Реферат: Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

Развитие личности представляет собой процесс формирования личности, как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Когнитивное развитие в дошкольном возрасте':


Содержание
Введение
1. Влияние семьи на когнитивное развитие в дошкольном возрасте
1.1 Содержание когнитивной сферы. Теории когнитивного развития
1.2 Когнитивное развитие в раннем дошкольном возрасте
1.3 Понятие семьи, ее роль в развитии психики ребенка
2. Эмпирическое исследование когнитивного развития дошкольников из полных и неполных семей
2.1 Организация исследования и описание методик
2.2 Описание и интерпретация результатов исследования
2.3 Проверка гипотезы
Заключение
Список литературы
Приложение А Стимульный материал к методике «Чего не хватает на рисунках?»
Приложение Б Стимульный материал к методике «Проставь значки»
Приложение В Стимульный материал к методике «Вырежи фигуры»
Приложение Г Стимульный материал к методике «Узнай фигуры»
Приложение Д Стимульный материал к методике «Что здесь лишнее?»
Приложение Е Алгоритм подсчета U - критерия Манна -Уитни
Введение
Развитие личности представляет собой процесс формирования личности, как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.
Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в ходе деятельности при участии взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его, как личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущей данной личности. В качестве предпосылки и результата развития личности выступают его потребности.
Движущей силой служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. На ряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды. Тип развития личности будет определяться типом группы, в которую она интегрирована.
Согласно диалектическому пониманию развитие не есть процесс только количественных изменений (увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств).
Соответственно, и психическое развитие нельзя целиком сводить к тому, что с возрастом что-то увеличивается (словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала и т. д.) или уменьшается (детская фантазия, импульсивность в поведении и т. д.). Развитие связано с тем, что в определенные возрастные периоды в психике появляется нечто качественно новое - это так называемые новообразования.
К таким новообразованиям относятся, например, субъективная готовность к школьному обучению детей семилетнего возраста, чувство взрослости у подростков. В возрастной психологии само понятие «развитие» применяется относительно психики человека. Возрастное психическое развитие - это процесс становления психики (ее роста, развития) ребенка от момента рождения до созревания его как личности, наступления его социальной зрелости. Развитие отличается качественными преобразованиями, различными изменениями, возникновением совершенно иных механизмов, структур и процессов.
Если рассматривать развитие ребенка, то можно отметить, что в XXI веке дети имеют немного другое развитие, чем в XX. Быстрыми темпами изменяются технологии, появляются новые обучающие программы. Все это влияет на процесс развития ребенка как личности. И, конечно, немаловажную роль в развитии ребенка играет семья.
Овладевая миром человеческой культуры, человек постепенно усваивает вложенный в нее общественный опыт, те знания, умения, психические качества, которые свойственны взрослому. Психические качества не возникают сами собой, они формируются в ходе воспитания и обучения. Несмотря на то, что тема влияния семьи на психическое развитие ребенка постоянно поднимается, она не достаточно изучена. В литературных источниках поднимается проблема влияния типа воспитания на самооценку, ценности и мотивацию ребенка. Все исследования касаются семей начала и середины XX столетия.
Психологи отмечают, что дошкольный возраст считается самым сензитивным для формирования когнитивной сферы человека. Ребенок в этом возрасте развивается интенсивно: растет словесный запас, формируются память, внимание, мышление. Так как семья является первейшим институтом социализации человека, которая дает первейшие уроки существования в обществе, то можно говорить об актуальности изучения влияния семьи на развитие ребенка. Современные семьи изучены недостаточно, не хватает литературы по исследованиям современных семей и их влияния на когнитивное развитие в дошкольном возрасте, поэтому данная тема является актуальной для исследования.
Цель данной работы: исследовать когнитивное развитие дошкольников в возрасте от 3 до 5 лет из полных и неполных семей.
Объект исследования: когнитивное развитие в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: влияние полноты семьи на когнитивное развитие в дошкольном возрасте.
Задачи курсовой работы:
Провести анализ теоретических источников по исследуемой проблеме. Для этого необходимо проанализировать дефиниции понятия когнитивное развитие, определить особенности развития в раннем дошкольном возрасте от 3 до 5 лет, выявить семейные факторы, оказывающие влияние на когнитивное развитие ребенка.
Провести эмпирическое исследование когнитивного развития детей в возрасте от 3 до 5 лет, выявить особенности детей из полных и неполных семей.
Дать рекомендации по полученным результатам.
Гипотеза: на когнитивное развитие дошкольника в возрасте 3-5 лет оказывает влияние полнота семьи: уровень когнитивного развития детей в полной семье выше, чем в неполной.
Методы исследования:
.анализ психологической литературы;
.тестирование;
.методы математической статистики и обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в применении полученных данных для коррекции когнитивного развития дошкольников из разных типов семей и понимания влияния полноты семьи на развитие познавательных функций.
1. Влияние семьи на когнитивное развитие в дошкольном возрасте
.1 Содержание когнитивной сферы. Теории когнитивного развития
Развитие психики представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Развитие психики в данном случае будет характеризоваться необратимыми изменениями, направленностью т.е. способностью к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений на предшествующие и их закономерным характером.
Развитие психики реализуется в форме филогенеза (биологическая эволюция индивида) и в форме онтогенеза как формирования социокультурной истории человечества в целом.
Задатки, способности, интелект, ум, «глубинный ум» - Т. Образовательные факторы влияют в процессе деятельности на указанные компоненты развития психики человека.
Однако, в целом, развитие психики следует рассматривать, как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур (переход «внешнего» плана действий во «внутренний», духовный мир личности) этих деятельностей определяет формирование многоуровневых, базовых структур психики. Например, огромную роль в развитии психики играет процесс обучения. Он должен идти впереди развития, направляя его.
К когнитивной сфере относят все психические процессы, выполняющие функции рационального познания. Слово «когнитивный» происходит от латинского cognitio, что переводится как знание, познание, изучение и осознание. Термин «когнитивный» существовал в психологии еще до появления когнитивной психологии, а с возникновением и развитием когнитивных наук стал использоваться как синоним терминам «ментальный», «внутренний», «интериоризированный», «умственный», «мыслительный» и т.д.. По мнению С. Рида понятие «когниция» относится к познанию, к взаимодействию человека с миром, к овладению им множеством разнообразных практических навыков. Это понятие связано свойством личности, которое проявляется в способности перерабатывать информацию на различных психических уровнях с целью получения знания. Основной составляющей когниции является язык. [4, с. 109]
Понятие когнитивная психология появилось в 60-х годах XX века как раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческой психики. Исследования когнитивной психологии связаны с исследованием памяти, внимания, представления информации, логического мышления, воображения и способности к принятию решения. [2, с. 65]
В когнитивной психологии используются исследования и теоретические подходы основных областей психологии, включая нейронауку, восприятие, распознавание паттернов, внимание и сознание, память, репрезентацию знаний, воображение, язык, психологию развития, мышление и формирование понятий, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Существует несколько подходов к интерпретации понятия «когнитивная сфера». Часто это понятие используется для описания внешних условий когнитивного развития личности. В зарубежной психологии понятие «когнитивная сфера» используется для описания условий развития в процессе обучения, то есть в широком смысле. При этом рассматривается целый ряд характеристик:
1.когнитивная деятельность в процессе обучения;
2.взаимодействие с окружающей средой и формирование индивидуального стиля саморегуляции;
.процесс интереоризации полученных знаний;
.социокультурные факторы, оказывающие влияние на адаптацию к обучению;
5.механизм перцептивно-когнитивного развития;
.механизм формирования индивидуального стиля обучения. [23, с. 124]
Познавательные психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Когнитивные процессы, например восприятие, память, воображение, язык, мышление и решение задач, основаны на нервных структурах и процессах. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия познавательных психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. [18, с. 98]
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. [16]
Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.
Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.
Внимание имеет и свои, отличающие его от других психических процессов особенности. Одно из важных свойств внимания - его устойчивость, т. е. способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. [23, с. 93]
Не менее значимы и такие особенности внимания, как его переключение и распределение. Переключение внимания - это способность переходить от выполнения одной деятельности к выполнению другой.
Внимание - это направленность и сосредоточенность психической активности человека на объекте, имеющие для него определённую значимость. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. [29]
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. [31]
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.
Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Это опосредованное познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека. Мышление является обобщенным познанием действительности, процессом познания общих и существенных свойств предметов и явлений. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации. [13]
По содержанию решаемых задач выделяют наглядно-действенное и наглядно-образное практическое мышление.
Наглядно-действительное - процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого - либо конкретного материального продукта.
Наглядно-образное - мыслительный процесс характеризуется опорой на представления и образы. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
В неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением протекает процесс воображения. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Когнитивное развитие определяется рядом факторов: генетическими, особенностями протекания беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием социума, личностными особенностями родителей и ребенка. [5, с. 91]
Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способностей в ходе взросления. [12]
Существует несколько теорий когнитивного развития человека. Наиболее известной из этих теорий является концепция Ж. Пиаже, который рассматривает умственное развитие ребенка как непрерывный процесс и теория А. Валлона, в которой развитие является прерывистой цепью реорганизаций.
Ж. Пиаже выделил в развитии интеллекта 4 основные стадии: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 до 14-15). [23]
На стадии сенсомоторного интеллекта ребенка его развитие проявляется в действиях, то есть им осваиваются процессы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук).
На дооперационной стадии дети усваивают речь, могут одним словом объединить предметы по существенным и несущественным признакам, поэтому их рассуждения кажутся нелогичными.
На стадии конкретных операций дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах.
На стадии формальных операций дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что, если...», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы, то есть у них уже сформирован интеллект взрослого человека.
Для Пиаже мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую - к социализированной. У Л.С. Выготского возникла другая точка зрения на этот вопрос: согласно его учению научение предшествует развитию. Для Л.С. Выготского разум ребенка от рождения имеет социальную природу и эгоцентричная речь также имеет социальное происхождение и социальные цели: дети научаются эгоцентрической речи от других и используют ее для общения с другими. Это положение - основной пункт теории Л.С. Выготского и главный аспект расхождения между позициями этих двух теоретиков. [4, с. 124]
По мнению А. Валлона, ребенок с самого рождения обречен на активную социализацию из-за своей полной беспомощности. Поэтому Валлон рассматривает когнитивное развитие в связи с личностным становлением самостоятельности ребенка. Он выделяет следующие стадии детства:
1.Импульсивная стадия (до 6 месяцев) - стадия рефлекторных ответов на воздействие. Постепенно рефлексы...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Курсовая работа: Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Курсовая работа: Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте

Курсовая работа: Развитие адекватной самооценки в подростковом возрасте

Контрольная работа: Проявление РДА в дошкольном возрасте