Реферат: Девиантное поведение в подростковом возрасте

Подростковый возраст - манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Дата добавления на сайт: 27 августа 2024


Скачать работу 'Девиантное поведение в подростковом возрасте':


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
.1 Общая характеристика подросткового возраста
.2 Типы отклоняющего поведения и их особенности в подростковом возрасте
.3 Причины отклоняющегося поведения у подростков
. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
.1 Организация и методы исследования
.2 Результаты исследования отклоняющегося поведения у подростков
.3 Статистический анализ полученных результатов
.4 Психолого-педагогические пути коррекции девиантного поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый возраст - манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
Из-за отклонения поведения в подростковом возрасте повышается необходимость изучать причины, обуславливающие поведенческую девиацию. Существует множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения, зависящих от профессиональной принадлежности авторов (психиатров, психологов, социологов, педагогов и др.) и их теоретических предпочтений. В данной курсовой работе будет приведено несколько классификаций. Что должно обеспечить более глубокое изучение данного вопроса.
Для обозначения поведения индивида, противоречащего различным общественным нормам, в психологической науке используют несколько понятий. Так можно встретить обозначение такого поведения как отклоняющегося, девиантного или деструктивного. Чаще всего понятия используются как синонимы, и при помощи их обобщают один и тот же феномен.
Девиантное (отклоняющееся, деструктивное) поведение - это система поступков человека, отличающаяся от общепринятых культурных, этических, правовых и других общественных норм.
Таким образом, в данной курсовой работе будет рассматриваться и изучаться психологические причины отклонения поведения в подростковом возрасте, будет дана общая характеристика подросткового возраста, выделена классификация типов отклоняющегося поведения, а также будет проведено экспериментальное исследование, посвященное изучению отклоняющегося поведения, а конкретнее агрессивности в подростковом возрасте. Актуальность курсовой работы: тема данной курсовой работы является достаточно актуальной в наше время, так как растет все большее количество преступлений совершаемых несовершеннолетними, в особенности подростками. Исходя из этого, повышается роль таких социальных работников как школьный психолог, педагог и т.д., которые непосредственно имеют возможность корректировать поведение подростков, а также осуществлять профилактические мероприятия с целью предотвращения различных отклонений поведения, например агрессивности. Поэтому знание психологических причин отклонений поведения у подростков является необходимым условием эффективного и своевременного вмешательства социальных работников.
Гипотеза: в данной курсовой работе ставится гипотеза о том, что существует взаимосвязь между склонностью к девиантному поведению и такими личностными характеристиками как тревожность и агрессивность.
Цель курсовой работы: изучение психологических причин отклоняющегося поведения в подростковом возрасте.
Задачи курсовой работы:
осуществить теоретико-аналитический обзор научной литературы по теме курсовой работы;
осуществить организацию и проведение диагностической процедуры подростков;
осуществить анализ данных полученных эмпирическим путем;
разработать рекомендации по коррекции девиантного (агрессивного) поведения подростков.
Предмет курсовой работы: девиантное поведение в подростковом возрасте. Объект курсовой работы: дети подросткового возраста.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
.1 Общая характеристика подросткового возраста
В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй «перерезки пуповины». Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен[7].
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его[11].
В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.
Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны - количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает). Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления[14].
Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи[7].
Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей[14].
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.
Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого. Типичная черта подростковой группы - чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено.
Подростковый возраст - манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.
В подростковом возрасте могут быть различные психологические расстройства. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков[7].
Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о том, в подростковом возрасте происходят очень серьезные физиологические и психологические изменения в очень короткие сроки. Это в свою очередь имеет очень плодотворную почву для появления и развития отклоняющегося поведения, которое в дальнейшем может перерасти в более серьезные формы его выражения, например преступная деятельность. Поэтому в этом возрасте к подросткам необходимо особое отношение со стороны школы, семьи, которое предусматривает предотвращение появления пагубного поведения.
1.2 Типы отклоняющего поведения и их особенности в подростковом возрасте
Для обозначения поведения индивида, противоречащего различным общественным нормам, в психологической науке используют несколько понятий. Так можно встретить обозначение такого поведения как отклоняющегося, девиантного или деструктивного. Чаще всего понятия используются как синонимы, и при помощи их обобщают один и тот же феномен.
Девиантное (отклоняющееся, деструктивное) поведение - это система поступков человека, отличающаяся от общепринятых культурных, этических, правовых и других общественных норм[6, с. 8].
Таким образом, главным признаком девиантного поведения является отклонение от какой-то нормы. При этом в зависимости от того, какая норма пренебрегается, выделяют два вида отклоняющегося поведения. К первой группе можно отнести поведение человека, которое противоречит нормам психического здоровья. Такое поведение чаще всего подразумевает наличие явной или скрытой психопатии. Ко второй группе относится поведение, нарушающее социальные, и, прежде всего правовые, нормы. Если поступки индивида сравнительно незначительные, то поведение трактуется как противоправное (делинквеитное). В случае же, когда действия носят серьезный характер и наказываются в криминальном порядке, их называют преступлениями, а поведение криминальным.
В школьной практике проблема отклоняющегося поведения стоит особенно остро в подростковом и юношеском возрасте. Это связано с тем, что в это время перед индивидами стоят достаточно сложные задачи развития (самоутверждение в кругу сверстников, профессиональное самоопределение и др.). Исходя из того, насколько подросток или юноша сможет их успешно решить, зависит его психическое самочувствие и поведение.
Причинами отклоняющегося поведения могут быть и другие факторы генетические, социальные, психологические и т. д. В связи с ним в ходе организации и при проведении учебно-воспитательного процесса в школе особое значение приобретает решение задачи выявления детей, склонных к отклоняющемуся поведению. Это позволит своевременно построить профилактическую и коррекционную работу с ними. Следует остановиться на формах этого явления и на краткой характеристике каждой из них.
К первому виду поведения можно отнести следующие формы: аддиктивное, антисоциальное, суицидное. Ко второму виду поведения относятся такие формы, как конформистское, нарцисстическое, фанатическое и аутистическое. Кратко охарактеризуем каждую из указанных форм[6], [7], [18].
Аддиктивное поведение. Данное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своею психического состояния посредством приема некоторых веществ (аддиктов) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
При этом употребление того или иного вещества (спиртного, табака, наркотика и др.), изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности, принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным и не способным противодействовать происходящему.
Антисоциальное поведение. Особенностью такого поведения является совершение действий, противоречащих установленным в данном обществе моральным нормам и правилам.
В этом случае игнорируются правовые законы, требования других людей, установленные правила. К антисоциальному относится агрессивное поведение. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта , стрессов , фрустраций . Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Суицидное поведение. Данное поведение выражается в повышенном риске совершить самоубийство. Известный зарубежный специалист по этой проблеме Дюркгейм выделил три различных типа самоубийств в зависимости от особенностей контактов индивида с социальной средой: 1. "аномическое" самоубийство, связанное с кризисными ситуациями в жизни, личными трагедиями: смерть близкого человека, потеря работоспособности, утрата имущества, несчастная любовь и др.;
."альтруистическое" самоубийство, совершаемое ради блага других людей, общества (чтобы не обременять собой других, не позорить их в связи с каким-то преступлением или нарушением морали и д.р.
. "эгоистическое" самоубийство, связанное с каким-либо конфликтом, неприемлемостью социальных требований, определенных норм поведения, не соответствующих интересам.
Конформистское поведение. Характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженностью к официальным точкам зрения, приспособленчеством, некритичным следованием указаниям лиц, обладающих властью.
Нарцисстическое поведение. Отличительной чертой этого поведения является концепция грандиозности, которая проявляется в фантазиях и действия, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточною чувства сопереживания.
Фанатическое поведение. Выражается в слепой приверженности какой-либо идее, доктрине, нетерпимости к любым другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного характера. Фанатическое поведение может наблюдаться как у одного человека, так и может быть свойственно группе людей. При этом в группе активизируются многие социально-психологические механизмы, способствующие некритическому восприятию идей, догм, взглядов. Это может привести к непрогнозируемым социальным конфликтам.
Аутистическое поведение. При таком поведении человек находится в отрыве от действительности и заменяет се принятие погружением в мир фантазий, мечтаний, галлюцинаций, бредовых идей[6].
Итак, было дано определение девиантного (отклоняющегося) поведения, также были описали основные формы девиантного поведения. Естественно, что при обнаружении той или иной формы отклоняющегося поведения должны приниматься соответствующие меры коррекции и терапии.
1.3 Причины отклоняющегося поведения у подростков
Существует множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения, зависящих от профессиональной принадлежности авторов (психиатров, психологов, социологов, педагогов и др.) и их теоретических предпочтений. В данном разделе будет приведено несколько классификаций. Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения подразделяются на две группы:
• причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
• причины социального и психологического характера. По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. По данным М. Раттера, серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15% детей. Если к этому количеству добавить менее тяжелые нарушения и эмоциональные расстройства эпизодического характера, становится ясным размер и суть проблемы. Лишь малая часть этих детей попадает на прием к психиатру (для нашей страны, где диагноз такого характера становился клеймом на всю жизнь, процент обратившихся к врачу еще меньше). М. Раттер указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу могут. Среди симптомов М. Раттер выделяет, прежде всего, следующие: • адекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;
• длительность сохранения расстройства. Кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы;
• то же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;
• появление изменений в поведении ребенка по сравнению с его обычным поведением, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;
• появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов. Например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать особого внимания, если они говорят об этом со слов ребенка. Другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;
• как правило, не следует обращать особое внимание на один, существующий изолированно, симптом. Иное дело, если целый ряд симптомов существует одновременно, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни[16].
Разумеется, все перечисленное следует оценивать в соответствии со средой, в которой живет и развивается ребенок. Очень важно с пониманием относиться к этническим, социальным и культурным различиям, существующим в обществе.
Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняющегося от норм поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера А.Е. Личко, т. е. временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления. Но этот подход не может быть единственным в силу однобокости взглядов на человека и причины его поведения. Отклоняющемуся от норм поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие ученые, психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием.
Психологи и психиатры располагают методиками для точной диагностики типа и тяжести отклонения. Они же...

Похожие материалы:

Реферат: Проблемы суицида и суицидального поведения в подростковом возрасте

Курсовая работа: Акцентуации характера в подростковом возрасте

Курсовая работа: МОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Самостоятельная работа: Проявление темперамента в подростковом возрасте

Реферат: Развитие самооценки в подростковом возрасте