Реферат: Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста
Актуальность и постановка проблемы исследования. В детстве у человека складываются первые представления о самом себе, формируется самосознание. Уже в дошкольном возрасте ребёнок идентифицирует себя с определённым полом и осознаёт свою социальную роль.
Дата добавления на сайт: 14 августа 2024
Скачать работу 'Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста':
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.1 Теоретический анализ гендерных особенностей детей дошкольного возраста
.2 Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста
.3 Проявление гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследование гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста
.1 Организация, методы и методики исследования
.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
.3 Программа по формированию гендерной идентичности детей дошкольного возраста
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность и постановка проблемы исследования. В детстве у человека складываются первые представления о самом себе, формируется самосознание. Уже в дошкольном возрасте ребёнок идентифицирует себя с определённым полом и осознаёт свою социальную роль.
Формирование поло-ролевой идентификации связано с развитием самосознания. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, роль которого ребёнок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является игра, в которой дети подражают поведению родителей, воспитателя, врача и т.д.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В дошкольном возрасте ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра (Д.Б. Эльконин, С.А. Марутян, П.Г.Саморукова, М.М. Стрекаловская и др.), в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников [5].
В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике ДОУ содержание игровой деятельности недостаточно дифференцированно с учётом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков. Основанием для дифференцированного подхода, как правило, является уровень развития детей, познавательные интересы, способности, особенности нервной системы (Т.И.Бабаева, Т.С.Грядкина, А.В.Бурма, М.В.Крулехт, Я.И. Ковальчук, Н.Г.Макарова и др.)
Долгое время, в силу ряда объективных и субъективных причин, гендерная социализация оставалась вне сферы исследования советских психологов, в то время как в зарубежной психологии она издавна привлекала большое внимание учёных (А.Шопенгауэр, Ф.Шлегель, С.Бем и др.). Особенно возрос интерес к проблеме гендерной социализации, и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы. Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес.
В настоящее время центральным направлением в воспитании детей является личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учёта их гендерных особенностей.
Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей, психологов, педагогов (И.С.Кон, Т.А.Репина, В.А.Крутецкий, Ш.Берн, В.Е.Каган). Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
В последние годы актуализация принципа природосообразности предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако, содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано недостаточно, что приводит, по мнению исследователей (С.А.Марутян, Н.В.Плисенко, Т.А.Репиной, Л.Г.Таранниковой, С.В. Шаповаловой и др.) к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности; девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т.А.Репина) [52].
Проблема изучения гендерных особенностей детей дошкольного возраста, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребёнка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (психологии, педагогики, социологии, биологии, медицины и др.),- одна из важнейших и актуальных проблем психологии.
Усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определённых способов поведения для того или иного пола, т.е. процесс формирования гендерных особенностей - неотъемлемая часть общего процесса социализации, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников. Позиция ребёнка, как представителя своего пола, определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать "престиж" своего пола, в рамках социальных ожиданий определяют основополагающие позитивные достижения в развитии личности. Необходимо совершенствовать дифференцированный подход в воспитании девочек и мальчиков с учётом их психофизических особенностей. гендерный социализация половой самосознание
Проблема исследования: каковы гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - гендерные особенности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - гендерные особенности детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении существования гендерных особенностей в игре у детей дошкольного возраста.
Проявлением гендерных особенностей в игровой деятельности будут считаться у мальчиков: в словесных, предметных, дидактических играх; у девочек: сюжетно-ролевых, дидактических, словесных играх.
Задачи исследования составляют:
. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме гендерных особенностей детей дошкольного возраста;
. Изучить особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста.
. Рассмотреть проявления гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста.
. Проанализировать гендерные особенности детей дошкольного возраста
. Провести экспериментальное исследование гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста.
. Разработать программу и рекомендации по формированию гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Научная значимость - обобщение теоретических позиций известных авторов по проблеме гендерных особенностей дошкольников.
Практическая значимость данной дипломной работы состоит в том, что её выводы и рекомендации могут быть использованы в программах дошкольных учреждений и в методах семейного воспитания.
Методы исследования - наблюдение, теоретический анализ, сравнение, экспериментальные игровые ситуации.
Опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения МДОУ Д/С №1 "Росинка" с. Кочубеевского, Ставропольского края. Выборка составила 25 респондентов 4-5 лет.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем исследования составляет 82 страниц.
Глава I. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.1Теоретический анализ гендерных особенностей детей дошкольного возраста
Пол человека выступает как биологическая данность, которая разделяет всех людей в свете телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков на мужчин и женщин. К двум годам ребёнок уже знает, мальчик он или девочка, хотя имеет пока достаточно смутное представление о различиях, а к 5-6 годам осознаёт необратимость своей принадлежности. Половая идентичность - это результат сложного биосоциального процесса, в котором "роль биологических процессов состоит в согласовании между собой хромосомного, гормонального, морфологического и социального факторов, в совокупности определяющих нормальное развитие чувства половой идентичности" [1].
Ряд исследователей разводят понятия половой гендерной идентичности. Пол определяют непосредственно из биологических различий, "гендер" (англ. gender - род) же, в свою очередь, указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве [2].
Становление гендерной идентичности, начиная с рождения, с момента обращения родителей к ребёнку как к мальчику или девочке продолжается на протяжении жизни человека. Насколько мы ощущаем себя женственными и мужественными: оцениваем своё тело как соответствующее тому или иному полу, ведём себя и поступаем в соответствии с тем, как представляем себе человека своего пола с его ролями, статусами, ценностями, стереотипами.
Проблема гендерных особенностей включает в себя вопросы формирования психического пола ребёнка, психических половых различий и поло-ролевой дифференциации. Без этого решения невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола, для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье и социуме [5].
Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З.Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим фактором и считает основным механизмом процесс идентификации ребёнка с родителями. Эта концепция - весь процесс развития личности, в котором она основное внимание уделяла формированию поведения и представлений, обусловленным полом, связывала с сексуальной сферой. Традиционный психоанализ признаёт, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам, и если для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудительность, то для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, комфортность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность.
З.Фрейд полагал, что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует вышеописанным моделям, когда не нарушается её половая идентификация [51].
Современный психоанализ неоднороден: существует целый комплекс психоаналитических теорий, касающихся природы мужественности и женственности, отдельные положения которых можно встретить у представителей других ориентаций. Наиболее распространённые среди психоаналитических теорий - фаллоцентрическая и гиноцентрическая; первая признаёт на начальной стадии половой идентификации мужскую ориентацию для детей обоего пола, вторая считает ранней и основной идентификацией, как для девочек, так и для мальчиков - женскую [6].
Теория социального научения и близкая ей теория моделирования, рассматривая механизмы формирования психического пола и поло-ролевых стереотипов, моделировали основной принцип бихевиоризма - принцип обусловливания. В развитии поло-ролевого поведения всё зависит от родительских моделей, которым ребёнок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребёнка родители (положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное - за противоположное). Главный принцип научения поло-ролевому поведению - это дифференциация половых ролей посредством наблюдения, вознаграждения, наказания, путём прямого и косвенного обусловливания [7].
Теория когнитивного развития утверждает, что хотя положительное и отрицательное подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним действительно играют определённую роль в половой социализации ребёнка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребёнок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо. Основатель когнитивной теории Л. Колберг полагает, что формирование полового стереотипа, в частности в дошкольные годы, зависит от общего интеллектуального развития ребёнка и что этот процесс не является пассивным, возникающим под влиянием социально подкрепляемых упражнений, а связан с проявлением самокатегоризации, т.е. причислением ребёнком себя к определённому полу. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психического пола, по мнению Л. Колберга, только после того, когда половая типизация уже произошла. Основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и находят своё отражение в процессе воспитания 8.
Дж. Стоккард и М. Джонсон опираясь на основные положения теории социальных ожиданий, выдвигают важное утверждение о том, что пол биологический (хромосомный и гормональный), т.е. пол врождённый, может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние расовые, классовые, этнические вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания.
Критикуя фрейдистов за идею идеализации традиционных половых ролей и, в частности, их положение о трагичности развивающейся личности при отклонениях в её формировании от традиционных стандартов фемминости или маскулинности, Дж. Стоккард и М. Джонсон утверждают, что эти стандарты не являются идеальной моделью современного мужчины и женщины, например, воспитание девочки, основанное на традиционном понимании женственности, может сделать её плохой матерью - беспомощной, пассивной и зависимой [43].
Среди психологов, которые исследовали проблемы пола и половой дифференциации в русле социально-конструктивистской ориентации, наиболее известны Р.Ангер, Б.Лоот, Хааре-Мустин, Маречек. В их работах, прежде всего, подчёркиваются отличия нового взгляда на актуальные проблемы гендерной психологии от позиций, характерных для представителей полоролевого подхода. Первое отличие касается понимания сущности категорий "пол" и "половые различия". По мнению Харе-Мустин, Маречек, работы психологов в области полоролевой социализации остаются в плену ортодоксальных представлений о феномене пола как детерминанте социальной роли и психологического поведения. Поставив знак равенства между понятиями "пол" и "половые различия", они оказываются заложниками господствующего маскулинного образа общественной жизни, где реальная ассиметрия социальных отношений между полами представлена как их мнимое равенство. Между тем "пол не является собственностью, он представляет собой социально предписанное отношение, процесс и социальную конструкцию". Таким образом, в контексте социально-конструктивистского взгляда пол выступает, как способ организации повседневной жизни и должен быть осмыслен не как различие, а как феномен [18].
Своеобразной революцией, произошедшей в психологии половых ролей и возникновению "новой психологии пола" способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционной теории. Это работы:
) Е.Маккоби и К. Джеклин;
) Дж. Мани и А.Эрхарда, показавших могущество эффекта социализации;
) С.Бем, доказавшей несостоятельность противопоставления традиционной психологией маскулинности и феминности.
Проанализировав 1600 исследований психологических половых различий, проведённых за семь лет, Е. Маккоби К.Джеклин пришли к выводу, что, по существу нет фундаментальных врождённых различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались; те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере, недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей 9.
Исследование Дж. Мани и А.Эрхард, где изучались, с одной стороны, анатомо-физиологические индикаторы (хромосомный набор, баланс мужских и женских гормонов и др.), а с другой - фактор приписывания индивидом себя к тому или другому полу, показало, что если у большинства детей этот фактор и анатомо-физиологические индикаторы имели прямую коррекцию, то даже для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим в поло-ролевом развитии являлось отнесение себя к мужскому или женскому полу.
С. Бем и ее коллеги в противоположность взгляду традиционной психологии о том, что мужчины и женщины, чтобы быть приспособленными в жизни, должны иметь традиционно установленные соответствующие полу характеристики, показали малую приспособленность индивидов, обладающих только такими характеристиками; наиболее приспособленным к жизни оказался андрогенный тип, имеющий черты того и другого пола и самый распространенный.
С позиций современного представления онтогенеза можно выделить следующие периоды (этапы) формирования пола у детей:
пренатальный период (от зачатия до рождения) - происходит формирование пола на генетическом, морфологическом уровнях и структур мозга, ответственных за сексуальное поведение;
парапубертатный период (от рождения до 6 лет) - формируется половое самосознание, поло-ролевое поведение и первичная психосексуальная ориентация;
препубертатный период (7-11 лет) - происходит продолжение формирования половой роли, первичной психосексуальной ориентации и подготовка к пубертату [41].
Психосексуальное развитие является частью...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского садаОтчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста
Реферат: Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей
Курсовая работа: Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Курсовая работа: Особенности социального взаимодействия детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью