Дипломная работа: Гендерные особенности проявления альтруизма у подростков
Современное общество требует от человека инициативности, самостоятельности, наличия собственного мнения и умения ориентироваться в ситуации. Очень часто складывается ситуация, при которой, молодые люди, успешно закончившие школу и получившие высшее профессиональное образование являются неконкурентоспособными на российском рынке труда.
Дата добавления на сайт: 14 августа 2024
Скачать работу 'Гендерные особенности проявления альтруизма у подростков':
Дипломная работа
Гендерные особенности проявления альтруизма у подростков
Содержание
конформность личность гендер школьник
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения гендерных различий проявления конформности у старших школьников
1.1 Конформность как объект психологического исследования
.2 Понятие гендера в современной психологии
.3 Психологические особенности развития личности старших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Организация и анализ результатов экспериментального исследования гендерных различий проявления конформности у старших школьников
.1 Организация и методы экспериментального исследования
.2 Анализ результатов экспериментального исследования гендерных различий проявления конформности у старших школьников
Выводы по 2 главе
Заключение
Методические рекомендации по работе с конформными школьниками
Список литературы
Приложения
Введение
Современное общество требует от человека инициативности, самостоятельности, наличия собственного мнения и умения ориентироваться в ситуации. Очень часто складывается ситуация, при которой, молодые люди, успешно закончившие школу и получившие высшее профессиональное образование являются неконкурентоспособными на российском рынке труда. Одним из факторов, приводящим к подобной ситуации может высокая конформность личности.
Конформность - психологическая характеристика поведения человека, выражающаяся в его податливости, "давлению" группы, т. е. в ситуации конфликта между своим мнением и мнением группы он формирует мнение, совпадающее с мнением большинства. Противоположным конформности качеством является независимость; проявляется в самостоятельной выработке собственной позиции и отстаивании ее.
Конформность - это свойство личности, проявляющееся в отсутствии индивидуальности, стандартности, подверженности манипуляциям извне, консерватизме. Проблемам конформности посвящены труды многих исследователей: И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, В.Н. Куликова. Т.Д. Молодцовой, И.А. Оботуровой А.В. Петровского, А.П. Скрипника, А.П. Сопикова; С. Аша, К. Левина, С. Милграма и др.
Исследователями выяснено, что конформное поведение может быть направлено на:
одобрение или внутренний конформизм - человек искренне принимает мнение группы;
уступчивость или внешний конформизм - человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении;
негативизм (конформизм наизнанку) - человек всегда не согласен с требованиями группы
А.В. Петровским был выделен феномен "коллективистического самоопределения" как альтернативы конформизма - нонконформизма
Выраженность проявлений конформности зависит от ряда факторов, к которым относятся особенности личности, воспитания, социального окружения, пола, возраста и т. д. Особого внимания заслуживает проблема рассмотрения гендерных особенностей конформного поведения.
Исследования в области гендерной психологии открывают актуальную для психологов, педагогов, специалистов по общественным наукам сферу исследований человека и общества: вопросы формирования гендерных норм, социальных и гендерных ролей, источники гендерной социализации, объяснение таких понятий, как нормативное и информационное давление, конформность, гендерные стереотипы и т.д.
Центральное место эти вопросы занимают в исследованиях В.С. Агеева, А.А. Бодалева, А.С. Воловича, В.А. Геодакяна, Л.И. Божович, Г. М. Бреслава, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, Б. И. Хасана, Т.И. Юферева. За рубежом в этом направлении работали: А. Бандура, М. Джекмен, К. Джеклик, Дж. Мани, Е. Маккоби, М. Сентер, Э. Эриксон, А. Эрхард и др.
В последние десятилетия идет активное исследование соотношения между понятиями "пол биологический" и "пол социальный". В настоящее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.
Термин "пол" описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологичсскими характеристиками и детородными функциями.
Термин "гендер" указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.
Современных людей часто характеризует несовпадение гендерных особенностей личности и ожидаемых от них: стратегий выполнения социальных ролей и направленности поведения.
В настоящее время проблема гендерных различий старшеклассников является недостаточно изученной, но востребованной в условиях организации современного образовательного процесса.
Цель нашего исследования: изучить гендерные различия проявления конформности у старших школьников.
Объект исследования: конформность как свойство личности старших школьников.
Предмет исследования: гендерные различия проявления конформности у старших школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом были выдвинуты предположения, выступившие в качестве гипотезы исследования:
старшим школьникам свойственна повышенная конформность;
одним из факторов, определяющим степень выраженности конформности старшеклассников является гендер - предрасположенность к конформному поведению у мальчиков и девочек будет не одинаковой;
конформность взаимосвязана с особенностями личности, оказывающими влияние на межличностные отношения: доминирование, подчинение, агрессивность, дружелюбие.
В соответствии с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
Исследовать проблему проявления конформности у старших школьников в зарубежной и отечественной психологической литературе.
Выявить основные подходы к определению гендера в современной психологии.
Изучить конформность и особенности личности, связанные с нею у старшеклассников.
Выявить особенности гендерных различий проявления конформности у старших школьников.
Разработать рекомендации для психологов по работе с конформными школьниками.
Экспериментальной базой исследования является СШ №2 г. Ставрополя. В исследовании приняли участие 45 учащихся 10-х классов.
Организация исследования. Исследование осуществлялось в три этапа:
Подготовительный этап. На данном этапе определялись цели и задачи исследования; выбор объекта и предмета исследования; выдвигались основные гипотезы исследования; проводилось изучение научной психологической литературы по проблеме исследования. Работа данного этапа носила поисковый характер. Был осуществлен подбор методов и методик исследования.
Констатирующий этап. На данном этапе было проведено исследование на учащихся 10-х классов, направленное на изучение особенностей суггестивности, конформности-внушаемости и ряда особенностей личности: доминирование, подчинение, дружелюбность, агрессивность. Также нами были изучены особенности гендера (выраженность фемининности, маскулинности, андрогинности) у старшеклассников. В результате исследования были получены, которые позволяют предположить о некоторых закономерностях в проявлениях конформности в школьных коллективах. Была проведена качественная и количественная обработка полученных результатов.
Заключительный этап заключался в оформлении работы, в написании выводов и разработке методических рекомендаций для психологов по работе с конформными школьниками.
Для проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: метод теоретического анализа психологической литературы; эмпирические методы - беседа, наблюдение, тестирование.
Достоверность исследования обеспечивалась подбором методов и методик адекватных целям и задачам исследования, а использованием методов математико-статистического анализа данных.
Теоретическая значимость исследования: в работе проанализированы подходы современной психологии к исследованию конформности; выделены характеристики личности, взаимосвязанные с конфорностью; выявлены гендерные особенности проявления конформности у старшеклассников.
Практическая значимость результатов исследования: выявлена зависимость конформности от гендерных особенностей у старшеклассников, что может быть использовано психологами при организации учебно-воспитательного процесса; разработаны методические рекомендации по работе с конформными школьниками.
Структура и объем работы. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы (74 источника), приложения. Основное содержание работы изложено на 75 страницах.
Глава 1 Теоретические основы изучения гендерных различий проявления конформности у старших школьников
.1 Конформность как объект психологического исследования
Проблемам конформизма и конформности посвящены работы как отечественных, так и зарубежных психологов-исследователей. Мы считаем целесообразным сначала проанализировать значение и смысловую нагрузку данных терминов.
Конформизм (от позднелат. conformis - подобный, сообразный), морально-политический термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.) [61].
Он подразумевает некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам и пропагандистским клише. Конформизм включает в себя такие черты, как отсутствие индивидуальности, стандартность, подверженность манипуляциям извне, консерватизм. В формировании конформизма как качества личности значительную роль играют внешние обстоятельства, и при благоприятных для формирования этого качества личностных особенностях решающую роль могут играть страх, вера, императивы внутригрупповой солидарности, пропаганда и бездумное следование общепринятым стандартам [51].
От конформизма следует отличать конформность (конформные реакции) - объект, изучаемый социальной психологией. Усвоение определённых групповых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологические механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, "психическое заражение" и т. п. С 50-х гг. ХХ в. предметом интенсивных экспериментальных психологических исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и мера его отношения к групповому давлению [45].
Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов:
личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин);
групповых (положение индивида в группе, её значимость для него, степень сплочённости и структура группы);
ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.);
общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.) [32].
Следовательно, хотя высокая конформность ассоциируется с определённым типом личности, её нельзя считать самостоятельной личностной чертой; её соотношение с другими социально-психологическими явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований [24].
В целом конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Многие исследователи (С. Аш, К. Левин, С. Милграм) различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая - действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения [34].
Внутренняя конформность, как правило, сопровождается внешней, которая, напротив, отнюдь не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) - стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения [38].
Таким образом, конформность - психологическая характеристика поведения человека, выражающаяся в его податливости, "давлению" группы, т. е. в ситуации конфликта между своим мнением и мнением группы он формирует мнение, совпадающее с мнением большинства. Противоположным конформности качеством является независимость; проявляется в самостоятельной выработке собственной позиции и отстаивании ее.
Конформность необходимо отличать от некоторых других похожих на нее явлений. Например, единообразие общественных верований, ценностей и привычек вовсе не обязательно связано с групповым давлением. Молодцова Т.Д. отмечает, что выполнение раз личных условностей (например, правил вежливости) также не свидетельствует о конформности: человек может следовать этикету, моде и другим общепринятым условностям и быть вполне независимым в своих суждениях и поведении, а вызывающие манеры нередко прикрывают именно отсутствие внутренней самостоятельности [36].
Понятие конформности применимо только к определенному способу разрешения конфликта между индивидом и группой. Мера конформности - степень подчинения индивида групповым стандартам и требованиям. Это подчинение может быть чисто внешним: индивид не меняет своих взглядов, но не высказывает их вслух, делая вид, что разделяет позицию группы. В этом случае, как только давление прекращается или как только индивид выходит из-под контроля соответствующей группы, он снова действует в соответствии со своей личной установкой. И.С. Кон считает, что гораздо сложнее и глубже "внутренняя конформность", когда под давлением группы человек меняет свое первоначальное мнение, установку, усваивая точку зрения большинства, причем не в силу убедительности аргументов (их может вообще не быть), а просто из боязни оказаться в изоляции [25].
Такое же уточнение необходимо и в отношении понятия "независимости", "независимого субъекта". Далеко не всякий, кто в том или другом случае не поддается групповому давлению, может быть назван "независимым". И в обыденной жизни, и в психологических экспериментах часто встречается явление негативизма - установка действовать и говорить "наоборот". Это может объясняться враждебным отношением индивида к группе и желанием подчеркнуть свою независимость от нее. Чаще всего за этим скрывается тот факт, что наиболее авторитетной референтной группой для данного индивида является какая-то другая группа, с другими нормами и ценностями. Кулагина И.Ю. В своей работе пишет, что общеизвестный негативизм подростков по отношению к родителям и вообще старшим, будучи одним из способов утверждения своей самостоятельности, сочетается с весьма жесткой конформностью внутри коллектива сверстников. Как бы то ни было, зная ценности, на которые ориентируется группа, можно легко предсказать поведение негативиста (он будет утверждать или делать противоположное), тогда как мнение независимого субъекта из групповой позиции вообще не вытекает, его решение является автономным [28].
Конформная личность может по-разному воспринимать собственную зависимость от власти, от общепринятых стереотипов. Зависимость может восприниматься на негативном эмоциональном фоне как вынужденное, должное состояние, но может восприниматься позитивно как единственно возможное или даже как высшее состояние. Социальный конформизм является фундаментальной социально-психологической основой авторитаризма и тоталитаризма, которые стремятся создавать "монолитное единство" общества. Ст. Милграм отмечает, что особо опасным становится конформизм в случае "давления" на человека асоциальных и антисоциальных группировок, когда индивид принуждается к религиозному фанатизму, наркотизму, преступлениям и т д. [35].
Следовательно, конформизм как явление следует отличать от конформности как личностного качества, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. В психологии проблема конформизма исследовалась в рамках различных научных традиций: психоаналитической, социально-психологической, в структурном функционализме и других. З. Фрейд выделял такие механизмы формирования социального конформизма, как насилие, устрашение, национальный и социальный нарциссизм, идентификация с вождем и правящими элитами, сексуальное подавление и т.д. Конформизм как "бегство от свободы", от страха и одиночества исследовали Э. Фромм, К. Хорни; "одномерного человека" и авторитарную личность изучали Э. Фромм, Т. Адорно, Г. Маркузе и другие ученые; конформный социальный тип человека, порождаемый нашей цивилизацией, Рисмен определил как "извне-ориентированная личность" [70].
Э. Дюркгейм считал, что социальные факторы затрагивают не только цели, но и методы воздействия на молодежь. Например, если общество ориентируется в направлении индивидуализма, тогда и все приемы воспитания, имеющие следствием совершение насилия над индивидом, недооценку ею внутренней спонтанности, покажутся неприемлемыми и будут отвергнуты. Напротив, если оно почувствует под натиском длительных или временных условий потребность в самом строгом конформизме для всех, то все, что может вызвать чрезмерную инициативу ума, будет запрещено [60].
В современной американской социальной психологии, благодаря работам С. Аша, Р. Крачфилда, С. Милграма взаимодействие личности и группы в ситуации группового давления описывается либо как конформное, либо как нонконформное, третьего не дано. Конформизм или феномен группового давления первым исследовал С. Аш в 50-е годы. По его мнению, все люди делятся на:
конформистов;
нонконформистов - противостояние группе.
При этом конформное поведение может быть направлено на:
одобрение или внутренний конформизм - человек искренне принимает мнение группы;
уступчивость или внешний...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Психологические особенности проявления самостоятельности у подростковКурсовая работа: Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками
Курсовая работа: Особенности смысловой сферы у подростков с разными типами агрессивности
Курсовая работа: Стратегии конфликтного поведения и коммуникативные особенности подростков девиантов
Реферат: Особенности влияния компьютерной зависимости на формирование агрессивности у подростков