Самостоятельная работа: Этапы развития психики

СОДЕРЖАНИЕ:
Таблица I. Психосоциальное развитие по Э. Эриксону
Таблица II. Развитие по психосексуальному направлению (З. Фрейд)
Таблица III. Периодизация по Л.С. Выготскому
Таблица IV. Развитие по Ж. Пиаже
Таблица V. Развитие по Л. Колбергу
Приложение Сравнение периодизаций психического развития


Дата добавления на сайт: 12 сентября 2025
Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


По предмету: Возрастная психология

Тема: Этапы развития психики

Выполнила: ст-ка II курса заочного отд.
факультета психологии
(2-я специальность)
Бутырина И.Г.
Приняла: Собирова А.Б.

ТАШКЕНТ - 2006
СОДЕРЖАНИЕ:


Таблица I. Психосоциальное развитие по Э. Эриксону
Таблица II. Развитие по психосексуальному направлению (З. Фрейд)
Таблица III. Периодизация по Л.С. Выготскому
Таблица IV. Развитие по Ж. Пиаже
Таблица V. Развитие по Л. Колбергу

Приложение Сравнение периодизаций психического развития

Психические
стадии
ВозрастМодальностьПредмет
конфликта
Задачи
этапа
Социальные условия:
«+» «-»
Значимые
люди
Соответствую-щие элементы
в обществе
Психосоциальный
исход
I.
Доверие -
недоверие
1-й год
жизни
Орально –
сенсорная
«Могу ли я
доверять
этому миру?»
Базисное доверие
против
базисного
недоверия
+ поддержка, удовле-творение основных потребностей;
- отсутствие эмоцио-нального общения,
неправильный уход
МатьКосмический
порядок, био-
логический
ритм жизни
Нормальное развитие происходит, если потреб-ности ребенка быстро удовлетворяются, если он не испытывает долгого невнимания. Главное – обогащение общения. Поведение матери должно быть предсказуе-мым. В противном случае у ребенка вырабатыва-ется боязливость, подозрительность к миру.
II.Автономия- стыд и
сомнение
2-й, 3-й
годы жизни
Анально –
мышечная
«Могу ли я
управлять
собствен-ным пове-дением?»
Автономия против стыда и сомнения+ разумная дозволен-
ность, поддержка;
- гиперопека, отсут-
ствие поддержки и
доверия
РодителиЗакон и
порядок
Исход зависит от соотно-
шения сотрудничества и
своеволия, свободы само-выражения и её подавле-
ния. Из чувства самоконт-
роля, как свободы распо-ряжаться собой без утра-
ты самоуважения, берет
начало прочное чувство
доброжелательности, го-
товности к действию и
гордости своими дости-
жениями, чувство собст-
венного достоинства. Из
ощущения утраты свобо-
ды и чужого сверхконтро-
ля происходит устойчи-
вая склонность к сомне-
нию и стыду
Психические
стадии
ВозрастМодальностьПредмет
конфликта
Задачи
этапа
Социальные условия:
«+» «-»
Значимые
люди
Соответствую-щие элементы
в обществе
Психосоциальный
исход
III.Инициати-
ва - вина
4-й, 5-й
годы жизни
Локомоторно
генитальная
«Могу ли я
стать независи-мым от ро-дителей и исследо-вать грани- цы своих возможно-стей?»
Инициати-ва (предпри имчивость) против вины+ поощрение актив-ности, наличие воз-
можности в творче-
стве ребенка;
- неодобрение актив
ности, отсутствие
возможности твор-
чества
Базальная
семья
(расши-
ренная)
Идеальные
прототипы
мужского и
женского
начала, соци-
ально-эконо-
мический
статус
Дети, которым предостав
лена инициатива в выбо-
ре деятельности, выраба-
тывают предприимчи-
вость. Если взрослые по-
казывают ребенку, что
его деятельность вредна
и нежелательна, он начи-
нает чувствовать себя ви-
новатым и уносит это чувство вины во взрос-лую жизнь
IV.Трудолю-
бие – неполно-
ценность
6-11 летЛатентная«Могу ли я
стать на-
столько ум-
ным, чтобы
выжить и
приспосо-
биться к
миру?»
Трудолю-
бие (уме-
лость) про-
тив чувства
неполноцен
ности
+ систематическое
обучение и воспита-ние, наличие хоро-
ших примеров для
подражания;
- плохое обучение, отсутствие руковод-
ства и поддержки
Школа и
соседи
Технологиче-ский порядокЕсли детей поощряют в
деятельности, у них выра
батывается умелость, спо
собности к техническому
творчеству, а если нет, то
у ребенка появляется чув
ство неполноценности
V.Идентич-
ность –
смешение
ролей
12-18 летПубертатный
период
«Кто я? Ка- ковы мои
взгляды и
убеждения?
Идентич-ность про-тив смеше-ния ролей+ преемственность
одной стадии в дру-
гую, наличие опре-
деленных половых
моделей для подра-
жания и положитель
ной обратной связи;
- неясность цели,
нечеткая обратная связь, неопределен-
ные ожидания
Сверстники, идеа-лы, куми-ры, этало-
ны лидер-
ства
Идеологиче-ские воззре-
ния
Если подросток благода-
ря родителям уже выра-
ботал доверие, самостоя-тельность, предприимчи-
вость и умелость, то его
шансы на идентифика-
цию собственного «Я»
значительно увеличива-
ются
Психические
стадии
ВозрастМодальностьПредмет
конфликта
Задачи
этапа
Социальные условия:
«+» «-»
Значимые
люди
Соответствую-щие элементы
в обществе
Психосоциальный
исход
VI.Близость –
изоляция
18-30
лет
Генитальная«Могу ли я
полностью
отдаться
другому
человеку?»
Близость
против
изоляции
+ душевная теплота,
понимание, доверие;
- одиночество, изо-
ляция
Партнеры
по дружбе,
конкурен-
ции, коопе-
рации, се-
ксуальные
партнеры
Кооперация и
конкуренция
При наличии положитель-
ных социальных условий
- исход – интимность, при
отрицательных – изоляция
Опасность стадии в избе-
гании контактов, которые
обязывают к близости
VII.Продуктив-
ность –
инертность
30-60
лет
Генитальная«Что я могу
предложить
будущему
поколению?»
Продуктив-
ность
против
инертности
+ целеустремлен-
ность, прогрессия;
- обеднение личной
жизни, регрессия
Объекты
разделен-
ного труда,
коллеги,
общее хо-
зяйство
Направление
традиции и
образования
В случае, если человек
ощущает себя адекватным
обществу, коллективу, по-
лезным – прогрессия;
в случае обеднения лич-
ной и общественной жиз-
ни, неудачи в оптималь-
ном развитии, оставляю-
щими человека с чувством
застоя, инертности, неспо-
собности полностью
погрузиться в заботу о
других – регрессия
VIII/Интеграция-
отчаяние
после 65
лет
«Доволен ли
я прожитой
жизнью?»
Интеграция
против
отчаяния
+ чувство завершен-
ности прожитого пу-
ти, осуществления
планов и целей, пол-
ноты и целостности;
- отсутствие завер-
шенности, неудовле-
творенность прожи-
той жизнью, отчая-
ние
Родствен-
ники,
соседи
МудростьПри отсутствии чувства
интеграции наступает
отчаяние и неготовность
принять смерть. Смерть
не воспринимается как
естественное и неизбеж-
ное завершение жизнен-
ного пути, наступает от-
чаяние, которое выража-
ется в панике.
СтадииВозрастЗона сосредоточения либидоОпыт, соответствующий данному уровню развитияПсихосоциальный исход
Оральная0-18 месяцевРот (сосание, кусание, жевание)Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского телаФрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев.
Анальная1-3 лет
Анус (удержание или выталкивание фекалий)Приучение к туалету (само-контроль)Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду – поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.
Фаллическая3-6 летПоловые органы (мастурбация)Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подража-нияС 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомиче-ском строении мужчин и женщин.
Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) – отождествление себя с конкурирующим родителем.
Латентная6-12 летОтсутствует, (сексу-альное бездействие)Расширение социальных контактов со сверстникамиНа данной стадии либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверст-никами. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению.
ГенитальнаяПериод
пубертата
Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)Установление интимных отношений или влюблен-ность; внесение своего трудового вклада в общественную жизнь.В подростковом и юношеском возрасте сексу-альность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии…), в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника про-тивоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов.




Период
Годы
Ведущая деятельность
Новообразование
Противоречия
Социальная ситуация
развития
I.Младенчество0-1Эмоциональное общение ребенка со взрослымХодьба, первое
слово
М/у потребностью в новых впечатлениях и возможностью
удовлетворения
Освоение норм отношений
между людьми
II.Ранний возраст1-3Предметная деятельность«внешнее Я сам»
по Выготскому
М/у потребностью в самостоя- тельности и возможностью
удовлетворения
Усвоение способов деятельно-
сти с предметами
III.Дошкольный
возраст
3-6(7)Ролевая играПроизвольность
поведения
М/у потребностью в общении, во внешних впечатлениях и возможностью удовлетворения; между новыми возможностями и старым образом жизниОсвоение социальных норм,
взаимоотношений между
людьми
IV.Младший
школьный
возраст
6(7)-
10(11)
Учебная деятельностьПроизвольность всех психических
процессов, кроме
интеллекта
М/у новыми требованиями и старыми способами их
удовлетворения
Освоение знаний, развитие
интеллектуально-познаватель-
ной деятельности
V.Средний
школьный
возраст, подросток
10(11)-
14(15)
Интимно-личностное
общение в учебной и
других видах деятель-ности
Чувство «взросло-
сти», возникнове-
ние представления
о себе не как о «ре-
бенке»
М/у стремлением к самостоя-
тельности и возможностью
удовлетворения
Освоение норм и отношений
между людьми
VI.Старший шк., (ранняя юность)14(15)-
16(17)
Учебно-профессио-
нальная деятельность
Профессиональное и личностное опреде-лениеМ/у необходимостью самоопре-
деления и возможностью
удовлетворения
Освоение профессиональных
знаний, умений, самопознание
VII.Поздняя юно сть или ран-няя зрелость18-25Трудовая деятель-ность, профессио- нальная учебаОсвоение профессиональных
трудовых навыков
VIII.Зрелостьпосле
25

Возрастные кризисы по Л.С. Выготскому
КризисХарактеристика кризиса
Кризис новорожденностиСамый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду. Кризис новорожденности характеризуется актом возникновения психической жизни - появлением улыбки и глазного контакта.
Кризис одного года Этот кризис Выготский связывает с возникновением автономной речи и, отчасти, с появлением самостоятельной ходьбы.
Имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью
Кризис 3-х лет- называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Это, в первую очередь, кризис социальных отношений.
Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.
Кризис 7-ми лет– был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. В работах Выготского выделяются два симптома этого кризиса: манерничание и кривляние.
Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.
Кризис 13-ти лет– негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившей-ся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь про-исходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуаль-ной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.
Кризис 17-ти лет

Примечание: Возрастной кризис - это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис - норма онтогенеза.


Стадия
Возраст
Задачи этапа
Опыт, соответствующий
данному уровню развития
Психосоциальный исход
I.Сенсомоторного
интеллекта
от рожд.
до 2-х лет
Связать воедино разрозненные восприятия и действияУ ребенка формируется способ-ность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мираШаг за шагом ребенок постигает свойства окру-жающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлениям самому себе). Это принципиально важный шаг для когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего плана окружаю-щей среды. Это позволяет прейти на новую стадию интеллектуального развития.
II.Дооперациональ-
ного мышления
от 2-х до
7-ми лет
Развитие символических
функций
Ребенок учится различать симво-лы и их значенияПроисходит развитие речи как символической функции, где слово заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций  позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Представления ребенка синкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существен-ные и второстепенные признаки, не вскрыты пра-вила, связывающие эти признаки
III.Конкретных
операций
от 7-ми до11 летРазвитие мысли-
тельных процесс-
сов
Ребенок учится мысленно совер-шать действия, которые раньше он выполнял только рукамиРебенок способен к логическим умозаключениям, однако при наличии конкретности условий задачи
IV.Формальных
операций
от 11-12
до 14-15
лет
Развитие логиче-ского и абстракт-
ного мышления
На этом этапе подросток может решать абстрактные математиче-
ские и логические задачи, осмы-сливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем
На этой стадии дети способны совершать мысли-тельные операции без какой - либо  конкретной опоры. Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии
Уровень
Возраст
Характеристика
уровня
Стадия Характеристика
стадии
Преднравственныйот 4 до
10 лет
Поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей не учитываетсяСтадия 1Суждение выносится на основе того, будет ли поступок наказан или удостоится похвалы
Стадия 2Суждение о поступке выносится в связи с той пользой, которую благодаря ему можно будет извлечь
Конвенциональныйот 10 до
13 лет
Поступки оцениваются в соответ- ствии с нормами, принятыми в обществеСтадия 3Главным критерием суждения является одобрение или неодобрение других людей
Стадия 4Ребенок ориентируется на общепринятые нормы и законы
Постконвенциональныйс 13 летистинная нравственностьСтадия 5Суждение о поступке основано на уважении прав человека и признании демократических норм
Стадия 6Основным судьей является совесть, независимо от
мнения других людей и общепринятых норм

Примечание: Л. Колберг отмечает, что многие люди так и не переходят на четвертую стадию нравственного развития, а шестой стадии достигают только 10 % людей старше 16 летнего возраста.

От 18 до 25 летНаиболее высокая степень восприимчивости к профессиональному и социальному опыту
От 26 до 29 летПроисходит снижение функции памяти и мышления
От 30 до 33 летНаблюдается высокий подъем всех интеллектуальных функций, который начинает снижаться к 40 годам
35-40 и 40-45 летНаибольший подъем научного творчества
мужчины с 60 лет,
женщины – с 55 л.
Период геронтогенеза (старения) – актуализация потенциальных резервных возможностей, имеющихся и сформиро-
ванных у человека в предыдущие периоды онтогенеза
70-90 летНеравномерность и разнородность процесса старения касается большинства психических функций
Приложение
Сравнение периодизаций психического развития

ВозрастЭриксонФрейдПиажеТрадиционная классификация
0-1 годОрально-сенсорная
(доверие – недоверие)
ОральнаяСенсомоторная стадияПервое детство
1-2 годаМышечно-анальная
(автономия стыд и сомнение)
Анальная
3-6 летЛокомоторно-генитальная
(инициатива – вина)
ФаллическаяДооперационального
мышления
Второе детство
7-12 летЛатентнаяЛатентнаяКонкретных операцийТретье детство
12-16 летПодростковая (эго-идентич- ность – смешение ролей)ГенитальнаяФормальных операцийПубертатный период
16-18 лет------Ювенильный период
20-25 летРанняя зрелость
(близость – изоляция)
------Юность
25-40 летСредняя зрелость
(продуктивность – застой)
------Ранняя зрелость
40-60 (64)------Зрелый возраст
60-65 летПоздняя зрелость
(эго-интеграция – отчаяние)
------Завершение зрелости
65-75 лет------Первая старость
после 75 лет------Преклонный возраст



Похожие материалы:


Реферат: История развития педиатрии. Этапы развития и становления отечественной педиатрии

Реферат: Этапы развития психологической науки, главные особенности психики

Реферат: Предмет науки управления и основные этапы ее развития

Курсовая работа: Критерии психического. Стадии развития психики

Курсовая работа: Возрастная периодизация и этапы психического развития дошкольника

Контрольная работа: История развития туризма в России: основные этапы

Квалификационная работа: Особенности формально-динамических свойств психики у детей с нарушением умственного развития

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.