Реферат: А. Маслоу о системе ценностей и потребностей в применении к журналистской деятельности

Содержание

Введение
. Биография А. Маслоу
. Теория А.Маслоу
. А. Маслоу о системе ценностей и потребностей в применении к журналистской деятельности
Заключение
Список использованных источников

Дата добавления на сайт: 02 августа 2024


Скачать работу 'А. Маслоу о системе ценностей и потребностей в применении к журналистской деятельности':


Московский Государственный университет имени М.В. Ломоносова
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Реферат
По теме:
А. Маслоу о системе ценностей и потребностей в применении к журналистской деятельности

Содержание
Введение
. Биография А. Маслоу
. Теория А.Маслоу
. А. Маслоу о системе ценностей и потребностей в применении к журналистской деятельности
Заключение
Список использованных источников
мотивация ценность потребность журналистика

Введение
“Я - антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности.” А. Маслоу
Человек, имеющий возможность следовать по жизни с этой фразой на устах, обладающий мощной силой разума, стремлением к развитию и пренебрежением к невозможному, мог бы стать большой опасностью для общества, либо же необходимой помощью ему. Исход пути и конечный вектор был бы связан лишь с качеством его движущих амбиций, разрушающих или созидательных.
Автор слов, Абрахам Маслоу, посвятивший свою жизнь исследованию понятия самоактуализации и личностного роста, на самом деле сыграл достойную роль в мировой психологии, его вклад в науку был гораздо глубже и серьезнее, и этот поистине выдающийся психолог достоин того, чтобы о нем знали не понаслышке. В данной работе я применю теорию А. Маслоу не к обществу в целом, а журнализму как силе, которая должна быть здоровым рычагом здорового общества, и действовать на его благо.

1. Биография А. Маслоу
Абрахам Харальд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине Нью-Йорк в 1908 году. Его дорога к науке прошла через самопознание, решение своих проблечем и комплексов, выходящих из дества.
Его отец не был идеальным семьянином, и достойным примером для своих трех детей, т.к. был связан более крепкими узами с алкоголем и разгульным образом жизни. Отношения Абрахама с матерью также не складывались благоприятно и были скорее взаимной неприязнью, чем здоровой любовью матери и сына. Мать Маслоу была своенравным человеком, который мог проявлять жестокость к детям за малейшую провинность. Обиды не могли стереться из его памяти и остались непрощенным вплоть до ее ухода, Абрахам не явился на ее похоны. Однажды в своих записях он оставил такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток - они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)».
Упоминая то, что Абрахам не был привлекательным внешне, он терзался тяжелейшим комплексом неполноценности в связи со своей внешностью. Вероятно, в следствие этого, его заинтересовала теория Альфреда Адлера. Маслоу был живым воплощением этой теории и в полном соответствии с идеями Адлера он стремился компенсировать свое худосочие и неловкость интенсивными занятиями спортом. Когда на этом поприще реализовать себя не удалось, он с тем же рвением занялся наукой. В возрасте 18 лет Абрахам Маслоу поступил в Нью-Йоркский Сити-Колледж. Интерес к психологии возник у него на предпоследнем курсе колледжа, и тема для курсовой работы была им выбрана сугубо психологическая, однако систематические занятия психологией Маслоу начал, поступив в Корнелльский университет.
Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow) известным психологом который в то время организовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Докторская диссертация Маслоу Была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии обезьян.
Не задолго до переезда в Висконсин Маслоу женился на Берте Гудман. Брак и учеба в Университете были очень важными событиями в жизни Маслоу он сказал: «Жизнь фактически не начиналась для меня пока я не женился и не уехал в Висконсин».
После получения докторской степени работал с известным теоретиком в области научения Э.Л. Торндайком в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем он перешел в Бруклинский колледж где проработал 14 лет.
2. Теория А. Маслоу
Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ , изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.
Бихевиоризм и психоанализ , или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу ― теория мотивации, основанная на модели иерархии потребностей . Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации .
Пирамида самоатуализации выглядит так:
(В продолжении реферата я рассматрю подробней все потребности.)

3. А. Маслоу о системе ценностей и потребностей в применении к журналистской деятельности
Для Абрахама Маслоу идея самоактуализации выступила краеугольным камнем не только теории личности, но и целой философско-мировоззренческой системы. Теория Маслоу началась с эмпирического обобщения и выделения особого типа людей - самоактуализирующихся личностей, которые, по его оценке, составляют всего около 1 % населения и представляют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. (Правда, поставив перед собой задачу привести конкретные примеры, Маслоу не смог насчитать свыше четырех дюжин персон, более или менее отвечающих его критериям.) Маслоу, однако, признавал наличие стремления к самоактуализации у большинства (а возможно, и у всех) людей, более того - наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, хотя бы в принципе. Неутешительная реальность объясняется отчасти тем, что многие люди не осознают своего потенциала и не понимают пользы самоусовершенствования. К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенными нормами по отношению к какой-то части населения (примером могут служить культурные, а по сути своей искусственные стереотипы мужественности и женственности). Исходя из этого, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при “хороших условиях”. Или, более того, людям нужно Способствующее” общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. По мнению Маслоу, ни одно общего в истории человечества не предоставляло максимальной возможности для самоактуализации всех его членов. Соответственно, необходимы глобальные культурные и политические трансформации, а это, честно говоря, уже сильно напоминает очередную социальную утопию. И в этой ситуации стоит ли упоминать, что общество как огромный механизм, ведомый внутренней информацией, не может быть в одночасье изменен и настроен на саморазвитие без поддвержки и помощи тех, что уже находится на этой дороге и может указать вектор к положительным изменения. Точечное воздействие имеет долгий пусть и может оборваться так и не расскрыв себя полностью, не достигнув цели. В таком случае возникает вопрос: кто эти люди, имеющие такую мощную социальную силу? Кто может быть тем вектором, который имеет право вести за собой, пытаться изменить общество к лучшему, сделать его более заинтересованным в саморазвитии? Такой социальной силой обладают представители Государственной власти и СМИ и вторые оказывают большее воздействие на общество ввиду огромного количества густой информации, направленной по всем сторонах. Эта сила, которую имеют СМИ, мощную захватывающую, но в то же время невероятно ответственную, не имеет право быть использованной тем, кто сам не является эталоном. Можем ли мы сейчас сказать, что все представители СМИ психологически здоровые люди, заинтересованные в саморазвитии и понимают то, к чему они в итоге идут. Можем ли мы быть уверены, что каждый из тех, чье слово в том или ином издании завтра утром прочтет несколько миллионов человек, направленно на благо обществу.
Сейчас колоссально повышается роль журналистской профессии, созидающей информацию и ответственной за нее, поскольку планета и ее информационное поле не должны заполняться «грязной» деструктивной, отрицательной информацией. Качество информации становится глобальной экологической проблемой и основой устойчивого развития цивилизации.
Снова журнализм становится разнообразным, разножанровым, разностильным, разноменталитетным. История как бы делает спиралевидный виток развития профессии, которая из однообразной и идеологизированной снова становится коммерческой и разноидейной. А идеологический диктат снова сменяется финансовым, и балом правят не столько идеи, сколько деньги и практическая выгода. Размываются этические, ценностные ориентиры профессии.
Журнализм, имеющий доступ к социуму, должен быть сам здоровым, иметь незыблимые принципы и понимание того, что роль его велика перед обществом и он именно тот, кто может может ему помочь. Голодный голодного не сможет накормить. Как насыщается знаниями неведающий ученик у своего учителя, который полон достоверной информацией и желанием поделиться ей, так и нам нужно подумать, каким образом положительно влиять на людей. На мой взгляд, сначала мы должны стать достойными и “здоровыми”. Только в таком состонии мы сможем быть полезными и привести общество к процветанию, Обеспечить общество такой информацией, которая позволит ему развиваться оптимально и динамично во благо своих граждан - это и есть цель и сверхзадача журналистики и журналистской профессии.
Ниже подробней рассмотрим теорию:
По Абрахаму Маслоу , эти “здоровые” люди представляют собой “цвет” человеческой расы, ее лучших представителей. Он также полагал, что эти люди достигли того уровня личностного развития, который потенциально заложен в каждом из нас. Ниже обозначено представление о том, что значит быть здоровым, полноценным человеком с точки зрения гуманистической психологии . Исходя из своего исследования, А. Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют следующие характеристики.
1. Более эффективное восприятие реальности.
Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включая других людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менее эмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам и страхам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию, самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность в других. Маслоу обнаружил, что эта способность видеть более эффективно распространяется на многие сферы жизни, включая искусство, музыку, науку, политику и философию. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм или пессимизм также оказывают меньшее влияние на восприятие самоактуализирующегося человека. Маслоу назвал такое неискаженное восприятие “бытийным, или Б-познанием”. С высоко объективным восприятием связано и то, что самоактуализирующиеся люди более толерантны к противоречивости и неопределенности, чем большинство людей. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных правильных или ошибочных решений. Они приветствуют сомнение, неопределенность и нехоженые пути.
2. Приятие себя, других и природы.
Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмерным чувством вины, стыда и тревоги - эмоциональными состояниями, которые вообще столь присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическом уровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу с удовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, они наслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основные биологические процессы (например, мочеиспускание, беременность, менструация, старение) считаются частью человеческой природы и благосклонно принимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом. У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать. Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, что люди страдают, стареют и в конце концов умирают.
3. Непосредственность, простота и естественность.
Поведение самоактуализирующихся людей отмечено непосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желания произвести эффект. Но это не означает, что oни постоянно ведут себя вразрез с традициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественна и непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление, они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенные формальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспосабливаться, чтобы оградить себя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например, самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательных учреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной или отупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримыми даже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняют социальные нормы, когда считают, что это необходимо.
4. Центрированность на проблеме.
Маслоу считал, что все обследованные им личности без исключения были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считают важной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, проблемы, которые они считают для себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как их определяющая характеристика. Абрахам Маслоу сравнивает поглощенность самоактуализирующихся людей работой с любовным романом: “работа и человек, кажется, предназначены друг для друга... человек и его работа подходят друг другу и принадлежат друг другу как ключ и замок.”
Самоактуализирующихся людей также очень интересуют вопросы философии и этики. Они живут и работают в сфере широчайшей компетенции, стремясь посвятить себя надличностной “миссии ” или задаче. Такой стиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное, и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.
5. Независимость: потребность в уединении.
Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатством и полнотой дружбы.
К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто “нормальные” люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у этих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализируюшихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня - общения с собой. Как сказал один из испытуемых Маслоу: “Когда я один - я с моим лучшим другом”. Такое замечание можно интерпретировать как законченный нарциссизм, но Маслоу просто считает, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на те мнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.
6. Автономия: независимость от культуры и окружения.
Исходя из характеристик, рассмотренных выше, можно предположить, что самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Например, для истинно самоактуализирующегося студента колледжа не обязательна “правильная” академическая атмосфера студенческого городка. Он может учиться везде, потому что у него есть он сам. В этом смысле он представляет собой “самодостаточный” организм.
У здоровых людей высока степень самоуправления и “свободы воли” . Они считают себя самоопределяющимися, активными, ответственными и самодисциплинированными хозяевами своей судьбы. Они достаточно сильны, чтобы не обращать внимания на мнения и влияние других, поэтому они не стремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считают такое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутренний рост. Конечно, достижение такого состояния внутренней независимости определяется тем, получал ли человек в прошлом любовь и защиту от других.
7. Свежесть восприятия.
Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например, сотая радуга так же прекрасна и величава, как и первая; прогулка по лесу никогда не бывает скучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, кто принимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклонную судьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.
Ключевым моментом открытости для новых переживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяют переживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный опыт очень богат, и каждый день жизни с его обычными делами всегда остается для них захватывающим и волнующим событием.
8. Вершинные, или мистические переживания.
Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: у многих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями....

Похожие материалы:

Диссертация: Влияние мотивов и ценностей на эффективность деятельности педагогов в системе повышения квалификации

Реферат: Гуманистические теории Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса