Курсовая работа: Детская психосоматика. Психологические причины заболеваний, закладываемые в перинатальный период и в детском возрасте

Сегодня модные глянцевые журналы пестрят методиками избавления от хронической усталости, статьями о хроническом стрессе, который приводит к различным заболеваниям, и понятие психосоматика знакомо многим. Однако, в современном языке термином психосоматика, часто обозначают мнимые, надуманные болезни, которые приравнивают к симулированию, фактически отрицая психологическую природу заболевания. Однако, если разобрать этимологию слова "психосоматика", то можно увидеть две составляющие "психо" - душа и "сома" - тело.

Дата добавления на сайт: 28 августа 2024


Скачать работу 'Детская психосоматика. Психологические причины заболеваний, закладываемые в перинатальный период и в детском возрасте':


Курсовая работа
Тема: Детская психосоматика. Психологические причины заболеваний, закладываемые в перинатальный период и в детском возрасте.
Оглавление
Введение
Глава 1. Обзор существующих подходов к детским психосоматическим заболеваниям в современной перинатальной психологии
1.1 Основные причины психосоматических заболеваний у детей
1.2 Наследственный фактор
1.3 Церебрально-органический фактор
1.4 Психосоциальные факторы
1.5 Понятие симбиоза "Мать - Дитя". Процесс сепарации - индивидуализации
Глава 2. Основные причины психосоматических заболеваний и расстройств, закладываемые в перинатальном периоде и раннем детстве
2.1 Предпосылки к возникновению психосоматических проявлений, закладываемые в пренатальный, перинальный период
2.2 Базовые перинатальные матрицы
2.3 Предпосылки формирования психосоматических расстройств в младенчестве и раннем детстве
2.3.1 Значение ухода за новорожденным и грудным младенцем в формировании здоровья и психосоматических проявлений
2.3.2 Осознание ребенком своего тела
2.4 Формирование эмоционально-мышечных зажимов в раннем детстве
2.4.1 Тело животное и социальное
2.5 Жизненный сценарий и родительские директивы (предписания), как одна из причин формирования психосоматических проблем
Глава 3. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Сегодня модные глянцевые журналы пестрят методиками избавления от хронической усталости, статьями о хроническом стрессе, который приводит к различным заболеваниям, и понятие психосоматика знакомо многим. Однако, в современном языке термином психосоматика, часто обозначают мнимые, надуманные болезни, которые приравнивают к симулированию, фактически отрицая психологическую природу заболевания. Однако, если разобрать этимологию слова "психосоматика", то можно увидеть две составляющие "психо" - душа и "сома" - тело.
В 1818 г. немецкий врач Хайнрот пришел к выводу, что причины органических заболеваний кроются в психике. Он предположил, что причина бессонницы может иметь психосоматический характер, но в то время, он не нашел поддержки, среди коллег медиков и был осмеян. Подход к лечению заболевания через связь психики и тела, он назвал психосоматикой, и предложил рассматривать ее как самостоятельный раздел медицины. Многим раньше до Хайнрота, более 2000 лет назад, Платон утверждал, что "Тело и душа неотделимы друг от друга", и предлагал лечить телесные заболевания, учитывая психологическое состояние человека.
В настоящее время медики признают психосоматику отдельной отраслью медицинского знания, однако при лечении болезни, являющейся психосоматической, используют сильнодействующие медикаменты, причем зачастую психотропные. Психологический же подход, к проблемам психосоматики сильно отличается. Психологи восстанавливают гармонию тела и души, используя психологические приемы, напрямую воздействуя на тело, с помощью специальных упражнений, что приводит к решению психологических проблем и телесному выздоровлению. Буквально же, термин психосоматика означает, что телесное заболевание обусловлено психологическим состоянием человека, его нерешенными психологическими проблемами.
Классики психоанализа М. Кляйн, А. Фрейд, и один из основателей перинатальной психологии С. Гроф, утверждают, что корни психосоматических проблем взрослых, берут свое начало в детстве, и более того, многие из них начинаются еще во время зачатия и беременности.
Нерешенные психологические проблемы и нереализованные чувства и эмоции, отражаются в нашем теле болезнями и недомоганиями. В ситуации же с детской психосоматикой все обстоит гораздо сложнее. Поскольку здесь переплетаются несколько причин формирования психосоматических проявлений, каждая из которых может быть перенесена уже во взрослую жизнь. Большое значение в формировании проблем со здоровьем в детстве принадлежит материнской фигуре. Психологические проблемы матери оказывают влияние на здоровье и жизнь маленького человека, который может еще только развиваться в утробе.
Семья, взаимоотношения между близкими и даже дальними родственниками могут оказывать влияние на здоровье и жизнь ребенка. Более того, доказано, что жизненный сценарий, прослеживающийся в роду по материнской или отцовской линии, находит отражение через несколько поколений и влияет на здоровье и жизнь детей.
Сегодня, в современной России, среди родителей, все больше находит отклик осознанный подход к родительству, который зачастую перерастает в осознанный подход к здоровью и жизни в целом. Поэтому, все больше людей интересуется немедикаментозными способами формирования, восстановления и коррекции здоровья. Наибольшую популярность приобретает психологическая работа, психокоррекция и психотерапия. В этом и заключается актуальность данной работы, а именно, предоставить родителям информацию о формировании и сохранении здоровья детей.
Цели работы: Изучить причины психосоматических заболеваний и расстройств у детей начиная с момента внутриутробного развития и в младенчестве.
детская психосоматика перинатальная психология
Объяснить механизм формирования мышечных зажимов у ребенка в раннем детстве.
Дать представление о формировании жизненного сценария родительскими директивами и его влиянии на формирование психосоматических проблем.
Составить рекомендации по предотвращению ситуаций способствующих развитию психосоматических заболеваний для родителей.
Практической частью в данной работе является разработка обучающего семинара-тренинга для родителей. Целью, которого является формирование представления у родителей механизмов формирования и сохранения здоровья ребенка. Осознание родителями своей роли в формировании здоровья и нездоровья своих детей. Разработка рекомендаций по предотвращению формирования психосоматических проблем со здоровьем у детей.
Глава 1. Обзор существующих подходов к детским психосоматическим заболеваниям в современной перинатальной психологии
.1 Основные причины психосоматических заболеваний у детей
По определению Всемирной Организации Здравоохранения "здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов".Т. е Здоровье включает в себя три составляющие: физическое здоровье - отсутствие физических недугов и болезней, душевное здоровье - отсутствие психических отклонений и социальное здоровье, т.е. гармоничное взаимодействие человека в социуме, ведь человек есть существо социальное, умение принимать решения и нести за них ответственность, умение адаптироваться.
По мнению психологов, занимающихся психосоматикой, проблемы многих физических недугов лежат в нерешенных психологических проблемах. Рассмотрим причины, которые могут приводить к психосоматическим болезням.
1.Внутренний конфликт или конфликт частей личности, может наблюдаться, например, при переедании. В этом случае в человеке постоянно борются две субличности, первая как бы говорит: "Я хочу себя утешить, сделать себе приятное и забыть все эти неприятные переживания". Вторая же, призывает: "Немедленно прекрати есть, одежда уже давно стала малой, посмотри, во что превратилось твое тело". Обе эти субличности доминируют попеременно, конфликтуя между собой.
2.Вторичная выгода. В этом случае, болезнь несет условную выгоду для человека, при наличии болезни человек как бы получает определенные выгоды, другими словами сохранять здоровье не выгодно. Эта причина заболеваний может встречаться у детей, проявляется, например, как необоснованное повышение температуры, которая является реакцией на школьную итоговую контрольную, и у пожилых людей, когда например болезнь мамы-бабушки, побуждает детей уделять ей максимум внимания. В этом случае мама подсознательно понимает, что если она будет здорова, внимания ей будет уделяться гораздо меньше. Алкоголизм одного из членов семьи, также может носить характер вторичной выгоды. В этом случае, при отсутствии необходимого внимания, человек согласен и на отрицательное внимание-порицание, лишь бы его заметили.
3.Болезнь, внушенная другим лицом. Наиболее часто реализуется в детстве, когда ребенку говорят: "упадешь, расшибешься, не пей холодную воду - простудишься, надень шапку, а то уши застудишь!", или "бестолковщина, ты ничего не можешь!" и т.п. Очень часто дети начинают демонстрировать поведение, соответствующее внушенному. Которое может переходить во взрослую жизнь, даже если потом ему находится рациональное объяснение. И уже выросшие дети, будут говорить своим детям, о том, что если выпить холодной воды, обязательно заболит горло.
4.Речевые паттерны. Очень часто болезнь становится физическим воплощением привычных выражений. Например, выражения "у меня сердце за него болит", "я его не перевариваю", "меня ноги не держат", "ты у меня в печенках сидишь", могут превратиться в реальные симптомы. Верно и обратное, свою болезнь мы выражаем словами, отражая связь самочувствия и телесных симптомов.
5.Идентификация себя с идеальным образом. Стремление быть похожим на идеал, сопровождается тем, что постоянно имитируя другого, человек как бы отстраняется от собственного тела. Если человек все время живет в чужой "ауре", в конце концов, собственное тело начинает сигнализировать заболеваниями, побуждая обратить на себя внимание.
."Самонаказание". Если человек совершает неблаговидный со своей точки зрения поступок, он иногда бессознательно подвергает себя наказанию. Например, в запале, вы высказали все, что думали близкому человеку, тем самым, обидев его. Остыв от эмоций, вы начинаете осознавать, что совершили оплошность и говорите сами себе: "Да лучше б у меня язык отсох, типун мне на язык, надо было промолчать!", и тело послушно выполняет ваш приказ, реагируя, например, ангиной.
7.Болезненный, травматический опыт прошлого. Как правило, это психические травмы периода раннего детства. В эту категорию можно отнести, отсутствие чувственного контакта с матерью после родов, отсутствие реакции взрослого на сигналы и плач ребенка, жесткое приучение к горшку, постоянное использование памперсов, шлепки по рукам и по попе, запрет на изучение своего тела и другие.
Говоря о детской психосоматике, мы будем, прежде всего, учитывать тот факт, что сами родители тоже были детьми, и тоже испытывали на себе различные воспитательные воздействия и зачастую, сами не лишены психологических и психосоматических проблем. И отвечая на вопрос: "Почему болеют наши дети?", мы будем обращать внимание на установки и поведение родителей, а особенно матери. Причем, начиная не с момента рождения ребенка в семье, а с момента зачатия, и даже раньше, с того, было ли желание зачать ребенка обоюдным и запланированным.
Современные авторы выделяют несколько факторов, которые способствуют возникновению психосоматических расстройств.
1.2 Наследственный фактор
Наличие психосоматических заболеваний у детей, в 40-60% случаев носит наследственный характер. Когда близкие родственники или родители тоже являются носителями того или иного психосоматического заболевания, причем около половины родственников - имеют заболевания в тех же органах или системах. Большая роль в формировании наследственного психосоматического расстройства принадлежит матери.
Развитие психосоматических расстройств в этом случае, происходит за счет приобретения ребенком паттернов (шаблонов) поведения родителей. К примеру, мать, избегая серьезных конфликтов в семье, прибегает к так называемому "заеданию проблем", соответственно имеет проблемы с весом. Или, матери свойственна вторичная выгода в развитии той или иной болезни. Велика вероятность, что ребенок в этой семье унаследует такой же способ "решения" проблем, в силу подражания родительскому авторитету.
1.3 Церебрально-органический фактор
К этому фактору относятся: патологическое развитие беременности и патология родов.
У матерей, дети которых имеют психосоматические расстройства, встречается патология беременности (53%), патология родов (58%), дети, у которых было нарушение типа вскармливания (50%) (искусственное, смешанное, раннее завершение грудного вскармливания).
Сегодня западные и российские исследователи придают огромное значение в формировании психосоматических проблем со здоровьем периоду беременности и родам. И действительно в этом есть здравое зерно, если учесть, что психика ребенка начинает формироваться именно во внутриутробный период. Ребенок, находясь в утробе матери, чувствует материнское настроение относительно своего существования и даже настроение отца. Он ощущает, насколько мать вовлечена в свою беременность или же абстрагируется от нее. Зафиксированы случаи, когда угроза выкидыша прекращается, и беременность начинает развиваться согласно нормам, в случае если мать пересматривает свое отношение к ребенку. Итак, основные жизненные установки начинают формироваться именно внутри материнской утробы, под влиянием материнских установок.
1.4 Психосоциальные факторы
К психосоциальным факторам, прежде всего, относится нарушение системы "Мать-дитя" (у 60% больных). Что всходит в это понятие? Прежде всего - это нарушение симбиотического единства после рождения ребенка. Когда мать не стремится создавать привычных внутриутробных стимулов для новорожденного боясь приучить его к себе (грудное вскармливание, пребывание на руках, своевременный отклик на плач ребенка).
В современном обществе сложилось отношение к зачатию ребенка, как к совершенно случайному событию, хотя все взрослые, здоровые физически и психически люди знают, откуда берутся дети. Поэтому, вторым психосоциальным фактором будет, был ли рожденный ребенок желанным или "получился" случайно, был ли ребенок ожидаемого пола, который хотели родители.
В постсоветстком обществе прочно закрепилось мнение, что заниматься воспитанием ребенка должно если не государство, то уж точно бабушки и няньки. Только, если раньше наши бабушки были вынуждены отдавать детей в ясли с 2 месяцев, чтобы приступить к работе во благо светлого будущего, то в настоящее время, современные мамы, зачастую просто не знают, что требуется новорожденному ребенку и какие у него есть потребности. Перепоручают заботу и уход за младенцем старшим родственницам, поскольку сами не запечатлели образ успешного материнства. Из этого логично вытекает третий фактор: на формирование психосоматических нарушений здоровья влияет - занималась ли уходом за ребенком и воспитанием сама мать, или она перепоручала это родственникам и наемному персоналу.
Родительская гиперопека, эгоцентрическое воспитание, ранняя социализация, отвергающее воспитание, также способствует развитию психосоматических заболеваний, накладывают свой специфический отпечаток на личность ребенка, его отношение к себе и к жизни. Появление в семье младших детей, часто вызывает ревность старшего ребенка и конфликтные ситуации, а в итоге может возникнуть заболевание, имеющее психологическую причину.
Психоэмоциональный фактор. К этому фактору следует отнести: неумение родителей и близких родственников правильно реагировать на эмоциональные проявления ребенка и неумение грамотно вводить систему запретов при воспитании растущего ребенка, что в свою очередь приводит к возникновению телесных зажимов.
Психосоматические заболевания провоцируются потерей контакта с собой, человек перестает себя чувствовать целостным. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.
К потере контакта с телом приводят:
. Любого рода физическое, эмоциональное или психологическое насилие.
. Ранние детские болезни, трудные роды, травмы при рождении, травмы тела, которые ребенок не мог контролировать.
. Другие травмы тела, включая несчастные случаи и хирургические вмешательства.
. Неудовлетворительные ранние объектные отношения, где "отзеркаливание" родителями, так необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватны.
. Неадекватные или нарушенные границы в межличностных отношениях членов семьи.
. Критика и чувство стыда, которые родители проецируют на ребенка, когда они сами не в ладах со своим телом. Эти чувства могут быть вызваны также отвергающим или вторгающимся родителем.
. Раннее оставление или игнорирование ребенка. Ощущение ребенком того, что его тело или личностные особенности не соответствует культурному идеалу или семейному стилю.
. Религиозное обесценивание чувственности, потребности и роли тела как наиглавнейшей основы нашего восприятия, точки зрения и доступа к миру ощущений.
. Выживание в катастрофах, стихийных бедствиях, войнах.
Таким образом, исходя из понимания перечисленных факторов, можно сделать вывод: главная роль в формировании психосоматических проблем у детей, принадлежит родителям, и в первую очередь матери. При наличии психосоматических проблем у детей, в первую очередь необходимо работать именно с родителями.
1.5 Понятие симбиоза "Мать - Дитя". Процесс сепарации - индивидуализации
Находясь в утробе, ребенок и мать представляют собой симбиотическое единство "Мать-дитя", которое в психологическом смысле продолжается после родов. Сандомирский М.Е. на этот счет говорит о наличии у матери и ребенка со-знания, т.е. общего знания, при котором мать берет на себя роль Сознания, а ребенок - Бессознательного. А общение с матерью для ребенка является в прямом смысле со-чувственным (совместным чувствованием), когда телесные ощущения ребенка отражаются в организме его матери, как в зеркале и наоборот.
Ребенок рождается наделенный определенным телесным и эмоциональным опытом, и каков этот опыт, целиком зависит от матери, от ее поведения в период беременности и в родах. В процессе роста и развития, ребенок познает себя, в его сознании складывается образ его тела, он учится им управлять. Насколько ребенок примет себя, правильный ли образ тела он создаст, зависит в первую очередь от матери и от семьи, в которой он растет и развивается. Наблюдая за развитием ребенка, мы можем заметить, что изначально ребенком управляют эмоции, а не он эмоциями, и научить ребенка управлять или подавлять свои эмоции могут, опять же родители. И результат этого научения тоже может быть разным.
По мнению многих психоаналитиков, новорожденный ребенок рождается физически, но психологическое его рождение происходит гораздо позже и то, насколько благополучно это произойдет, накладывает отпечаток на становление его психики. В период от рождения, до одного месяца, ребенок представляет собой замкнутую физиологическую систему, напоминающую внутриутробное существование. Новорожденный существует в своем иллюзорном мире, и он не понимает, откуда приходит удовлетворение его потребностей.
Только благодаря материнской заботе, примерно на 3-4 неделе существования ребенок и мать переходят в стадию симбиотического единства. В этой стадии, мать представляется ребенку объектом, удовлетворяющим его потребности, но ребенок ведет и представляет себя так, будто он и мать имеют общую систему и границы. Материнское и собственное тело воспринимаются неотделимыми друг от друга, он не способен отличать себя и другого. В этот период, с помощью...

Похожие материалы:

Реферат: Возрастно-психологические особенности субъективного восприятия времени личностью в период взрослости

Дипломная работа: Некоторые причины возникновения профессиональных заболеваний у домристов и способы их устранения

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Реферат: Социально-психологические причины отказов от материнства

Реферат: Интерстициальный нефрит в детском возрасте