Курсовая работа: Психологические особенности проявления самостоятельности у подростков

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью воспитания активной, самостоятельной, высоконравственной личности, готовой нести ответственность за свою деятельность, чувствующей потребность в самообразовании и самовоспитании.

Дата добавления на сайт: 18 сентября 2024


Скачать работу 'Психологические особенности проявления самостоятельности у подростков':


Введение
самостоятельность подросток психологический
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью воспитания активной, самостоятельной, высоконравственной личности, готовой нести ответственность за свою деятельность, чувствующей потребность в самообразовании и самовоспитании.
В современном обществе от нынешнего поколения требуются различные личностные качества, одно из которых - самостоятельность, которое оказывает помощь человеку в проявлении себя в различных ситуациях, в быстрой и качественной адаптации в обществе, в сознательном и целенаправленном участии в разностороннем развитии своей личности.
В подростковом возрасте происходит трансформация детской спонтанности в автономию, интеграция механизма самостоятельности: подросток рассматривает себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Самостоятельность подростка выражается в независимости своих действий, как потребность самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос и находить решения задачи.
Однако психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что в результате семейных установок и поведения родителей, авторитарного стиля педагогического руководства, недостаточного учета возрастных особенностей и интересов у подростков стали проявляться пассивность, слабо мотивированная деятельность, неразвитая саморегуляция, безответственность за свои решения и поступки, стремление к неформальным самоутверждениям, нарушение дисциплины. Данные тенденции объясняются как социальными факторами, так и недостаточной разработанностью проблемы самостоятельности в науке. Самостоятельность в педагогической науке изучается функционально, т.е. в связи с каким-либо видом деятельности, а не как интегральное свойство целостной личности: как свойство познавательной деятельности (А.С. Байрамов, В.Н. Максимова, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова), в общественной деятельности (Я.И. Левин, З.Ф. Пономарева, С.Я. Хозе), в связи с социальной активностью (И.С. Кон, Т.Н. Мальковская).
Проявления самостоятельности в подростковом возрасте изучала С. Хартер (1999), рассматривая такое проявление личностной автономии у подростков, как возможность высказывания своего собственного мнения.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме самостоятельности в подростковом возрасте показал, что специфика проявлений самостоятельности подростков, ее место в структуре личности недостаточно разработаны, что определило нашу тему исследования; "Психологические особенности проявления самостоятельности у подростков".
Цель исследования: выявить особенности проявления самостоятельности подростков.
Объект исследования - самостоятельность как свойство личности.
Предмет исследования - специфика проявления самостоятельности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: отображение особенностей проявления самостоятельности в подростковом возрасте возможно через раскрытие взаимосвязи понятия автономности у подростков и личностных качеств.
Задачи исследования:
) дать характеристику подростковому возрасту;
) рассмотреть кризис подросткового возраста;
) раскрыть понятие самостоятельность;
) проанализировать психологические особенности проявления самостоятельности у подростков;
) провести эмпирическое исследование самостоятельности у подростков и проанализировать результаты проведенной работы.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования,
эмпирические методы сбора данных, представленные психодиагностическим тестированием. В ходе исследования были применены следующие психодиагностические методики: методика "Определение понятия самостоятельности учащимися" (Иванова М.Н.), Личностный опросник Р. Кеттелла 14 факторный (подростковый вариант 12-18 лет),
математико-статистические методы обработки данных: корреляционный анализ с помощью метода ранговой корреляции по Спирмену, непараметрический U-критерий Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок, реализованные при помощи статистических пакетов "Microsoft Excel" "IBM SPSS Statistics 22".
Эмпирическую базу исследования составили учащиеся средней школы. Для участия в исследовании рандомизированным способом отобраны 60 респондентов в возрасте от 14 до 15 лет (из них 30 респондентов мужского и 30 респондентов женского пола). Репрезентативность выборки обеспечивается качественными характеристиками генеральной совокупности.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения психологических особенностей проявления самостоятельности у подростков
самостоятельность подросток психологический
1.1. Характеристика подросткового возраста
Изучению подросткового возраста посвящено много трудов как в отечественной, так и в зарубежной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Н.Н. Толстых, В.С. Мухина, И.С. Кон, С. Холл, Э. Штерн, Э. Эриксон, Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, М. Кле и др.). Несмотря на большое количество проведенных исследований, посвященных подростковому возрасту, этот период жизни человека вызывает много дискуссий и споров. Например, нет единого мнения о границах отрочества, о центральном новообразовании, о ведущей деятельности, о том считать ли пубертатный период критическим или литическим и т.д.
Большинство отечественных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.), занимающихся проблемами возрастной периодизации, рассматривают подростковый возраст, как переходный этап, переломный момент от детства к взрослой жизни.
Основоположником психологических исследований подросткового возраста является Ст. Холл, который описывал этот жизненный период, как амбивалентный, парадоксальный, период "бури и натиска". Ст. олл содержание подросткового возраста характеризовал кризисом самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности". Современные зарубежные и отечественные психологи в целом разделяют представления Ст. Холла о переходности, промежуточности подросткового периода развития, о кризисных, в том числе и негативных потенциальных аспектах этого возраста [Слугина, с. 86].
В настоящее время психологи имеют достаточно размытое представление о границах подросткового возраста (Д.И. Фельдштейн, В.М. Кроль, Г.С. Абрамова М. Клее и пр.). Такая неоднозначность в определении границ подросткового возраста позволяет некоторым авторам утверждать, что период 10-12 лет это "ничья земля", предлагая рассматривать этот возрастной интервал как второй этап младшего школьного возраста [Цукерман].
Необходимо отметить, что дискуссии психологов идут не только о границах подросткового возраста, но и о понимании того, как протекает подростковый возраст: критически или бескризисно. Так, А М. Клее, опираясь на исследования особенностей подростков-аборигенов, которые были проведены М. Мид и Р. Бенедикт, отрицает наличие возрастных кризисов в этот возрастной период. Однако, большинство отечественных ученых доказывают наличие возрастного кризиса (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, К.Н. Поливанова и др.). Так К.Н. Поливанова считает, что сутью критического периода и одновременно его диагностическим признаком является расслоение поведения ребенка. Имеются в виду те ситуации, в которых ребенок демонстрирует неадекватное, вычурное поведение. А под диагностическим признаком кризиса К.Н. Поливанова понимает трудновоспитуемость, которая характеризуется, как говорил Л.С. Выготский, не логикой ситуации, а логикой аффекта [Поливанова].
В подростковом возрасте наряду с глубокой физиологической перестройкой организма (неравномерность развития и созревания различных структур мозга, гормональная перестройка, изменение обменных процессов, и пр.) происходят изменение всей личности в целом: глубокие внутренние переживания, переосмысление, критичность к миру и себе, поиск "себя" и пр.
Среди изменений, которые происходят в психическом развитии подростков, авторы выделяет различные компоненты в личностном и интеллектуальном плане: развитие нового уровня самосознания и Я-концепции (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.М. Прихожан, К. Роджерс, Р. Бернс и др.); формирование "чувства взрослости" (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова и др.); появление "подросткового максимализма", начало поиска смысла жизни, "смыслостроительство" (В.Э. Чудновский и др.); становление идентичности (Э. Эриксон, М. Кле и др.); преодоление эгоцентризма (Ж. Пиаже, Д. Элкинд и др.); авторство собственной жизни (К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.); развитие проектной деятельности (с авторством, созданием замысла, реализация которого отходит на второй план) (К.Н. Поливанова и др.); развитие новой формы мышления (Ж. Пиаже и др.), мышление подростка становится прогрессивным, его начинает интересовать будущее в большей мере.
Кроме того, в подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности, которой, по мнению психологов, становиться: интимно-личностное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, А.М. Прихожан и др.); общественно полезная и оцениваемая деятельность (В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн и др.). Среди многих особенностей и изменений, происходящих в подростковом возрасте, обратимся к рассмотрению тех, которые в большей степени связаны с темой нашего исследования [Эльконин].
Как отмечал Л.С. Выготский, ключом к пониманию переходного возраста являются интересы, в основе которых лежат потребности и побуждения. В этот период у подростка появляются новые интересы, а, следовательно, новые потребности и побуждения, происходит изменение взаимоотношений его со средой. Процесс развития в подростковом возрасте неравномерен. Критический период, характеризующийся как негативный, носящий отрицательный характер, поскольку происходит свертывание и отмирание ранее устоявшихся интересов сменяется литическим, который характеризуется развитием новых интересов. Подростковый возраст Л.С. Выготский рассматривает как период осознания собственого "Я", формирования личности и мировоззрения, оформления жизненного плана, как системы адаптации, который впервые осознается подростком. В целом подростковый возраст Л.И. Божович рассматривает как затяжной переходный период от детства к зрелости. Это период, когда личность начинает "творить себя" (Л.И. Божович, К.Н. Поливанова).
В подростковом возрасте начинает интенсивно развиваться самосознание с которым тесно связана и самооценка, начинает формироваться "стремление к взрослости", чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление отвечать не только требованиям окружающих, но и своим собственным. Таким образом, развитие подростка начинает все больше определяться внутренними условиями (ценностям и самооценкой) [Божович].
Подростковый возраст принято рассматривать как период жизни, в котором происходит смена одних ценностей и стремлений на другие, процесс подготовки площадки для будущего "смыслостроительства", как этап жизни, характеризующийся активным поиском оптимального смысла жизни. Однако, сложность этого периода заключается в том, что поиск главной линии жизни происходит, когда еще у подростка нет достаточного жизненного опыты и знаний, а в школе практически не уделяют внимания проблеме построения жизненной перспективы и образа будущего в частности [Чудновский].
Одним из главных достижений подросткового и юношеского возраста Э. Эриксон считает обострение чувства собственной идентичности, это ключевой период при котором происходит выбор между идентичностью и спутанной идентичностью, которая основывается на осознании временной протяженности. Другими словами, подросток должен объединить все, что знает о самом себе в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на будущее. Это период ролевого экспериментирования, "опробирование" себя в разных видах деятельности, что в будущем облегчит профессиональное самоопределение и создаст перспективы для будущей карьеры. Это период имеет важное значение для формирования уверенности в себе и согласованности прошлого и настоящего [Эриксон].
Большинство психологов, занимающихся изучением подросткового возраста склонны утверждать, что в процессе становления подросткового самосознания начинает интенсивно формироваться временная перспектива. Так, Л.И. Божович полагает, что депривация ведущих потребностей, невозможность практически изменить свой образ жизни, порождает мечты, в которых всегда имеет место "моделирование" своего будущего и себя в этом будущем. Абрамова отмечает, что подросток способен в своем мышлении подняться над действительностью в своей фантазии, уходящей корнями в эмпирический опыт. Он уже может жить не только в настоящем, но и в будущем времени, в области предполагаемого. Воля подростка все больше направляется на свое "Я", он мысленно предвосхищает будущее развитие, предвосхищает цели, которых желает достигнуть и которые должны руководить его действиями". Через самонаблюдение, самооценку и самоформирование подросток, по мнению Э. Штерна, переходит к самоизображению. Характерными особенностями подросткового возраста Э. Шпрангер считал открытие подростком своего "Я", формирование жизненного плана, его включение в различные области жизни. Анализируя значение интеллектуально развития в период отрочества Ж. Пиаже и Б. Инельдер пишут, что включение подростка в общество взрослых позволяет ему начать считать себя равным им по возрасту, начать думать о будущем и строить планы на жизнь. Подросток, с их точки зрения, пытается сделать попытки преобразования общества взрослых, в котором ему предстоит жить [Абрамова].
Ряд исследователей (Э. Эриксон, Дж. Донован, Дж. Коулман и др.) отмечают необходимость достижения в подростковом возрасте чувства самоцельности, сопровождающегося ощущением того, что "Я" продолжается во времени. Подросток должен также достигнуть некоего чувства собственной уникальности, осознания собственного отличия от других людей. Все это становится возможным во многом благодаря новой способности подростка осознавать собственное "Я". Таким образом, подросток может утверждать свое "Я" в настоящем, относится к прошлому и проецировать себя в будущее во всевозможных ролях, которое это будущее предлагает ребенку [Слугина].
1.2. Кризис подросткового возраста
Подростковый возраст сопровождается кризисом, связанным со сложными и глубокими изменениями в психологическом и физиологическом развитии ребенка в процессе становления личности. Также специалисты в качестве основных причин подросткового кризиса перечисляют такие мотивационные линии как стремление к личностному совершенствованию, самопознанию, самовыражению, самоутверждению. Происходящие глубокие изменения в этом возрасте являются и причинами и следствиями различных кризисных моментов в поведении ребенка.
У подростков расширяется горизонт познавательных процессов, развивается интеллект и обнаруживаются новые физические и умственные способности. Все это отражается во взаимоотношениях подростков со взрослыми и сверстниками, формируется совершенно иной по качеству ряд потребностей и интересов общения. В этом смысле данный сложный период характеризуют как формирование основ нравственности и культуры личности, четкие ценностные ориентиры и установки, требовательное отношение к себе и окружающим людям, стабилизация черт характера и т. п.
Подросток всесильно пытается стать и показать себя как взрослый человек. И это порождает новые личностные, психические векторы развития в его внешнем и внутреннем развитии, потому что подростковый кризисный период требует кардинальных изменений всей системы взаимоотношений с окружающим миром. Кроме этого подростковый кризис, как правило, заканчивается с определением нового социально-психологического статуса, который подразумевает дополнительные обязанности перед родными, близкими и обществом.
По мнению психологов, переход от детства к отрочеству сопровождается сменой прежних интересов, рассеянностью, снижением памяти, упрямством и негативизмом. Период полового созревания также выступает как существенный фактор перемен в жизни подростков. Данный фактор особенно отражается и в психике подростка. Происходит одновременная перестройка соматической составляющей и психики. Внутреннее беспокойство, часто меняющееся желание, сильное влечение выполнять свои капризы, желание нарушить правила поведения и привычки, упрямство и вспыльчивость - эти явления можно назвать формами «мечтательного эгоцентризма». Однако именно в кризисный подростковый период у ребенка появляется подлинный интерес к самопознанию.
Кроме прочего подростковый кризис объясняется и как асоциальное явление из-за причины того, что в этом период у некоторых ребят наблюдается стремление к уединению и одиночеству, ощущение неопределенности и ненужности, общей оторванности от всего и от всех. Такое кризисное состояние сопровождается серьезными изменениями и в области морали, которая проявляется в частичном игнорировании традиционных ценностей, нравственных идеалов, особом акценте на собственных влечениях.
Во внешнем поведении подростка в кризисный период превалирует стремление показать себя зрелым, взрослым и полноценным. Иногда такие стремления в моральном плане имеют не только положительное, но и отрицательное значение. Так, курение, употребление спиртных напитков, наркотических веществ, нарушение общественного правопорядка также нередко становится предметом для подражания подростков. Подросток в кризисе все эти негативные поступки рассматривает как средство установление взрослого общения, обретением окончательной самостоятельности в кругу близких.
В кризисный период воспитание подростков значительно усложняется по той причине, что у них возникает проблема выбора между добром и злом, меняются подходы к нравственным идеалам, подвергаются сильному преобразованию стереотипы поведения. Такие психологические моменты у подростков как чувствительность, ранимость, сильное чувство неудовлетворенности собой и окружающими тоже являются важными препятствиями воспитательного процесса.
По мнению Л.С. Выготского «кризис развития» обусловлен несоответствием трех черт созревания, а именно полового, общеорганического и социального.
Ученые утверждают, возникновение у подростка чувства взрослости является основным и главным свойством его поведения. Такое чувство проявляется в стремлении показать себя взрослым. Это, своего рода, новообразование считается осевой чертой личности, основой ее структуры, так как оно представляет собой качественно новую жизненную ориентацию по отношению к себе и окружающему миру, оно придает новое направление и смысл активности, коренным образом меняет стремления, переживания и эмоциональные реакции. Активность подростка выражается во всерастущей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в среде взрослых [8].
Появление особого интереса к героическим поступкам является характерной чертой духовно-нравственного созревания подростков. Их, в основном, станут привлекать яркие, образцовые, смелые формы поведения, основанные на нравственных идеалах.
Как уже выше было...

Похожие материалы:

Реферат: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дипломная работа: Гендерные особенности проявления альтруизма у подростков

Курсовая работа: Психологические особенности межличностного общения

Курсовая работа: Психологические особенности развития приемных детей

Курсовая работа: Социально-психологические особенности профилактики правонарушений среди школьной молодежи