Курсовая работа: Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.
Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
Скачать работу 'Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста':
Курсовая работа
по специальности «Педагогика и психология»
Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Вологда
Оглавление
Введение
1. Характеристика памяти как психического процесса
1.1 Процессы памяти
1.1.1 Запоминание
1.1.2 Сохранение
1.1.3 Узнавание и воспроизведения
1.1.4 Забывание
1.2 Виды памяти и их особенности
1.2.1 Виды памяти по времени сохранения информации
1.2.2 Виды памяти по преобладающему в процессах органу чувств
1.2.3 Виды памяти по использованию мнемонических процессов
1.3 Законы памяти
1.3.1 Закон забывания (закон Эббингауза)
1.3.2 Закон Зейрганик
1.3.3 Реминисценция
2. Особенности младшего школьного возраста. Развитие познавательной сферы
2.1 Познавательные процессы и сознание младшего школьника
2.1.1 Внимание
2.1.2 Восприятие младшего школьника
2.1.3 Мышление младшего школьного возраста
2.1.4 Речь младшего школьного возраста
3. Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
Память лежит в основе всей жизни человека, его развития и сохранения его способностей, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков.
Благодаря своей памяти, особенно ее постоянному совершенствованию, человек в свое время выделился из животного царства и достиг тех вершин психологического развития, на которых он находится в настоящее время.
Актуальность изучения памяти обусловлена широкими возможностями практического применения полученных знаний. Все процессы обучения, развивающие технологии, обучающие программы, направленные на коррекцию познавательных способностей были бы малодейственными без закономерностей запоминания и забывания материала.
Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей - восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведением. Диагностика развития памяти ребенка входит в определение степени его готовности к школьному обучению.
Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Недаром при оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важнейших критериев является его развитая память.
Младший школьный возраст - это возраст, в котором складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно изучить особенности памяти у детей младшего школьного возраста, поэтому исследование особенностей памяти детей младшего школьного возраста актуально в настоящее время.
Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: П. П. Блонский, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Р. М. Грановская, Т. Б. Никитина, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, А. Бэн, К. Гроос и многие другие.
Пионером в исследовании памяти человека считается немецкий психолог- экспериментатор Герман Эббингауз (1850 - 1909 гг.), ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов и слогов). Основной труд - монография «О памяти». Книга «О памяти» представляет собой первую, оригинальную по концепции и весьма плодотворную по результатам попытку применения экспериментальных методов исследования к изучению душевных явлений в собственном смысле. Автор ставит задачу выяснить условия механической памяти. С этой целью он производил опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи [14].
Английский психолог Фредерик Бартлетт (1886 - 1969(79)), с 1922 года профессор Кембриджского Университета при исследовании памяти и изучении влияния прошлого опыта на усвоении нового материала отказался от использования бессмысленных слов, заменив их осмысленными словами - раздражителями[18].
Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс.
Отечественными психологами на основе методологии диалектического материализма было разработано представление о памяти как о "действии" в собственном смысле слова", имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств.
Наряду с запоминанием произвольным изучались также процессы непроизвольного запоминания. Так, П.И. Зинченко и А.А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных, семантических связей. Различные виды памяти - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития.
Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга (А.Р. Лурия, Х.Л. Тойбер, Р. Сперри) позволил установить факт преимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга со словесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии - с наглядно-образными [8].
Цель данной курсовой работы: выявить особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи курсовой работы:
. Теоретическое изучение памяти как психического процесса
. теоретическое изучение особенностей развития детей младшего школьного возраста
. Теоретическое изучение особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста
Объект изучения: память.
Предмет изучения: особенности памяти детей младшего школьного возраста.
1.Характеристика памяти как психического процесса
Память имеется у всех живых существ, однако наиболее высокого уровня развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает человек, не располагает никакое другое существо в мире. У животных есть только два вида памяти: генетическая и механическая.
Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых, биологических и поведенческих свойств.
Вторая выступает в форме способности к научению, т.е. к приобретению жизненного опыта, который иначе как в самом организме нигде не может сохранятся, и исчезает вместе с уходом соответствующего животного из жизни.
Сравнительные антропологические данные показывают, что последние несколько сотен тысяч лет строение организма человека, в том числе его мозга, практически изменилось. В то же самое время в памяти людей только за последние 50-60 тысяч лет произошли радикальные, ни с чем несравнимые изменения. Он проявились в том, что на порядки увеличились такие показатели, как объем памяти людей, скорость запоминания или припоминания информации, время ее хранения и доступа к необходимым сведениям, хранящимся практически в любой точке земного шара [6].
У человека есть, кроме того, множество таких видов памяти, которых нет у животных. Это произвольная, опосредованная, логическая и другие виды памяти.
Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения являются основными процессами памяти.
Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности[16].
1.1Процессы памяти
Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
1.1.1Запоминание
Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.
Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.
От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая анемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.
1.1.2Сохранение
То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.
Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.
1.1.3Узнавание и воспроизведения
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).
Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.
Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.
1.1.4Забывание
Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.
Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.
Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания [19].
1.2Виды памяти и их особенности
Существует несколько оснований для классификации видов памяти.
1.2.1 Виды памяти по времени сохранения информации
Мгновенная (иконическая) - память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала (действует, как правило, только во время самого процесса восприятия)[7].
Кратковременная - Кратковременная память вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 сек.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено. Хранение информации в кратковременной памяти осуществляется в модальноспецифической форме[13].
Оперативная память - вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия. Характеристики оперативной памяти: объем, точность, скорость запоминания, длительность хранения, лабильность и помехоустойчивость - являются функциями от содержания, особенностей задач и способов деятельности. См. Оперативная единица восприятия, Памяти помехоустойчивость. Т. П. Зинченко.
Долговременная память - вид памяти человека и животных, характеризующийся, прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения [6]. Генетическая память - вид памяти, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству, автоматически, в следующих поколениях людей[7].
1.2.2 Виды памяти по преобладающему в процессах органу чувств
Зрительная память - процессы сохранения и воспроизведения зрительных образов.
Слуховая память - память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например музыкальных или речевых.
Двигательная память - запоминание и воспроизведение с достаточной степенью точности разнообразных движений. Этот вид памяти участвует в формировании двигательных, в том числе трудовых, спортивных и иных умений и навыков.
Осязательная память - память на ощущения, получаемые с поверхности кожи.
Обонятельная память - память на запахи. В своей элементарной форме эта разновидность памяти имеется у человека с рождения, но на протяжении всей жизни с приобретением опыта беспрерывно развивается.
Вкусовая память - память на вкусовые ощущения. Эта разновидность памяти у человека является врожденной (память на горькое, кислое, сладкое, соленое).
Несмотря на то, что у человека отсутствуют специализированные органы чувств, выделяют эмоциональную память:
Эмоциональная память - память, которую рассматривают как способность сохранения и воспроизведения впечатлений о разнообразных приятных и неприятных эмоциональных (чувственных) переживаниях.
.2.3 Виды памяти по использованию мнемонических процессов
Непосредственная память - память, связанная с включением процессов памяти при прямом, непосредственном воздействии того, что запоминается или припоминается, на органы чувств человека.
Опосредствованная память - память, предполагающая использование разнообразных мнемотехнических средств для управления всеми процессами памяти.
Деление видов памяти по участию воли в процессах памяти
Произвольная память - при использовании произвольной памяти процессы запоминания или воспроизведения материала происходят на сознательной, волевой основе.
Непроизвольная память - при использовании непроизвольной памяти запоминание, сохранение или воспроизведение материала происходят сами собой, помимо желания и воли человека, но данные процессы являются целенаправленными, и соответствующий характер им придают потребности человека, которые управляют всеми видами его памяти [7].
Отдельные виды памяти человека не существуют независимо друг от друга. В своем функционировании они тесным образом связан друг с другом, и именно сочетание разных видов памяти друг с другом в едином мнемическом процессе обеспечивает наиболее прочное запоминание, долгое сохранение и легкое припоминание материала.
1.3Законы памяти
Немецкий ученый Г.Эббингауз стал одним из первых в истории психологии, кто приступил к экспериментальному изучению памяти в рамках ее ассоциативного понимания. Он, в частности, из проведенных им экспериментов и наблюдений вывел следующие закономерности запоминания материала.
Закон интереса - Интересное запоминается легче
Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки - если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдет легче
Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше
Закон контекста - При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше
Закон торможения - При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой
Закон оптимальной длины ряда - Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края - всего запоминается информация, представленная в начале и в конце («эффект края»)
Закон повторения - Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз
Закон незавершенности - Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д [16].
Т.Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий, отмечает еще две закономерности:
. Память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности всегда сопровождаются нарушением памяти.
. Память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и стары воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
.3.1 Закон забывания (закон Эббингауза)
Кривая забывания или кривая Эббингауза была получена вследствие экспериментального изучения памяти немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году.
Эббингауз был увлечен идеей изучения «чистой» памяти - запоминания, на которое не влияют процессы мышления. Для этого им был предложен метод заучивания бессмысленных слогов, состоящих из двух согласных и гласной между ними, не вызывающими никаких смысловых ассоциаций (например: бов, гис, лоч и т. п.)[3].
В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации,...
Похожие материалы:
Реферат: Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей младшего школьного возрастаКурсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа: Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста
Курсовая работа: Особенности внимания у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа: Особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста