “О! - скажете вы. - Для меня в таком случае откроются потрясающие возможности - я смогу стать интересным собеседником, без труда буду готовится к экзаменам, высоко поднимусь по карьерной лестнице”. Звучит достаточно заманчиво. Так можем ли мы увеличить свою память и сделать ее более объемной и точной? Можем ли мы научиться помнить в течение долгого времени выученное и быстрее воспринимать новую информацию? Можем ли мы научиться управлять нашими воспоминаниями так, чтобы они появлялись как только в них появляется необходимость? Да, и еще раз да.
В психологических лабораториях были проведены сотни интересных опытов, касающихся свойств памяти. И теперь стало возможным определить важнейшие условия, от которых зависит продуктивность памяти.
Итак, в данной работе я ставлю своей целью реализовать поставленные цели и задачи и дать теоретическое обоснование выдвинутой гипотезе.
В связи с вышеуказанным целью работы является изучение основных факторов влияющих на развитие памяти. Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть основные процессы и механизмы памяти
Определить понятие памяти.
Описать отдельные виды памяти.
Изучить факторы влияющие на развитие памяти.
Разработать рекомендации по развитию памяти.
Объект - память как отдельный психический процесс.
Предмет - факторы развития памяти.
Гипотеза исследования: уровень объема памяти повысится, если создать необходимые условия для развития памяти.
Методологической базой моей работы являются представления о памяти как высшей психической функции, разрабатываемые в отечественной психологической традиции (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский) при работе над данной проблематикой я использовала метод анализа литературных источников.
1.Основные процессы и механизмы памяти
Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом.
С.Л.Рубинштейн
Начало экспериментального развития памяти было положено в конце девятнадцатого века исследованиями немецкого психолога Германа Эббингауза (1850-1909), обобщенными в его работе «О памяти» (1885). Память считается одним из наиболее важных познавательных процессов. Однако, можно сказать, что память выступает основой всякого познания, её работа определяет и функционирование психической сферы в общем.
Память складывается из трёх частей: запоминания, сохранения и воспроизведения того, что сохранялось. Каждая из этих частей и есть процесс, длящийся иногда большее, иногда меньшее время и протекающий по определённым правилам. Поэтому запоминание, сохранение и воспроизведение являются основными процессами памяти, которые определяют её основные характеристики.
В проблематики памяти ставится большое количество вопросов, однако наиболее важными из них в прикладном смысле имеют вопросы, касающиеся факторов определяющих развитие памяти и целенаправленного управления ею. Это связано с заинтересованностью специалистов смежных областей в более эффективной организации своей деятельности.
Большой вклад в проблему филогенетического и онтогенетического развития памяти внесли советские учёные - Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, П.П.Блонский. В своих работах данные авторы основывались на представлении о памяти как специфически человеческом, обусловленном культурой, феномене.
2.Общее понятие о памяти
Что же такое память? Этот вопрос интересовал древних людей, и даже в двадцать первом веке не утихают споры по определению памяти.
Изучение памяти началось много веков назад. Первую развернутую концепцию памяти дал гениальный древнегреческий ученый Аристотель в трактате “О памяти и воспоминании”. Согласно Аристотелю, память свойственна и человеку, и животному, воспоминания же - только человеку. Он утверждал, что память является результатом работы сердца, а мозг служит лишь для охлаждения крови. Лишь в шестнадцатом веке фламандский ученый Андреас Везалий показал, что память связана с работой мозга. В настоящее время существует множество определений памяти. Например, по определению Зинченко Т.П. память - это “запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта” [4;306]. Л. Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет ее как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения.
В. А. Крутецкий памятью называет отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Столяренко Л.Д. считал, что память - это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания.
Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человекаЛ.С. Выготский. Он считал, что совершенствование памяти человека в филогенезе шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо
Благодаря различным формам речи - устной, письменной, внешней, внутренней - человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, - писал Л.С. Выготский, что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить для ребенка раннего возраста - значит вспоминать... Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти» [7;161].
Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А. Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание - с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А. Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным» [8;166-167].
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить и оно безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы.
Память - важнейшая, познавательная функция. Она создает возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Физиологической основой памяти является образование временных связей, способных восстанавливаться, актуализироваться в дальнейшем под влиянием различных раздражителей. Память обслуживает все виды многообразной деятельности человека. Отсюда и многообразие форм ее проявления. Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, их соотношения, движения, мысли и чувства, как свои, так и других людей. Все это - объекты запоминания. Человек может запоминать эти объекты, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-то заинтересовали. Может запоминать и потому, что это ему нужно для каких-то целей, и тогда он ставит задачу запомнить. Запоминаемый материал может потребоваться ему только для обеспечения выполнения данной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности в другое время. Тогда его необходимо запомнить надолго. Соответственно во всех этих случаях будут иметь место и разные виды памяти. Итак, рассмотрим характеристики памяти.
3.Характеристики памяти
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определёнными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохранённой информации.
Объём памяти - это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую - либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатлённую в памяти информацию.
Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определённое время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось её воспроизвести, то он не смог этого сделать. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит всё, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести запечатлённую в памяти информацию.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводится. Эти процессы называются памятью. Другими словами, память - это отражение опыта человека путём запоминания, сохранения и воспроизведения.
Значение памяти в жизни человека огромно: без неё была бы невозможна никакая деятельность. И.М.Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Благодаря различным формам речи - устной, письменной, внешней, внутренней - человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.
К основным процессам, определяющим развитие памяти у человека относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание информации, а также процессы забывания.
4. Факторы, определяющие развитие памяти
Запоминание
Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
Многое запечатлевается у нас непреднамеренно. И первоначально запоминание совершается именно так - непреднамеренно в процессе деятельности, которая ставит себе иные цели и задачи.
Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких либо приёмов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всё, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. В отличии от непроизвольного запоминания произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определённую цель , запомнить некую информацию , и использует специальные приёмы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить, и включает в себя разнообразные действия, это - заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.
Мы понимаем, что центральным в проблеме запоминания является вопрос о взаимоотношении произвольного и непроизвольного запоминания, т.е. запоминания, составляющего прямую цель действия субъекта, и запоминания, совершающегося непреднамеренно в ходе деятельности, ставящей себе иную цель. В течении нашей жизни, большая часть того, что мы запоминаем, запоминается нами не произвольно, без специального намерения, и многое из того, что мы совсем не стремились запомнить, запоминаем так, что мы никогда не сможем забыть, - даже если бы этого и захотели. Исследования П.И.Зинченко в этом плане убедительно показали, что установка на запоминание, делающая запоминание прямой целью действия субъекта, не является сама по себе решающей для эффективности запоминания; непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного.
Экспериментальные данные А.А.Смирнова показали также, что преимущество непроизвольного запоминания над произвольным при отсроченном воспроизведении оказывалось значительнее, чем при непосредственном воспроизведении, иногда более чем в два раза.
Таким образом, запоминается - как и осознаётся - прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Поэтому если данный материал включен в целевое содержание данного действия, он может непроизвольно запомниться лучше, чем если - при произвольном запоминании - цель сдвинута на само запоминание. Но то, что не включено в целевое содержания действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. Всё зависит в первую очередь от того, как организовано и на что направлено действие субъекта, в ходе которого совершается запоминание. Поэтому и непреднамеренное, непроизвольное запоминание может не быть делом только случая. Его можно косвенно, опосредованно регулировать.
В педагогическом плане встаёт, таким образом, важнейшая задача - организовать учебную деятельность так, чтобы существенный материал запоминался учащимся и тогда, когда он работает с этим материалом, а не только его запоминает. Это сложнее, но и плодотворнее, чем постоянно требовать от учащихся произвольного запоминания, при котором запоминание становится основной целью их действий. При сознательном запоминании и заучивании существенное значение приобретает рациональная организация первичного восприятия материала. Когда целью является не воспроизведение, а лишь узнавание или опознание в последующем того, что в данный момент воспринимается, восприятие принимает характер специального ознакомления с предметом, выделения его опознавательных признаков и т.д. Для запоминания существенно, чтобы сам процесс первичного восприятия регулировался сознательной установкой на запоминание. Для усвоения и закрепления знаний важно осознание значимости данного предмета или дисциплины. Наряду с установками, которые определяются сознанием объективной значимости материала, существенную роль играет и эмоционально стимулированная заинтересованность. Создание такой заинтересованности, основанной на эмоциональной зарядке, также можно целесообразно использовать для лучшего закрепления данного материала. Существенно при этом соблюсти правильное соотношение между эмоционально стимулированной и рационально обоснованной установкой на запоминание. Это соотношение должно быть различным на разных возрастных ступенях: роль эмоционально стимулированных установок значительнее в более раннем, роль рационально обоснованных - в более позднем возрасте. Идеальным решением вопроса является такое, которое для каждой ступени развития находит свой способ использовать обе установки в тесном единстве друг с другом. Для этого нужно, чтобы эмоциональность вызывалась не внешними средствами, а изнутри насыщала объективно значимый материал. В работе по закреплению материала, который человек должен запомнить, значительное место отводится повторению. Продуктивность повторения зависит в значительной степени от того, в какой мере этот процесс выходит за пределы механической рекапитуляции и превращается в новую переработку материала, связанную с новым, более углубленным его осмысливанием. Повторение, таким образом, не противопоставляется осмысливанию, а само пронизывается им, превращаясь во вторичную осмысленную переработку. Существенным условием запоминания является понимание.
В отношении организации заучивания обычно возникает вопрос о наиболее рациональном распределении повторения. Для заучивания...
Похожие материалы:
Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возрастаКурсовая работа: Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа: Особенности памяти у людей с табачной зависимостью
Курсовая работа: Особенности личностной идентичности в молодом и зрелом возрасте
Курсовая работа: Особенности интеллектуального развития детей 5-7 лет с детским церебральным параличом