Курсовая работа: Особенности игровой деятельности детей с СДВГ

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем в системе образования ряда стран является постепенное увеличение числа детей с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ). У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.

Дата добавления на сайт: 09 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности игровой деятельности детей с СДВГ':


Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
(ВятГГУ)
Институт педагогики и психологии
Кафедра общей и специальной психологии
Курсовая работа по специальной психологии
Тема: Особенности игровой деятельности детей с СДВГ
Киров 2014

Введение
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем в системе образования ряда стран является постепенное увеличение числа детей с диагнозом “синдром дефицита внимания с гиперактивностью” (СДВГ). У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях. Они не могут поддерживать определенную поведенческую реакцию на протяжении длительного времени. Из-за непонимания со стороны окружающих у гиперактивного ребенка формируется трудно исправляемая агрессивная модель защитного поведения. Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром - одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.
Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: «Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» [1, с. 56].
По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно часто: от 2 до 20% учащихся характеризуются чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. Эти дети мало, чем отличаются от здоровых, разве что повышенной активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают, что приводит к патологии, которая чаще всего называется «легкая дисфункция мозга». Есть и другие обозначения: «гиперкинетический синдром», « «двигательная расторможенность» и так далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек.
Помимо легкой дисфункции мозга и минимальной мозговой дисфункции, некоторые исследователи (И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева) называют причинами гиперактивного поведения еще и особенности темперамента, а также пороки внутрисемейного воспитания. Интерес к данной проблеме не убывает, поскольку, если 8-10 лет назад таких детей в классе было по одному - два, то сейчас - до пяти человек и более. И.П. Брязгунов отмечает, что если в конце 50‑х годов публикаций на эту тему было порядка 30, то в 1990 году их число возросло до 7000 [2].
Обращает на себя внимание и тот факт, что синдрому дефицита внимания с гиперактивностью уделяется основное внимание только при поступлении ребенка в школу, когда налицо школьная дезадаптация и неуспеваемость (Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., 1994; Кучма В.Р., Платонова А.Г., 1997; Разумникова О.М., Голошейкин С.А., 1997; Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П., 2001) [7, 8, 19].
Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет большое значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений.
Цель работы: изучить особенности игровой деятельности детей с СДВГ.
Объект исследования: Игровая деятельность детей с СДВГ.
Гипотеза работы: мы предполагаем, что Синдром дифицита внимания и гиперактивности имеет свои специфические особенности, что проявляется в расстройстве внимания, в непоследовательности поведения и в различных эмоциональных нарушениях.
Предмет исследования: особенности игровой деятельности детей с СДВГ в сравнении со сверстниками с нормальным ходом психического развития.
Задачи работы:
Теоретическое обоснование проблемы СДВГ;
провести эксперимент;
разработать коррекционную программу.
Для реализации поставленной цели и решения задач, а также для подтверждения гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников по данной проблеме; педагогический эксперимент; наблюдение.
База исследования: 2 группы - группа 1 и группа 2. Группа 1 - 12 человек, воспитывающихся в детском саду № 1 « Светлячок» г.Малмыж. Группа 2 - включала 3 человека с СДВГ, воспитывающихся в детском саду № 1 « Светлячок».
Практическая значимость: данная работа может быть полезна для воспитателей специальных учреждений, преподавателей ВУЗов, а также для воспитателей детских садов.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком.

Глава 1. Проблема игровой деятельности детей с СДВГ в литературе
.1 Понятие СДВГ и ее характеристики
Внимание - это направленность психической деятельности на какой либо предмет, ситуацию или социальные отношения. Ни один психический процесс невозможен без концентрации и удержания внимания на каком бы то ни было объекте или событии. Внимание как необходимое условие познавательной или любой другой деятельности изучается психологией с давних пор и является важной составной частью когнитивной психологии. Есть взрослые люди, у которых с детского возраста имеются различные нарушения внимания. Зачастую эти взрослые в детском возрасте были очень активными и подвижными непоседами. Чрезмерная активность с годами к подростковому возрасту исчезла или значительно уменьшилась, а вот такие качества, как невнимательность и импульсивность, порывистость в поведении остались, к сожалению, на всю жизнь. Чрезмерная активность, порывистость могут быть индивидуальными свойствами темперамента и вовсе не означать какой-либо патологии или отклонения в развитии. Однако же, если эта чрезмерная активность сочетается в детском возрасте с нарушениями активного внимания, то родители и педагоги сталкиваются со специфической проблемой, название которой Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Синдром дефицита внимания / гиперактивности это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов (Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова).
Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.
Гиперактивность «Гипер…» (от греч. Hyper над, сверху) составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении какихлибо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми.
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малышиискусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьная дезадаптация и различные невротические расстройства.
Среди дополнительных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, называют: нарушения координации тонких движений, равновесия, зрительнопространственной координации; эмоциональные нарушения (неуравновешенность, запальчивость, нетерпимость к неудачам); нарушения взаимоотношений с окружающими вследствие «плохого поведения»; нарушение сна.
Гиперактивность проявляется через сверхмерную двигательную активность, суетливость, многочисленные посторонние движения, которые сам ребенок не замечает. Для детей с этим синдромом характерны сверхмерная разговорчивость, неспособность усидеть на одном месте, длительность сна меньше нормы. В двигательной сфере у них проявляются нарушения двигательной координации, несформированность тонкой моторики. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк. Например, исследования польских ученых свидетельствуют, что двигательная активность детей с этим синдромом на 2530% выше нормы. Они двигаются даже во сне.
Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредотачиваться, частой утерей личных вещей.
Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует необдуманно, перебивает других. Такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, часто повышают голос, эмоционально лабильные. К подростковому возрасту повышенная подвижность исчезает в большинстве случаев, а импульсивная активность и дефицит внимания сохраняются.
Как уже указывалось выше, одной из характерных черт гиперактивного расстройства с дефицитом внимания, являются сопутствующие расстройства. 85% детей с этим синдромом имеют одно сопутствующее расстройство, а 60% два сопутствующих расстройства.
а) Расстройства в поведении: опозиционные расстройства (такой ребенок не слушается, делает все наоборот, требует, чтобы все было так, как он сказал, постоянно нарушает правила и запреты); асоциальные расстройства (такие дети не просто воинственны, а асоциальным, агрессивным поведением: воруют, убегают из дома).
Как правило, для детей с СДВГ характерны нарушения социального функционирования, проявляющиеся как на микросоциальном, так и на макросоциальном уровнях. Наиболее остро дети с СДВГ переживают возникающие проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами. В школе гиперактивные дети более разговорчивы, более склонны к началу общения. Но невнимательность во время игр в сочетании с импульсивностью приводит к тому, что они оказываются не слишком хорошими партнерами. Поведение ребенка отличается непредсказуемостью. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ним обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы Баркли Р., Бентон К. Ваш непослушный ребенок.[5.6.7]
Дома дети с СДВГ обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально неустойчивы, недисциплинированны, непослушны, неаккуратны. В домашних условиях они неспособны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.
Так у большинства детей с СДВГ постепенно формируются тревожность, неуверенность в себе и низкая самооценка, реакции оппозиции, которые носят вторичный характер и усиливаются из-за неправильного воспитания и отношения к ребенку. С другой стороны, присоединение к СДВГ расстройств поведения сопровождается нарастанием симптомов СДВГ, а также проявлениями агрессивности, тревожности и серьезными проблемами во взаимоотношениях со сверстниками. Сопутствующие СДВГ нарушения поведения и эмоциональные расстройства рассматриваются в качестве неблагоприятных прогностических факторов для длительного (вплоть до хронического) течения СДВГ.[6]
Нарушения поведения и эмоциональные расстройства у детей с СДВГ являются одной из основных причин нарушений социальной адаптации. Более чем у половины детей встречается сочетание данной патологии. Для детей с СДВГ характерна агрессивность, эмоциональная напряженность, тревожность и истерия. Эти симптомы являются проявлениями внутреннего напряжения при невозможности справиться с жизненными и эмоциональными трудностями. Наиболее распространенными психотравмирующими факторами для детей оказываются семейные факторы - напряженная обстановка между членами семьи, конфликты, разногласия, ссоры, а также конфликты с педагогами. В этих случаях дети часто испытывают отсутствие чувства общности и травматические переживания.
Отклонения в воспитании играют роль в появлении у детей с СДВГ сопутствующих расстройств. С другой стороны, данные факторы являются управляемыми.
б) Частые расстройства: расстройства речи; расстройства школьных навыков; задержка психического развития; расстройства сна; заниженная самооценка.
По данным отечественных авторов (сопутствующие) расстройства встречаются у 65-85% детей с СДВГ[8,9].
К сопутствующим расстройствам, которые часто встречаются при СДВГ, относятся: расстройства поведения и вызывающее оппозиционное расстройство (кондуктивные расстройства); тревожные фобические расстройства; депрессивные расстройства; нарушения эмоционально-волевой сферы; психосоматические заболевания (например, головные боли напряжения, язвенная болезнь желудка, бронхиальная астма и др.); тики, синдром Туретта; нарушения обучения и общения.
Нарушения поведения часто проявляются в дошкольном и младшем школьном возрасте оппозиционно-вызывающими расстройствами (ОВР), а в школьном и подростковом возрасте - расстройствами поведения, причем, они могут проявляться в семье или в социальной среде, вне дома. При несоциализированном расстройстве поведения отсутствует интеграция в группе сверстников. При социализированном расстройстве поведения наблюдается групповая делинквентность.[10,11]
К тревожным фобическим расстройствам относится группа расстройств, когда тревога вызывается исключительно или преимущественно определенными ситуациями или объектами (внешними по отношению к субъекту), которые в настоящее время не являются опасными. В результате эти ситуации обычно характерным образом избегаются или переносятся с чувством страха. Фобическая тревога субъективно, физиологически и поведенчески не отличается от других типов тревоги и может различаться по интенсивности от легкого дискомфорта до ужаса. Тревога не уменьшается от осознания того, что другие люди не считают данную ситуацию столь опасной или угрожающей. Одно лишь представление о попадании в фобическую ситуацию обычно заранее вызывает тревогу предвосхищения.[12] Обязательным признаком являются вегетативные изменения, сопровождающие тревогу.
Депрессивные расстройства характеризуются пониженным настроением, утратой интересов и удовольствия, снижением энергичности, которое может привести к повышенной утомляемости и сниженной активности. Отмечается выраженная утомляемость даже при незначительном усилии.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере включают инфантильность поведения, стеснительность, обидчивость, раздражительность, плаксивость, эмоциональную лабильность; некоторые дети считают себя несчастными и не могут постоять за себя.
Психосоматические заболевания. Известно, что в генезе психосоматических заболеваний наиболее важную роль играют эмоциональные нарушения, хронический стресс. Однако параллельно возникающие функциональные сдвиги со стороны...

Похожие материалы:

Реферат: Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста

Реферат: Особенности игровой деятельности современных дошкольников

Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Курсовая работа: Особенности развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста

Контрольная работа: Особенности развития детей, которые утратили родительскую опеку