Курсовая работа: Факторы нестабильности молодых семей

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятие семьи. Теоретические зарубежные и отечественные подходы к изучению семьи
.1 Понятие семьи и ее функции
.2 Теоретические подходы к изучению семьи. Отечественные подходы
.3 Зарубежные подходы
Глава 2. Молодая семья, ее классификация и психологические особенности
.1 Понятие молодой семьи и ее классификация
.2 Психологические особенности молодой семьи
Глава 3. Факторы, стабилизирующие и дестабилизирующие семейные отношения
.1 Дестабилизирующие факторы, способствующие разводу
.2 Стабилизирующие факторы
Заключение
Список литературы

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Факторы нестабильности молодых семей':


Курсовая работа
Факторы нестабильности молодых семей
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие семьи. Теоретические зарубежные и отечественные подходы к изучению семьи
.1 Понятие семьи и ее функции
.2 Теоретические подходы к изучению семьи. Отечественные подходы
.3 Зарубежные подходы
Глава 2. Молодая семья, ее классификация и психологические особенности
.1 Понятие молодой семьи и ее классификация
.2 Психологические особенности молодой семьи
Глава 3. Факторы, стабилизирующие и дестабилизирующие семейные отношения
.1 Дестабилизирующие факторы, способствующие разводу
.2 Стабилизирующие факторы
Заключение
Список литературы
Введение
Именно в семье личность проходит наиболее эффективно первичную социализацию, приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые ценности и нормы, получает психологическую, экономическую поддержку и защиту.
Данная тема вызвала у меня большой интерес. Пока своей семьи у меня нет, хотелось бы изучить различные аспекты ее создания. Молодая семья и ее проблемы служат объектом исследования многих наук. Это и социология семьи, демография, этнография, психология семейных отношений, возрастная психология, медицина, семейное право, педагогика.
Сегодня мы можем наблюдать как довольно часто распадаются молодые семьи.
Актуальность данной работы заключается в том, что в наше время изучение проблем семьи приобретает все больший научный интерес. А изучению проблем молодой семьи в современных экспериментальных исследованиях, к сожалению, уделяется недостаточно внимания.
Объектом исследования являются молодые семьи.
Предмет: факторы нестабильности молодых семей.
Целью курсовой работы является выявление факторов нестабильности молодых семей или почему распадаются молодые семьи.
Исходя из цели работы, мы можем выделить следующие задачи:
. определить содержание понятия "семья" для выделения объекта исследования - молодые семьи.
. систематизировать основные теоретические подходы и особенности изучения семьи.
. раскрыть основные факторы стабилизации и дестабилизации современной молодой семьи.
Глава 1. Понятие семьи. Теоретические зарубежные и отечественные подходы к изучению семьи
.1 Понятие семьи и ее функции
Семья - ячейка (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Семья играет важную роль в жизни, как личного, так и всего общества. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство, порождение, брачные отношения (22).
Функции семьи. Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. "Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет" (22). Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.
. Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут "реализоваться" в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
2. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.
. Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
. Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества.
. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.
. Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества валено, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т.д.) (25).
1.2 Теоретические подходы к изучению семьи. Отечественные подходы
Обследование отдельного члена семьи, выявление его индивидуальных особенностей мало что дает для понимания его поведения в семье, определяющегося в первую очередь устойчивыми способами поведения (правилами) данной семьи, сложившимися под влиянием многообразных обстоятельств.
С. Минухин, один из наиболее убежденных сторонников такой точки зрения, не без юмора говорит, что в основе противоположного подхода оказывается "героическая модель личности", т. е. представление о личности, которая возвышается над обстоятельствами, способна проявить свою индивидуальность вопреки им. По его мнению, при всей своей привлекательности такая личность, однако, является скорее исключением, чем правилом. Противоположный подход характерен для психотерапевтов психоаналитического и бихевиористского направлений. Они считают, что источник семейного нарушения все-таки локализован в личности одного из членов семьи. Этим источником может быть нерешенный внутренний конфликт (при психоаналитическом подходе), неэффективная поведенческая или эмоциональная реакция (при бихевиористском).
На сегодняшний день исследователи выяснили, что столь важное внутрисемейное явление, как межличностная коммуникация, влияет на психическое здоровье ее членов лишь опосредованно, через участие в формировании уровня удовлетворенности семьей, степени ее стабильности и т.п. В действительности нарушения межличностной коммуникации, по-видимому, играют весьма серьезную роль в этиологии широкого круга психогенных заболеваний. Однако выявление этой роли должно идти, на наш взгляд, несколько иначе, чем раньше. Полезную роль здесь могла бы сыграть предложенная нами теория семейно-необходимой" (функциональной) информации.(25) Общий недостаток многих исследований семейной коммуникации - это их ограниченность рамками учения о коммуникационном канале. Как известно, оно охватывает лишь определенный период: с момента, когда возникает необходимость передачи информации, до момента ее получения, декодировки и интерпретации. Между тем при изучении семьи важнейшую роль играют процессы, в силу которых информация становится собственно информацией - ведь она является таковой не вообще, не независимо от каких-то объективных условий, а лишь относительно определенной системы. То, что является информацией в одной системе, не является ею в другой. Это связано прежде всего с тем, способна ли она произвести изменения в системе. Если система никак не реагирует на информацию - это значит, что для данной системы она информацией не является. Известие об измене мужа (в отличие от известия о прошлогоднем снеге) является семейной информацией, потому что способно внести большие изменения в жизнь семьи. В соответствии с этим положением при анализе коммуникационных процессов в определенной семье необходимо установить, в какие состояния может перейти данная семья, и затем: существует ли такая информация, которая, оказавшись в системе межличностной коммуникации семьи, может перевести семью из одного состояния в другое? Например, семейный психотерапевт анализирует нервно-психическое расстройство у одного из членов семьи, которое возникло под влиянием каких-либо внутрисемейных процессов. Он должен выяснить, наличие каких коммуникационных процессов (появление какой информации в межличностном общении) могло бы предупредить или остановить развитие неблагоприятных семейных процессов, оказавшихся источником психической травматизации. Установив факт возникновения невроза или реактивной депрессии под воздействием нарушений системы семейных представлений или системы взаимного влияния в семье, психотерапевт должен далее выяснить, какие межличностные коммуникационные процессы могли предупредить нарушение этих сторон жизнедеятельности семьи.
Если существуют такие межличностные коммуникационные процессы, которые могли бы воспрепятствовать нарушению, то возникают вопросы: как эти процессы могли возникнуть в данной семье, почему они не возникли? Иначе говоря, нужно выяснить: кто, какую информацию, кому и каким способом должен был передать, чтобы не было психической травматизации, а также откуда, в результате каких процессов должны были у коммуникатора появиться и сама информация, и понимание того, что ее необходимо передать?
Предлагаемый подход отличается от тех подходов, которые ориентируются на учение о коммуникационном канале. Во-первых, в центре внимания здесь не только вопрос о том, как передается в семье информация, но и о том, как она возникает - этап, предшествующий вступлению в действие семейного коммуникационного канала. Во-вторых, исследования, связанные с учением о коммуникационном канале, фактически не учитывают содержания информации, проходящей по каналу, а только находят барьеры, препятствующие прохождению любой информации, а предлагаемый нами подход начинается с выяснения того, какая именно информация была нужна членам семьи в ходе их общения. Поэтому вопрос о коммуникационных барьерах ставится уже более конкретно: какие нарушения в межличностном информационном общении воспрепятствовали прохождению информации, нужной для предупреждения психической травматизации?
Введем ряд понятий, необходимых для анализа связи психической травматизации личности с особенностями процесса межличностной коммуникации в семье.
Коммуникационная проблема - это такая ситуация в жизни семьи, когда:
* у одного из членов семьи существует определенная потребность;
* удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена семьи;
* эти действия имели бы место, если бы член семьи, имеющий потребность, передал определенную информацию (просьбу, намек и т. п.);
* однако такая передача невозможна в силу каких-либо психологических особенностей данного лица;
*потребность сохраняется, несмотря на невозможность ее удовлетворить (т. е. не происходит значимого снижения уровня притязаний).
Речь может идти о самых разнообразных потребностях, удовлетворение которых зависит от другого супруга: потребностях в любви, симпатии, в признании самостоятельности, в помощи, в уважении и т. п. В семье постоянно возникают ситуации, когда удовлетворение каких-то потребностей зависит от других членов семьи.
Коммуникационный барьер - особенности члена семьи, имеющего потребность, и других ее членов (от действия которых зависит ее удовлетворение) или особенности их взаимоотношений, в силу которых передача информации оказывается затрудненной.
Дефицитная информация - информация, прохождение которой по коммуникационному каналу предупредило бы возникновение психотравмирующего семейного нарушения. (25)
1.3 Зарубежные подходы
Основой современных представлений о семье, как социально-психологическом феномене послужили общая теория систем, теория коммуникации и психоаналитическая теория. Давайте коротко познакомимся с каждым из этих направлений.
Автором общей теории систем (1945) является выдающийся ученый, биолог Людвиг фон Берталанффи (1901-1972). Он применил законы, касающиеся биологических организмов, ко всем другим областям жизни - от клетки до вселенной. Это был новый теоретический подход к научному познанию, возникший на стыке биологии и медицины.
Теория, разработанная Берталанффи, делает акцент не на отдельных компонентах целого, а на взаимоотношениях между компонентами.
Распространяя эту теоретическую модель на все живые организмы и социальные системы, можно сказать, что семья не есть простая сумма членов этой семьи, это, прежде всего, определенная структура взаимоотношений между всеми его членами. Чтобы понять состояние семьи, необходимо проанализировать всю семейную систему как целое. Общая теория систем рассматривает каждую систему как часть более общей системы. Система семьи является частью человеческого сообщества, государства, которое само является частью более глобальной общественной системы, цивилизации Земли. В то же время семья состоит из более мелких частей - подсистем. Это либо отдельные ее члены, либо группы: муж-жена, отец-сын, мать-дочь. Все-эти системы и подсистемы непрерывно оказывают взаимное влияние друг на друга.
Семейные психотерапевты и психологи разработали законы общей теории систем и применили их ко всем семейным процессам.
Для полноценного существования семья должна являться открытой системой, чтобы взаимодействовать с другими системами.
Как и все системы, согласно этой теории, семья подчиняется общему физическому закону возрастания энтропии. Энтропия - это изначально понятие, характеризующее меру рассеяния энергии, состояние беспорядка. Система, не получающая энергию извне, постепенно утрачивает свою структуру, приходит к состоянию аморфности и тепловой смерти. То есть в семейной системе, как и в любой другой, присутствует тенденция к разрушению, дезорганизации. Чем более закрыта семейная система, тем труднее ей сопротивляться нарастанию энтропии. Таким образом, только открытые системы способны получать энергию от взаимодействия с окружающей средой, благодаря этому строить новые структуры и сопротивляться дезорганизации. Это означает, что семья должна развиваться и существовать в широком социальном контексте, предотвращая изоляцию, обеспечивая обмен энергией, информацией, материалами, эмоциями и различным образом взаимодействуя с окружающим миром.
Определенные концепции общей теории систем оказали решающее влияние на развитие семейной психотерапии. Это цельность, несуммарность, гомеостаз, обратная связь и экви-финалыюсть.
Цельность и несуммарность, то есть несводимость целого к сумме его частей. Теория систем утверждает, что каждая часть системы связана с другими таким образом, что изменение в одной части неизбежно влечет за собой изменения в других частях и системе в целом. Свойство целостности проявляется в тех клинических фактах, когда у здорового члена семьи появляется патология, в тб время как ранее болевший выздоравливает. Иногда детские психотерапевты отмечают, что при лечении невроза у ребенка по мере улучшения его состояния нарастает дисгармония супругов, возникают конфликты. Иллюстрацией этого положения может служить и противоположная тенденция: психотерапевтическое лечение супругов может способствовать улучшению поведения и психического состояния ребенка. Таким образом, мы наблюдаем, что если меняется один член семьи, то вынуждены изменяться и другие. Иногда эти другие не хотят меняться и всячески препятствуют изменению первого. Об этом мы поговорим далее.
Согласно принципу несуммарности, получается, что семья имеет свою историю и выполняет свою функцию, несводимую к истории и действиям отдельных ее членов. То есть целое всегда больше, чем простая сумма его частей. Как любой живой организм не может быть понятым только как совокупность его клеток, так и семья не равна сумме индивидов, каждый из которых действует сам по себе. Все члены семьи влияют друг на друга и испытывают на себе обратное воздействие.
Следующая концепция - сохранение гомеостаза. Это стремление любой системы восстанавливать свой "статус-кво" при любых изменениях. То есть стремление системы к восстановлению стабильности и равновесия, прежнего, привычного состояния. Именно это стремление вызывает сопротивление любым изменениям, как положительным, так и отрицательным. Гомеостаз автоматически разрушается, если один из членов семьи поднимается на новый уровень развития. Например, проходя обучение, получая новую профессию, меняя свое финансовое положение и тому подобное. Сильное напряжение, такое как психическая болезнь, смерть, потеря работы, также разрушает ролевой баланс, требуя восстановления гомеостаза. Чем менее ригидна, негибка в своем функционировании семья, тем легче она перестандартизируется, приходя к новому гомеостазу с меньшими потерями. Семья, легко адаптирующаяся к изменениям, способная быстро перестраиваться в связи с внешними и внутренними изменениями, называется функциональной. Дисфункциональные семьи принадлежат к числу неблагополучных, в них чаще происходят скандалы, конфликты, разводы.
Обратная связь характеризует коммуникацию, взаимодействие отдельных компонентов системы (членов семьи) между собой. Обратная связь в системе носит циклический, а не линейный характер. Это значит, изменение А может вызвать изменение Б, которое ведет к изменению В, что в свою очередь вызывает изменение А и Б, и так далее.
Циклическое взаимодействие тесно связано с понятием круговой причинности. С точки зрения системного подхода, причина и следствие могут оказывать влияние друг на друга. Поэтому в семье бывает невозможно ответить на вопрос "кто виноват?".
Например, пьющий муж. Жена устраивает ему скандалы за то, что он пьет. А он в тоске и злобе оттого, что она его ругает, идет и напивается снова. И никто из них уже не может сказать, кто первый начал: он пить, или она его пилить. Другой аналогичный пример: ребенок плохо учится, и мама много времени проводит с ним, помогая ему делать уроки. Но чем больше она с ним сидит, тем хуже он учится, так как полностью полагается на ее контроль и утрачивает навык самостоятельной деятельности, которая требуется в школе на уроках.
С этой же точки зрения можно подходить к вопросу о супружеских изменах. Если один супруг изменяет, то и другой принимает участие в создании ситуации, ведущей к изменам.
Поэтому семейная психотерапия занимается не выявлением виновника, а...

Похожие материалы:

Квалификационная работа: Особенности агрессивного поведения у младших школьников из неполных семей

Курсовая работа: Профессиональная и психологическая адаптация молодых специалистов (медицинских сестер) на рабочем месте

Курсовая работа: Тревожность как личностная черта и факторы ее возникновения

Курсовая работа: Психологические факторы социальной желательности

Реферат: Нейротрофические ростовые факторы и их отношение к организации когнитивных процессов