Статья: Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов
Спортивная деятельность предъявляет к психофизиологическим функциям человека самые разнообразные требования.
Дата добавления на сайт: 04 апреля 2025 | Автор: Козина Ж.Л., Делова И., Ляшенко А., Коломиец Н.А.
Характеристика психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов
Козина Ж.Л., Делова И., Ляшенко А., Коломиец Н.А.
Харьковский национальный педагогический университет им. Г.С. Сковороды
Харьковская государственная академия физической культуры
Введение.
Спортивная деятельность предъявляет к психофизиологическим функциям человека самые разнообразные требования. Это справедливо как для работы в условиях дефицита времени на фоне непрерывно изменяющихся ситуаций, которая вызывает высокое нервно-психическое напряжение, так и для длительной монотонной работы, заметно снижающей тонус нервной системы [1,2,3,5,7].
Поэтому условия соревновательной деятельности с точки зрения требований, предъявляемых к развитию психофизиологический функций, различны для разных видов спорта. По результатам исследований ряда авторов [1,4,5,7], условия спортивной борьбы в ситуационных видах спорта (спортивных играх, единоборствах), вызывают у человека повышенное нервно-психическое напряжение и требуют высокого уровня развития психофизиологических показателей. Это связано с большим объемом информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени - часто в десятые и сотые доли секунды. Однако до настоящего времени остается невыясненным вопрос, насколько необходимым для соревновательной деятельности является уровень развития психофизиологический функций в циклических видах спорта. Особенно актуальным данный вопрос является для пловцов в ластах, поскольку в данном виде спорта значимость развития психофизиологических показателей не исследовалась. Поэтому определение особенностей развития психофизиологический показателей у пловцов в ластах разной квалификации и сопоставление полученных данных с уровнем развития психофизиологических показателей у представителей ситуационных видов спорта (например, баскетболистов) является своевременным и актуальным.
Исследование проведено согласно Сводному плану научно-исследовательской работы Государственного комитета Украины по вопросам физической культутри и спорта на 2006-2010 г. по теме 2.2.8.1 п \"Совершенствование подготовки спортсменов разного возраста и квалификации в спортивных играх\" и по теме 2.4.1.4.3 п \"Психологические, педагогические и медико-биодлогические средства восстановления работоспособности в спортивных играх\".
Формулирование целей работы.
Цель работы - определить особенности развития психофизиологических показателей у пловцов в ластах различной квалификации по сравнению с представителями ситуационных видов спорта (баскетболистов).
Методы исследования. В данном исследовании применялись методы определения психофизиологических способностей спортсменов по показателям простой и сложной реакции, теппинг-тесту, чувству времени (воспроизведение и укорочение заданных временных интервалов во световым и звуковым сигналам). Тесты проводились по компьютеризированной версии В.С.Ашанина [1].
В исследовании приняли участие 22 квалифицированных пловца и 24 квалифицированных баскетболиста. При определении сравнительной оценки показателей психофизиологических функций пловцов различной квалификации использовались данные тестирования шести мастеров спорта и мастеров спорта международного класса по плаванию в ластах и десяти спортсменов 1 разряда и кандидатов в мастера спорта.
Результаты исследования.
Результаты сравнительного анализа психофизиологических показателей у пловцов в ластах и баскетболистов показали, что баскетболисты практически по всем исследуемым показателям достоверно отличаются от пловцов в ластах (табл. 1). Наиболее выраженные различия выявлены в тестах \"Время простой реакции на световой раздражитель\" (








Таким образом, было получено, что практически по всем психофизиологическим показателям баскетболисты превосходят пловцов в ластах. Этот факт можно объяснить тем, что в спортивных играх результативность спортивной деятельности определяется не только способностью преобразования энергии, но и возможностью переработки информации. Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов-игровиков происходит формирование навыков тактического мышления - специализированной формы умственной деятельности. А тактическое мышление - от индивидуальных действий в нападении и защите до групповых и командных - требует высокого уровня развития зрительно-моторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект, на звук. Это связано с тем, что отсутствие в спортивных играх стандартных программ двигательной деятельности требует высокого вниманиях текущим ее условиям. Поэтому в ситуационных видах спорта основной формой активности мозга является не отработка двигательных стереотипов, а \"творческая\" функция. С этим связано большое значение процессов восприятия и переработки информации центральной нервной системой.
Однако, как показало проведенное исследование, по некоторым показателям чувства времени пловцы в ластах достоверно не отличаются от баскетболистов. Полученные данные свидетельствуют о том, что показатель чувства времени является значимым для пловцов в ластах практически также, как и для баскетболистов.
Таблица 1
Психофизиологические показатели квалифицированных баскетболистов и пловцов в ластах
Показатели | группы | N | ![]() | σ | m | t | p |
Время реакции на световой раздражитель | пловцы | 22 | 266,23 | 21,43 | 4,57 | 2,361 | 0,023 |
баскетбол. | 24 | 248,38 | 28,92 | 5,90 | |||
Время реакции на звуковой раздражитель | пловцы | 22 | 494,41 | 106,60 | 22,73 | 5,41 | 0,000 |
баскетбол. | 24 | 363,75 | 49,33 | 10,07 | |||
Время сложной реакции на наличие признака | пловцы | 22 | 1859,05 | 1204,93 | 256,89 | 4,082 | 0,000 |
баскетбол. | 24 | 833,38 | 246,01 | 50,22 | |||
Время сложной реакции на отсутствие признака | пловцы | 22 | 2370,68 | 1104,08 | 235,39 | 6,902 | 0,000 |
баскетбол. | 24 | 772,00 | 255,19 | 52,09 | |||
Теппинг-тест (сумма 4-х попыток) | пловцы | 22 | 5,59 | 0,42 | 0,09 | 5,018 | 0,000 |
баскетбол. | 24 | 5,06 | 0,27 | 0,06 | |||
Воспроизведение коротких интервалов времени по световому сигналу | пловцы | 22 | -3966,55 | 3382,66 | 721,19 | -3,644 | 0,001 |
баскетбол. | 24 | -963,75 | 2112,57 | 431,23 | |||
Воспроизведение длинных интервалов времени по световому сигналу | пловцы | 22 | -3034,82 | 4185,21 | 892,29 | 0,239 | 0,813 |
баскетбол. | 24 | -3316,38 | 3818,36 | 779,42 | |||
Сокращение коротких интервалов времени по световому сигналу | пловцы | 22 | 3683,50 | 7200,28 | 1535,11 | 1,706 | 0,095 |
баскетбол. | 24 | 1114,25 | 1562,23 | 318,89 | |||
Сокращение длинных интервалов времени по световому сигналу | пловцы | 22 | 2379,00 | 1921,27 | 409,62 | 3,105 | 0,003 |
баскетбол. | 24 | 886,38 | 1305,22 | 266,43 | |||
Воспроизведение заданных интервалов времени по звуку | пловцы | 22 | -1087,41 | 1351,99 | 288,25 | -1,301 | 0,200 |
баскетбол. | 24 | -677,38 | 716,10 | 146,17 | |||
Сокращение заданных интервалов времени по звуку | пловцы | 22 | 461,91 | 371,98 | 79,31 | 3,972 | 0,000 |
баскетбол. | 24 | 154,75 | 70,80 | 14,45 |
Факт выявления достоверных различий в психофизиологических показателях у пловцов в ластах разной квалификации является новым, поскольку до настоящего исследования считалось, что развитие психофизиологических показателей достаточно значимо лишь для представителей ситуационных видов спорта (спортивные игры, единоборства). В нашем исследовании получены достоверные различия в показателях психофизиологических функций у пловцов в ластах разной квалификации, т.е. у представителей циклического вида спорта. Получ5енные данные свидетельствуют о том, что психофизиологические показатели являются отражением уровня слаженности функционирования всего организма [6,7], и поэтому они улучшаются по мере повышения спортивной квалификации не только представителей ситуационных видов спорта, но и циклических, в частности, плавания в ластах.
Таблица 2
Психофизиологические показатели пловцов в ластах различной квалификации
Показатели | группы | N | ![]() | σ | m | t | p |
Время реакции на световой раздражитель | мс, мсмк | 6 | 247 | 26,29 | 10,73 | -3,57 | 0,003 |
кмс, 1 разр. | 10 | 276 | 26,25 | 11,55 | |||
Время реакции на звуковой раздражитель | мс, мсмк | 6 | 363,5 | 96,95 | 39,58 | -7,23 | 0,000 |
кмс, 1 разр. | 10 | 619 | 45,33 | 14,33 | |||
Время сложной реакции на наличие признака | мс, мсмк | 6 | 2393 | 1648,64 | 673,06 | -0,61 | 0,551 |
кмс, 1 разр. | 10 | 2788 | 962,39 | 304,33 | |||
Время сложной реакции на отсутствие признака | мс, мсмк | 6 | 3335,5 | 761,88 | 311,04 | 0,234 | 0,818 |
кмс, 1 разр. | 10 | 3262 | 501,75 | 158,67 | |||
Теппинг-тест (сумма 4-х попыток) | мс, мсмк | 6 | 5,995 | 0,35 | 0,14 | 6,301 | 0,000 |
кмс, 1 разр. | 10 | 5,275 | 0,10 | 0,03 | |||
Воспроизведение коротких интервалов времени по световому сигналу | мс, мсмк | 6 | -3418,5 | 3752,45 | 1531,93 | 0,16 | 0,875 |
кмс, 1 разр. | 10 | -3742 | 4010,82 | 1268,33 | |||
Воспроизведение длинных интервалов времени по световому сигналу | мс, мсмк | 6 | -5324 | 5462,98 | 2230,25 | -2,96 | 0,010 |
кмс, 1 разр. | 10 | -338,5 | 51,12 | 16,17 | |||
Сокращение коротких интервалов времени по световому сигналу | мс, мсмк | 6 | 117,5 | 46,56 | 19,01 | -2,62 | 0,020 |
кмс, 1 разр. | 10 | 2067,5 | 1799,86 | 569,17 | |||
Сокращение длинных интервалов времени по световому сигналу | мс, мсмк | 6 | 3729,5 | 902,10 | 368,28 | -0,41 | 0,690 |
кмс, 1 разр. | 10 | 4026,5 | 1625,94 | 514,17 | |||
Воспроизведение заданных интервалов времени по звуку | мс, мсмк | 6 | -653 | 604,69 | 246,86 | 3,431 | 0,004 |
кмс, 1 разр. | 10 | -3255,5 | 1775,62 | 561,50 | |||
Сокращение заданных интервалов времени по звуку | мс, мсмк | 6 | 473 | 156,65 | 63,95 | -0,97 | 0,351 |
кмс, 1 разр. | 10 | 747 | 675,67 | 213,67 |
Выводы.
1. Практически по всем показателям психофизиологического тестирования выявлены достоверные различия между баскетболистами и пловцами в ластах. Исключение составляют лишь показатели точности воспроизведения временных интервалов.
2. У пловцов по мере повышения квалификации улучшаются показатели психофизиологических способностей. Это свидетельствует о значимости психофизиологических способностей не только для представителей ситуационных видов спорта, но и для циклических, например, для плавания в ластах.
В перспективе дальнейших исследований предполагается дальнейшее изучение психофизиологических особенностей представителей разных видов спорта и разной квалификации.
Список литературы
1. Ашанин В.С. Компьютерные тесты оценки когнитивных способностей спортсменов // Слобожанський науково-спортивний вiсник. - 2002. - № 5. - С. 164-166.
2. Возрастные особенности психофизиологических показателей у водителей / О.В. Быхтенко, В.В. Колпаков, Т.Н. Рыбцова, Н.М. Фатеева // Науч. вестн. Тюмен. мед. акад. 2000 . N 4. - С. 45-46.
3. Дышко Б.А. Современные методики биомеханических измерений: компьютеризированный динамометрический комплекс // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - N 7. - С.24-26.
4. Козiна Ж.Л., Коломiець Н.А., Щедрiва А., Сiрий О.В., Безязичний Б.I., Полiщук С.Б., Попова А.В., Чорний Ю.П. // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту: наукова монографiя за ред. Ермакова С.С., Харьков, ХДАДАМ (ХХПI), 2006. - №6. С. 54-59.
5. Козiна Ж.Л., Коломiець Н.А., Волков Е.П., Яловенко А.О. Результати застосування психофiзiологiчних методiв дослiдження в ситуацiйних видах спорту // Слобожанський науково-спортивний вiсник. - Харкiв: ХДАФК. - 2006. - Випуск № 9. - С. 80-86.
6. Практикум по психофизиологической диагностике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 128 с.: ил.
7. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник.- М.: Терра-Спорт, Олимпия-Пресс, 2001.- 520 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://lib.sportedu.ru