Курсовая работа: Эмоциональные особенности личности при восприятии двухфакторных изображений

Содержание

Введение
1. Психологические и психофизиологические особенности эмоций человека
1.1 Понятие и классификация основных эмоций человека
1.2 Основные функции эмоций
2. Взаимосвязь эмоциональных состояний человека и восприятия
2.1 К вопросу определения апперцепции
2.2 Влияние эмоциональных состояний на общее восприятие
3. Взаимосвязь эмоциональных состояний человека и восприятия картин с двойным изображением
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Эмоциональные особенности личности при восприятии двухфакторных изображений':


Содержание
Введение
1. Психологические и психофизиологические особенности эмоций человека
1.1 Понятие и классификация основных эмоций человека
1.2 Основные функции эмоций
2. Взаимосвязь эмоциональных состояний человека и восприятия
2.1 К вопросу определения апперцепции
2.2 Влияние эмоциональных состояний на общее восприятие
3. Взаимосвязь эмоциональных состояний человека и восприятия картин с двойным изображением
Заключение
Список литературы
Введение
Темой курсовой работы является: “Эмоциональные особенности личности при восприятии двухфакторных изображений».
Актуальность исследования состоит в том, что проблема восприятия картин с двойным изображением является малоизученной областью в современной психологии.
Актуальность данной темы в науке заключена в том, что в отдельных работах исследуются проблемы эмоций (П.К. Анохин, К. Изард, В.Н. Додонов) и их влияние на общее состояние человека, предлагаются различные классификации эмоций и их функции, отдельно рассматриваются проблемы человеческого восприятия, его особенности, зависимость от различных факторов (Б.Ф. Ломов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский и др.), учеными также исследуются особенности восприятия картин с двухфакторным изображением. Однако в современной литературе мало внимания уделяется именно влиянию эмоциональных состояний на восприятие двухфакторных изображений.
Целью настоящего исследования является определение особенностей эмоциональных состояний человека при восприятии картин с двойным изображением.
Объектом исследования в данной работе является: восприятие двухфакторных изображений
В свою очередь предмет исследования составляют эмоциональные состояния личности как фактор, влияющий на восприятие двойных изображений.
В соответствии с целью работы выдвинуты следующие задачи:
проанализировать понятие эмоции и их разновидности в научной литературе;
рассмотреть классификации и основные функции эмоций;
изучить феномен апперцепции;
исследовать влияние эмоциональных состояний на восприятие личности;
определить эмоциональные особенности в зависимости от воспринимаемого образа.
На основе теоретического анализа литературы была выдвинута следующая гипотеза: восприятие зрительных образов зависит от эмоциональных состояний личности. Печальный и грустный человек увидит горе, смерть, разочарование, какие-то проблемы, радостному же человеку свойственно видеть мир оптимистично.
Методы исследования. На разных этапах и при решении отдельных задач, поставленных в исследовании, использовались различные методы сбора фактического материала и его обработки:
-анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизацию полученных данных;
-разработка и проведение эксперимента по изучению взаимосвязи восприятия двухфакторных изображений;
-методы сбора эмпирических данных: методика «Основные эмоциональные черты» (К.Изард); восьмицветный тест Люшера;
-методы обработки и интерпретации данных: математические методы статистической обработки данных исследования с использованием программы Statistica 6.0 (сравнительный анализ по критерию t-Стьюдента), качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования. Исследуемую выборку составили 40 человека в возрасте от 23 до 50 лет, 20 мужчин и 20 женщин, образование высшее и среднее, различных профессий (каких профессий, а так же студенты ВУЗов (сколько студентов.
Объем и структура работы. ВКР состоит из введения.
1. Психологические и психофизиологические особенности эмоций человека
.1 Понятие и классификация основных эмоций человека
Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Большинством авторов [1, 25, 27, 28, 29] эмоции определяются как психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. А.В. Петровский [27] считает, что эмоции - это непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средство активизации сенсорно-перцептивной деятельности личности.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Согласно исследованиям П.К. Анохина, эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее [с.158, 1].
Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро реагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры [с.158, 1].
Проанализируем понятие эмоций, которое дают различные авторы.
К. Изард рассматривает эмоции как: нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия[с. 12, 12].
В.И. Додонов [8] определяет эмоции как ценность, эмоции одновременно выступают в роли оценки и в роли ценности.
В.С. Немов дает следующее определение эмоций: «это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности» [с.436, 21].
Рассмотрим классификации эмоций данных авторов. К. Изард 12 классифицировал фундаментальные эмоции следующим образом:
1. Общая эмоциональная возбудимость.
Помимо направленных основных фундаментальных эмоций, которые рассматриваются ниже, для человека характерна общая эмоциональная возбудимость, которая усиливает проявление других специализированных эмоций. Различные люди имеют различный порог возбудимости: при низком пороге возбудимости человек реагирует раньше и сильнее на раздражители (эмоциональная возбудимость); при высоком пороге возбудимости - реагирует позже и слабее (эмоциональная апатия). Это явление играет важную роль для активации эмоций, при объяснении импульсивных поступков и поведения, при определении остроты и яркости проявления той или иной эмоции и их комбинации.
. Интерес - возбуждение.
Важнейшая врожденная и доминирующая среди всех эмоций у нормального здорового человека. Эмоция интереса направляет внимание, познание, действия при условии, если в сознании не доминируют отрицательные эмоции. Ключевыми доминантами интереса являются новизна изумление. Эта эмоция связана с самоудовлетворенностью, умеренной импульсивностью и напряжением. Врожденная способность к интересу в условиях социализации определяет характер развивающихся личностных особенностей.
. Радость.
Переживание радости отличается от удовлетворения потребности или чувственного удовольствия, хотя последние могут уменьшать порог радости. Характеризуется чувством уверенности в себе, варьируется от активности до созерцательности. Может усиливать устойчивость к фрустрации и способствовать самоуверенности и мужеству, взаимодействует с другими эмоциями и с восприятием, познанием и действием. Может замедлять действие, но и способствовать интуиции и творчеству. Индивидуальные различия в порогах радости приводят к выработке различных жизненных стилей.
. Удивление.
Переходящая эмоция, не мотивирует поведение, способствует подготовке индивида к успешным действиям, изменению условий или обстоятельств. Удивление называют "эмоцией, очищающей каналы". Хотя удивление воспринимается как приятное или неприятное, но по своей природе оно не является ни положительной, ни отрицательной эмоцией. Удивление играет важную роль в когнитивном развитии.
. Горе, страдание, депрессия.
Страдание наиболее распространенная отрицательная эмоция, доминирующая при горе и депрессии, менее вредоносная, чем страх, и монет случить конструктивным целям, мотивируя активную деятельность. Переживание, страдания описываются как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество. Страдание обычно служит связующей силой в социальных отношениях. Горе сводится к страданию, унынию, чувству одиночества, изолированности, оторванности от людей, недовольству собой, "хандре". Депрессия, как наиболее распространенная психопатологическая проблема, связана с потерей самоуважения, уверенности в себе, потерей чувства собственного достоинства.
. Отвращение, омерзение.
Эта эмоция близка к эмоции гнева, но в ситуации гнева интерес выше, а страдание ниже, чем в ситуации отвращения. Объект гнева захватывает внимание сильнее, чем в ситуации отвращения. Отвращение может быть направлено на идею, в том числе, собственную. Отвращение вызывает стремление "отделаться" от источника отвращения.
. Гнев, ярость.
Весьма обычной причиной гнева является чувство физического или психического препятствия к тому, к чему человек страстно стремится (фрустрация). Другая причина гнева - личное оскорбление, повседневные фрустрации, прерывание ситуации интереса или радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек, тем больше потребность в физическом действии, что особенно проявляется в ярости. Неспособность выразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения.
. Презрение.
Связано с чувством превосходства. Это основной аффективный компонент предрассудков. Наиболее холодная из всех трех эмоции, связанных с враждебностью. По-видимому, является аффективным компонентом "хладнокровных" разрушающих тенденций.
. Страх и виды тревожности.
Интенсивный страх является наиболее опасным из всех видов эмоций, при слабой и средней интенсивности взаимодействует как с положительными, так и с отрицательными эмоциями. Существуют как врожденные, так и приобретенные страхи. Врожденные страхи: пусковые механизмы страха включают одиночество, непонятность, неожиданное приближение и изменение стимула, боль. Страхи, вызываемые социокультурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматизма, подражания другому человеку. Ощущение страха может возникнуть от неприятного предчувствия и возрастать до ужаса. Взаимодействия страха с другими эмоциями может оказывать большое влияние на личность и поведение.
. Стыд, застенчивость.
Переживание стыда начинается с внезапного и интенсивного осознания своего "Я". "Я" выглядит маленьким, беспомощным, вызывает чувство поражения и неудачи, иногда появляется после положительной оценки. Увеличивает чувствительность к мнениям и чувствам других, способствует социальной конформности и ответственности. Должным образом преодоленный стыд может играть положительную роль: в саморазвитии и самоусовершенствовании.
. Вина, раскаяние.
Имеет особое влияние на развитие личной и социальной ответственности и на развитие совести. Вина и раскаяние часто возникают вместе, порождаются нарушением этических и моральных стандартов. Переживание вину состоит из гложащего чувства, что человек ошибся, не прав по отношению к другому или к самому себе. Вина дополняет стыд в воспитании социальной ответственности. Развитие вину способствует психологической зрелости. Низкий порог вины может вести к серьезным трудностям в адаптации.
. Сочувствие, сострадание.
К. Изард не выделяет в числе фундаментальных эмоции сочувствия, сострадания. На самом деле, они, видимо, могут рассматриваться как прирожденные, так и социально приобретенные, связанные с такими эмоциями, как горе, страдание, вина и другое. Есть два вида эмоции: в первом случае человек, сталкиваясь с горем и страданиям других, переживает эти горе и страдание эгоистически, "на себя", во втором случае, сочувствие, сострадание оказываются восприятием страдания другого и внутренним стремлением пойти навстречу страдающему человеку. [8, c. 35].
В.И. Додонов 8 классифицировал эмоции в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так он выделил следующие виды подобных «ценных» эмоций:
1.Альтруистические эмоции - переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям: приносить другим людям радость и счастье; чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота о нем; сопереживание удачи и радости другого; чувство нежности и умиления; чувство преданности; чувство участия, жалости.
.Коммуникативные эмоции, возникающие на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик; чувство симпатии, расположения; чувство уважения к кому-либо; чувство признательности, благодарности; чувство обожания кого-либо; желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей.
.Глорические эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе: стремление завоевать признание, почет; чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш; приятное щекотание самолюбия; чувство гордости; чувство превосходства; чувство удовлетворения от того, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.
4. Праксические эмоции, вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения: желание добиться успеха в работе; чувство напряжения; увлеченность, захваченность работой; любование результатами свое труда, его продуктами; приятная усталость; приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря.
5.Пугнические эмоции, происходящие от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: жажда острых ощущений; упоение опасностью, риском; чувство спортивного азарта; решительность; спортивная злость; чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.
6. Романтические эмоции: стремление ко всему необыкновенному, таинственному; стремление к необычайному, неизведанному; ожидание чего-то хорошего, светлого чуда; манящее чувство дали. Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны; чувство особой значимости происходящего; чувство зловеще-таинственного.
Гностические эмоции, связанные с потребностью в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; чувство удивления и недоумения; чувство ясности или смутности мысли; неудержимое стремление преодолеть противоречие собственных рассуждений, привести все в систему; чувство догадки, близости решения; радость открытия истины.
Эстетические эмоции, связанные с лирическими переживаниями: жажда красоты; наслаждение красотой чего-либо или кого-либо; чувство изящного, грациозного; чувство возвышенного или величественного; наслаждение звуками; чувство волнующего драматизма. Чувство светлой грусти и задумчивости; поэтически-созерцательное состояние; чувство душевной мягкости, растроганности; чувство родного, милого, близкого; сладость воспоминания о давнем; горько-приятное чувство одиночества.
Гедонистические эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте: наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла солнца и т.д.; чувство беззаботности, безмятежности; нега (сладкая лень); чувство веселья; приятная бездумная возбужденность (на танцах, вечеринках и т.д.); сладострастие.
Акизитивные эмоции, возникающие в связи с интересом к накоплению, коллекционированию: стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать; радость по случаю увеличения своих накоплений; приятное чувство при обозрении своих накоплений [c.68, 8].
Р.С. Немов [21] выделил «чистые» эмоции:
-настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Настроение - это целостная форма жизнеощущения человека, общий тон, состояние его переживаний, расположение духа [с.320, 31].
Чувства - продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п.» [с.442, 21].
Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Васильев И.А. считает, что аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность [с.50, 4].
Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета [c.442, 21].
Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения [c.442, 21].
Эмоция, по мнению Р.С. Немова 21, называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне обусловленный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством.
С точки зрения Р.С. Немова [21], фундаментальные эмоции являются важными в жизни человека, но отдельно, не в сочетании с другими эмоциями, они существуют очень недолго - до того, как активизируются другие эмоции. Фундаментальные эмоции являются врожденными.
Важным отличием чувств от эмоций является то, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции носят ситуативный характер, т.е. являются реакцией на определенную ситуацию. Вместе с тем, чувства и эмоции тесно связаны, т.к. всякое чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях, что и подчеркивает Р.С. Немов [с.443, 21].
К основным эмоциональным чертам человека А.Н. Лук [18] относит:
1.Тревожность. Комплекс фундаментальных эмоций, включающих страх, горе, гнев, стыд, вину и иногда интерес-возбуждение.
2.Депрессия....

Похожие материалы:

Реферат: Возрастные особенности саморазвития и самоактуализации зрелой личности

Курсовая работа: Психологические особенности личности спортсмена-боксера

Реферат: Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка

Курсовая работа: Этнопсихологические особенности личности 2

Дипломная работа: Социально-психологические особенности личности руководителей высшего звена