Курсовая работа: Формирование личности преступника в семье

Актуальность. Современная Россия все еще переживает социально-экономический кризис, негативно сказывающийся на всех сферах жизни общества. Одной из острейших проблем современности, характерной для такого кризиса, является непрекращающийся рост преступности. Для того, чтобы разработать качественные меры противодействия, необходимо со всех сторон изучить преступность как социальное явление, особое внимание уделяя такой сложной и многофакторной его части, как причинный комплекс преступности.

Дата добавления на сайт: 02 октября 2024


Скачать работу 'Формирование личности преступника в семье':


Формирование личности преступника в семье

Оглавление
Введение
Глава 1. Вопросы теоретического определения содержаний некоторых понятий
.1 К вопросу содержания понятия «семья»
.2 Понятие личности преступника и процесс ее формирования
Глава 2. Роль семьи и семейной атмосферы в формировании личности преступника и его противоправном поведении
.1 Неблагоприятное формирование личности под воздействием семьи
.2 Особенности криминогенного значения семейной ситуации во взрослом возрасте
Глава 3. Вопросы защиты профилактического воздействия на семью
.1 Законодательное закрепление защиты семьи и детства
.2 Меры и пути предупреждения неблагоприятного формирования личности в семье
Заключение
Список использованной литературы

Введение
личность преступник поведение семья
Актуальность. Современная Россия все еще переживает социально-экономический кризис, негативно сказывающийся на всех сферах жизни общества. Одной из острейших проблем современности, характерной для такого кризиса, является непрекращающийся рост преступности. Для того, чтобы разработать качественные меры противодействия, необходимо со всех сторон изучить преступность как социальное явление, особое внимание уделяя такой сложной и многофакторной его части, как причинный комплекс преступности.
Одна из важнейших детерминант преступного поведения - семейная атмосфера. Семья всегда являлась одним из базовых общественных институтов, призванным обеспечивать преемственность поколений, способствовать социализации детей и вводить их в общество. И именно психологический микроклимат семьи имеет огромное влияние на формирование у личности антисоциальных наклонностей. Неблагоприятная семейная обстановка, как показывают исследования, является одной из основных причин совершения личностью преступных действий, особенно в случаях с несовершеннолетними преступниками.
Анализировать феномен семейной преступности и семьи как детерминанты преступного поведения непросто, поскольку семейная сфера менее всего поддается правовому регулированию извне, а семейная преступность - явление, имеющее множество форм и проявлений.
Объект настоящего исследования - общественные отношения, складывающиеся в семейной сфере.
Предметом исследования выступают научные подходы и положения, содержащиеся в юридической и психологической литературе, рассматривающие семью как фактор формирования личности преступника, и правовые нормы, регламентирующие внутрисемейные отношения.
Цель данной работы - комплексный анализ семейного неблагополучия как криминогенного фактора, а также выявление существующих проблем в сфере профилактики противоправного поведения и оздоровления семейной атмосферы и поиск наиболее эффективных путей их решения.
Задачи данной работы:
1.определить сущность семьи как общественного института;
2.обозначить роль и значение семьи в процессе социализации и формировании личности;
.рассмотреть криминогенное влияние семейной обстановки на протяжении всей жизни индивида;
.рассмотреть существующие на данный момент способы и пути защиты семьи и детства;
.предложить пути совершенствования профилактических мер, направленных на оздоровление семьи.
Методологическую основу исследования составил обширный комплекс методологии, включающий в себя: системный, диалектический, исторический методы познания; общенаучные методы и приемы: индукция, дедукция, анализ и синтез, абстрагирование; специальные методы: компаративистский и формально-юридический.
Нормативной базой работы являются Конвенция о правах ребенка, Семейный Кодекс Российской Федерации, Уголовный Кодекс Российской Федерации и ряд иных нормативных правовых актов.
Структура ВКР. Работа включает в себя три главы, введение и заключение. Первая глава касается теоретических вопросов определения понятий «семья» и «формирование личности преступника». Вторая глава посвящена непосредственно тому влиянию, которое оказывает семейная атмосфера на личность. В третьей разбираются правовое регулирование внутрисемейных отношений и вопросы профилактического воздействия на них.
Глава 1. Вопросы теоретического определения содержаний некоторых понятий
1.1 К вопросу содержания понятия «семья»
Рассматривая проблему семейной преступности, прежде всего необходимо уяснить, что же представляет из себя семья. Понятие семьи у разных народов различно, к тому же оно значительно изменялось в разные периоды истории. В рамках данной работы актуальнее всего было бы обратиться к существующем ныне определениям данного понятия. Однако, не смотря на то, что охрана семейных отношений регулируется различными отраслями права, как внутригосударственного, так и международного, единого определения нет ни в нормативно-правовых актах, ни в научных монографических исследованиях.
Анализ различных точек зрения ученых сводится к выделению двух групп признаков, раскрывающих понятие «семья»: а) социологического характера; б) правового характера.
В социологии семья - статистическая единица учета и наблюдения, совокупность индивидуумов, являющихся носителями определенных социальных ролей и функций. Как социальный институт семья характеризуется наличием определенных социальных норм, санкций, образцов поведения, прав и обязанностей, в совокупности регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими членами семьи.
Под браком понимают социально подтвержденный и юридически заверенный союз между мужчиной и женщиной, порождающий у них права по отношению друг к другу и к детям.
В философском словаре под редакцией А.И. Розенталя семья расшифровывает как «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях».
Толковый словарь русского языка определяет семью формально, как «объединение лиц, связанный кровнородственными и (или) брачными отношениями».
Помимо указанных социологических определений существуют, как отмечалось выше, и специальные юридические. В правовом смысле семью объединяют не только и не столько нормы моральной ответственности, сколько правоотношения, складывающиеся на двух уровнях:
)между членами семьи в рамках самой семьи;
)между семьей и рядом других институтов общества.
В юридическом смысле семью можно определить как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из кровного родства, брака, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.
Хотя единого определения нет ни в одной из отраслей права, многие отрасли все же рассматривают семью или отдельных ее членов как участников правоотношений в рамках этой отрасли, придавая при этом всей семейной структуре определенные черты, имеющие значения для этой конкретной отрасли.
Семейное законодательство, являясь отраслью, самым непосредственным образом связанной с семейными отношениями, не дает ни определения семьи, ни определения брака. Семейный Кодекс лишь устанавливает условия и порядок заключения и прекращения брака, признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
Наследственное право, хоть и говорит, фактически, о членах семьи, при определении круга лиц, являющихся наследниками по закону, также не закрепляет понятий «семья» или «член семьи».
Жилищный Кодекс рассматривает семью в более узком понимании, чем семейное законодательство. Статья 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации устанавливает категории граждан, которые признаются членами семьи собственника жилого помещения, вводя при этом определенные требования к ним. Так, членами семьи признаются супруг, дети и родители собственника, проживающие в принадлежащем ему помещении. Другие же лица, в том числе иные родственники и нетрудоспособные иждивенцы, могут признаваться членами семьи только в том случае, если собственник указал их в качестве таковых.
Уголовное законодательство вообще не использует понятия «семья» и «член семьи», вместо этого вводя понятие «близкие потерпевшему лица» (например, в п. «ж» ч. 1 ст. 63, п. «б» ч. 2 ст. 105, ч. 1 ст. 163 УК РФ), под которыми понимаются три группы лиц:
)близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабушка, внуки);
)иные лица, состоящие с потерпевшим в родстве и (или) свойстве (супруг, родственники супруга);
3)лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему (например, жених, невеста, сожитель, сожительница).
Уголовно-процессуальное законодательство, как и уголовное, использует понятия "близкие", "близкие родственники" и "родственники", не вводя понятие «семья», при этом их состав, указанный в ст. 5, несколько отличается от тех, что принят в уголовном праве:
)к близким родственникам относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья, родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;
)родственники - все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве;
)близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений.
В теории права также нет единого мнения относительно того, как должна определяться «семья». Критерии этого явления весьма разнообразны, а законодатель единого определения не предусматривает, хотя, как показано выше, определенные его признаки можно найти в нормах различных отраслей.
Миронова Т.Н. отмечает, что, помимо сугубо юридических наук, понятия "семья", "семейно-брачные отношения" являются объектом исследования и многих других отраслей, каждая из которых исследует семью с определенной точки зрения и с определенных позиций, которые присущих только данной дисциплине. Например, социология семьи, этнография, психология семейных отношений, педагогика, криминология и, в частности, семейная криминология.
Из перечисленных дисциплин особенно стоит обратить внимание на семейную криминологию, которую также называют криминологией семейных отношений и криминофамилистикой. В ее основе лежит положение о взаимозависимости института семьи и феномена преступности. Семейная криминология начала формироваться под воздействием общей криминологической науки еще в 1980 г. К настоящему моменту криминофамилистика, являясь отраслью общей криминологии, представляет собой социально-правовую дисциплину с устоявшимся понятийным аппаратом, научной базой и определенной сферой исследования.
Семейная криминология изучает криминогенные факторы семейной атмосферы и преступное поведение, обуславливающееся ими, а также социальное воздействие в целях противодействия преступности. Криминофамилистика сквозь призму семейных отношений рассматривает наиболее значимые криминологические проблемы: влияние семьи на формирование личности преступника, влияние семьи на преступность несовершеннолетних, внутрисемейные преступления, влияние семьи на рецидив преступлений, предупреждение преступлений посредством воздействия на семью.
Под внутрисемейными преступлениями при этом понимают преступления, совершенные одним членом семьи против другого. К числу внутрисемейных преступлений видится целесообразным относить как совершенные в юридически зарегистрированной семье, так и не зарегистрированной, в том числе убийство матерью новорожденного ребенка.
Иными словами, семейная криминология изучает преступные посягательства в семейной сфере.
Семейно-бытовые отношения в семейной криминологии принято дифференцировать следующим образом:
)Супружеские взаимоотношения;
)Родительски-сыновья отношения;
)Родственные отношения.
В зависимости от группы отношений к совершению преступления ведут две линии причинной связи: в родительски-сыновьях отношениях это неблагоприятное формирование личности в семье, а в супружеских и родственных отношениях - криминогенное значение семейной ситуации.
Оба вида причинной связи будут более подробно рассмотрены далее в данной работе.
Таким образом, различные отрасли российского права имеют свой взгляд на понятие и состав семьи, исходя из своих целей и задач и учитывая необходимость наделения членов семьи определенными правами и возложения на них определенных обязанностей в пределах предмета своего правового регулирования. Однако единого понятия такой общественно-значимой структуры, как «семья», не дается ни в одном законодательном акте. Кроме того, семья и семейные отношения изучаются рядом наук, среди которых особого внимания заслуживает криминофамилистика. При этом при изучении семьи в криминологический оборот следует включать как юридическое понятие, так и социальное.
1.2 Понятие личности преступника и процесс ее формирования
Личность преступника не без причины всегда являлась одной из центральных проблем криминологии, поскольку даже борьба с причинами преступности зависит от того, какого взгляда придерживаться на личность: если причины преступного поведения или склонность к совершению преступлений наследуются по биологической линии, генетическим путем, то принимаемые меры противодействия должны носить совершенно иной характер, нежели если рассматривать человека как личность, не рождающуюся с преступными намерениями и склонностями, а приобретающую их вследствие неблагополучного нравственного формирования, то есть если рассматривать личность преступника как продукт общества.
К настоящему времени наука утвердилась во взглядах, что человек не является полноценной сформированной личностью с момента рождения, а становится ею в процессе своей социальной жизни, и вне общества формирование личности невозможно. В ходе нравственного формирования личность приобретает целую совокупность различных нравственных, моральных и иных взглядов и ценностей, индивидуально-психологических особенностей.
Тоже самое относится и к частному - личности преступника, формирующейся и складывающейся в процессе неблагоприятного нравственного воздействия.
Неугасающий интерес к личности преступника вызван тем фактом, что именно она, как отмечают Эминов В.Е. и Антонян Ю.М. в своей работе «Личности преступника и ее формирование», является основным звеном преступного поведения, носителем причин совершения преступления.
Личность преступника - абстрактная социальная и психологическая модель, обладающая определенными специфическими чертами, совокупность научных представлений и знаний о личностях, совершающих преступления.
Формирование личности любого человека представляет собой процесс усвоения им определенных взглядов и представлений, отношений к окружающему миру и к самому себе, и последующее их закрепление. Иными словами, процесс формирования личности - это процесс социализации, когда складывается индивидуальный облик личности, ее предпочтения, ориентации и мотивы поведения. Именно в процессе социализации, как отмечает Кургузкина Е.Б. человек как личность учится эффективно участвовать в различных социальных группах.
В социологии термин «социализация» раскрывается посредством обозначения трех ступеней:
)Знание социальных норм, норм поведений, принятых в обществе;
2)Усвоение этих норм, согласие с ними, признание их необходимыми и внедрение их в сознание;
)Установка на соблюдение данных норм, на действие в соответствии с правилами нравственности и законом.
Степень социализации можно определить исходя из того, в какой части человек следует обычаям поведения в обществе и насколько в согласии живет с той общественной средой, в которой он находится.
Саму личность следует считать сформированной, когда она будет способна контролировать свои поступки на основе норм поведения, ожидаемых от человека в конкретных ситуациях, и когда она способна будет нести ответственность за принятые решения.
Социализация не обязательно предполагает формирование недеформированной личности, преступник тоже может быть социализирован. Усвоение норм антисоциального характера и отвержение привычных обществу социальных норм в пользу норм и стандартов преступного мира ведет к формированию у личности такой системы ценностей, какая рассматривает преступные и антисоциальные действия как не противоречащие нормам социальной среды преступник. Если человек рос и воспитывался, а в последствии общался в преступной среде, то он усваивает ее нормы поведение, следует им, а следовательно, социализируется в преступной среде. Например, если ребенок растет в семье, в которой родители, лица их заменяющие или иные близкие родственники имеют алкогольную зависимость, склонны к воровству или другому преступному образу жизни, то ребенок соответствующим образом и социализируется. Криминальная идеология, кроме того, пропагандируется в семьях, где имеются ранее судимые родители или лица, их заменяющие.
Таким образом, социализация может быть и негативной, извращенной, когда личность воспринимает и усваивает субкультуру преступного мира, а не обычного общества.
Личность преступника также характеризует выбор общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или нацеленность на выбор такого пути или, напротив, непроявления должной активности в предотвращении отрицательного или общественно опасного результата. Данная характеристика достаточно полна, поскольку охватывает как умышленное совершение преступления, так и совершение преступления ввиду преступной неосторожности.
Таким образом, формирование личности - это процесс усвоения личностью социальных ролей и правил поведения, развитие системы ценностей и мировоззрения. Данный процесс начинается с самых ранних ступеней жизни человека, практически от рождения.
Наиболее чувствителен к внешним влияниям человек в период детства, в том числе самого раннего. В зависимости от отношения других к ребенку он чувствует себя либо защищенным, либо нет. В последнем случае у него развивается, нарастает тревожность и потребность в защите, иногда такая сильная, что ему приходится мобилизовать для этого все свои силы.
Тут необходимо отметить, что тревожность преступника носит гипертрофированный характер, так как просто тревожность - нормальное свойство личности, присущее всем людям. Гипертрофированную тревожность преступника образует имеющееся у него на бессознательном уровне чувство отчуждения от родителей и иного микроокружения, от социума. Чувство отчуждения возникает в результате того, что в раннем возрасте индивидуум еще не способен сознательно объяснить процессы, происходящие вокруг него, и защититься от них. На ранних этапах приспособление к окружающему миру должно происходить опосредованно через взрослых, а не непосредственно. Если такое приспособление затруднено, то появляются беспокойство, тревожность, агрессия по отношению к отвергающему через родителей миру.
Эти тревожность и потребность в защите,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Влияние порядка рождения в семье на формирование личности

Дипломная работа: Негативное влияние компьютерных технологий на формирование личности учащихся начальной школы

Курсовая работа: Гармоническое формирование личности в процессе обучения

Курсовая работа: Влияние тренинга коммуникации на формирование благоприятного психологического климата в семье

Контрольная работа: Социализация личности в семье