Контрольная работа: Сознание человека

Снижение памяти и внимания - основные проявления психического старения. С возрастом снижается скорость психических процессов, ослабевает способность к концентрации внимания, появляется рассеянность, забывчивость, возникают трудности при припоминании имен, названий, снижается способность к обучению, запоминанию новой информации.

Дата добавления на сайт: 01 августа 2024


Скачать работу 'Сознание человека':


ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Гуманитарный факультет
Контрольная работа
Предмет: Патопсихология
Студента III курса, группы Пс - 33
ФИО: Пермякова Надежда Сергеевна
Преподаватель
Булдакова Наталья Викторовна
Киров 2014

1. Сравните основные нарушения поведения в старческом возрасте в зависимости от генеза
Снижение памяти и внимания - основные проявления психического старения. С возрастом снижается скорость психических процессов, ослабевает способность к концентрации внимания, появляется рассеянность, забывчивость, возникают трудности при припоминании имен, названий, снижается способность к обучению, запоминанию новой информации. Снижение памяти касается в большей мере текущих событий, факты прошлого не только сохраняются в памяти, но нередко оживляются. Хорошо известно, с каким удовольствием пожилые люди вспоминают события давно минувших лет. Меняются и другие психические функции. Падает психическая активность, сужается объем мышления, круг интересов. Снижается приспособляемость к новым ситуациям, ориентировка в непривычных условиях.
С возрастом нередко меняется и характер человека. Появляется своеобразный старческий консерватизм, ригидность в оценке происходящих событий. Многие происходящие в окружающем мире изменения кажутся старому человеку чуждыми или даже враждебными. Человек становится раздражительным, недовольным окружающим, сварливым. Падает способность радоваться, эмоционально реагировать на события жизни. Нередко снижается самооценка, появляется недовольство собой, неуверенность в собственных силах. Пожилые люди часто становятся чрезмерно осторожными, у них появляются черты скупости, мелочности.
Описанные выше особенности памяти и характера хотя и накладывают определенный отпечаток на облик старика, не затрагивают ядра личности человека. Он остается таким же, как был раньше. Нарушения памяти не препятствуют повседневной и общественной деятельности пожилого человека, хотя и мешают во многих ситуациях.
Изменения памяти и характера не всегда являются отражением относительно безобидных возрастных изменений психики. Во многих случаях нарушения памяти и внимания наблюдаются на начальных стадиях развития тяжелого психического расстройства - деменции (слабоумия). Деменция характеризуется прогрессирующим ухудшением памяти, внимания, мышления и других высших психических функций. При деменции нарушения памяти всегда сочетаются с изменением других психических функций и поведения в целом.
Причины деменции в старости разнообразны. Чаще всего развитие деменции связано с сосудистыми заболеваниями головного мозга. В основе деменции при сосудистых заболеваниях головного мозга лежит множественное поражение клеток мозга в результате нарушения мозгового кровообращения, недостаточного поступления кислорода и питательных веществ, нарушения обмена и гибели клеток. Нередко сосудистая деменция развивается после перенесенного инсульта или серии инсультов. Частой причиной развития деменции в старости является болезнь Альцгеймера. Это прогрессирующее заболевание, характеризующееся постепенно нарастающим упадком психических функций человека с нарушением способности к пониманию окружающей обстановки и утратой навыков. Болезнь Альцгеймера может начаться в возрасте старше 50 лет, но чаще возникает после 70 и особенно после 80 лет. Реже в основе деменции лежит развитие других характерных для позднего возраста заболеваний. К ним относятся болезнь Пика, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона и некоторые другие редко встречающиеся заболевания.
Развитие деменции в пожилом и старческом возрасте чаще всего постепенное. Исключение представляют некоторые формы сосудистой деменции, обычно развивающиеся после перенесенного инсульта. Первым проявлением заболевания являются нарушения памяти на текущие события. Снижается способность к запоминанию, усвоение нового бывает неполным и нестойким. Человек становится рассеянным, текущие события в его переживаниях подменяются оживлением воспоминаний о прошлом. Как правило, ухудшается ориентировка во времени, нарушается представление о временной последовательности событий. Нарушения памяти почти всегда сопровождаются изменениями характера человека. Стираются присущие ранее личностные особенности. Он становится грубым, эгоистичным, появляются черты ригидности и необоснованное упрямство, вспышки возбуждения и гнева. В других случаях на первый план выступают апатия и бездеятельность. Человек становится пассивным, безразличным ко всему, вялым, малоподвижным. У некоторых пациентов изменения личности характеризуются появлением особой психической хрупкости, слабости, истощаемости, несдержанности.
По мере прогрессирования симптомы деменции становятся явными. Нарушается ориентировка, сначала во времени, затем - в пространстве, окружающей обстановке. Больные не могут назвать дату, месяц и год, нередко теряются на улице, не всегда понимают, где находятся, не узнают знакомых и близких людей. В далеко зашедших случаях нарушается ориентировка и в собственной личности. Больные не могут назвать свой возраст, забывают ключевые факты жизни. Нередко наблюдается "сдвиг в прошлое": они считают себя детьми или молодыми людьми, утверждают, что их давно умершие родители живы. Мышление становится все более обедненным. Постепенно теряется запас накопленных в жизни знаний. Воспоминания больных становятся все более неполными, путанными, неточными. Ошибки памяти нередко подменяются вымышленными событиями. Нарушается речь, значительно обедняется словарный запас. Постепенно речь все больше теряет смысл, в тяжелых случаях высказывания больных приобретают характер стереотипных фраз, обрывочных слов и слогов. Нарушаются привычные навыки: больные теряют способность пользоваться бытовыми приборами, не могут самостоятельно одеться, умыться. Осознанные действия подменяются стереотипным блужданием и бессмысленным собиранием вещей. Нарушается способность к счету, письму. При тяжелой деменции человек теряет способность существовать без посторонней помощи, его активность ограничивается бессмысленными криками и стереотипными движениями в пределах постели.
Нарушения памяти и высших психических функций при деменции сопровождаются нарушениями поведения. Эти пациенты часто бывают возбужденными, им свойственно немотивированное упрямство, что значительно затрудняет уход. Больные отказываются выполнять необходимые гигиенические процедуры, принимать пищу. В некоторых случаях, наоборот, наблюдается повышенный аппетит. Иногда в период возбуждения пациенты рвут белье, ломают вещи, бывают агрессивными. Нередко у больных деменцией наблюдаются и другие психические расстройства: нелепые бредовые высказывания, ложные восприятия, затяжные депрессии.
Пациенты, страдающие деменцией, нуждаются в активном лечении. В настоящее время разработаны лекарственные препараты, позволяющие замедлить прогрессирование болезни, уменьшить выраженность нарушений памяти, облегчить уход за больными. Имеется широкий спектр эффективных, и что не менее важно в этом возрастном периоде безопасных, лекарственных препаратов, устраняющих возбуждение и другие психические нарушения при деменции, способствующих нормализации поведения.
аффект бред старческий депрессивный
2. Дайте сравнительный анализ мероприятий по психопрофилактике в детском и подростковом возрасте
Психотерапия - комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее - на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.
Клиническая психотерапия в детском и подростковом возрасте, как и у взрослых, разделяется на общую и частную:
Под общей психотерапией подразумеваются мероприятия, нормализующие социальную микросреду ребенка и подростка, формирующие психофизическую и эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующие процессы созревания психических свойств и личности, что уже само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе ее дальнейшего развития.
Частная психотерапия - набор медицинских и психологических, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психотерапевтические приемы и методики - суггестивные (связанные с внушением), рациональные и т.п., - используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психотерапии, основанные на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности уровнях общения, способах мышления и саморегуляции (игровая, семейная и др. формы психотерапии).
Клиническая психотерапия осуществляется в разных формах, в зависимости от конкретных условий ее проведения, задач, возраста пациента (ребенок, подросток, взрослый).
Представление психотерапевта о клиенте начинает складываться из «мелочей». Ранний (за полчаса и более) приход клиента свидетельствует о его высокой тревожности и, вместе с тем, достаточно высокого уровня мотивации к работе. Систематическое опоздание считается в классическом психоанализе одним из проявлений сопротивления клиента проводимому лечению. Вместе с тем, нельзя забывать, что «чувство времени» зависит от личностных и культурных особенностей клиента.
Поздоровавшись с клиентом, следует спросить его имя, отчество (у взрослого), имя (у ребенка), и представиться ему. Важно запоминать имена клиентов. Отметьте для себя, как клиент входит, на каком расстоянии от Вас садится по отношению к Вам, которая может укорачиваться и удлиняться в ходе терапии. В процессе психотерапии важное значение имеет «подстройка» к тону, громкости и, конечно, темпу речи (отражающему скорость протекания ассоциативных процессов клиента).
Однозначно не следует «копировать» патологические особенности речи клиентов (заикание, дефекты звукопроизношения), навязчивые движения: многие из этих людей имеют психотравмирующий опыт «передразнивания» их окружающими, и именно в этом ключе воспринимают подобную «подстройку».
Клиническая беседа обычно начинается с так называемого «открытого вопроса» (например, «Что привело Вас (тебя) сюда? и т.п.» -этим мы избегаем преждевременного установления рамок беседы.
Но у детей ответом на подобный вопрос может быть удивленный взгляд, пожимание плечами, только ребенок побойчее скажет что-нибудь типа «Моя мама привела меня сюда, чтобы Вы со мной поговорили!». В детском возрасте невербальный компонент общения преобладает над вербальным, лучшими способами «подстройки» к ребенку будут совместная игра, рисование (особенно полезны проективные рисуночные тесты).
В случаях «недобровольного» обращения (под давлением родителей и других членов семьи, администрации, в ситуации судебной психолого-психиатрической экспертизы и т.п.) мы можем столкнуться с негативным отношением к беседе, особенно у подростков.
«Беспроигрышных» способов установления контакта в этих случаях не существует. Часто помогает такой прием: в ответ на реплику подростка «у Вас и так все обо мне написано!» можно ответить: «Да, кое-что мне сообщили, но мне хотелось бы услышать об этом непосредственно от тебя (или от Вас, так как некоторые старшие подростки предпочитают такой стиль обращения, как бы подчеркивающий их «взрослость»). В отличие от следователя, для психотерапевта важны не столько «протокольные подробности», сколько характерная для клиента манера рассказывать. Даже заведомая ложь клиента может быть полезна для выявления его личностных особенностей.
Продолжительность первой (диагностической) беседы составляет в среднем 40-50 мин. Для психотерапевта важно четко структурировать свое рабочее время: ведь затянувшаяся до 3-х-4-х часов клиническая беседа с одним словоохотливым клиентом приведет к срыву всего графика работы и бесцельному ожиданию остальных клиентов, которые могут уйти с чувством обиды и разочарования.
Поэтому за 5-10 мин до окончания консультации можно сказать клиенту: «К сожалению, время нашей сегодняшней беседы подходит к концу. Но, может быть, у Вас остались ко мне вопросы?» или «Проблема, затронутая в ходе нашей беседы, очень сложна. Для того, чтобы полностью в ней разобраться, нам потребуется еще одна или несколько встреч». После этого можно согласовать с клиентом время и место следующей консультации или сеанса.
Однако, в ходе беседы недопустим и педантизм, при котором «соблюдение расписания» становится самоцелью. При нестандартных ситуациях (особенно при «кризисных состояниях» с наличием суицидальных намерений и т.п.) особенно важно дать клиенту закончить свой рассказ, проявить заинтересованность в его проблеме и наметить хотя бы начальные пути выхода из кризиса.
Глубина «проникновения в прошлое» зависит от того, сколько времени имеется в распоряжении психотерапевта, сколько встреч будет проведено. Если запрос клиента предполагает долговременную работу, то, как правило, необходим детальный анализ прошлого; при разовых консультациях и кратковременной психотерапии большее внимание обычно уделяется ситуации «здесь и теперь». Последнее, впрочем, зависит от теоретической ориентации психотерапевта.
Первая беседа с клиентом обычно позволяет составить лишь предварительное заключение о его проблемах - «терапевтическую гипотезу». В ходе второй и последующих бесед происходит получение дополнительной информации о клиенте и, тем самым, уточнение «гипотезы». «гипотеза» не должна «заторивать» мышление психотерапевта. На любом этапе психотерапии нужно иметь мужество отказаться от нее, если она противоречит реальности, в, противном случае, мы работаем не с клиентом, а с «проекцией» на него наших собственных проблем.
В начале второй беседы полезно узнать у клиента, что он (она) думает о первой встрече, о его (ее) реакции на эту встречу. Можно также спросить: «Часто после того, как человек уходит от врача (психолога), он припоминает еще целый ряд проблем, которые ему хотелось бы обсудить. Есть ли у Вас подобные проблемы?»
Разговаривая с родственниками клиента, надо руководствоваться тремя важными правилами:
психотерапевт должен лично увидеться с клиентом («заочная» психотерапия недопустима);
психотерапевт в ходе работы с клиентом должен общаться с членами его семьи лишь получив на то согласие клиента;
психотерапевт обязан соблюдать конфиденциальность беседы, не обманывать доверие клиента ни прямо, ни косвенно.
Единственным исключением из третьего правила могут быть случаи, когда в опасности находится жизнь клиента или кого-либо еще. Если психотерапевт не может добиться от клиента разрешения раскрыть его суицидальные намерения или одержимость манией убийства, если клиент при этом отказывается от госпитализации, необходимо поставить об этом в известность семью больного и настаивать на госпитализации.
. Дайте сравнительную характеристику нарушений сознания: онероидному сознанию и сумеречному состоянию
Сознание - интегрированная сфера психической деятельности; является высшей формой отражения действительности, способом отношения к объективных закономерностей. Так же считают, что это высшая форма психической деятельности человека - понимается в советской психологии не только как совокупное знание человека об окружающем его мире и о самом себе, но и как знание, характеризующееся активным отношением, направленностью.
Сознание человека оценивается на основе:
осознание им себя (собственной личности)
идентификации;
осознание пространства и времени, в котором в данный момент она существует (характеристика патологии сознания исходит именно из данного признака)
Осознание человеком собственной личности (самосознание) является существенным признаком психической нормы. К.Ясперс (немецкий психиатр) противопоставлял осознание собственного "Я" предметной сознания и выделил четыре формальных признаки самосознания, нарушение которых ведет к психической патологии:
) чувство деятельности - осознание себя в качестве активного существа;
) осознание собственного единства в каждый момент времени;
) осознание собственной идентичности;
) осознание того, что "Я" отличается от остального мира, от всего, что не есть "Я"
Вслед за К.Ясперсом за критерии помраченного сознания принимают:
) дезориентацию во времени, месте, ситуации;
) отсутствие четкого восприятия окружающего;
) различные меры бессвязности мышления;
) трудности в воспоминаниях (воспроизведении) событий, и субъективные болезненные явления
Онейроидный синдром
Онейроид, онейроидное помрачение сознания, сновидное фантастически-бредовое помрачение сознания, - помрачение сознания с наплывом непроизвольно возникающих фантастических представлений, содержащих видоизмененные фрагменты виденного, прочитанного, услышанного, пережитого, то изолированных, то причудливо переплетающихся с искаженно воспринимаемыми деталями окружающего; возникающие картины - грезы, похожие на сновидения, следуют обычно одна за другой в определенной последовательности так, что одно событие как бы вытекает из другого, т. е. отличаются сценоподобностью; постоянны аффективные (депрессивные или маниакальные) и двигательные, в том числе кататонические расстройства.
Начальный этап определяется аффективными расстройствами. Субдепрессивные и депрессивные состояния сопровождаются вялостью, бессилием, капризностью, раздражительностью, немотивированной тревогой. Гипоманиакальные и маниакальные состояния всегда несут на себе отпечаток восторженности, умильности, ощущения проникновения и прозрения, т. е. сопровождаются симптомами, свойственными экстазу. Аффективные расстройства сопровождаются нарушениями сна, аппетита, головными болями, неприятными ощущениями в области сердца. Начальный этап продолжается от одной недели до нескольких месяцев.
В последующем возникает этап бредового настроения. Окружающее представляется больному измененным, непонятным, исполненным зловещего смысла. Появляется или безотчетный страх, или предчувствие грозящей беды, например, сумасшествия, смерти. Бредовому настроению сопутствуют несистематизированные бредовые идеи, преимущественно преследования, болезни, гибели. Эпизодически возникают растерянность, бредовая ориентировка в окружающем, бредовое поведение. Перечисленные расстройства продолжаются часы или дни.
Дальнейшая трансформация клинической картины сопровождается развитием этапа острой фантастической парафрении или ориентированного онейроида. В этом состоянии происходит фантастическое видоизменение предшествующих психических расстройств - бреда, в том числе бреда инсценировки, особой значимости, психических автоматизмов, ложных узнаваний. Фантастическое содержание приобретают реальные события, происходящие вокруг больного, а также его прежние знания и воспоминания, т. е. развивается фантастический ретроспективный бред.
По особенностям аффекта и бреда выделяют экспансивный и депрессивный типы онейроида: наблюдается или экспансивный бред величия, высокого происхождения, мессианства и т. п., или фантастический бред депрессивного...

Похожие материалы:

Реферат: Развитие нервной системы у человека

Эссе: Всегда ли целеустремленного человека можно считать самоуправляемым

Реферат: Адаптация человека в условиях авиакосмических полетов

Вопросы для экзамена, зачёта: БИЛЕТЫ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА

Реферат: Шум как один из важнейших гигиенических факторов среды обитания человека