Курсовая работа: Формирование благоприятного климата в группе подростков

Первый год обучения в старшей школе является одним из самых сложных этапов в жизни подростка. Происходит трансформация процесса обучения. На смену одному классному руководителю приходит другой, количество учителей становится больше, состав класса подвергается изменениям, появляются новые предметы, исчезает возможность выполнения домашнего задания в группе продлённого дня.

Дата добавления на сайт: 10 августа 2024


Скачать работу 'Формирование благоприятного климата в группе подростков':


Введение
Первый год обучения в старшей школе является одним из самых сложных этапов в жизни подростка. Происходит трансформация процесса обучения. На смену одному классному руководителю приходит другой, количество учителей становится больше, состав класса подвергается изменениям, появляются новые предметы, исчезает возможность выполнения домашнего задания в группе продлённого дня. Кроме того, в пятом классе дети вступают в переходный период, становясь подростками. В совокупности эти процессы создают условия для возникновения сложностей у учащихся во взаимодействии друг с другом, учителями, родителями, а также ухудшением их успеваемости.
Наблюдения специалистов показывают, что некоторые дети в силу развития своих индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым школьным условиям. По данным различных исследований, пятиклассники испытывают стресс, оказавшись в более свободных условиях учебного процесса.
В данной ситуации у детей формируется потребность в том, чтобы их могли направить, указать правильный способ адаптации к новой учебной действительности и взаимодействия со старшеклассниками, учителями и новыми участниками их группы. Классный руководитель становится своеобразным наставником для подростков, его слова и действия могут влиять на успешный процесс адаптации и взаимодействия, что, в свою очередь, мотивирует подростков приходить в школу с энтузиазмом и преодолевать возникающие трудности. Безусловно, первоначально необходимо создать благоприятную атмосферу внутри группы учеников.
Именно поэтому, проблема формирования благоприятного психологического климата в классе является одной из наиболее актуальных проблем, решив которую, можно выйти на новый уровень в понимании других проблем обучения и воспитания подростков в школе.
Данная проблема достаточно глубоко проработана в отечественной психологии. Ей посвящены научные труды Н.П. Аникеевой, А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой, М.Ю. Савченко, Л.А. Обуховой, В.В.Бойко и др.
Цель данной работы - рассмотреть условия, необходимые для успешного формирования благоприятного психологического климата в классе и описать конкретные действия, которые могут помочь в этом процессе.
Объект исследования - процесс формирования благоприятного психологического климата в группе подростков.
Предмет исследования - условия успешного формирования благоприятного психологического климата в группе подростков.
Гипотезой стало предположение о том, в комплексную программу по формированию благоприятного психологического климата в коллективе подростков могут войти такие направления работы, как:
проведение специальных занятий по формированию межличностных отношений;
организация активной взаимодействия с родителями.
В соответствии с целью и гипотезой в работе решались следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие психологический климат как социально-педагогическое явление литературе.
2.Охарактеризовать особенности психологического климата в коллективе младших подростков.
.Рассмотреть педагогические условия формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших подростков.
.Провести экспериментальное исследование по формированию благоприятного психологического климата в группе младших подростков.
Основными методами исследования явились:
анализ научно-методической литературы;
анализ собственной работы с коллективом подростков в качестве классного руководителя 5го класса;
целенаправленное и систематическое наблюдение за детьми в учебно-воспитательном процессе.
тестирование
сравнительный анализ и обобщение собранного в ходе исследования материала.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава I. Теоретические проблемы формирования благоприятного психологического климата в группе младших подростков
.1 Психологический климат как социально-педагогическое явление
Ученики проводят в школе много времени. В зависимости от того, как оно организовано, насколько эффективно использовано и эмоционально окрашено, нахождение в стенах учебного заведения влияет на ребёнка положительно или отрицательно.
Л.Н. Толстой ввёл такое понятие как «дух школы». Елена Литвяк, автор статьи «Дух хорошей школы», в «Газете для родителей» пишет о том, что «дух школы можно определить по тем ценностям, что признаются всеми здесь несомненно».
Этот дух формируют люди, которых ребёнок встречает в школе: учителя, социальный педагог, психолог, администрация и учебный коллектив. Последний элемент сильнее всего влияет на формирование личности, именно поэтому важно, чтобы он имел положительную характеристику, конкретнее - благоприятный психологический климат.
Введём понятие психологического климата. По утверждению Н.П. Аникеевой, это «эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами» (Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989, с.5.).
Данное определение может быть использовано в разных сферах, в том числе - в социально-педагогической. Но существуют определённые отличия. Группа детей, в большей степени, зависит от личности педагога, чем группа взрослых - от начальника. Это объясняется тем, что психика детей продолжает формироваться и развиваться, в отличие от психика взрослого человека. Кроме того, личность учителя - это авторитетная фигура в жизни ребёнка, которая способна влиять на положительную или отрицательную динамику развития и формирования психики детей.
То есть, психологический климат в школе - это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.
Выделяются три "климатические зоны" в понятии социально-психологического климата:
Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.
Самая важная роль в формировании благоприятного психологического климата отводится учителю. В данной работе мы акцентируем внимание на взаимодействии классного руководителя с классом учеников. Рассмотрим способы их взаимодействия.
Способы взаимодействия людей
Убеждение - это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Оно является одной из основных форм воздействия учителя на учащихся, основой которого служит разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений, выделение социальной и личностной значимости решения того или иного вопроса. Убеждать можно не только словом, но и делом, личным примером. Убеждение наиболее надежно в психологическом отношении.
В отличие от убеждения внушение адресовано не к разуму и логике человека, а к чувствам, к готовности ученика получить инструкцию к действию. Поскольку дети верят в доводы, высказываемые учителем, внушение не нуждается в глубоком осознании смысла сообщаемой информации. На ученика при внушении действует не столько содержание внушения, сколько его форма - внешний вид учителя, интонация голоса, твердый взгляд и т. п.
Педагогическая практика знает так называемые дидактогении (от греческих слов «педагог» и «рождаю»). Я наблюдал случай, когда курсант, всегда чувствовавший себя уверенно в полете, вдруг начал испытывать на «штопоре» непреодолимый страх, которого раньше у него не было. Оказалось, что причина тому - записка его учителя, оставленная при отъезде. В ней было сказано: «Надеюсь, скоро увидимся, но будь осторожен со “штопором”» (Платонов К. К. Занимательная психология. М., 1966, с. 200.)
Подражание - разновидность психического заражения, «направленное главным образом на воспроизведение индивидом определённых внешних черт поведения, манер, действий, поступков» (Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989, с.7.).
Для педагога важно понимать процессы внутреннего и внешнего подражания, которые он может провоцировать при взаимодействии со своими учениками. При установившемся доверительном контакте с детьми слова учителя представляются неоспоримой истиной, зачастую вызывающей желание предпринять некие действия. Особенно это характерно для внушаемых учеников.
В реальных взаимоотношениях все способы взаимовлияния переплетены, но главную роль играет убеждение, поскольку оно наиболее диалогично и предоставляет возможность двусторонней связи. Ученик может проявить себя активным участником беседы, вступить в дискуссию, проявить своё несогласие. Только такой способ взаимодействия формирует у ребёнка способность критически воспринимать новую информацию, анализировать её и извлекать то, что может быть ему полезно.
Психологическая совместимость участников коллектива.
Коллектив - сложный механизм, в котором не только каждый составляющий его элемент, но и взаимоотношения между ними способны влиять на формирование общего психологического климата. Типы отношений между участниками группы подводят к осознанию такого явления, как психологическая совместимость. Это «такой эффект сочетания людей, который даёт максимальный результат деятельности при минимальных психологических затратах взаимодействующих лиц» (Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989, с.11.).
Экспериментальные исследования показывают, что психологическую совместимость обуславливают: высокая мотивация, общность мировоззренческих взглядов, высокая критичность к себе и терпимость к окружающим, доверие, максимальная загруженность целенаправленной деятельностью, возможная степень уединения каждого из участников и определённость стоящей задачи.
В школьной среде многое из вышеперечисленного регулируется учителем. Создание мотивации - сложная, но особенно важная задача. Она важна как для изучения школьных предметов, так и для создания благоприятного психологического климата.
Несовместимость участников отрицательно отражается на «тоне» группы. По этой причине вероятно возникновение конфликтных ситуаций. Конфликты могут быть «вредными» и «полезными». Последние выводят коллектив на новый уровень развития, делает отношения между участниками искренними, доверительными и открытыми.
В.Б. Ольшанский выделял три группы причин, провоцирующие возникновения конфликта в деятельности трудовых и учебных коллективов:
) Недостатки, связанные с его организацией.
) Недостатки в области управления, вызванные неумением расставить людей в соответствии с их квалификацией и психологическими особенностями и др.
) Недостатки, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива.
В социально - педагогической сфере все перечисленные недостатки в большей или меньшей степени входят в зону ответственности классного руководителя. При доверительных отношениях с детьми учитель обязательно будет введён в курс дела существующих конфликтных ситуаций. Дети могут его привлечь в качестве объективной и компетентной личности, которая может решить их проблемы. Здесь стоит помнить о заповеди «не навреди», поскольку вторжение должно быть максимально деликатным и ненавязчивым. Педагог не в праве использовать свой статус с целью навязать своё мнение. Он может помочь ребятам выйти на более высокий уровень осознания ссоры, подняться над ней и увидеть причины шире и глубже, чем они были восприняты до этого.
Характеристики благоприятного психологического климата.
1.В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
2.Существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. В приоритете принятие общего решения, а не ориентация на мнение лидера или лидирующих групп.
.В классе высоко ценят положительные черты личности такие, как честность, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, бескорыстие.
.Члены класса активны, полны энергии, готовы участвовать в полезном для всех деле. Ученики добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
.Успехи и неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
.В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
(Кузьмин Е.С., Волков И.П., Емельянов Ю.Н. Руководитель и коллектив. -Л., 1974. - С.98-99.).
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата.
.В классе преобладает подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, присутствует соперничество; члены коллектива не поддерживают близкие отношения. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
.В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях. Коллектив иерархичен, чётко прослеживается деление между более и менее авторитетными участниками. Наблюдается презрительное отношение к слабым и новым участникам группы.
.Ребята ценят отрицательные качества, которые помогают выделяться среди остальных: наглость, непослушание, агрессивная манера ведения диалога со старшими.
.Члены коллектива инертны и пассивны. Ученики выполняют общественную работу и посещают досуговые мероприятия без желания, им это неинтересно или же они боятся проявить свои таланты.
.Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива или вызывают негативные эмоции.
.В классе формируются конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
.Коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Личность учителя как основополагающий фактор формирования благоприятного психологического климата.
Учитель - это творец атмосферы, царящей на уроках, переменах, школьных и внеклассных мероприятиях. Мы введём понятие педагогической позиции - совокупности отношений учителя: к самому себе, к ученику, к педагогической деятельности, в целом. Разберём это несколько подробнее.
.Отношение к самому себе. Начнём со слов Л.Н. Толстого: «Действовать на других можно, лишь изменяя себя». Учителю нужно прикладывать много усилий, чтобы оставаться интересным для своих учеников, но только при этом условии он способен влиять на психологический климат класса. Педагогу необходимо искать не только новые методы увлекательного изложения материала, но, прежде всего, поддерживать себя в постоянном тонусе. Залог этого тонуса - хорошее настроение, доброжелательность, увлеченность своей профессией и широкий кругозор. Последний элемент предполагает наличие знаний в областях современной музыки, кинематографии, искусства и т.д. Эти знания не только сблизят с учениками, но и могут помочь в разрешении конфликтных ситуаций, а также в формировании благоприятного психологического климата.
.Отношение к ученику. Учителю необходимо видеть в каждом подопечном, прежде всего, личность, а не ученика с набором функций. Такой подход убирает ощущения дискомфорта при взаимодействии, открывает новые пути решения учебных и личностных задач.
.Отношение к педагогическому процессу. Ученики приходят в школу, чтобы получать новые знания, но в процессе их получения они приобретают жизненно-необходимые навыки. Образование включает в себя воспитательные элементы. Педагог может показать детям, как предмет, который они изучают, может быть применён в жизни. Особая миссия лежит на классном руководителе, который даёт подопечным «уроки жизни». Обычно это происходит во внеурочное время.
Взаимосвязь самооценки учителя и его отношения к школьникам.
А.С. Макаренко считал, что только счастливый человек может стать хорошим педагогом. Он говорил: «И счастливым человеком нельзя быть по случаю - выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть…» (Макаренко А.С. Коммунистическое воспитание и поведение// Соч. - М., 1957. - Т. V. - C. 454.).
То есть, учителя, который имеет позитивный взгляд на самих себя, имеют такое же отношение и к школьникам. Они уверены в себе, жизнерадостны; способны понимать потребности учащихся, стремятся быть гибкими и общаться легко и непринуждённо (см.: Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - с.305-306.).
В целом, гармоническое развитие любой личности предполагает правильное соотношение между задачами, которые она себе ставит, и возможностями их реализовать. Мы можем сделать вывод, что только принятие действительности - путь, говорящий о зрелости личности.
Классный руководитель, воспитывающий свой класс, прежде всего должен своим примером показать, как можно заниматься тем, что тебе нравится, как гармонично развивать свои способности и налаживать отношения внутри коллектива. В случае, если педагог постоянно раздражён, высказывает недовольство своей профессией и окружающими людьми, то детям будет сложно принять всё то, что им будет сказано. Они будут дезориентированы.
Важными элементами формирование благоприятного психологического климата среди школьников являются психологический настрой и установка учителя. Педагогу следует хорошо готовиться к урокам, классным часам, чтобы чувствовать уверенность и позитивный настрой. Кроме того, следует оставлять свои проблемы «за порогом» класса, входя в него чистым и открытым. На уроке создаётся иная реальность, которая не должна омрачаться чем-либо, не имеющего отношения к предмету и сути урока.
Типы педагогических позиций.
Реальность, создаваемая учителем, безусловно, зависит от его манеры вести урок и отношения к учащимся. Выделим следующие типы:
)Интеллектуальный тип. Склонен к научной работе, прежде всего, в области своего предмета, к чтению литературы, ведению записей, наблюдений, к анализу своей деятельности, к созданию новых форм внеурочной работы и т. д. Этот стиль создаёт благоприятный климат на уроке в работе со старшеклассниками, особенно в индивидуальной или проводимой в малых групповых формах образовательной деятельности. В общении с таким педагогом не бывает ни желания, ни времени на пустые разговоры, шалости. Он умеет заинтересовывать любознательных мотивированных...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние тренинга коммуникации на формирование благоприятного психологического климата в семье

Курсовая работа: Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков

Реферат: Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков

Курсовая работа: Самооценка и особенности общения подростков в группе сверстников

Реферат: Прикладные аспекты проблемы групповой сплоченности и психологического климата в группе