Курсовая работа: Проблема личности в социальной психологии

Проблема. Несомненно, что проблеме личности принадлежит одно их центральных мест в социальной психологии. При этом практически все подразделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, обусловленную этими связями и отношениями и вместе с тем выступающую в роли активного субъекта деятельности.

Дата добавления на сайт: 13 сентября 2024


Скачать работу 'Проблема личности в социальной психологии':


Курсовая работа
Название дисциплиныСоциальная психология
ТемаПроблема личности в социальной психологии
Введение
Проблема. Несомненно, что проблеме личности принадлежит одно их центральных мест в социальной психологии. При этом практически все подразделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, обусловленную этими связями и отношениями и вместе с тем выступающую в роли активного субъекта деятельности. Однако довольно долго в качестве предмета исследования в социальной психологии выступали общение, общности, группы, а изучением личности занималась общая психология. Но в конечном итоге акцент был сделан все-таки на личность, поскольку всякий микро- и макро-социум состоит из личностей и процесс общения реализуется посредством отдельных личностей. Помимо этого некоторые разделы психологии (общая, возрастная и другие) не в состоянии представить полное понимание личности, поскольку ее многие стороны имеют социальную обусловленность.
Тема курсовой работы: «Проблема личности в социальной психологии».
Актуальность данной проблемы обусловлена важностью для социальной психологии, установить и четко определить отличие собственного подхода к личности от подходов к ней в таких дисциплинах, как общая психология и социология. В общей психологии сделан упор только на всеобщие механизмы психической деятельности индивида. Личность с точки зрения социолога рассматривается главным образом как объект социальных отношений. Трудность решения поставленной задачи, при этом, обусловлена тем, что из-за некоторых различий в понимании личности в какой-то конкретной психологической или социологической теории, можно осмыслить специфику ее как предмета исследования именно в социальной психологии. Ключевым же отличием социально-психологического от общепсихологического подхода в исследовании личности является то, что первый исследует весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а общепсихологический - нет.
Цель исследования состоит в описании специфики исследования личности в социальной психологии, ее социально-психологических качеств, а также задач социально-психологического изучения личности. Для достижения намеченной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Исследовать специфику социально-психологического подхода к пониманию личности.
Дать характеристику различным социально-психологическим теориям личности.
Рассмотреть представления о личности различных авторов в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Выявить проблемы социализации личности и ее социально-психологической компетенции.
Определить проблемы внутренней противоречивости личности и пути их преодоления.
Исследовать проблему формирования социальной установки личности.
Методологию исследования составляют общенаучные и частные методы - сравнение, теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных авторов, учебной литературы, для поиска необходимого фактического материала будут также использована информация из различных научных публикаций и статей, материалов интернет-сайтов посвященных данной проблеме.
1. Понимание личности в социальной психологии
.1 Социально-психологический подход к пониманию личности
С древнейших времен люди обнаруживали зависимость своего поведения от той социальной среды, которая их окружала, а также от собственной психики, что побуждало их приспосабливаться к условиям жизни и, вместе с тем, проявлять способность к свободному выбору. Подобное совмещение психики и внешних воздействий и стимулов в истории психологии отмечено во многих прошлых теориях и концепциях по изучению проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности. Анализ данной проблемы которое строится на психологических исследованиях и философских основах, антропологически, по которым человек, прежде всего биологическое существо. Определяется его роль и место в социуме, за основу берется приоритет социальной среды в становлении развития личности.
Мы используем понятие «личность» - как выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. При этом под данным термином может пониматься либо человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, либо устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как представителя какой-либо общности или социальной группы. Однако следует в первую очередь выяснить специфику понимания личности именно в социальной психологии.
Различные социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных аспектах, истекают как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и по важности социума, социальных отношений в становлении личности. В зависимости от преобладающей стороны данного явления и приводится теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения человека, обусловленной стратегии действия, иных социально-психологических качеств и свойств индивида.
Сегодня многие научные теории, занимающиеся исследованиями в области человеческой психики теоретически и экспериментально подтверждают, что последняя не является следствием или непосредственным продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому становится ясно, что наши психические функции складываются в процессе нашего становления и развития в социуме, посредством усвоения всеми нами социального опыта. Следует отметить, что этот процесс усвоения представляет собой особую форму психического развития, которая может быть свойственно исключительно человеку. При этом мы говорим не только о высших психических функциях (мыслить абстрактно, логической памяти и других), а также и о таких элементарных и, на первый взгляд, врожденных функциях (например, тональный слух), обладающих социальной природу и складывающихся на протяжении жизни.
По словам нашего известнейшего психолога и основателя отечественной нейропсихологии - Лурия А.Р.: сами функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не возникают в готовом виде к рождению человека и не вызревают самостоятельно, но складываются в процессе общения и предметной деятельности подрастающего человека. В реальности не существует никаких природных программ социального поведения человека, поскольку собственно социальная жизнь не есть постоянная система факторов, а меняющаяся, зачастую гораздо быстрее, чем смена поколений.
Целый ряд психологов обосновывают социализацию личности, как переход от чисто биологического к социальным этапам развития, понимая под социализацией процесс обучения, адаптации. В действительности общественные отношения своим действием превращают естественные функции в социальные, ставя их на службу общественному развитию. При этом, социальное не уничтожает природное, снимая его в человеке, подключает его к новые системам связей и отношений, подконтрольным качественно новым законам социальной формы движения.
Другие же теоретики в области психологи, исследуя личность, стремятся идеалистически представить ее внедрение в общественную культуру социума, как некий «исключительно духовный процесс». Так сторонники символического интеракционизма рассматривают социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, что происходит в первичной группе путем «принятия роли другого».
В конечном итоге психология в ходе своего развития выдвинула два взаимоисключающих заключения:
психические явления являются результатом самодетерминации, являются структурными компонентами единой антиномии;
психические процессы и состояния предопределяются влиянием внешней среды.
Оба эти утверждения в целом логичны в системе, которая является одновременно само детерминантной и такой, которая возникает вследствие воздействия социальной среды. При этом, следует отметить один важный момент: с тех времен, как человек сумел создать новый предметный мир, цивилизацию, которая им руководствуется и с которой связано поле символов и развитие отношений, она отделилась от животного мира и развивается по принципиально новым законам социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу, когнитивные характеристики; «Я-характеристики»; локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.
Итак, анализ различной литературы позволяет сделать вывод, что особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности состоят в следующем:
данный подход раскрывает механизмы социализации личности;
показывает социально-психологическую структуру личности;
предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее.
.2 Социально-психологическая структура личности
Значимой проблемой при изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности является одной из наиболее важных задач как социологии, так и социальной психологии. В частности в ходе проведения социально-психологических исследований осуществлена колоссальная работа по исследованию социально-психологической структуры личности, имеющая под собой огромную эмпирическую базу. Проблема структуры личности относится к числу актуальнейших вопросов социально-психологической теории в отличие от распространенной точки зрения на структуру личности, говорится не о структуре личности вообще, а о различных подходах к ее построению и соответственно о двух качественно различных моделях структуры личности: статической и динамической.
Под статической структурой следует понимать абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида. Степень обобщенности такой модели может быть весьма различной. Это зависит уже от того, каков инструментальный подход исследователя к статической структуре личности - аналитический или интегральный. Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида. Под динамической структурой личности мы и подразумеваем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида.

Структура человеческой личности как явления весьма сложного, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Всякая структура характеризуется некоторой устойчивостью и вместе с тем подвержена различным изменениям - прогрессивным и регрессивным - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к отклонениям, получившим название девиантного поведения. В характеристике модели социально-психологической структуры личности можно выделить два основных параметра. Во-первых, тот, который связан с определением характера самой модели, могущей быть статической или динамической, и, во-вторых, тот, который связан с определением инструментального подхода к исследованию, могущего быть аналитическим или интегральным.
Общечеловеческие психические свойства индивида. Общечеловеческим в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт биосоциальной детерминированности психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются такие устойчивые черты и свойства личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности психики человека в отличие от психики животных.
Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловеческим опытом необходимо различать социально-специфический опыт личности. Здесь имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, профессиональных, национальных и т. д.). Общим для названных элементов социально-специфического опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида. Для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной действительности человеком, которые носят предельно обобщенный, безличный характер (роли, нормы, ценности и символы).
Социальные нормы. Понятие социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц
Социальные роли являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения. Роли - это предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или конкретной совокупностью групп права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения.
Каждая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом производственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий \"узел\" прав и обязанностей личности, которые вытекают из набора ролей и образуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.
Символы. Одним из средств распространения, внедрения и закрепления официально санкционируемой системы ценностей является символика. Символы соединяют в себе рациональный смысл и рационально истолкованное значение той или иной социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания.
Ценностные ориентации. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально. Другими словами с помощью разветвленной системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально.
Самосознанием личности является самооценка человека, то есть его оценка своих возможностей и способностей, соотнесенная определенным образом с его реальным положением и совокупностью выполняемых им обязанностей, функций и ролей. Самосознание личности представлено:
родовым самосознанием или фактом осознания человеком своей принадлежности к человеческому роду
индивидуальным самосознанием или фактом осознания индивидом его индивидуально-неповторимых особенностей, черт характера и специфических жизненных интересов.
В конечном счете, можно говорить о четырех основных модификациях динамической структуры личности (Приложение А):
вербального поведения;
невербального поведения;
внутреннего вербального состояния;
невербального психического состояния.
Значимость психического настроя личности определяется, в первую очередь, многообразием его функций, а именно в качестве:
аккумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и перерабатываемой индивидом в единицу времени;
регулятора и тонизатора активности человека;
установки восприятия информации и деятельности;
фактора ценностной ориентации личности.
Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение. Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения, которые, в свою очередь, определяют характер поступков человека. Следовательно, и процесс социализации личности может быть понят как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.
1.3 Социально-психологические теории личности
Сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».
На сегодняшний день, к самым известным социально-психологическим теориям личности, в частности относятся:
психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);
поведенческую школу (бихевиоризм);
понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);
изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;
трансакционный анализ личности (Э. Берн);
акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);
стратегию жизни личности К. Абульхановой-Славской;
социально-психологические концепции личности.
Рассмотрим вкратце основные положения данных теорий.
Психоанализ. Отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд положил начало одного из глубочайших учений о человеческой индивидуальности. Психоанализ основан на двух доктринах:
Доктрина психического детерминизма. Это означает, что любое психологическое явление имеет причину;
Утверждение о том, что бессознательные процессы играют значительно более весомую роль в формировании мышления и поведения человека, нежели сознательные.
Фрейд считал, что именно в бессознательном скрыты основные личностные детерминанты, что именно здесь основной источник психической энергии, побуждения, инстинкты.
Швейцарский ученый Карл Юнг рассматривал личность как сложное структурное явление, основанное на идее о сосуществовании индивидуального несознательного с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное содержит в себе архетипы, определенные формы представлений, которые в процессе индивидуальной жизни наполняются личными образными и эмоциональными содержаниями. Еще одна известная идея Юнга о интроверсии и экстраверсии. Юнг предложил типологию характера, согласно наличия преимущественных функций (мышления, чувств, интуиции) и личностной направленности на внутренний или внешний мир.
Также Юнг ввел такие понятия, как интроверсия и экстраверсия, для определения двух противоположных типов личности. Экстраверты обращены на окружающий мир, а интроверты фиксированы на собственном внутреннем мире. Исходя из этого, Юнг выделил восемь типологических групп, основанных на четырех типах ориентации (мышление, эмоции, ощущения, интуиция) и двух личностных установках (интроверсия и экстраверсия).
Бихевиоризм. Основой бихевиоризма являются теоретические взгляды американских психологов Д. Уотсона и Б. Скиннера. Уотсон предложил программу построения новой психологии, в основу которой он вкладывал не сознание, а поведение. Он утверждал, что любое поведение человека можно описать стимулом и реакцией. Стимул - это изменение внешней среды, реакция - ответ организма на изменение внешней среды. Скиннер расширил теорию условных рефлексов. Он выделил разнообразие операционных реакций, которые можно ослабить или усилить при помощи наказания или поощрения. Отрицательное подкрепление стимулов часто вызывает непредсказуемые последствия, в то время, как положительное подкрепление вызывает изменения в поведении обычно в желаемом направлении. Положительное подкрепление стимула формирует поведение индивида и повышает самооценку человека.
Для здоровья и роста нашему организму естественным образом присущи определенные позитивные силы и энергия. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация. Основоположник гуманистической психологии американский психолог Карл Роджерс считал, что в каждом человеке присутствует стремление становиться компетентным и способным до такой степени, насколько это возможно для него биологически. Важнейшую роль в становлении и развитии личности играет представление индивида о самом себе - его «Я-концепция». К. Роджерс полагал, что индивид склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может знать точно каков он «на самом деле». Не может быть какого-либо объективного образа самого себя, применяемый как некий эталон. Тем не менее, существует актуальный жизненный опыт, нередко противоречащий уже сформировавшейся «Я-концепции». К. Роджерсу назвал данное противоречие между представлением о себе и актуальным опытом - неконгруэнтностью. Такое противоречие может быть разрешено или посредством смены поведения, ведущего к изменению актуального опыта, или же посредством модификации представления человека о себе самом - его «Я-концепции».
Другим выдающимся основоположником гуманистической психологии был видный американский психолог А. Маслоу, который много потрудился над проблемами роста и развития личности. Маслоу считал, что сущность индивида исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. Маслоу полагал, что психоанализ Фрейда преподносит нам болезненную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Именно ему должны быть благодарны исследователи психологии личности за переориентацию внимания с исследования неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. Поэтому его представление о само актуализации личности стало догмой для большого числа специалистов-психологов на десятилетия вперед.
Представители экзистенциального направления в психологии подвергают серьезной критике Фрейда и других сторонников психоанализа за то, что у них человек зависим от влечений, а представителей бихевиоризма - за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, напротив, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом. При этом экзистенционализм особое внимание уделяет рассмотрению проблемы связи человека с миром. С позиции последователей данной теории попытка понять человека отдельно от его мира является ошибкой. Не может существовать человека без мира, точно так же не существует и мира без человека.
Трансакционный анализ личности, основоположником которого является американский психолог Э. Берн, является методом групповой психотерапии, который базируется на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Берн пришел к заключению, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: родитель, взрослый, ребенок. При этом трансакцей называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Э. Берн считает, что «незрелых личностей» нет, а есть люди, в которых «ребенок» совершенно не кстати и неумело берет на себя функцию управления всей личностью, в то время как у них есть и хорошо структурированный «взрослый», которого нужно только обнаружить и привести в действие.
Э. Берн утверждает, что все три аспекта личности очень важны для функционирования и выживания, каждый из них заслуживает одинакового уважения, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Автор трансакционного анализа утверждает, что большинство людей в течении своей жизни в основном только играют и слишком мало времени отводят настоящей жизни, шире человеческим отношениям, которые и приносят чрезвычайное удовольствие.
Акмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 гг) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека), которая объединила усилия ученых разных областей знаний, которые исследуют человека, его развитие и становление, и сосредоточила свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам как можно плодотворнее проявить себя в жизни. Проведенные социально-психологические исследования свидетельствуют, что зрелый человек не рождается, состояние зрелости не появляется у него неожиданно и сразу, на то, каким оно есть и будет, «работают» все предварительные этапы его развития. Таким образом, не сформированная в начале жизненного пути профессиональная культура трудно компенсируется в следующих этапах, что негативно влияет на личностное и профессиональное развитие индивида.
Психологи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наибольшей самореализации.
С позиции акмеологии показательной характеристикой зрелости является признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Отсутствие такого признания - одна из причин психологического дискомфорта человека, его неудовлетворенности своей деятельностью. В случае, если у человека нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни человека.
Абульханова-Славская К.А. конкретизируя понятие жизнедеятельности поиному решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, обусловливающего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач.
Основываясь на собственных эмпирических исследованиях, Абульханова-Славская разработала типологическую стратегию изучения личности. На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Помимо этого ею была создана концепция личностной организации времени жизни, обнаруживающую трехкомпонентную структуру и типологические особенности этой организации. Она также является автором концепции социального мышления, в частности социального мышления российской личности и менталитета.
2. Становление и социализация личности
.1 Становление и развитие личности в социуме
Научное понимание к специфике взаимосвязи «социального» и «индивидуального» в развитии индивида определяет личность как целостный субстрат наделенный определенными семейно-бытовыми, национальными, профессиональными, психологическими и другими признаками, возникающими в в ходе взаимоотношений индивида с его социальным окружением. Сам же термин «социальное» вбирает в себя специфику общественных отношений, условия жизнедеятельности индивида в обществе, особенности системы воспитания, характер производства и социальных институтов, распространение информации. Все эти факторы, вместе с тем и определяют, и сами определяются социальной активностью и творческой самодеятельностью человека, который в своем жизненном развитии воспроизводит достижения истории человеческой культуры и цивилизации. Находясь в среде себе подобных, в различных политических, экономических, социально-психологических условиях; он использует культурное наследие, говорит на родном языке, который является социально сформированным инструментом мышления, посредством которого он постигает общечеловеческий опыт и общается. Все это происходит при непосредственном участии данных ему от природы слуха, зрения, вкуса, обоняния, мышления, чувства, желаний и прочего.
Однако, при всей генетической заложенности всех свойственных индивиду биологических особенностей, психика человека не заложена в генах, черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности других людей. Социально-психологический, политический, экономический процесс может как способствовать прогрессивному развитию человека, так и тормозить его. Следовательно, адекватные представления о развитии личности в социуме могут быть получены только в процессе рассмотрения названных составляющих в единстве и при отсутствии увеличения или преуменьшения одних или других (человека или общества).
Безусловно, всякий индивид обладает своеобразными индивидуальными особенностями организма, включая и нервную систему. Однако данные особенности и характеристики организма, наследственно, генетически детерминированные, составляют не фактор, а по словам П. Гальперина, необходимую физиологическую основу, условие, но не причину развития человека как члена общества. Согласно современным представлениям в психологии все необходимые личностные качества индивида можно сформировать у любого человека в процессе организации его жизнедеятельности при любых природных особенностях нервной системы. Иными словами каждый здоровый человек способен почти к неограниченному духовному развитию.
Развитие и становление личности представляет собой культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Подобная деятельность в готовом виде не дается человеку и в его биологической сущности не закладывается природой. Его деятельность, представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой и происходит развитие психики, сознания человека, его личности. Выдающийся советский психолог и философ С. Рубинштейн говорил, что развитие «индивидуального» представляет собой способность личности становиться субъектом, доходя в этом становлении до высшего уровня субъективности. В конечном итоге получается, что внутренняя природа личности находит свое проявление только через отражение внешнего.
Можно сделать вывод, что психическое в то же время является как реальностью, так и отражением реальности. Говоря об этом, Рубинштейн опирался на тезис о том, что «социальное» соотносится с «индивидуальным», действует посредством внешнего и от него зависит. Однако «индивидуальное» обладает и своим непосредственным источником активности и развития, следствием чего можно наблюдать не только изменение внешней социальной обстановки, но и организацию характерного целостного, относительно самостоятельного внутреннего мира человека. Наблюдаемое здесь противоречие между «индивидуальным» и «социальным» и является источником развития личности в обществе. При подобной постановке вопроса индивид одновременно предстает и зависимым от социума, и автономной, свободной личностью.
Тщательный анализ соотношения внутреннего «индивидуального» и внешнего «социального» позволяет раскрыть в личности существенное, типичное, что закономерно формируется в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социальной организации, к которым она относится. При этом, если мы рассматриваем личность как члена социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то оперируем не свойствами отдельных людей, а социальными типами личностей. Безусловно, социально психологические типы личности можно определять по самым разным критериям. Можно определить их с точки зрения истории человечества, можно определить их зависимость от ценностных ориентаций.
Становление личности в социуме и ее развитие представляет собой процесс, когда при усвоении опыта, в том числе и социально-психологического, и условий жизни осуществляется переход от абстрактной возможности владеть социальным статусом в действительную возможность и превращения последнего в реальность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, предоставленных человеку. При этом, когда мы говорим о становлении человека в обществе, мы говорим о развитии не абстрактной личности, которая находится вне пространства и времени, а именно человека, действующего и развивающегося в какой-либо конкретной социокультурной среде и на определенном этапе развития общества. Для того, чтобы обнаружить, исследовать и понять те начала, на которых основывается знание о усвоении индивидом общественных ценностей и норм, о его становлении и развитии невозможно без изучения социокультурных, этнопсихологических воздействий на индивида.
Учитывая все вышеизложенное можно заключить, что сегодня следует говорить о новом видении проблемы планирования личностного развития, системы становления и формирование индивида в социальной среде. В этом процессе необходимо учитывать индивидуальное своеобразие индивида, возможность выполнения им одной и той же деятельности психологически разными путями, рефлексию и внутренний механизм развития личности, отношение к индивиду как к высшей ценности, как к носителю национального мировоззрения, общественных интересов и настроений. Наверное, только при таком подходе мы сможем определить все факторы между понятиями «личность» и «социум», открыть все необходимые объективные и субъективные условия эффективности развития человека в обществе.
личность социальный психологический
2.2 Социализация личности
Социально-психологическая социализация представляет собой процесс вступления индивида в общество, активного овладения им социального опыта, ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация предполагает вырабатывание социальные качества, знания, умения, надлежащие навыки, что позволяет ему дееспособным субъектом социальных отношений. Данный процесс протекает как в условиях стихийного влияния на личность различных жизненных обстоятельствах, так и в условиях непосредственного целенаправленного формирования личности (Приложение Б).
Исследуя вопросы становления и развития личности, нужно отметить, что человек как личность не сможет нормально жить вне социума, социальной среды не может. При его взаимодействии с социальной средой появляется множество различных социально психологических явлений, которые оказывают воздействие на формирование его личности. Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления возникают как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит прежде всего при помощи собственного опыта общения в непосредственных социальных контактах, где индивид испытывает влияние микросреды, а через него - и макросреды, культуры, социальных норм и ценностей. Получается, что формирование человека как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.
Первичная социализация представляет собой адаптацию человека к ролевым функциям и социальным нормам, формирующимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях жизнедеятельности человека. Данный процесс реализуется через социальную идентификацию - т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. В качестве агентов социализации выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, которая представляет собой процесс интеграции социальных ролей во внутренний мир индивида. При этом в нем формируется система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Здесь речь идет о способности к оценке норм, жизненном опыте, тогда как в процессе первичной социализации они преимущественно только усваивались.
Большинство психологов выделяют следующие этапы социализации:
. Первичная, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок адаптируется, приспосабливается к социальной среде.
. Стадия индивидуализма (подростковый и ранний юношеский возраст). У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.
. Стадия интеграции (18-25 лет). Проявляется в желании найти свое место в обществе.
. Трудовая стадия (с 18 до 55-60 лет). Данная стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.
. Послетрудовая стадия. Охватывает пожилой возраст, когда вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям.
В отечественной психологии особое внимание всегда отводилось этим более поздним психическим образованиям ввиду их определяющей (регулирующей) роли в поведении личности. Между тем они же в немалой степени подвержены влиянию со стороны деятельности и поведения личности: их изменения по разным причинам ведут также и к изменениям в самой личности. Однако в последние годы произошло некоторое отдаление от понимания того, что субъектность личности всегда имеет и оборотную сторону - ее объектность. Следует также отметить, что социализация - не только процесс усвоения социальных норм, ролей, установок путем включения в социальные связи, но и процесс их встраивания в целостную систему (структуру) личности, благодаря чему и происходит ее становление.
В отношении периода послешкольного обучения в вузе или ином учебном заведении имеются различные точки зрения. С одной стороны вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к трудовой стадии, но с другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно отлична от периода обучения в школе. Например, это проявляется во все более последовательном проведении принципа соединения обучения с трудом. Следовательно, данные периоды жизни индивида нельзя рассматривать по той же схеме. Как бы там ни было, но в научных трудах вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Невзирая на некоторые мнения о том, что процесс социализации обрывается с окончанием процесса образования личности, большая часть исследователей говорят о безусловном продолжении процесса социализации в период трудовой деятельности человека. Помимо этого, суждение о том, что индивид не только постигает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Мы не можем сегодня согласиться с утверждением, что труд как предпосылка мобилизации сущностных сил человека прерывает процесс приобретения социального опыта; мы также не принимаем то, что в период трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального опыта. Несомненно, юность - важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Утилитарную же значимость рассматриваемого вопроса нельзя переоценить: введение трудовой стадии в орбиту проблем социализации заслуживает особого внимания в современных условиях в связи с принципом постоянного образования личности, включая все возрасты. Подобный подход ведет к возникновению новых возможностей для построения междисциплинарных исследований, в частности, в сотрудничестве с педагогикой, в отношении раздела, занимающегося проблемами трудового воспитания. На протяжении уже нескольких лет актуализуются исследования по акмеологии, науке о зрелом возрасте.
Послетрудовая стадия социализации сегодня является еще более непростой проблемой. Некоторым оправданием, разумеется, может служить тот факт, что проблема эта еще более новая, чем проблема получения социального опыта в период трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Рост продолжительности жизни - с одной стороны, обусловленная социальная политика государств - с другой влекут за собой то, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. В первую очередь увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые составляют такую социальную группу, как пенсионеры. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
Проблема послетрудовой стадии социализации сегодня присутствует и в социальной психологии. При этом ключевые точки зрения в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах \"усвоения социального опыта\" или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея \"десоциализации\", наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.
Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов - \"зрелость\" может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом \"мудрость\", что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.
Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике отыскиваются различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом стыкуется в дискуссию о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.
Социализация - процесс, детерминированный множеством явлений, в значительной степени меняющихся с объективными изменениями в человеческом обществе. Исходя из результатов множества сравнительных исследований, проведенных в последние десятилетия, можно утверждать, что процесс социализации детерминирован не только институциональными образованиями, но и меняющимися условиями бытия: возможностями мобильности, бытием в виртуальном пространстве, отсутствием жизненной необходимости длительное время пребывать в определенном сообществе, возможностью легко менять группы поддержки и т.п. В частности, возрастные психологи отмечают снижение длительности дружеских связей современных подростков и юношей, демографическая статистика свидетельствует в пользу чрезвычайной неустойчивости браков и т.п. Таким образом, изменяющиеся обстоятельства жизни накладывают существенный отпечаток на процесс социализации и видоизменяют ее эффекты как по времени, так и по содержанию.
Основными определяющими факторами на внеличностном уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д. На следующем - межличностном уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.
На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий. В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации. В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно смысловой основы рискованного поведения и способности личности к инновационному поведению. Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия
Заключение
Итак, в проведенном исследовании был рассмотрен социально-психологический подход к пониманию личности. Анализ научной и учебной литература отечественных и зарубежных авторов позволил выявить такие особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности. Во-первых, данный подход показывает социально-психологическую структуру личности; во-вторых он раскрывает механизмы социализации личности; в-третьих он предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее. Помимо этого можно отметить, что главное внимание социальных психологов в исследовании личности устремлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.
Социальная психология исследует те аспекты личности человека, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. В первую очередь это: его самооценка или Я-концепция, ценности, социальные установки, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Личность понимается в социальной психологии на основании ее коммуникативного потенциала, который влечет за собой социально-психологическое отражение реального социума, обмен информацией, ценностями, умениями, нормами. При этом переход связей между социальными отношениями индивида и его внутренними мотивами опосредован активностью личности.
Анализ литературы показал, что сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».
Если говорить о развитии и становлении личности, то оно представляется как культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Подобная деятельность в готовом виде не дается человеку и в его биологической сущности не закладывается природой. Его деятельность, представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой и происходит развитие психики, сознания человека, его личности.
Отдельно была рассмотрена такая важнейшая категория как социально-психологическая социализация, которая представляет собой процесс вступления индивида в общество, активного овладения им социального опыта, ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация предполагает вырабатывание социальные качества, знания, умения, надлежащие навыки, что позволяет ему дееспособным субъектом социальных отношений. Данный процесс протекает как в условиях стихийного влияния на личность различных жизненных обстоятельствах, так и в условиях непосредственного целенаправленного формирования личности. Учитывая результаты проделанной работы, можно сказать, что изначально поставленные перед исследованием цели и задачи достигнуты.
Глоссарий
№ п/п Понятие Определение
1 «Я-концепция» система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности.
2 Вербальный термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.
3 Влияние процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.
4 Идентификация отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.
5 Институт социализации социальная группа, в которой личность усваивает социальное влияние, приобщается к системам норм и ценностей, выступающая транслятором социального опыта и в которой личность воспроизводит усвоенное ранее социальное влияние и систему социальных связей.
6 Межличностные отношения субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия.
7 Рефлексия это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
8 Роли предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или конкретной совокупностью групп права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения.
9 Социальная адаптация приспособление конкретного индивида к различным социальным условиям.
10 Социальная перцепция процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
11 Социальная установка субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) нате или иные ценности, предписывающие индивидам определенные социально принятые способы поведения.
12 Социальные роли являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения.
Список использованных источников
1Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 302 с
Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 363 с.
Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 с.
Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005.
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; собрание лекций, СПб: Питер, 2006. - 320 с.
Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.
Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2007. - 224 с.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 525 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство: «Питер» Серия: Мастера психологии. - 2009. - 592 с.
Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 600 с.
Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов н/Д., 2008. - 544 с.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Проблемы личности в социальной психологии

Реферат: Исследование личности в социальной психологии

Реферат: Проблема группового отношения к времени в социальной психологии

Курсовая работа: Личность и направленность личности в психологии

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Гармония личности как общечеловеческая проблема

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.