Реферат: Исследование личности в социальной психологии

Содержание

Введение
1. Сущность понятия «личность» в социальной психологии
2. Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности
3. Основные подходы к пониманию личности в отечественной социальной психологии
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Исследование личности в социальной психологии':


Исследование личности в социальной психологии
Содержание
Введение
1. Сущность понятия «личность» в социальной психологии
2. Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности
3. Основные подходы к пониманию личности в отечественной социальной психологии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Личность - это базовая категория психологической науки, она является основной ступенью в человеческом обществе. Человек же, как сверхсложное существо, живет в бесконечном множестве миров.
Социальный психолог Юрген Хабермас в качестве главных миров предложил выделить следующие:
. внешний мир; социальный мир ("наш мир" - мир, в котором вместе со мной существуют и другие люди);
. внутренний мир ("мой мир", моя индивидуальность, неповторимость лишь "моего" жизненного пути).
Само включение человека в социальный мир образовано на его осознании и освоении системы существующих в этом мире отношений «субъект-объект».
Субъективные психологические отношения индивида к окружающему его миру образуют его главнейшее осознание как личности. Ведь бытие личности в социальном и внешнем мире есть его деятельность. В деятельности личность осуществляется, формируется, выражается, старается выделяться. Трудно найти какую-то такую область деятельности, в которой психологические знания и методы не используются так уж тесно, и не связываются с какой-либо необходимостью учета целостности личности как субъекта и в то же время объекта психологического воздействия, влияния. В психологической практике невозможно "работать" с какой-то одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности в целом, ничего не изменив в стратегии ее отношений, в мотивах и переживаниях.
Сложность и многообразность феномена личности ведет к тому, что в области психологии личности совместно существуют разные теории, которые описывают личность, не что иное, как интегрированное единое целое и вместе с тем объясняют и различия между людьми. В многочисленных и довольно разнообразных конкретных предметах социальной психологии и заложена некоторая противоречивость гипотез на счет того, какое же место должна занять проблема личности в этой не простой науке.
Но акцент был сделан именно на личность, на ее социально осмысленные характеристики, а так же на образование в ней конкретных качеств в результате социального влияния и так далее.
Вместе с этим некоторая другая позиция в споре базировалась на отнюдь не главном объекте исследования для социальной психологии - личности, поэтому сам "замысел" осуществления этой особой отрасли психологического знания в том, чтобы исследовать "психологию группы".
При такой аргументации наиболее предполагалось, хотя это и не всегда было выделено открыто, что собственно личность выступает в этой ситуации как предмет изучения в общей психологии, а отличие социальной психологии от общей и осуществляется в другом фокусе интереса.
Цель работы: изучить различные точки зрения на личность в социальной психологии.
Задачи работы: рассмотреть сущность понятия «личность» в социальной психологии, познакомиться с особенностью социально-психологического подхода к пониманию личности, выявить основные подходы к пониманию личности в отечественной социальной психологии.
1. Сущность понятия «личность» в социальной психологии
Понятие «личность» относится к большинству самых неопределенных и довольно спорных понятий в психологической науке. Сколько существует теорий личности, столько имеется и ее определений и мнений психологов на этот счет. Мы рассмотрим несколько определений личности, которые были даны ведущими специалистами в области социальной психологии.
Так, Б.Г. Ананьев отмечал, что «личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это определяет множество ее социально-психологических свойств». К числу таких множеств он относил принадлежность личности к какому-то конкретному классу, группе, национальности, профессии и прочим параметрам.
А.В. Петровский характеризовал личность в стратегии межличностных отношений. В связи с этим им были выражены следующие аспекты личности:
интраиндивидный (отражает свойства, присущие определенному субъекту);
интериндивидный (рассматривает особенности отношения личности с другими людьми);
метаиндивидный (описывает непосредственное влияние какой-либо личности на других людей).
Л.И. Анцыферова в своих рассуждениях определяет личность «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».
Однако все психологи согласны с утверждением, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек обязан предпринимать немалые усилия. Вначале ему предстоит овладеть речью, а затем с ее непосредственной помощью и многими моторными, интеллектуальными, социокультурными навыками.
Личность рассматривается учеными как результат социализации индивида, который усвоил традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных уже давно, на начальных этапах, человечеством. Чем больше человек смог воспринять, понять и усвоить информации и опыта в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет в будущем.
Всеобщий интерес многих наук к изучаемой проблеме личности очень важен, так как решить ее можно лишь совместными усилиями всех научных дисциплин, которые имеют отношение к делу. Только совместность этих усилий обусловливает комплексный подход к исследованию личности, а он возможен лишь при довольно точном определении области поиска для каждой из вовлеченных в решение проблемы дисциплин.
Отличия в трактовке понятия личности касаются и других сторон проблемы, но больше всего - представления о структуре и сущности личности. Психологами предложено несколько обоснованных объяснений способов, которыми можно охарактеризовать личность.
Каждый из них соответствует своему определенному представлению о сущности личности. Меньше всего согласий существует по вопросу о споре во включении или не включении в личность индивидуальных психологических особенностей.
Ответ на этот вопрос различен у самых разных авторов гипотез. Как справедливо отмечал И.С. Кон, многозначность понятия личности приводит обычно к понимаю одних под личностью определенного субъекта деятельности в цельности его индивидуальных свойств и его социальных ролей.
Другие же представляют эту многозначность несколько по-другому: личность «как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».
Хотя второй подход зачастую рассматривается больше как социологический. Он присутствует также и внутри общей психологии в качестве одного из полюсов дискуссии. Спор здесь происходит именно по вопросу об обязанности личности в психологии, и должна ли она быть рассмотрена преимущественно в этом втором значении или в стратегии данной науки основное -- базирующееся соединение в личности (а не просто в человеке) социально значимых черт и индивидуальных свойств человека.
В процессе написания работы и штудирования статей в поисках информации, в одной из обобщающих работ по психологии личности, которые предоставляют познание первого подхода, было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. В рамках интегративного подхода к личности набор характеристик и параметров, принимаемых в расчет, значительно расширяется.
Специальным образом вопрос о структуре личности осваивался К.К. Платоновым, который выделил в структуре личности ее несколько различные подструктуры, перечень которых он мог варьировать, и в последней редакции он состоял из четырех подструктур или уровней:
) биологически объясненная подструктура. В неё входят: темперамент, половые, возрастные, чуть реже патологические свойства психики;
) психологическая подструктура. Включает в себя индивидуальные свойства отдельных психических процессов индивида, ставших впоследствии свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, чувств, воли);
) социального опыта (сюда входят приобретенные человеком в процессе социализации знания, навыки, умения и привычки);
) подструктура целенаправленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый взаимосвязанный (в виде некой иерархии) ряд следующих подструктур: влечения, желания, интересы, идеалы, склонности, стереотипы, индивидуальная картина мира, убеждения) (по Платонову).
По мнению К.К. Платонова, эти подструктуры отличаются по удельному весу социального и биологического содержаний. Именно по выбору таких подструктур общая психология отличается от социальной, как предмета анализа.
Так, если общая психология акцентирует свое внимание на трех первых подструктурах, то социальная психология, в свою очередь, согласно этой схеме, анализирует преимущественно четвертую подструктуру, так как социальная детерминация личности в социальной науке представлена именно на уровне этой подструктуры.
На долю общей психологии теперь остается только лишь анализ таких характеристик, как пол, возраст, темперамент (что сведено преимущественно в биологическую подструктуру) и свойств конкретных психических процессов, таких, как память, различные эмоции, переживания, мышление (что сведено, как правило, в подструктуру индивидуально психологических черт). В определенном смысле сюда же относится социальный опыт. Собственно психология личности в общей психологии в такой схеме просто-напросто не представлена.
Принципиально иной подход к вопросу был предложен другим психологом-исследователем А.Н. Леонтьевым. Прежде чем перейти к его характеристике структуры личности, он начинает формулировать некоторые общие предпосылки для досконального рассмотрения личности в психологии.
Суть их сводится к рассматриванию личности в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности в этом случае последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему изучения личности. Главная идея исследования заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».
Хотя формально в этой замысловатой схеме не присутствует достаточный перечень пунктов структуры личности, по существу такая система представляется как структура черт характеристик, производных от характеристик деятельности. Идея социальной детерминации проводится в этом случае наиболее последовательно; личность, во-первых, не может быть интерпретирована как интегрирование всего лишь биосоматических и психофизиологических характеристик.
Однако если обращаться к самой сущности всей этой концепции, к пониманию предмета психологии А.Н. Леонтьевым, то становится очевидно, что изложен-то подход общей психологии к проблеме личности, которая принципиально отличается от традиционных концепций.
Главные трудности выражения специфического социально-психологического круга зрения при этом только начинаются. Было бы довольно легко выделить ряд его проблем, если бы на его долю оставалась вся область социальной детерминации личности. Но такой подход был бы уместен (и он, действительно, имеет далеко не последнее место) лишь в тех структурах психологии, где зачастую допускается только первоначальное рассмотрение и объяснение личности вне ее социальных связей.
Социальная психология в такой структуре начинается в том месте, где начинают анализировать эти же социальные связи. При последовательном проведении и изучении идей, которые сформулированы известными психологами-исследователями Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, такой подход в этой ситуации просто неправомерен. Все разделы психологической науки рассматривают личность как данную в исходном положении в системе социальных связей и отношений, детерминированную затем ими, и притом выступающую именно в качестве активного субъекта деятельности.
2. Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности
Поиск специфики предмета социальной психологии личности как особой научной дисциплины осуществлялся путем сравнения общепсихологического, социологического и социально - психологического подходов к пониманию личности. Многообразны точки зрения на вопрос о том, в чем заключается специфика социально-психологического подхода к изучению личности. Наиболее четко эти представления сформулированы Г,М. Андреевой, Е.С. Кузьминым, Б.Д. Парыгиным, К,К. Платоновым, Е.В. Шороховой.
Так, по мнению Г.М. Андреевой, социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т. е. прежде всего, в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).
В этой связи «для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)». Главными проблемами в этом изучении являются социализация и социальная установка.
Достаточно общим представляется определение личности в системе социально-психологических понятий, данное К.К. Платоновым. Указывая на то, что для социально-психологического анализа личности следует четко разграничивать понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», он так определяет личность: «Личность - это человек как субъект активной деятельности, преобразующий мир, а, следовательно, носитель сознания и самосознания».
В этом определении слабо просматривается специфика социально-психологического аспекта личности.
В учебнике «Социальная психология» под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова утверждается, что «социальная психология осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности, интегрируя на основе данных конкретно-научных исследований.., изучение структуры личности как объекта и субъекта исторического процесса, конкретно-социальных условий и отношений».
Предмет социальной психологии личности - «исследование субъектотипа, типологии социального субъекта как индивида, изучение исторически и социально конкретно обусловленных типов социальной деятельности, взятых на уровне внутренней психической структуры: мотивации, ценностных ориентации, социальных установок и других диспозиционных образований».
Определенную эволюцию на предмет социальной психологии личности претерпели взгляды Б.Д. Парыгина. Он утверждал, что специфика социально-психологического подхода состоит в том, чтобы «раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений и представляет собой органическое единство социального и биологически всеобщего, специфического и индивидуально неповторимого».
Позднее автор считает необходимым введение новых измерений в исследования социальной психологии личности. Это дополнение реализовано в положении о том, что это исследование «предполагает соотношение всех психических сил и возможностей личности, ее духовно-нравственного потенциала с ее же психологической готовностью дать адекватный ответ на вызов времени. А это в свою очередь возможно лишь в условиях развития нового социально-психологического видения путей решения вечно актуальной задачи личности, связанной с ее потребностью самореализации в качестве уникальной индивидуальности, вносящей свой посильный вклад в общечеловеческую и общенациональную культуру в отведенной для нее жизни, пространстве и времени».
Определенные представления о том, что изучает социальная психология личности, содержатся в работах Е.В. Шороховой. Считая основой социально-психологического понимания личности характеристику социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь, Шорохова определяет предмет социальной психологии через перечисление объектов социально-психологического исследования.
В качестве таких объектов выделены:
общественно-историческая детерминация личности и ее поведения; психический склад личности;
социальная мотивация поведения и деятельности личности в различных общественно-исторических и социально-психологических условиях;
становление духовного мира человека;
черты личности, возникающие под воздействием общественных отношений и взаимоотношений людей (социально- психологические черты личности);
социальные типы личности, национальные, профессиональные, половозрастные особенности личности;
ценностные ориентации;
ролевые функции; жизненная позиция личности;
закономерности проявления и формирования общественной активности личности;
проблемы внутренней противоречивости личности и пути ее преодоления;
самовоспитание личности.
Главным в этом перечне является фактор социальности, который существует и проявляется в разных формах.
. Основные подходы к пониманию личности в отечественной социальной психологии
Взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной психологии. Остановимся на краткой характеристике основных подходов к разработке социальной психологии личности и авторских концепциях, представляющих эти подходы.
Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений
Основоположником психологии отношений в России был А.Ф. Лазурский. По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода: эндопсихические и экзопснхические. Эндопсихика - это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. Это - «внутренний механизм человеческой личности».
Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отношений:
отношения между личностью и окружающей средой;
отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями.
Эти отношения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения. По параметрам этих соотношений выделяются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития - повышение значения экзопсихических особенностей. Общепсихологические характеристики смешаются в сторону социально-психологических.
В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В. Н. Мясищев. Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Проблема личности в социальной психологии

Курсовая работа: Проблемы личности в социальной психологии

Курсовая работа: Эмпирическое исследование эмпатийных тенденций личности будущего педагога

Курсовая работа: Исследование опосредованного и непосредственного запоминания у студентов психологии

Курсовая работа: Исследования социальной установки в отечественной и зарубежной психологии