Курсовая работа: Дисгармонии в структуре характера и личности человека

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению характера в психологии
.1 Понятия «характер» и «личность» в психологической науке
.2 Структуры характера и личности
Глава 2. Теоретические подходы к изучению акцентуации в психологии
.1 Основные концепции изучения акцентуаций
.2 Дисгармония как атрибут акцентуации
Заключение
Список используемой литературы

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Дисгармонии в структуре характера и личности человека':


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
Институт детства
Кафедра олигофренопедагогики и специальной психологии
Курсовая работа
по теме Дисгармонии в структуре характера и личности человека
выполнил Школьников П.А.
Научный руководитель: Нурлыгаянов И. Н.
Москва, 2015

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению характера в психологии
.1 Понятия «характер» и «личность» в психологической науке
.2 Структуры характера и личности
Глава 2. Теоретические подходы к изучению акцентуации в психологии
.1 Основные концепции изучения акцентуаций
.2 Дисгармония как атрибут акцентуации
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Актуальность работы. Важность данной проблемы крайне велика для дифференциальной психологии, которая изучает психологические и типологические различия у представителей различных классовых, этнических, возрастных и др. групп, а также не менее актуальна для научной характерологии. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и методы их диагностики. Их понимание способно пролить свет на многие поведенческие проблемы человека, т.к. характер человека проявляется в его поведении. Изменения в характере говорят об изменении психической жизни человека, а его нарушения, яркие проявления говорят о личностной проблеме того или иного человека. Поняв причину неадекватных проявлений характера, или акцентуаций, можно их устранить или сгладить.
Также нельзя обходить стороной понятие личности, которое многие психологи тесно связывают с характером, а некоторые и вовсе не проводят между ними границы. Поэтому в данной работе будут рассмотрены также некоторые понятия и структуры личности.
В этой работе сделан акцент именно на дисгармониях в характере, т.е. на его противоречивых и амбивалентных проявлений как одном из факторов акцентуаций, поэтому
Проблемой дисгармоний характера занимались основатели психоанализа, такие как З. Фрейд, К.Г. Юнг, а также А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, Э. Кречмер, К. Леонгард и другие.
Цель исследования: рассмотрение дисгармонии в характере и личности как детерминанты формирования и проявления акцентуации.
Объект исследования: акцентуации характера и личности.
Предмет исследования: дисгармонии в характере и личности как детерминанты формирования и проявления акцентуации.
Задачи исследования:
раскрыть понятия характера и личности и дать границу между данными явлениями
проанализировать различные типологии характера и личности.
рассмотреть концепции изучения акцентуаций и дать определение данному понятию.
понять, какое место занимает дисгармония в характере.

Глава 1. Теоретические подходы к изучению характера в психологии
.1 Понятия «характер» и «личность» в психологической науке
Прежде чем мы перейдем к обсуждению дисгармоний характера, необходимо дать четкие понятия таким терминам, как «характер» и «личность». Разные ученые и исследователи вкладывают разный смысл в эти определения и необходимо найти наиболее усредненное, полное и точное описание данных явлений.
При соотнесении и сравнении таких двух понятий как «характер» и «личность» можно найти массу разногласий у разных исследователей. Тем не менее, существует несколько наиболее распространенных трактовок:
«1) характер и личность практически отождествляются - эти термины употребляются синонимично;
) характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура;
) личность понимается как специфическая часть характера;
) характер и личность рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Кратко выражая суть различий между личностью и характером, можно сказать, что черты характера выражают то, как действует индивид, а черты личностные - то, ради чего он действует»[7].
Тем не менее, рассмотрим несколько трактовок личности и характера и попробуем понять, какие же связи предполагают между ними различные исследователи данной проблемы.
Согласно В.А. Ганзену, личность является общественным индивидом, объектом и субъектом социальных отношений и исторического процесса, проявляющие себя в общении, в деятельности, в поведении[1]. Похожее определение личности дает Б.Д. Парыгин. В его понимании личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое[8].
Б.Г. Ананьев разделял такие понятия, как «индивидуальность» и «личность», ставя первое понятие выше второго. Индивидуальность, по его мнению, есть результат слияния социальных и биологических факторов в онтогенезе, который является определяющим при развитии личности. Личность же он представлял как составляющую индивидуальности и характеристику всех ее структур. В саму же структуру личности он включал такие свойства, как:
- определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей;
статус и социальные функции-роли;
мотивация поведения и ценностные ориентации;
структура и динамика отношений.
Т.е. можно сказать, что Ананьев в своих работах отождествляет понятия характера и личности, ставя в центр своей концепции понятие «индивидуальность» [3].
В трудах А.Г. Ковалева личность же представляет собой синтетическое образование психических свойств, состояний и процессов. Психические свойства, в свою очередь, образуются из психических процессов, функционирующих на фоне психических состояний. В процессе развития психические свойства определенным образом связываются друг с другом и образуются сложные структуры.
В качестве таковых А. Г. Ковалев рассматривает темперамент (система природных свойств человека), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (интеллектуальные, волевые и эмоциональные свойства), характер (система отношений и способов поведения). Т.е. можно с уверенностью сказать, что в концепции личности данного автора характер имеет второстепенное происхождение по отношению к личности [13]
Другой отечественный автор, С. Л. Рубинштейн, понимает под личностью исключительно социальное образование, которое, находясь в структуре психики, определяет его реакции на внешние воздействия. Это образование представляет собой:
установки и потребности (то, чего хочет человек);
дарования и способности (то, что может человек);
закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек). Т.е. именно через эти функции, приобретенные в процессе социализации и воспитания, человек взаимодействует с миром.
Также Рубинштейн выделял в личности такие компоненты, как направленность, способности, темперамент, характер, самосознание. Личность не сводима лишь к сумме данных структур, как вся деятельность не может быть сведена к сумме действий, из которых она состоит, но вне данных структур познание личности невозможно[25]. В характере же он выделял направленность и образ действия.
Более узко Рубинштейн рассматривает личность, как человека с четко выработанными ни проработанными жизненными позициями, мировоззрением и мотивами, иначе говоря - как высшую ступень развития человека
Характер же определяется как «совокупность устойчивых психических свойств организма и привычных способов поведения»[7]. Характер необходим для сохранения функции мотива.
Чаще всего в отечественной психологии трактуют характер через его направленность, являющейся основополагающим свойством. Тем не менее, характер не ограничивается лишь этим, но это позволяет, так или иначе, отграничить его от понятия личности.
Левитов понимает характер именно в таком ключе. По его мнению, характер есть психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное - направленность. Направленность определяет деятельность и сама подкрепляется волей.[18]
Раннее характер рассматривался как совокупность отношений человека к миру, однако, по мнению того же Б.Г. Ананьева, не всякое отношение есть черта характера. Он выделяет следующие группы отношений:
отношение к среде
отношение к обществу
отношение к самому себе.
Лишь эти отношения могут трактоваться как некие черты характера, т.к. они отражают направленность и проявляются в образе действия [3].
Ковалев понимает под характером своеобразный психический склад человека, который проявляется «в специфических для данного человека отношениях к объективной реальности».[13]
Рубинштейн же рассматривает характер как проявление личности в поведении. Характер формируется под действием тех или иных поступков или событий в жизни человека, в которых он проявляется и развивается одновременно[25].
К сожалению, нельзя полностью раскрыть столь сложные психические образования, как личность и характер, лишь рассмотрев несколько их различных понятий. Следует перейти к более глубокому анализу их строений и типологий, что позволит нам больше понять, как данные понятия соотносятся друг с другом.
.2 Структура характера и личности: основные подходы
В структурном подходе изучения характер связывают с темпераментом. В отечественной психологии при определении темперамента и его свойств чаще всего опираются на исследования в этой области И.П. Павлова. Темперамент - формально-динамическая системы, связанная со свойствами психики. На основе выделения основных свойств нервной системы (сила/слабость => уравновешенность/неуравновешенность => подвижность/инертность) были выделены четыре типа:
сангвиник - сильный, уравновешенный подвижный;
флегматик - сильный, уравновешенный, инертный;
холерик - сильный, неуравновешенный;
меланхолик - слабый [20].
Сходные данные при исследовании тормозных реакций у детей получил Н.И. Красногорский:
) возбудимый, уравновешенный, подвижный - сангвиник;
) возбудимый, уравновешенный, инертный - флегматик;
) возбудимый, неуравновешенный, подвижный - холерик
) лабильный - меланхолик [14].
В функциональном подходе характер рассматривается в связи с личностью, по отношению к которой он является вторичным. Характер есть защита личности, ее адаптация; характер есть средство и определяется в таком случае направленностью личности, его строение отражает строение мотива; это форма поведения, позволяющая сохранить структуру мотивов. Темперамент выступает лишь предпосылкой, характер же образуется от личности, через который она и выражает себя.
Тем не менее, при гипертрофированности характер способен сам диктовать свои цели и мотивы личности, что говорит о явной патологии. В норме же характер изменчив и не является жестко закрепленным, как темперамент [25]. Для начала следует понять строение характера, чтобы понять, в каком отношении находятся его свойства. Одним из самых первых подобных исследований на тему строения характера является модель Л. Клагеса, немецкого психолога и основателя направления научной характерологии. Предложенное им строение, помимо всего прочего, выполняет эвристическую функцию.
Строение характера по Л.Клагесу:
) Материя характера - общие и специальные способности и задатки;
) Качество характера - влечения, цели и мотивации;
) Структура характера - задатки темперамента и чувственная и выразительная возможность внутренних переживаний;
) Тектоника характера - отношения предыдущих трех свойств друг к другу: гармония, прочность и др.;
) Поведение.
Клагес считает, что пятый пункт не является «настоящим» и жестко критикует типологии, построенные на основе поведения, т.к. оно может быть одинаковым при разных его мотивах [6].
Примечательно, что он дает понятие гармоничности характера, т.е. сбалансированности отношений между способностями и задатками, целями и проявлением чувств. Тем не менее, такое сложное образование как характер, не ограничивается лишь теми свойствами, которые предложил Л. Клагес. Существует огромное кол-во типологий характера, его черт и свойств, а также типологий темпераментов, некоторые из которых мы уже рассмотрели.
Построение типологий делается для решения следующих задач:
Исследовательской;
Описательной;
Собственно терапевтической.
Каждый ученый строит свою типологию на основе какой-либо доминирующей психической функции либо нескольких подобных функций. По сути, каждый принцип построения той или иной типологии совершенно разный, т.к. за основу дифференцировки могут быть взяты разные свойства характера или личности, будь то проявление эмоций, отношение к людям или же поведение [2]. Тем не менее, рассмотрение типологий поможет нам понять многообразие проявлений характера, а также выяснить, между какими частями проявляется его «дисгармония». Теперь перейдем к объяснению строения личности. К этой теме обращалось множество различных психологов, как западных, так и отечественных. Например, в деятельностном подходе А.Н.Леонтьева личность представлена как совокупность деятельностей, нанизанных на «центровую», главную деятельность организма. Более того, между деятельностями есть иерархические связи, которые могут принимать структуры, которые можно представить в виде блок-схем (одно- или многовершинные). Между деятельностями, также как и между мотивами, могут возникать противоречия и конфликты, что приводит к дисгармонии личности. Кроме этого ведущая деятельность может быть слабо выраженной и может не удерживать на себе остальные, «побочные» деятельности, что приводит к еще более глубоким личностным конфликтам [19].
Леонтьев дает определение характеру в своих работах - все индивидуальные различия, отличающие человека от других. По его мнению, личность, характер и индивидуальность выражают одно и то же, и четкой дифференцировки между понятиями он не дает.
Одна из самых известных теорий строения личности принадлежит З. Фрейду, в которой он выделяет структуры по мере их образования и влияния на человека в онтогенезе.
Ид (Оно) - это инстинктивные и наиболее примитивные аспекты личности, которые функционируют вне поля нашего сознания и связаны с первичными потребностями. По своей сути это можно назвать природным пластом личности. Ид требует мгновенного выполнения собственных потребностей, не считаясь с ситуацией во внешнем мире. Фрейд считал, что Ид доминирует у детей от рождения до 3-х лет.
Эго (Я) - компонент личности, который принимает те или иные решения. Данная структура не является врожденной, а приобретается вследствие взаимодействия с внешним миром. Эго пытается удовлетворить свои желания соответственно тем ограничениям, которые накладывает среда. Данную структуру можно дать определение социальной части личности. Эго следует принципу сохранения целостности организма, отсрочивая удовлетворения потребностей, диктуемых Ид. Супер-эго (Сверх-Я) - система моральных и этических ценностей, приобретаемых в результате воспитания ребенка и является следствием его зависимости от взрослых. Это уже культурный уровень личности Фрейд разделял эту структуру на совесть, приобретаемую посредством наказаний, и эго-идеал, который приобретается через поощрения и одобрения. Супер-эго пытается направить Эго к абсолютному совершенству, при этом блокируя побуждения Ид [28].
В данной теории конфликты между теми или частями личности неизбежны, т.к. у всех у них разные цели, которые противоречат друг другу, что обязательно приведет к невротизации, т.е. дисгармонии в личности
Характеру же Фрейд дает такое понятие - «То, что мы называем «характером человека, создано в значительной степени из материала сексуальных возбуждений и составляется из фиксированных с детства влечений, из приобретенных благодаря сублимированию и из таких конструкций, которые имеют своим назначением энергичное подавление перверсных, признанных недопустимыми душевных движений». Т.е. Фрейд рассматривает характер как структуру личности, исходя из своей модели[23].
Другой, отечественный психолог, Б.С. Братусь, в основу своей классификации характеров ставил типичной для данной личности способ отношения к другому человеку. На основе этого он выделил четыре уровня личности, имеющие различную направленность:
Эгоцентрический - направленность на себя и свои потребности;
Группоцентрический - направленность на группу, в которой находится человек в данной ситуации;
Гуманистический - направленность на все общество в целом;
Духовный - направленность на некий идеал;
Все четыре уровня присутствуют в личности одновременно, и в определенных ситуациях доминирует тот или иной уровень [4].
Наиболее общей моделью личности можно считать модель У. Джеймса, который выделял в ней 3 субъекта
) Природный - первичные желания и мотивы, необходимые для существования организма;
) Социальный - нормы поведения и отношений, требующиеся для взаимодействия с обществом;
) Культурный - ценности, диктуемые моралью и нормами, необходимые для личностного роста[22].
Рассмотрев несколько структур личности, перейдем к типологиям характера. Следует сказать, что среди свойств характера принято выделять общие и частные, из которых первые являются основными, оказывающие свое действия на наиболее широкую сферу поведенческих реакций и на баз которых формируются частные свойства. А.Г. Шмелев, М.В. Бодунов и У. Норманн выделяют следующие свойства характера:
) Самоуверенность - неуверенность;
) Доброжелательство - враждебность;
) Рациональность - непосредственность;
) Эмоциональная устойчивость/неустойчивость;
) Интеллектуальная лабильность/ригидность.
К частным же относятся те свойства, которые проявляется в тех или иных ситуаций. К таким свойствам относятся общительность - замкнутость, оптимизм - пессимизм, активность - пассивность, увлеченность - апатия и т.п. [29].
Следует четко понимать, на основе каких свойств или группе свойств строится типология, т.к. может показаться, что разные типологии противоречат друг другу, тогда как на самом деле они рассматривают разные аспекты характера [10].
Рассмотрим несколько различных типологий, предложенных различными психологами.
Одной из таких типологий является типология А.Ф. Лазурского, отечественного врача и психолога. В ее основе находятся три уровня приспособленности человека к внешнему миру - низший, средний и высший, которые являются уровнями развития личности. Исходя из уровня развития личности, человеку будут присущи те или иные характеры.
) Низший уровень - это плохо приспособленные к среде люди, с сильным ее отпечатком. С трудом адаптируются к изменениям ситуаций и покорно следуют всем правилам, предписываемые обществом. Лазурский выделяет здесь несколько типов характера:
Рассудочный;
Аффективный;
Чувственный;
Активный - импульсивный, покорно-деятельный.
) Средний уровень - это люди, нашедшие свое место в сфере общественных отношений и природе и использующие его в достижении своих целей. Здесь...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Взаимосвязь характера и темперамента в структуре личности

Курсовая работа: Сравнительный анализ характеристик знаков зодиака и индивидуальных черт характера человека

Реферат: Некоторые особенностей воспитания детей, которые влияют на становление характера и личности

Реферат: Потребности и мотивы личности и человека

Курсовая работа: Процесс формирования человека как личности