Курсовая работа: Факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков

Сложные социальные условия жизни в современном обществе вызвали большой рост возникновения девиаций у населения, под наибольшим ударом находятся дети и подростки, так как, во-первых, они являются самым незащищённым слоем общества, а во-вторых, именно в этом возрасте происходит переход от детства к взрослости. Аддикции - наиболее частое проявление девиаций у несовершеннолетних.

Дата добавления на сайт: 22 сентября 2024


Скачать работу 'Факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков':


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Юридической психологии»
Кафедра «Юридической психологии и права»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков
Заведующая кафедрой
Юридической психологии и права
Е.Г. Дозорцева
Методист учебно-производственной
лаборатории математических моделей
в психологии и педагогике А.С. Жигачев
Руководитель В.В. Делибалт
Студент, группа Е.В. Сафонова ЮПДП_2.3
Москва, 2014
Введение
Сложные социальные условия жизни в современном обществе вызвали большой рост возникновения девиаций у населения, под наибольшим ударом находятся дети и подростки, так как, во-первых, они являются самым незащищённым слоем общества, а во-вторых, именно в этом возрасте происходит переход от детства к взрослости. Аддикции - наиболее частое проявление девиаций у несовершеннолетних. В связи с увеличением количества детей и подростков с зависимым поведением возникает необходимость в изучении причин формирования данного отклонения. Вопрос о профилактике аддиктивного поведения детей и подростков в последнее время привлекает особое внимание разных категорий учёных. Зависимое поведение среди подростков - это серьезная социальная проблема, этот вид девиации затрагивает любую семью и может быть опасным не только непосредственно для семьи, но и для всего общества в целом, поскольку влечёт за собой большое количество негативных последствий, в том числе совершение преступлений. Статистика показывает, что происходит рост числа подростковых преступлений, совершённых в состоянии химически изменённого состояния сознания. В последние годы проблема аддиктивности у подростков является одной из острейших проблем современного российского общества.
Проблема зависимого поведения изучается как отечественными, так и зарубежными учёными и совершенно не теряет своей актуальности, а, наоборот, имеет тенденцию к актуализации в связи с ростом числа детей и подростков с аддиктивным поведением.
Существует масса факторов, влияющих на формирование аддиктивного поведения у несовершеннолетних подросткового возраста, мы хотим рассмотреть каждый из них.
Выбор объекта, предмета и гипотезы исследования обусловлены актуализацией данного вопроса, его социальной значимостью и недостаточной разработанностью.
Объект исследования - аддиктивное поведение.
Предмет исследования - факторы, влияющие на формирование аддиктивного поведения у несовершеннолетних.
Гипотеза - существуют несколько факторов, влияющих на формирование зависимого поведения в подростковом возрасте.
Цель - исследование факторов, способствующих формированию зависимого поведения у несовершеннолетних.
Задачи:
1.Провести анализ проблем зависимостей и аддикций в психологии и других гуманитарных науках.
.Проанализировать зависимое (аддиктивное) и девиантное поведение.
3.Рассмотреть причины возникновения зависимого поведения.
.Проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
.Раскрыть основые формы зависимого поведения и факторы, влияющие на его формирование.
Теоретические методы исследования: анализ, обобщение, синтез.
Практическая значимость: данная теоретическая работа может быть использована в дальнейшем для создания программы по коррекции или профилактике девиантного аддиктивного поведения подростков.
Глава. 1. Анализ понятия «зависимость» в психологии и других смежных науках
.1 Соотношение понятий «зависимость» и «аддикция» в психологии, медицине, социологии, философии
Мы часто слышим слово «зависимость», оно уже давно вошло в обиход, но что означает оно на языке учёных: психологов, медиков, философов? Ведь наука о зависимостях (аддиктология) возникла в Соединённых Штатах Америки в конце 80-х годов, и изначально являлась самостоятельным ответвлением наркологии. В своём развитии аддиктология претерпела значительные изменения, и сейчас наука находится на стыке таких научных дисциплин, как психиатрия, клиническая психология и наркология. Мы решили рассмотреть понятие «зависимость» с нескольких научных точек зрения. Так, например, в Большой медицинской энциклопедии определение зависимости звучит так: «Зависимость - синдром, наблюдающийся при нарко- или токсикоманиях и характеризующийся патологической потребностью в приеме психотропного средства с тем, чтобы избежать развития абстиненции или нарушений психики и состояния дискомфорта, возникающих при прекращении приема этого средства.» [18] Если обратиться к Большому психологическому словарю, то определения зависимости там нет вовсе, зато есть такое понятия, как «аддикция», или «аддиктивное поведение», что для авторов данного словаря - Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко является синонимами. Эти психологи определяют аддиктивное поведение как «(от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus - рабски преданный) - особый тип форм деструктивного поведения, которые выражаются в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния.» [4] М.А.Гулина - автор словаря-справочника по социальной работе сужает смысл понятия «зависимость» и определяет его как «Зависимость - термин, который чаще всего используется применительно к употреблению наркотиков; означает влечение человека к повторному употреблению наркотика». [5] Философский словарь Н.Н. Леонова отождествляет понятия «зависимость» с такими терминами, как «функция» и «отношение» и даёт два определения: «Функция (лат. functio - совершение, исполнение) - 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, ' которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется Ф. Первого.»
Так, мы видим, что в гуманитарных науках о зависимости говорят с разных точек зрения, где-то очень широко, а где-то, наоборот, сужая определение до частного случая. Заметим, что термин «аддикция» употребляется лишь в психологии, другие смежные науки не используют данное слово при объяснении феноменов зависимостей. Отсюда можно сделать вывод о том, что зависимость есть некое общее определение, тогда как аддикция является именно деструктивным, патологическим явлением в зависимом поведении. То есть любая аддикция (или аддиктивное поведение) всегда будет являться зависимостью, но не любое зависимое поведение можно назвать аддиктивным. Мы хотим привести такой пример: любой ребёнок, особенно младенец, находится в зависимости от своей матери и других опекающих лиц, эту зависимость можно назвать и психологической, но никакого деструктивного характера она в себе не несёт, а значит, данный вид зависимости не является аддикцией. В отличие от младенца, поведение наркомана, зависящего от принимаемых психотропных средств, является именно аддиктивным поведением, так как его поведение несёт в себе характер деструктивности.
Известный российский психиатр, психотерапевт Ц.П. Короленко даёт такое определение аддикций: «одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций». [9] То есть, чтобы зависимое поведение можно было отнести к аддикциям, должно присутствовать несколько психологических феноменов. Аддиктивное поведение всегда является стремлением изменить своё психическое состояние, тогда как зависимое поведение никакой цели в себе не несёт.
1.2 Соотношение понятий «девиация» и «аддикция»
В данном разделе мы хотим ответить на вопрос: «Является ли аддиктивное поведение девиантным?». Для начала рассмотрим сущность девиантного поведения.
Девиантным поведением является любое поведение, отклоняющееся от нормы. Определения данному виду поведения так же даются во всех гуманитарных науках, давайте рассмотрим каждое из них.
В медицине девиантным поведением называют отклонения от общепризнанных норм в межличностых взаимодействиях в обществе: различных действий, совершаемых в рамках психического здоровья в первую очередь, а также в разных формах нервно-психических патологий.
В социологии девиантным поведением называют различные социальные явления, представляющие реальную угрозу физическому и социальному нахождению человека в данной социальной среде.
Психология же называет отклонение от социально-психологических и нравственных норм, несущее в себе ущерб общественному благополучию, окружающим людям и самому себе девиантным поведением.
Подходит ли аддиктивное поведение под какое-либо определение девиантного поведения, данное наукой? Да, безусловно.
Химические аддикции, к примеру, несут в себе огромную угрозу для здоровья аддикта, вызывают серьёзную патологическую химическую зависимость на физическом уровне, избавиться от которой без применения каких-либо лекарственных средств не представляется возможным.
Любая аддикция является девиацией, так как деструктивное зависимое поведение не является нормой ни в одном общественном строе. Аддиктивное поведение в большинстве случаев ведёт к нарушению аддиктом различных социальных и нравственных норм, что можно назвать докриминогенным уровнем девиантного аддиктивного поведения, а в дальнейшем неминуемо наступает так называемый криминогенный уровень - совершение серьёзных преступлений, нарушение законов, совершение преступных уголовно-наказуемых деяний. Так, например, нехимический аддикт, страдающий патологической зависимостью к азартным играм (гэмблинг), сначала просто всё больше и больше времени проводит в казино и других местах, предназначенных для азартных игр, а затем, когда средства уже не позволяют ему постоянно участвовать в играх, аддикт влезает в долги, а за невозможностью их вернуть, начиает совершать кражи или разбойные нападения, подвергая таким образом риску жизнь и здоровье окружающих его людей.
Ещё одним доказательством того, что аддиктивное поведение является девиантным, может служить тот факт, что аддикт постепенно становится всё более и более замкнутым, перестаёт участвовать в жизни общества, ведёт отшельнический образ жизни, не поддерживает никаких социальных связей. Наибольшее количество времени человек с зависимым поведением проводит в одиночестве.
Безусловно, аддиктивное поведение является реальной угрозой как для общества, так и для индивида. Аддикт не может являться полноценным членом общества, семьи или любой другой социальной группы (за исключением аддиктивной), так как эмоциональное состояние зависимого человека очень нестабильно, аддикты не в состоянии контролировать своё поведение. В связи с этим, у зависимых людей гораздо чаще, чем у остальных членов общества, возникают проблемы с законом. Согласно статистике, треть совершённых преступлений взрослыми людьми совершается в состоянии алкогольного опьянения, а каждое шестое преступление совершает пьяный подросток. Такое поведение называется уже не девиантным, а делинквентным - это разновидность девиантного поведения, но такой тип поведения несёт в себе реальную угрозу обществу, т.е. совершение преступлений и проступков, запрещённых законом.
Помимо огромного количества преступлений, совершаемых аддиктами ежегодно, большой процент самоубийств происходит либо также под действием каких-либо психоактивных веществ, либо зависимость (химическая или процессная) является одной из причин, побудившей индивида на совершение суицида. Бытует мнение, что зависимое поведение, особенно пристрастие к химическим, психотрапоным веществам, является медленным самоубийством. С такой позицией сложно спорить, так как, действительно, химические зависимости в подавляющем большинстве случаев приводят к смерти аддикта.
.3 Основные подходы к проблеме зависимого (аддиктивного) поведения
Проблема зависимого поведения изучается не так давно, но достаточно активно. Как известно, существует отдельная наука, изучающая проблемы аддиктивного поведения, - аддиктология. Она существует около сорока лет, и родиной аддиктологии принято считать США, где она выделилась из наркологии. Но ещё в 70-х годах прошлого столетия термин «аддиктивные расстройства» был предложен отечественным психиатром, профессором Короленко Ц.П.
Являясь одним из основоположников аддиктологии как науки, Короленко предложил свой подход к проблеме аддиктивного поведения. [5] В своей классификации он разделяет зависимости на 2 части: химические и нехимические (процессные) аддикци. Химическими профессор называет те зависимости, где объектом зависимости становится какое-либо химическое вещество, изменяющее сознание. Некоторые из подобных веществ могут вызывать физическую зависимость, в связи с включением таких веществ в обмен. Короленко относит к химическим аддикциям:
наркоманию,
токсикоманию
алкогольную аддикцию.
Нехимические (или процессные, поведенческие) аддикции - те аддикции, где в качестве аддиктивных агентов аддикт использует некий поведенческий паттерн. К поведенческим аддикциям Короленко относит следующие аддикции:
гэмблинг (страсть к азартным играм),
интернет-аддикции,
работоголизм,
созависимость,
ургентные аддикции,
религиозные аддикции,
шоппинг,
эротические аддикции,
любовные аддикции,
аддикции избегания,
сексуальные аддикции,
со-сексуальные аддикции,
кибер-порно аддикции,
социальная организация как форма аддиктивной фиксации.
Отдельно Короленко Ц.П. Выделяет аддикции к еде, не относя их ни к химическим, ни к процессным формам, он называет их «промежуточными» аддикциями в связи с тем, что в данных формах аддицкции задействуются именно биохимические процессы. Аддикциями к еде Короленко называет булимию и анорексию. [5]
Существует 5 основных подходов к проблеме аддиктивного (зависимого) поведения.
Первый подход носит название «персонологический подход». Приверженцы данного подхода говорят о том, что тип личности предопределяет лишь вероятность аддиктивного поведения у человека, но не определяет вид аддикции, который может быть избран инивидом. То есть некоторые типы личности более подвержены аддиктивному поведению, чем другие. Так, например, было выяснено, что не существует алкогольной личности, обречённой на алкоголизм.
Второй подход называется психодинамическим подходом. Этот подход рассматривает аддиктивное поведение больше с психолого-социальной точки зрения. Согласно данному подходу, зависимое поведение носит причинно-множественный характер и зависит не столько от типа личности, сколько от окружающей среды и особенностей взаимодействия индивида с окружающими. Личность второстепенна и носит лишь предрасполагающий характер.
Третий подход - мотивационный подход. Данный подход относится к теории реактивного сопротивления. Приверженцы этой теории говорят о том, что мотивация возникает в ситуациях, когда личностная свобода человека подвергается угрозе нарушения либо уже была нарушена. Мотивация реактивного сопротивления связана со стремлением индивида восстановить свободу, подвергшуюся угрозе.
Четвёртый подход описан в теории социального научения, он позволяет выявить какие-либо причины, побуждающие индивида употреблять какие-либо психоактивные вещества.
Пятый подход - теория ожидаемого действия. Данный подход привносит в изучение аддиктивного поведения когнитивный компонент. Согласно данной теории, аддикция вляется одной из альтернатив реакции преодоления, что позволяет индивиду находиться в ожидании позитивного влияния наркотических средств, а, как следствие, позволяет избавиться от чувства ответственности за собственные поступки и действия.
1.4 Причины возникновения зависимого поведения
Как мы уже говорили, аддиктивное поведение подразумевает под собой употребление психоактивных веществ либо постоянную фиксацию внимания на каком-либо процессе или предмете с целью изменения своего психического состояния. Этот процесс всегда сопровождается развитием очень сильных эмоций, что и заставляет аддикта возвращаться к такому типу поведения из раза в раз.
Основой для развития зависимого поведения у человека является желание изменить своё психическое состояние, чтобы избавиться от состояния дискомфорта. Психологическая реальность может вызывать у человека ощущение дискомфорта и приводить индивидуума к состоянию грусти, обиды, неуверенности, подавленности, разочарования, скуки и так далее. Любое отрицательное переживание может лежать в основе формирования зависимого поведения. Негативные психологические переживания, возникающие у человека повседневно, могут провоцировать его на возникновение аддикции.
Но одних лишь отрицательных эмоций недостаточно, чтобы человек стал аддиктом. Для формирования аддикции всегда необходим так называемый триггер - пусковой фактор всего аддиктивного процесса. Этим пусковым фактором могут являться множество вещей, событий и переживаний - дополнительные психологические, социальные либо биологические факторы, являющиеся значимыми для индивидуума.
Также, разумеется, нельзя забывать о личностных факторах, влияющих на формирование аддикции у человека, а так же имеющих огромное значение для дальнейшего развития всего аддиктивного процесса. Так, люди с недостаточно сформированным супер-эго более подвержены возникновению аддикции, так как для таких людей характерна мотивация на немедленное получение удовольствия, а также завышенные нарцисстические требования. Чувства вины и стыда у людей со слабым супер-его недостаточно представлены, что лишь усугубляет их предрасположенность к аддиктивному поведению.
Также на формирование зависимостей может влиять такой личностный фактор, как нарушения в структуре эго. Слабость его не позволяет до конца сформировать волевые функции, а также затрудняет преодоление фрустрации. У таких людей часто возникают проблемы в формировании социальных либо профессиональных навыков, что может явиться триггером в возникновении аддикции.
Ещё одним личностным фактором, влияющим на формирование аддиктивного поведения у человека, может являться ощущение дискомфорта, вызванное неудовлетворённостью своим ролевым поведением. Такие люди подвержены зависисмому поведению, так как аддиктивная реализация позвляет им на какое-то время избавиться от своей роли в обществе и выйти за пределы реальности.
Безусловно, говоря о личностных факторах, имеющих значение при формировании аддикций, нельзя забывать о таком феномене, как вытеснение в бессознательное негативных эмоциональных переживаний. Содержание такого рода переживаний может быть совершенно различным. Эти переживания вызывают комплексы и, по-прежнему находясь в бессознательном, провоцируют различные негативные эмоции, такие как беспокойство, тревога или чувство вины, которые человек не в состоянии осознать.
Различные...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Формы девиантного поведения подростков

Курсовая работа: Гендерные различия подростков при выборе стратегий поведения в конфликте

Реферат: Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения подростков

Курсовая работа: Этнокультурные факторы организационного поведения

Квалификационная работа: ТЕХНОЛОГИИ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ПО ОПЫТУ ГБУ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР «ДЕТИ УЛИЦ» ОТДЕЛЕНИЕ В СВАО)