Реферат: Девиантное поведение среди несовершеннолетних
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил поведения.
Дата добавления на сайт: 15 августа 2024
Скачать работу 'Девиантное поведение среди несовершеннолетних':
ВВЕДЕНИЕ
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Девиантное поведение можно в общем смысле обозначить как некое отклонение от принятых в том или ином обществе социальных норм, правил поведения. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. На сегодняшний день зафиксирова тенденция к уменьшению преступности среди несовершеннолетних. Если пятнадцать лет назад удельный вес преступности среди несовершеннолетних составлял 12,6%, то на 1 января 2014 года - 4,9% в общей структуре преступности в Республике Беларусь. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер.
Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов, педагогов. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Однако существующая практика профилактики в полной мере не решает задачи по предупреждению девиантного поведения молодежи. Это обуславливает актуальность изучения проблемы девиантного поведения молодежи.
Накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было проведено психологами, социологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностики и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков и молодежи. Этому посвящены работы А. А. Александрова, В. В. Ковалева, И. А. Фурманова, В. Т. Кондрашенко и др. Работы этих и других авторов составляют методологическое основание дипломного исследования.
Объект исследования - молодые люди в возрасте 16-18 лет, состоящие и не состоящие на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних.
Предмет исследования- девиантное поведение среди несовершеннолетних.
Цель исследования - выявить особенности девиантного поведения у подростков, состоящих и не состоящих на учете в ИДН, обозначить основные методы профилактики девиантного поведения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
. раскрыть понятие и причины девиантного поведения;
. рассмотреть формы и методы профилактики девиантного поведения;
. провести исследование склонности к девиантному поведению у подростков, состоящих и не состоящих на учете в ИДН;
. провести апробацию социально-психологического тренинга формирования навыков конструктивного поведения.
Гипотеза исследования:имеет значение увеличение риска девиантного поведения у молодых людей, которые состоят на учете в ИДН, по сравнению с молодыми людьми, которые не состоят на учете в ИДН.
Для осуществления целей исследования, решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
теоретический анализ исследований отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме;
метод опроса: для исследования нарушения поведения был применен опросник склонности к отклоняющемуся поведению;
социально-психологический тренинг;
методы математической статистики: описательные статистики, Т-критерий, критерий Манна-Уитни, коэффициент Спирмена (с использованием пакета «SPSSv.14.0.for Windows»).
База исследования: исследование проводилось на базе Инспекции по делам несовершеннолетних города Рогачева, СШ № 2. В исследовании приняло участие 100 молодых людей в возрасте 16-18 лет, из них 50 опрошенных состоят на учете в ИДН (50%) и 50 респондентов (50%), не состоят на учете в ИДН. Процедура исследования предусматривала групповое обследование учащихся.
Практическая значимость исследования девиантного поведения в молодежной среде связана с тем, что условиях неблагоприятного воздействия факторов социальной и биологической экологии обусловили рост опасных тенденций: раннюю алкоголизацию и наркоманию подростков; омоложение преступности, в том числе среди девочек подросткового возраста. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества, всех социальных институтов, создания целостной системы профилактики девиантного поведения детей и подростков, защиты их прав, подготовки к этой деятельности учителей, родителей, воспитателей, руководителей. Материал исследования может быть использован в профессиональной деятельности социальных работников, психологов, педагогов при планировании и проведении мероприятий по профилактике девиантного поведения в молодежной среде.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
1.1 Понятие и причины девиантного поведения
Нарушения поведения - это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к так называемому нормальному поведению. В терминологическом отношении «нарушенное поведение» часто рассматривается как синоним словосочетаний «трудный ребёнок», «ненормальное поведение», «ребёнок с нарушениями в аффективной сфере», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение», «делинквентное поведение», «противоправное, преступное, криминальное поведение» и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д.
Нарушения поведения - это отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий, в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях (вербальное нарушение поведения) [16, c. 103].
В Международной классификации болезней (МКБ-10) расстройство поведения определяется как расстройство, характеризующееся стойким диссоциальным, агрессивным поведением, проявляющемся в [49, c. 127]:
чрезмерной драчливости и хулиганстве;
жестокости к людям и животным;
умышленном и значительном повреждении собственности, поджогах;
воровстве, лживости;
прогулах в школе и уходах из дома;
необычных и частых вспышках гнева;
вызывающем провокационном поведении;
откровенном постоянном непослушании.
Существуют различные основания для классификации нарушения поведения. С точки зрения социальной направленности различают: социализированное антиобщественное поведение и социализированное агрессивное поведение. С точки зрения деструктивной направленности различают следующие виды нарушения поведения: одиночный агрессивный тип; групповой агрессивный тип; нарушение поведения в виде непокорности и непослушания.
Исходя из социально-психологических критериев, А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова выделяют четыре основных типа нарушений у детей и подростков: антисоциальные (антиобщественные); антидисциплинарные; делинквентные (противоправные); аутоагрессивные. А.А.Александров нарушения поведения у подростков делит на три группы: реактивно обусловленные (побеги из дома, суициды); вызванные низким морально-этическим уровнем личности (правонарушения, алгоголизация); обусловленные патологией влечений (садизм, дромомания) [1, c. 65].
В.Т. Кондрашенко выделяет нарушения поведения, включающее в себя отклонения в поведении здорового человека (девиантное поведение) и нарушение поведения при нервно-психических заболеваниях (моресопатии). Нарушения поведения при психических заболеваниях делятся на непсихотические (расстройства личности, умственная отсталость, нервно-психические расстройства) и психотические (шизофрения, эпилепсия, реактивные психозы и др.) [28, c. 46].
Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль). Девиантное поведение может выражаться в форме: а) поступка (ударить человека по лицу); б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков). В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения [9, c. 45]:
1.Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам - накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2.Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
.Делинквентное (противоправное) поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми , отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с уголовным кодексом. Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Выделяют стадии развития отклоняющегося поведения [25, c. 19]:
неодобряемое поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством и т.д.;
порицаемое поведение, вызывающее более или менее резкое осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, лживости, нечестности);
девиантное поведение, основу которого составляют нравственно отрицательные действия и поступки (нечестность, лживость, притворство, ложь, лицемерие, эгоизм, эгоцентризм, конфликтность, агрессивность, кражи и т.д.), принявшие характер систематических или привычных;
предпреступное поведение, которое несет в себе зачатки криминального и деструктивного поведения - эпизодические умыщленные нарушения норм и требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе: хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т.д.;
противоправное или преступное поведение, основу которого составляют различные правонарушения и преступления].
Эти, довольно условные этапы обычно сменяют друг друга, составляя определенную линию развития. Конечно, в некоторых случаях они могут быть и не связаны друг с другом. Например, противоправное поведение может возникнуть внезапно, поразить подростка, который до этого ни в чем плохом не был замечен, более того, проявлял себя лишь с положительной стороны. Это может быть результатом сильного влияния извне (товарищей, знакомых, моды), случайного стечения обстоятельств, психологических стрессов и других сильно действующих патогенных факторов. Но в большинстве случаев оно лишь следствие длительно действующих неблагоприятных факторов, таких, как систематическая неуспеваемость, отчуждение в семье, в школьном коллективе, психологический дискомфорт, ведущих к психологической дестабилизации, дезориентации, дезадаптации личности в окружающей ее микросреде.
Рассматривая поведение молодежи как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, об определенной тенденции ее развития, социальному работнику и психологу необходимо понимать, что одни и те же внешние сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида и наоборот. Другими словами, необходимо за внешними особенностями поведения видеть, распознавать вызывающие их причины.
Выделяют три основные группы факторов, влияющих на формирование поведения человека: биологические, социальные и психологические. Современная психология рассматривает поведение как процесс, развивающийся в пространстве и времени. Основные этапы этого процесса: актуализация потребности, возникновение и формирование мотива, выработка цели, выбор путей ее достижения, прогнозирование планируемых действий, желательных и нежелательных результатов, принятие решения, контроль и коррекция поведения [51, c. 30].
Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня биологического, психологического и социального. В зависимости от того, какому из них в той или иной теории придается главное значение, определяются и основные причины этого поведения. В научной литературе выделяют три основных подхода для объяснения девиантного поведения:
. Биологические (антропологические) концепции, уделяющие главное или исключительное внимание биологическим детерминантам (причинам). Согласно данной концепции - отклоняющееся поведение от принятых в обществе социальных норм связано с биологическим складом индивида. Значительную роль в развитии биологической концепции сыграла антропологическая школа уголовного права, основанная итальянским психиатром Чезаре Ломброза (1835-1909 гг.). Ч. Ломброзо обосновывал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением, ввел термин врожденный преступник, которого можно определить по ряду анатомо-антропологических признаков: массивная, выдвинутая вперед челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха.
В ХХ веке предпринимались новые попытки объяснять девиацию биологическими факторами. Так, У. Шелдон обосновывал связь между типами физического строения человека и формами поведения.
В 60-ые годы в результате генетических исследований (У.Пирс) ученые пришли к выводу, что наличие лишней игрек-хромосомы у мужчин обуславливает предрасположенность к криминальному насилию. Х. Айзенк (1970 г.) пришел к выводу, что экстроверты более склонны к нарушению поведения, чем интроверты, а это в свою очередь детерминировано на генетическом уровне [33, c. 59].
Получили распространение разновидности биологической концепции:
) теория наследственной предрасположенности к девиации (О. Ланге, О. Кинберг). Поскольку по наследству передаются многие психические свойства, это может быть характерным и для склонности к преступлению; 2) концепция конституциональной предрасположенности (Э. Кречмер).
. Социологические концепции. Исследования социологов конца ХIХ - начала ХХ веков (Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, М. Вебер и др.) выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Было доказано, что число аномалий в поведении людей неизбежно возрастает в периоды войн, экономических потрясений, социальных потрясений, что опровергало теорию врожденного преступника и указывало на социальные корни этого явления. Так, Дюркгейм считал, что нельзя представить общество без преступлений: оптимальный уровень дивиаций неизбежно присущ человеческому обществу. Необходимо заботиться не столько об искоренении девиаций, сколько о поддержании этого оптимального уровня, предупреждая его всплеск, рост различных форм девиантного поведения. Дюркгейм разработал теорию аномии (беззаконный, безнормный, неуправляемый), согласно которой распространение девиантного поведения, в решающей степени вызвано негативным, или амбивалентным отношением людей к официальным, узаконенным социальным нормам, а также отсутствием у них возможности, поступая в соответствии с этими нормами реализовать свои насущные потребности.
Лишенные идеала, смысла жизни люди оказываются подвержены стрессу, тревожности, что и приводит к разного рода отклонениям в поведении. Искажения в системе ценностей в большей степени ведут к разложению социальных институтов. Возникает двойная мораль, при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом для разных целей и в разных ситуациях. Это проявляется сегодня в деятельности отдельных представителей власти, политиков и т.д.
В рамках социологического подхода выделяют [15, c. 83]:
) интеракционистское направление (Г. Беккер, Э. Лемерт), согласно которому девиантность не свойство, внутренне присущее какому-либо явлению, а следствие социальной оценки (стигмации, "клеймения") определенного поведения. Девиация обуславливается способностью влиятельных групп навязывать другим слоям определенные стандарты поведения;
) структурный анализ, в рамках которого сложились следующие подходы к объяснению причин девиантного поведения: а) культурологическое, т.е. причина девиации конфликт между нормами субкультуры и господствующей культуры, так как индивиды одновременно входят в разные этнические, культурные, социальные политические группы с несовпадающими ценностями; б) теория социальной аномии Р.Мертона. Девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и институциолизированными средствами их достижения. (Так, не все могут в силу определенных социально-экономических причин получить высшее образование, престижную работу и т.д.).
В рамках отечественных исследований проблемы девиантного поведения объясняются в основном двумя причинами: несовпадением...
Похожие материалы:
Реферат: Факторы, влияющие на девиантное поведение современного человекаРеферат: Девиантное поведение 2
Реферат: Отклоняющееся (девиантное) поведение
Курсовая работа: Девиантное поведение и подходы его объяснения
Реферат: Девиантное поведение в подростковом возрасте