Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка

В настоящее время тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с аддиктивнным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, табакокурение нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи.

Дата добавления на сайт: 11 августа 2024


Скачать работу 'Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка':


Введение
аддиктивный табакокурение подросток личность
В настоящее время тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с аддиктивнным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, табакокурение нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема аддиктивного поведения мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой алкоголизма, наркомании, табакокурения, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может.
Вопросы, связанные с аддиктивным поведением подростков, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования аддиктивного поведения одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
В Беларуси наблюдается ежегодное увеличение количества потребителей наркотических веществ, которые состоят на диспансерном учёте; больше 90% из них - потребители инъекционных наркотиков (ПИН).
Вряд ли официальные данные отображают реальную ситуацию. В Беларуси, за подсчётами экспертов, не меньше 300-500 тысяч ПИН. Проблема нашего исследования очень серьезна. Поэтому мы попытаемся выявить те особенности личности подростков, приводящие к таким проблемам нашего общества.
Одна из причин, по которой представляется актуальным изучение поведения подростков, состоит в том, что новое время вносит существенные коррективы в развитие взаимоотношений между взрослыми и детьми, в том числе между учителями и подростками, между подростками и их родителями. Идея личностно-ориентированного подхода во взаимоотношениях не только декларируется, она стала реальным обстоятельством жизни людей. Одним из ее конкретных воплощений является интерес к переживаниям другого человека, к его трудностям и проблемам [3, с. 13].
Аддиктивное поведение, проще отклоняющееся, очень часто встречается в различной литературе, привлекает внимание публицистов, учителей, общественности, и конечно, родителей. И все это происходит потому, что именно в подростковый период в тугой узел завязываются социальные, психологические, психофизиологические перемены, противодействуя, взаимодействуя, то подкрепляя, то мешая друг другу.
Проблема аддиктивного поведения подростков возникает в ответ на неблагоприятные жизненные воздействия и является одной из центральных в психологической науке. Всесторонняя разработка этой проблемы связана с запросами практической психологии, направленной на конкретное оказание помощи в трудных ситуациях. На сегодняшний день существуют различные подходы к пониманию психологии подростка. Понятно, что ни один из подходов не может раскрыть сущность поведения подростков с аддиктивным поведением, поскольку затрагивает одну из сторон этого явления. Наша задача - попытаться понять, почему подростки, сталкиваясь с различными трудными ситуациями, находят выход из них с помощью употребления спиртного, наркотиков, курения; оказать помощь, предупредить аддиктивное поведение.
Актуальность исследования: Перед нашим обществом очень строго стоит проблема увеличения количества разнообразных поведенческих проявлений, не отвечающих принятым в обществе нормам и ценностям. Вопросы предупреждения поведения, борьбы с детской и подростковой преступностью как одного из ведущих направлений помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, всегда были и останутся одной из главных забот государства.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка.
Цель исследования: установить уровень снижения социально-психологической адаптированности личности подростка под влиянием аддиктивного поведения.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
Осуществить эмпирическое исследование по диагностике социально-психологической адаптированности личности;
Осуществить анализ полученных результатов.
Предмет исследования: взаимосвязь аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка.
Объект исследования: социально-психологическая адаптированность личности подростка.
Методы и методики: метод теоретического анализа литературы, метод тестирования (многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ)), метод статистического анализа.
База исследования: ГУО «СШ №1 им. С.И. Граховскогог.п. Глуска», 10-11 классы.

1. Теоретические аспекты снижения социально-психологической адаптированности личности подростка под влиянием аддиктивного поведения
1.1 Аддиктивное поведение как отклонение
Аддиктивное поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс употребления того или иного вещества (субстанции), изменяющего психическое состояние, привязанность к предмету или участие в активности, принимают такие размеры, что начинают управлять жизнью человека, делает его беспомощным, мешает к противодействию аддикции. Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту, хочет находиться в хорошем психофизиологическом тонусе, не испытывать отрицательных эмоций, например, тревоги, тоски и др. В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или называется недостаточно стойким. В результате происходит нарушение чувства психологического комфорта. Люди по-разному относятся к этим ситуациям: одни используют свои внутренние ресурсы (силу воли), стремятся к общению с друзьями, близкими людьми и т.д., другие - воспринимают их как труднопереносимые. О таких людях можно сказать, что у них низкая переносимость психологических затруднений (фрустрация), они используют какие-либо средства или стимул, искусственным образом изменяющие психическое состояние, повышающие настроение, можно вначале добиться желаемого, удовлетворить свое стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно: стремление к уходу в аддиктивное поведение чаще наблюдается, когда человек сталкивается с трудными ситуациями в жизни: утрата прежних идеалов, разочарование в работе, потеря семьи, социальная изоляция, резкая смена первичного стереотипа жизни, утрата близких им друзей [8, с. 5].
Желаемое изменение настроения по аддиктивному механизму может быть достигнуто различными способами: с помощью приема алкоголя или веществ, изменяющих психическое состояние (ингалянты, курение); участием в азартных играх, включая компьютерные игры; посредством сексуальной аддикции; перееданием или голоданием; длительным прослушиванием музыки; полным погружением в какой-то вид деятельности, забывая о своих других жизненно важных проблемах и обязанностях (собственное здоровье, благополучие семьи, забота о детях и др.)
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, как уже отмечалось в предыдущей главе, проблемное поведение подростков называется деструктивным. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу повременного риска. Почему? Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества, в-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские нормы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [11, c. 74].
В этот период подростку предстает решить две сложнейшие и взаимоисключающие задачи - осознать и принять свою уникальность - идентичность (чувство своего «Я») и получить подтверждения своего принятия средой сверстников. Частым ритуалом принятия в группу является прием веществ, изменяющих психическое состояния подростка (аддиктивное поведение). Этот опыт зачастую дает подростку ощущение психофизического переживания комфорта, принятия и безопасности в целом спектре ситуаций, как-то: знакомство с новыми людьми, общение с противоположным полом, выражение своей индивидуальности в агрессии. При употреблении различного рода веществ (субстанции) впервые, подросток рассматривает это, как универсальное средство для решения накопившихся к этому времени внутри - и межличностных проблем. Однако ценой за эту легкость может быть утрата идентичности своего «Я». Кризис «идентичности», характерный для подросткового периода, может затягиваться на годы, когда зависимая личность «замораживает» свои личностные функции на детско-подростковом уровне, а в ряде случаев приводит к ее деградации: дальнейшей алкоголизации, наркотизации [18, c. 78].
Жесткость и агрессивность всегда были характерными чертами поведения подростков и юношей. Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, не имевшие в детстве возможность свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жесткость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и самопроверки: меня считают все слабым, а я вот что могу! Подростковые акты вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща в группе. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящей в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить [9, с. 25]. Признаки антисоциального нарушения личности проявляются уже в детском возрасте: отсутствие эмоциональной привязанности к родителям и близким, жестокость и т.д. [12, с. 234].
Выше уже говорилось, как сложен и противоречив процесс формирования эго-идентичности и я-концепции. Не удивительно, что в переходном возрасте часто встречаются так называемые личностные расстройства: синдром отчуждения, дереализация, деперсонализация, раздвоение личности. Нормальная деятельность личности означает не просто обмен информацией, но и установление с ней каких-то эмоционально значимых отношений со средой. В условиях стресса положение меняется: конфликтная ситуация, которую индивид не в силах разрешить, вызывает у него отрицательные эмоции огромной силы, угрожающие его психике и самому существованию. Чтобы выйти из стресса, он должен разорвать связь своего «Я» и травмирующей среды или хотя бы сделать ее менее значимой. В повседневной жизни этому служит механизм отстранения. Термин этот, введенный Шкловским В.Б. и широко применяющийся Бертольдом Брехтом, означает разрыв привычных связей, в результате которого знакомое явление кажется странным, непривычным, требующим объяснения [8, с. 25]. В целом исследования подтверждают гипотезу Э. Эриксона о значении для подростка отрицательной идентичности, в которой подросток подчас ищет и находит убежище от трудностей и противоречий взросления. Формирование отрицательной идентичности тесно связано с включением подростка в девиантную субкультуру. Как ни различны формы деструктивного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и т.д., образуют единый блок, так что вовлечение подростков в один вид деструктивных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не стол жестко, связано с нарушением норм психического здоровья.
До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие аддиктивному поведению социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события и др.). Что же касается индивидуально-личностных факторов, то самыми важными и постоянно присутствующими являются локус настроения и уровень самоуважения. Если потребность в самоуважении не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то подростки обращаются к деструктивным формам поведения [6, с. 65]. Аддиктивное поведение ведет к регрессу личности подростка.

1.2 Склонность подростков к аддиктивному поведению
Рассмотрение психологических аспектов профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних предполагает определение феномена психологической готовности к употреблению психотропных веществ, то есть выявление таких психологических особенностей подростков, которые являются своего рода «слабым звеном» в процессе социализации личности. Именно эти психологические особенности провоцируют их на «уход от реальности» при первом же столкновении с трудностями.
Употребляя психотропные вещества, подросток прежде всего преследует цель изменить свое психическое состояние. Поэтому найти психологические причины алкоголизма и наркомании у подростков - это значит ответить на вопрос: почему они хотят изменить психическое состояние искусственным (химическим) путем?
Анализируя факторы, детерминирующие аддиктивное поведение несовершеннолетних, всегда следует употреблять сослагательное наклонение. Это объясняется тем, что ни один из факторов не является основополагающим, решающим. Даже некоторая совокупность факторов ничего не предопределяет однозначно, поскольку и в этом случае злоупотребление психотропными веществами может быть, а может и не быть. Сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающей социальной среды влияют на многих детей, живущих в Беларуси, однако далеко не все подростки, поставленные в эти условия, становятся алкоголиками или наркоманами.
В то же время неблагоприятные психофизиологические предпосылки (психопатии, акцентуации характера, психопатическое развитие личности, мозговые дисфункции и органические поражения мозга, наследственная отягощенность) также не являются фатальными, и сами по себе (т.е. без сочетания с социальными факторами) не могут стать основной детерминантой химической зависимости. Напротив, многие из интересующих нас детей в дальнейшем вполне нормально социализируются, даже достигают высоких результатов в профессиональной деятельности. Следовательно, более важную роль играет то, как преломляются указанные факторы в психике ребенка, как воспринимаются им жизненные события и различные обстоятельства. Именно этим объясняется тот факт, что один ребенок, из самой неблагоприятной социальной среды, в условиях отрицательной семейной атмосферы вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.
Поиски «структуры личности» алкоголика или наркомана, а также попытки выявить «специфический профиль» личности, предрасположенной к употреблению психотропных веществ, являются чрезвычайно сложными задачами. Исследования такого рода проводились в основном зарубежными учеными [8, с. 53] с применением многих личностных тестов. Результаты показали, что существует ряд общих черт, свойственных людям, злоупотребляющим наркотиками или алкоголем. В частности, это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействиям, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации.
Нетрудно заметить, что эти черты свойственны не только алкоголикам и наркоманам, но и просто плохо социально адаптированным людям. Кроме того, такие личностные характеристики часто отмечаются в подростковом возрасте, особенно если этот период развития протекает с осложнениями, на фоне предыдущих трудностей с воспитанием ребенка.
Следовательно, влечение подростка к употреблению психотропных веществ является признаком более глубокого личностного неблагополучия. Основа этого симптома - психологическая готовность подростка к употреблению психотропных веществ. Формируясь исподволь, постепенно, она реализуется при первой же возможности, т.е. в случае возникновения соответствующей ситуации. При всей кажущейся неожиданности, импульсивности аддиктивное поведение подростка, его алкоголизация или наркотизация являются логическим завершением предшествующего развития.
Отсутствие же психологической готовности к употреблению психоактивных веществ, напротив, дает ему своего рода «запас прочности», обеспечивающий возможность противостоять неблагоприятному влиянию среды. Не случайно в одной и той же группе профтехучилища или в рабочей бригаде, где существуют стойкие алкогольные традиции, одни несовершеннолетние начинают злоупотреблять спиртным и потом спиваются, а другие так и остаются равнодушными, хотя и участвуют в совместных застольях, подчиняясь групповым нормам. Даже периодическое употребление наркотиков или иных токсических веществ, через которое прошли многие подростки, входящие в уличные группировки, для некоторых из них так и осталось эпизодом. Употребление психотропных веществ подростками, не имеющими к этому психологической готовности, обычно не закрепляется как привычная форма поведения, и, по мере взросления, приобретения личностной зрелости проходит «само собой», без вмешательства медиков и применения каких-либо иных мер воздействия.
Выявление психологической готовности к употреблению психотропных веществ обусловливает необходимость нового подхода к решению проблемы алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Он заключается в переносе акцента с проблемы алкоголизма к проблемам человека, злоупотребляющего алкоголем, к проблеме личности. Иными словами, преодолевается сосредоточенность на самом факте злоупотребления, становится очевидной наивность подобного представления о целях антиалкогольной работы: «лишь бы не пили, а остальное приложится». На самом деле, решение проблемы...

Похожие материалы:

Реферат: Исследование поведения личности в организации

Курсовая работа: Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня эмоционального выгорания и личностных характеристик предпринимателей

Курсовая работа: Эмпирическое исследование эмпатийных тенденций личности будущего педагога

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи уровня эмпатических способностей и стратегии поведения в конфликтной ситуации

Курсовая работа: Исследование взаимосвязи межличностных отношений и картина будущего у супругов в молодых семьях