Курсовая работа: Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Оглавление

Введение
Глава 1. Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте
.1 Общая характеристика дошкольного возраста
.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника
.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте
Выводы к главе 1
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка
.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника
.2 Анализ результатов исследования
.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте':


Министерство образования Республики Беларусь
УО "Мозырский государственный педагогический университет
имени И. П. Шамякина"
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра практической психологии и дефектологии
Курсовая работа
по психологии
Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
Капустина Е.В.
Мозырь 2014
Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте
.1 Общая характеристика дошкольного возраста
.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника
.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте
Выводы к главе 1
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка
.1 Методы изучения эмоционального развития дошкольника
.2 Анализ результатов исследования
.3 Игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника
Выводы к главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Дошкольный возраст является сензитивным для эмоционального развития, формирования чувств, переживаний, способов выражения эмоций. Процесс эмоционально-личностного развития в дошкольном возрасте должен опираться на психологические закономерности данного возраста, закономерности развития эмоциональной сферы дошкольника
В группе детского сада нередко существуют конфликтные отношения, связанные с проявлением агрессивности, демонстративности, обидчивости среди части детей, самоутверждения за счет сверстника, в целом проявления невнимания к нему. Конфликты порождают у ребенка тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх). Не менее важно отметить о том, что семейный климат имеет существенное значение в профилактике негативных социальных явлений. Ведь семейные конфликты создают неблагоприятный фон для эмоционального и личностного развития детей. Отсюда вытекает важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога: вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их. В практическом отношении важно, опираясь на коммуникативный опыт дошкольника развивать его навыки бесконфликтного общения, навыки сотрудничества.
Мы предполагаем, что конфликты в дошкольном возрасте влияют на эмоциональное развитие ребёнка, поэтому цель курсовой работы: изучение влияния конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.
Задачи исследования:
. Теоретическое изучение психолого - педагогической литературы по проблеме исследования.
. Экспериментально изучить влияние конфликтов на эмоциональное развитие ребенка.
. Представить игры и упражнения на эмоциональное развитие дошкольника.
Объект исследования: эмоциональное развитие дошкольника.
Предмет исследования: эмоциональное развитие подвержено влиянию конфликта в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования
) Методика на изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок
) Методика по изучению эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма
) Методика "Рисунок семьи"
) Опростник "Родительское отношение к ребенку"
Эмпирическая база исследования: дети старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет), всего 20 человек, из них 7 мальчиков и 13 девочек. Исследование выполнено на базе ГУО "Ясли сад № 66 г. Бобруйска".
эмоциональный конфликт сценка дошкольный
Глава 1. Особенности развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте
.1 Общая характеристика дошкольного возраста
В дошкольный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и личностного развития. У ребенка развивается зрительная, слуховая, кожно-двигательная чувствительность. Формируется элементарная наблюдательность, когда ребенок сознательно изучает предметы, выделяя их основные признаки. Дети-дошкольники способны давать первичные эстетические оценки: красиво - некрасиво, нравится - не нравится. Развивается воображение, преобладает конкретное мышление, т.е. мышление в непосредственном действии. К концу дошкольного возраста ребенок в значительной степени осваивает родную речь. Все перечисленные данные способствуют переходу ребенка на новый уровень развития личности.
Спецификой дошкольного возраста является изменение социальных условий (социальной ситуации развития), в которых живет ребенок. Он становится более самостоятельным, повышаются требования со стороны взрослых, изменяется система взаимоотношений со сверстниками, так и со взрослыми. Начинается внутренний конфликт между своими желаниями, потребностями быть как "большой" и недостатком физических и психических возможностей. Возникает кризисная ситуация, имеющая несколько особенностей (по Л.С.Выготскому):
Негативизм (ребенок отказывается подчиняться требованиям взрослых).
Упрямство (ребенок настаивает на собственных требования и решениях).
Строптивость (ребенок протестует против порядков, существующих в доме).
Своеволие (проявляется в стремлении отделится от взрослых).
Обесценивание взрослых (мать может услышать от ребенка, что она "дура").
Протест-бунт (ребенок часто ссорится с родителями).
В семьях с единственным ребенком может встречаться стремление к деспотизму.
Разрешение данного кризиса лежит в открытии для ребенка новых видов деятельности, дающих ему возможность проявить инициативу, в системе социальных связей, способствующих личностному росту.
В дошкольном возрасте ребенок пытается установить новые, более зрелые формы отношений с окружающими. Родители и воспитатели отмечают любимую фразу в этом возрасте: "Я сам". Ребенок пытается самоутвердиться. Если поддержать ребенка в его самоутверждении, то у него сформируются такие качества, как инициативность, предприимчивость. Если же родители и воспитатели будут препятствовать утверждению ребенком своего "Я", тот у него могут сформироваться чувство вины и зависимости.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу, лежащая в основе формирования самооценки, отношения к самому себе, своим качествам. Для формирования положительной самооценки ребенку важно понять, что даже ошибаясь, можно продвигаться к поставленной цели. Необходимо чаще говорить ребенку, что он "может", "способен", "умеет", тогда ребенок научится доверять себе [18, с. 144].
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. В дошкольном возрасте рождается ролевая игра, которая становится ведущей деятельностью. Ролевая игра, вырастая из реальных социальных отношений, играет большую роль в процессе социализации ребенка, так как в ней он осваивает социальные роли, учится выполнять различные социальные функции, учится общаться, сотрудничать, становится на точку зрения другого [19, с. 328].
Основные психологические новообразования, на которые можно опираться при воспитании ребенка дошкольного возраста:
. Формируется первое схематичное цельно - детское мировоззрение.
. Возникают первые этические нормы: "Что есть добро и что есть зло?"
. Ребенок способен управлять своими эмоциями, ставит перед собой цели. Это свидетельствует о формировании произвольного поведения.
. Ребенок отделяет себя от мира других людей, что является основой формирования самосознания.
Иным образом, происходит формирование ребенка как личности, закладываются основы будущего характера, поведения и т. п.
.2 Развитие эмоциональной сферы дошкольника
Общая характеристика эмоциональной сферы. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.
В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т.д.
В дошкольном возрасте происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем [6].
Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро.
Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, - без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Механизм возникновения эмоциональных состояний. По мысли Л.С.Выготского, эмоции возникают в результате оценки самим организмом "своего соотношения со средой" и определяют характер поведения ребенка [2,с.140].
Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых.
Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Эмоциональный образ становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Контроль эмоциональных состояний. Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение.
Структура эмоциональных процессов. Изменяется в этот период и структура эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым, в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.
Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у детей более сдержанным. В структуру эмоциональных процессов, помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. В ходе сюжетно-ролевой игры развиваются такие чувства как симпатия, сочувствие, формируется чувство товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действия и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально - выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
Когда дети соревнуются друг с другом в игре, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревновательных играх главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны [15, с. 257].
Сопереживание сверстнику в игре во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количеств негативных экспрессий в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу снижается.
Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5 летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга, прежде всего, по отношению к тем, к кому симпатизирует и сочувствует. Взрослый организует совместную деятельность с дошкольником и в игре идет накопление первоначальных нравственных представлений: "можно", "нельзя", "плохо", "хорошо". Ребенок соотносит их со своими действиями и поступками [15, с. 257].
Механизмом усвоения нравственных норм выступает идентификация - как в форме сочувствия, так и форме соотнесения себя с этическими эталонами. С.Г. Якобсон в своих исследованиях подчеркивает роль этического эталона в нравственном развитии личности ребенка. "Источником становления нравственной регуляции являются особые отношения с взрослыми, который формирует у ребенка его образ себя как соответствующего положительному эталону и одновременно строит действия соотнесения некоторых форм его поведения с отрицательным эталоном" [16, с. 336-337]. В.С. Мухина указывает, что нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка.
Автор подчеркивает, что стремление дошкольника следовать нравственному эталону опосредованно притязанием на признание со стороны других людей. Таким образом, уже в дошкольном детстве мир социальных отношений "требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка". В.С. Мухина указывает на то, что нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников формирования морали самого ребенка [8, с. 228 - 230].
.3 Особенности конфликтов в дошкольном возрасте
В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.
На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях с взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами.
Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Развитие детей в семье, круг интересов родителей, их интеллектуальный уровень , позволяют ребенку приобрести первоначальный жизненный опыт, элементарные знания , необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности.
Социальное развитие детей по-настоящему может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослыми. От качества общения зависят полноценное развитие ребенка и его положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье.
Лишение ребенка любви и участия взрослого, содержательного общения приводит к заторможенности эмоциональной сферы, а в следствие этого и к задержке психического развития ребенка, к потере интереса к окружающей жизни.
При благоприятных условиях развития устойчивые отрицательные эмоциональные состояния нехарактерны для маленьких детей. При неблагоприятных - у ребенка возникают устойчивые негативные эмоциональные состояния, и развивается устойчивое негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. Это приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера (мнительность, тревожность, трусливость и т. п.) [17,с.138].
И поэтому первоначально только семья с ее своеобразным присущим психологическим климатом (общим эмоциональным настроением его членов) оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка - определенное психическое состояние, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям, к сверстникам и к самому себе [17, с.147].
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым [11, с. 115; 12, с. 17].
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Определить появления нарушений эмоциональной сферы можно по следующим признакам:
- Нарушение, какой либо сферы личности, психики ребёнка всегда оказывает негативное воздействие на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют своё развитие.
Нарушение проявляется в поведении, его можно опознать при наблюдении:...

Похожие материалы:

Реферат: Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

Курсовая работа: Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Курсовая работа: Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Реферат: Возможности использования шкалы приемлемости для определения межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте