Реферат: Интернет-зависимость как психологический феномен

Интернет-зависимость является одной из актуальнейших проблем нашего времени, так как интернет уже вошёл почти во все сферы деятельности человека и становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения.

Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024


Скачать работу 'Интернет-зависимость как психологический феномен':


«Интернет-зависимость как психологический феномен»

Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие психологической зависимости
.1 Понятие зависимого поведения: сущность, этапы формирования
.2 Классификация аддикций
.3 Факторы способствующие развитию аддиктивного поведения
Глава 2. Феномен интернет-зависимости: сущность, проявления, профилактика
.1 Интернет-зависимость как одна из форм аддиктивного поведения: её сущность, симптомы проявления
.2 Виды интернет-аддикции
.3 Профилактика интернет-зависимого поведения
Заключение
Список использованных источников

Введение
Интернет-зависимость является одной из актуальнейших проблем нашего времени, так как интернет уже вошёл почти во все сферы деятельности человека и становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения.
Наша психика и сознание развиваются в условиях стремительно нарастающего информационного потока, в связи с чем, увеличивается необходимость использования интернета, где информация особым образом структурирована, что даёт возможность сократить своё время наеё поиски, сохранять силы для выполнения действительно важных дел, непрерывно саморазвиваться, постоянно находиться на связи с нужными людьми, интересно проводить досуг, и зарабатывать деньги. Следует ещё отметить, что число пользователей интернетом во всём мире непрерывно увеличивается.
Однако его использование имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Некоторые люди начинают чрезмерно пользоваться интернетом. Вследствие этого у них могут возникнуть следующие негативные проявления: уменьшение непосредственного эмоционального общения с людьми (что может послужить толчком дальнейшей десоциализации), недосыпание (в основном связано с долгим пребыванием в сети интернет в ночное время суток), нарушение режима дня, а вследствие чего может произойти нарушение пищевого поведения, так же могут возникнуть отрицательные личностные изменения (например, ложь, которая ставит под угрозу реальные социально значимые отношения), избыточные финансовые затраты (например, на онлайн игры и на оплату непосредственно самого интернета). Это всё, в конечном счёте, приводит к увеличивающейся депрессии, социальной изоляции, неудачам в учёбе, финансовому неблагополучию, потенциально - к потере работы и даже к распаду семьи.
У меня возник интерес к данной проблеме в связи с тем, что в настоящий момент система образования предполагает использование интернета для выполнения учебной программы. Другими словами, система образования производит компьютеризацию и интернетизацию процесса обучения. Кроме того, почти во всех организациях владение интернетом является необходимым условием при трудоустройстве. Интернет используется в качестве справочного источника, помогает в выполнении домашних заданий, рефератов и т.д. Большой объём основной литературы, необходимой для обучения сосредоточен в основном в интернете и в электронном виде. В связи с этими факторами ученики и студенты вынуждены всё больше и больше времени проводить в сети. Кроме того, необходимо постоянно посещать социальные сети т.к. вних сейчас размещается почти вся информация о культурно-массовой работе студентов и о плане обучения. Всё это делает использование интернета необходимым условием успешного обучения. [3]
Однако, с другой стороны, это способствует злоупотреблению в работе с интернет, его использование в несоответствующих развитию и обучению целях. Студенты начинают проводить всё больше и больше времени в режиме онлайн, что имеет для них негативные последствия. На фоне этого у меня возникли вопросы:
как правильно пользоваться интернетом, чтобы не приобрести зависимость?
каковы симптомы и основные проявления интернет-зависимости?
какие существуют способы профилактики и коррекции интернет-зависимости?
Ещё, очень важным фактором является то, что хорошее владение интернетом влияет на успешную социализацию и ролевую позицию человека в той или иной группе.[1, c. 149]
Начало исследованиям интернет-зависимости положили зарубежные психиатры: Кимберли Янг и Иван Голдберг.
В настоящее время, большинство зарубежных исследователей считают, что интернет-зависимость характерна для небольшого числа пользователей. Несмотря на отсутствие официального признания, зависимость от интернета уже принимается в расчёт во многих странах мира.
Цель данной работы: дать развёрнутую психологическую характеристику феномена интернет-зависимости.
В работе предполагается решить следующие задачи:
1.Определить понятие зависимого поведения. Охарактеризовать существующие виды зависимости.
2.Выявить факторы, способствующие развитию зависимости.
3.Дать основные характеристики понятию интернет-зависимости и определить его специфику.
4.Выявить симптомы проявления исследуемого феномена
5.Описать виды интернет-зависимости
6.Изучить способы психологической коррекции интернет-зависимого поведения.
Объектом исследования являются подходы различных авторов к определению интернет-зависимости.
Предмет исследования: феномен интернет-зависимости, в который включены:
Виды зависимости
Симптомы зависимости
Психологические характеристики зависимости
Методы исследования: теоретический и эмпирический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников. В первой главе имеется, три подпункта, в них будет дано определение понятию зависимого (аддиктивного) поведения, так же будут описаны основные характеристики зависимого поведения, его виды и факторы, способствующие его развитию. Вторая глава так же имеет три подпункта. Здесь будет описываться феномен интернет-зависимости, специфика его проявления, а так же основные его виды, стадии развития, психологические характеристики и способы профилактики.
интернет аддикция зависимый поведение

Глава 1.Понятие психологической зависимости
.1Понятие зависимого поведения: сущность, классификация
Исследования о зависимостях можно наблюдать в разных науках, таких как психология, социология, медицина. В коне 80-х годов в США на стыке этих наук появилась - аддиктология.[1]
Аддиктивное (зависимое) поведение (addiction - склонность) одна из форм девиантного поведения, которая проявляется в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или устойчивой фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Это процесс полностью овладевает личностью и начинает распоряжаться его жизнью. В итоге, он становится беспомощным перед своей склонностью. Усилия воли ослабевают, и не позволяют противостоять аддикции.[5, c. 5]
Наравне с развитием цивилизации неуклонно возрастает зависимость человечества. Проблема аддиктивного поведения является одной из самых запутанных и трудноразрешимых проблем нашего времени, поскольку большая часть населения обладает опытом зависимости. Это может быть зависимость от всего: от другого человека, от интернета, от азартных игр, от наркотика, от определённых видов отношений и т.д. Подобным образом, аддикт перестаёт принадлежать себе и становится собственностью психоактивного вещества, другого человека, алкоголя или интернета. Данное явление наблюдается вследствие того, что почти все люди стремятся к постоянному ощущению психологического и физического комфорта, а так же в силу того, что эталоны нынешнего потребительского общества посредством рекламы провоцируют поддержания всевозможных видов зависимостей. Однако, вследствие многих причин, поддержание такого состояния не всегда достижимо или оно является не достаточно стойким, что и вынуждает людей привязываться к чему- или кому-либо с целью получения постоянного удовольствия и таким образом уходить от проблем.[10, c. 64]
Психологические особенности жизни в обществе и напряжение в нём, непрерывное увеличение объёма информации, создают все необходимые условия для формирования разных видов зависимостей. Аддиктивное поведение является серьёзной социальной проблемой, так как под его влиянием человек вступает в конфликты, лишается работоспособности и даже совершает преступления.
Каждый человек имеет потребность в установлении эмоциональных отношений с другими людьми, в получении эмоционального тепла, близости, а так же в отдаче их другим. Если такие отношения нарушаются или не создаются вовсе, человек устанавливает эмоциональную связь с предметами или определёнными видами деятельности. Такие отношения являются лишь суррогатом нормальных отношений. Мышление такого человека характеризуется ригидностью, не способностью объективно, логически оценивать ситуацию, а лишь давать субъективную оценку, исходя из своих эмоциональных и гедонистических побуждений.
Образ жизни аддиктивной личности является очень специфичным, поскольку большую часть времени в её жизни занимает употребление активного вещества или деятельность, в которую она вовлечена (работа, любовные отношения, выпивка и т.д.). Такое поведение является, своего рода, способом бегства от действительности, при помощи трансформации своего актуального психического состояния, которое обеспечивает человеку мнимую безопасность и эмоциональный комфорт. Главной проблемой такового поведения является то, что эта псевдожизнь начинает преобладать над реальной, замещая её. Личность постепенно утрачивает свободу воли, которая выступает тормозом на пути к достижению удовольствия. Прекращение такого привычного образа жизни вызывает у человека «синдром отмены», который характеризуется раздражительностью, беспокойством, тошнотой, иногда болью и стремлением вернуться к нему, с целью избавиться от негативных ощущений. Зависимое (аддиктивное) поведение равносильно патологическому пристрастию.
Зависимую личность можно назвать незрелой, одной из главных её черт является способность легко переносить кризисные ситуации наряду с плохой переносимостью простых жизненных трудностей. Такая личность склонна преувеличивать свои достоинства, тем самым пытаясь замаскировать скрытый комплекс неполноценности, который возникает, как правило, вследствие неумения справляться с трудностями обыденной жизни, с самоупрёками и упрёками окружения. Защитой от него служит гиперкомпенсация, которая проявляется в завышенной самооценке и демонстрации собственного превосходства. Внешне такой человек выглядит весьма социабельным, хотя имеет внутренний страх перед долгосрочными социальными контактами. Он стремится обвинять других, зная, что они невиновны, уходить от принятия решений и говорить неправду.
Для зависимого характерна гедонистическая установка в жизни, которая заключается в немедленном получении удовольствия любой ценой. Он склонен игнорировать суть явлений и цели поступков, воспринимая реальную действительность лишь поверхностно, пассивно, созерцательно.
Такие люди испытывают дефицит удовольствия, проявляющийся в постоянном ощущении скуки. Жизнь представляется серой и однообразной, что приводит к бесчувственности и апатии. Это вынуждает человека направлять свою энергию на дополнительную стимуляцию тех сфер жизни, которые помогаю выйти ему из такого состояния.
Следует отметить, что сам аддикт имеет глубокие внутренние переживания, он испытывает дискомфорт и дисгармонию т.к. начинает думать о себе критически и о других тоже. Аддикт использует различные психологические защиты. Его характеризует слабая стрессоустойчивость. Важные решения, как правило, откладывает, перенося решение проблемы «на завтра» В результате человек выбирает тактику наименьшего сопротивления, поскольку не умеет справляться с трудностями.
Но всё это лишь приводит к накоплению проблем, а не к их решению, в результате чего и происходят серьёзные личностные изменения. Появляется двойная жизнь «нормальная» и с зависимым поведением. Как результат у человека меняются установки, мотивация, жизненные ценности. Зависимый человек сам эмоционально изолирует себя от близких, разрывая отношения с ними и воспринимая их как «врагов». Поскольку внутри человека уже живёт другая личность, с аддиктивной логикой, появляется необходимость смены близкого окружения на новое, взаимодействие с которым осуществляется только для выхода в искусственную реальность, с целью получения наибольшего удовольствия.
Обычно человек догадывается или знает о наличии у него зависимости, однако не каждый и не всегда стремиться от неё избавиться многие даже не хотят признавать этого, ведь каждый любит себя и на самом деле тяжело отказать себе в удовольствии. Но существует ряд критериев, по которым можно выявить наличие у человека зависимости.
Когда речь заходит о зависимости необходимо помнить, что она бывает нормальной и чрезмерной. Например, все мы испытываем «нормальную» зависимость от воздуха, еды, воды и т.д. поскольку эти компоненты являются жизненно важными. Здоровой считается привязанность к родителям, супругам, друзьям. Недостаток нормальной привязанности к другим людям приводит к расстройствам личности (антисоциальным, шизоидным).Как правило, течение аддикции несёт в себе индивидуальный характер, имеет безобидное начало, и исход. Мотивация поведения различна на различных этапах. Если задаться вопросом, от чего можно быть зависимым, то список ответов можно продолжать бесконечно.
Обществу свою жизнь аддикт представляет как свободную от волнений и обязательств.
Ц.П. Короленко и Т.А. Донских выделяют пять этапов формирования аддикции:
Первый этап - «Первые пробы».На этом этапе происходит сильный эмоциональный подъём, который связан с рискованным поведением или наркотическим веществом. Человек получает большое количество положительных эмоций, но ещё способен контролировать своё поведение.
Второй этап - «Аддиктивный ритм». Происходит формирование стабильного ритма применения предмета аддикции, который на определённое время в действительности улучшает психофизическое состояние. Человек, как правило, прибегает к нему в ситуации фрустрации. Межличностные отношения отходят на задний план, происходит накопление социально-психологических проблем, нарушение душевного комфорта, и усиление дезадаптивных сторон поведения. Человек слабо контролирует своё поведение.
Третий этап - «Аддиктивное поведение».Возникает стереотипный механизм реагирования на требования реальности. Аддиктивные потребности становятся доминирующими в мотивационной сфере личности. Человек учащает употребление аддиктивного компонента и утрачивает контроль. Появляется защитный механизм отрицания существующих проблем. Человек не реагирует на критику его поведения и даже на проблемы близких людей. Однако на подсознательном уровне возникает чувство беспокойства, тревоги (отсюда и появление защитных реакций). Происходит внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».
Четвертый этап - «Полное преобладание аддиктивного поведения». Исходное «Я» человека разрушено, он отстраняется от общества и отчуждается от своей прежней жизни. Аддиктивный объект не приносит былого удовольствия, он употребляется в целях избегания страданий или «синдрома отмены». Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.
Пятый этап - «Катастрофа». Разрушается не только психика и личность, но и организм (хроническое отравление приводит к постепенному разрушению органов и систем жизнедеятельности человеческого организма, а постоянные стрессы ведут к болезням сердечно-сосудистой системы). Вследствие постоянных стрессов и из-за постоянного опустошения истощаются все жизненные ресурсы. Центральные мотивы: отчаяние, безнадёжность, одиночество, изоляция от мира. Возможны случаи возникновения эмоциональных срывов: агрессия, гнев, которые сменяются угнетённостью.
Ещё одна важная характеристика аддиктивного поведения - это цикличность. Каждый из которых состоит из следующих чередующихся этапов:
наличие внутренней способности к аддиктивному поведению;
усиление и напряжение;
ожидание и оживлённый поиск объекта аддикции;
получение объекта и получение специфических переживаний;
расслабление;
фаза ремиссии (относительного покоя).
Затем все они воспроизводятся с индивидуальной частотой и выраженностью. К примеру, для одних аддиктов цикл может длиться месяц, для других - один день.[9]
.2 Классификация аддикций
В основе формирования всех типов аддиктивного поведения лежат бессознательные модели зависимого поведения, с их помощью люди пытаются удовлетворить те потребности, которые не были удовлетворены в детстве. Зависимость представляет собой тугой узел, включающий в себя различные аспекты существования: социальный, медицинский, психологический и другие. Некоторые люди относятся несерьёзно к этой проблеме, в результате у них формируются ошибочные представления: некоторые думают, что она легко разрешима, другие же наоборот, что она является неразрешимой.
В настоящее время выдвинут ряд классификаций зависимого поведения.
Основанием для классификации служат различные формы поведения и объекты. Процесс формирования для всех видов будет одним и тем же: что-либо, ранее служившее для удовлетворения определённой потребности постепенно само трансформируется в потребность, и эта новая потребность подчиняет себе всё поведение человека.
Существует ряд критериев, по которым классифицируют зависимое поведение, и проявления некоторых видов являются недостаточно изученными. Основным разделением во всех классификациях является разделение на химические и не химические типы аддикций.
К химической зависимости относят те виды, которые для своего поддержания требуют употребления различных химических агентов, их называют психологически активными веществами (ПАВ). Аддикт употребляет их, поскольку они являются регуляторами его психоэмоционального тонуса.
К химическим видам зависимости непосредственно относят: курение, алкогольную зависимость, токсикоманию, наркотическую зависимость и лекарственную. Химическая зависимость является болезнью, которая возникает в ходе систематического и регулярного употребления различных психоактивных веществ. В результате происходят различные изменения в сознании и личности вплоть до её деградации. Иногда когда говорят о «выздоровлении» от химической зависимости, зачастую возникает замещающая её нехимическая аддикция, в лучшем случае, максимально приемлемая в обществе.
Нехимические виды аддикции (иногда их ещё называют эмоциональными). Объектом зависимости здесь является некий поведенческий паттерн, т.е. определённый вид активности. В данный момент имеется несколько версий классификации нехимических форм аддиктивного поведения. Первым кто предложил классификацию нехимических аддикций в России был Ц. П. Короленко. Непосредственно к ней ниже я и буду обращаться.
Основными формами нехимического аддиктивного поведения являются:
Гэмблинг (патологическая склонность к азартным играм). Его...

Похожие материалы:

Реферат: Ложь как социально-психологический феномен

Реферат: Беседа как психологический метод

Курсовая работа: Уровень конфликтоустойчивости членов рабочего коллектива как фактор, определяющий социально-психологический климат в группе

Реферат: Зло как феномен

Реферат: Психологический анализ героев художественных фильмов 'Жить', 'Как я провел этим летом', '1+1', 'Снайпер'