Курсовая работа: Проблема личности в социальной психологии

Проблема. Несомненно, что проблеме личности принадлежит одно их центральных мест в социальной психологии. При этом практически все подразделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, обусловленную этими связями и отношениями и вместе с тем выступающую в роли активного субъекта деятельности.

Дата добавления на сайт: 13 сентября 2024


Скачать работу 'Проблема личности в социальной психологии':


Курсовая работа
Название дисциплиныСоциальная психология
ТемаПроблема личности в социальной психологии
Введение
Проблема. Несомненно, что проблеме личности принадлежит одно их центральных мест в социальной психологии. При этом практически все подразделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, обусловленную этими связями и отношениями и вместе с тем выступающую в роли активного субъекта деятельности. Однако довольно долго в качестве предмета исследования в социальной психологии выступали общение, общности, группы, а изучением личности занималась общая психология. Но в конечном итоге акцент был сделан все-таки на личность, поскольку всякий микро- и макро-социум состоит из личностей и процесс общения реализуется посредством отдельных личностей. Помимо этого некоторые разделы психологии (общая, возрастная и другие) не в состоянии представить полное понимание личности, поскольку ее многие стороны имеют социальную обусловленность.
Тема курсовой работы: «Проблема личности в социальной психологии».
Актуальность данной проблемы обусловлена важностью для социальной психологии, установить и четко определить отличие собственного подхода к личности от подходов к ней в таких дисциплинах, как общая психология и социология. В общей психологии сделан упор только на всеобщие механизмы психической деятельности индивида. Личность с точки зрения социолога рассматривается главным образом как объект социальных отношений. Трудность решения поставленной задачи, при этом, обусловлена тем, что из-за некоторых различий в понимании личности в какой-то конкретной психологической или социологической теории, можно осмыслить специфику ее как предмета исследования именно в социальной психологии. Ключевым же отличием социально-психологического от общепсихологического подхода в исследовании личности является то, что первый исследует весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а общепсихологический - нет.
Цель исследования состоит в описании специфики исследования личности в социальной психологии, ее социально-психологических качеств, а также задач социально-психологического изучения личности. Для достижения намеченной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Исследовать специфику социально-психологического подхода к пониманию личности.
Дать характеристику различным социально-психологическим теориям личности.
Рассмотреть представления о личности различных авторов в зарубежной и отечественной социальной психологии.
Выявить проблемы социализации личности и ее социально-психологической компетенции.
Определить проблемы внутренней противоречивости личности и пути их преодоления.
Исследовать проблему формирования социальной установки личности.
Методологию исследования составляют общенаучные и частные методы - сравнение, теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных авторов, учебной литературы, для поиска необходимого фактического материала будут также использована информация из различных научных публикаций и статей, материалов интернет-сайтов посвященных данной проблеме.
1. Понимание личности в социальной психологии
.1 Социально-психологический подход к пониманию личности
С древнейших времен люди обнаруживали зависимость своего поведения от той социальной среды, которая их окружала, а также от собственной психики, что побуждало их приспосабливаться к условиям жизни и, вместе с тем, проявлять способность к свободному выбору. Подобное совмещение психики и внешних воздействий и стимулов в истории психологии отмечено во многих прошлых теориях и концепциях по изучению проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности. Анализ данной проблемы которое строится на психологических исследованиях и философских основах, антропологически, по которым человек, прежде всего биологическое существо. Определяется его роль и место в социуме, за основу берется приоритет социальной среды в становлении развития личности.
Мы используем понятие «личность» - как выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. При этом под данным термином может пониматься либо человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, либо устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как представителя какой-либо общности или социальной группы. Однако следует в первую очередь выяснить специфику понимания личности именно в социальной психологии.
Различные социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных аспектах, истекают как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и по важности социума, социальных отношений в становлении личности. В зависимости от преобладающей стороны данного явления и приводится теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения человека, обусловленной стратегии действия, иных социально-психологических качеств и свойств индивида.
Сегодня многие научные теории, занимающиеся исследованиями в области человеческой психики теоретически и экспериментально подтверждают, что последняя не является следствием или непосредственным продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому становится ясно, что наши психические функции складываются в процессе нашего становления и развития в социуме, посредством усвоения всеми нами социального опыта. Следует отметить, что этот процесс усвоения представляет собой особую форму психического развития, которая может быть свойственно исключительно человеку. При этом мы говорим не только о высших психических функциях (мыслить абстрактно, логической памяти и других), а также и о таких элементарных и, на первый взгляд, врожденных функциях (например, тональный слух), обладающих социальной природу и складывающихся на протяжении жизни.
По словам нашего известнейшего психолога и основателя отечественной нейропсихологии - Лурия А.Р.: сами функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не возникают в готовом виде к рождению человека и не вызревают самостоятельно, но складываются в процессе общения и предметной деятельности подрастающего человека. В реальности не существует никаких природных программ социального поведения человека, поскольку собственно социальная жизнь не есть постоянная система факторов, а меняющаяся, зачастую гораздо быстрее, чем смена поколений.
Целый ряд психологов обосновывают социализацию личности, как переход от чисто биологического к социальным этапам развития, понимая под социализацией процесс обучения, адаптации. В действительности общественные отношения своим действием превращают естественные функции в социальные, ставя их на службу общественному развитию. При этом, социальное не уничтожает природное, снимая его в человеке, подключает его к новые системам связей и отношений, подконтрольным качественно новым законам социальной формы движения.
Другие же теоретики в области психологи, исследуя личность, стремятся идеалистически представить ее внедрение в общественную культуру социума, как некий «исключительно духовный процесс». Так сторонники символического интеракционизма рассматривают социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, что происходит в первичной группе путем «принятия роли другого».
В конечном итоге психология в ходе своего развития выдвинула два взаимоисключающих заключения:
психические явления являются результатом самодетерминации, являются структурными компонентами единой антиномии;
психические процессы и состояния предопределяются влиянием внешней среды.
Оба эти утверждения в целом логичны в системе, которая является одновременно само детерминантной и такой, которая возникает вследствие воздействия социальной среды. При этом, следует отметить один важный момент: с тех времен, как человек сумел создать новый предметный мир, цивилизацию, которая им руководствуется и с которой связано поле символов и развитие отношений, она отделилась от животного мира и развивается по принципиально новым законам социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность.
Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу, когнитивные характеристики; «Я-характеристики»; локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.
Итак, анализ различной литературы позволяет сделать вывод, что особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности состоят в следующем:
данный подход раскрывает механизмы социализации личности;
показывает социально-психологическую структуру личности;
предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее.
.2 Социально-психологическая структура личности
Значимой проблемой при изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности является одной из наиболее важных задач как социологии, так и социальной психологии. В частности в ходе проведения социально-психологических исследований осуществлена колоссальная работа по исследованию социально-психологической структуры личности, имеющая под собой огромную эмпирическую базу. Проблема структуры личности относится к числу актуальнейших вопросов социально-психологической теории в отличие от распространенной точки зрения на структуру личности, говорится не о структуре личности вообще, а о различных подходах к ее построению и соответственно о двух качественно различных моделях структуры личности: статической и динамической.
Под статической структурой следует понимать абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида. Степень обобщенности такой модели может быть весьма различной. Это зависит уже от того, каков инструментальный подход исследователя к статической структуре личности - аналитический или интегральный. Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида. Под динамической структурой личности мы и подразумеваем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида.

Структура человеческой личности как явления весьма сложного, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Всякая структура характеризуется некоторой устойчивостью и вместе с тем подвержена различным изменениям - прогрессивным и регрессивным - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к отклонениям, получившим название девиантного поведения. В характеристике модели социально-психологической структуры личности можно выделить два основных параметра. Во-первых, тот, который связан с определением характера самой модели, могущей быть статической или динамической, и, во-вторых, тот, который связан с определением инструментального подхода к исследованию, могущего быть аналитическим или интегральным.
Общечеловеческие психические свойства индивида. Общечеловеческим в психике человека является, во-первых, наличие необходимого комплекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей психофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт биосоциальной детерминированности психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются такие устойчивые черты и свойства личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности психики человека в отличие от психики животных.
Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловеческим опытом необходимо различать социально-специфический опыт личности. Здесь имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, профессиональных, национальных и т. д.). Общим для названных элементов социально-специфического опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида. Для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной действительности человеком, которые носят предельно обобщенный, безличный характер (роли, нормы, ценности и символы).
Социальные нормы. Понятие социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц
Социальные роли являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения. Роли - это предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или конкретной совокупностью групп права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения.
Каждая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по отношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом производственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий "узел" прав и обязанностей личности, которые вытекают из набора ролей и образуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности.
Символы. Одним из средств распространения, внедрения и закрепления официально санкционируемой системы ценностей является символика. Символы соединяют в себе рациональный смысл и рационально истолкованное значение той или иной социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания.
Ценностные ориентации. Любая общественно-экономическая формация характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально. Другими словами с помощью разветвленной системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально.
Самосознанием личности является самооценка человека, то есть его оценка своих возможностей и способностей, соотнесенная определенным образом с его реальным положением и совокупностью выполняемых им обязанностей, функций и ролей. Самосознание личности представлено:
родовым самосознанием или фактом осознания человеком своей принадлежности к человеческому роду
индивидуальным самосознанием или фактом осознания индивидом его индивидуально-неповторимых особенностей, черт характера и специфических жизненных интересов.
В конечном счете, можно говорить о четырех основных модификациях динамической структуры личности (Приложение А):
вербального поведения;
невербального поведения;
внутреннего вербального состояния;
невербального психического состояния.
Значимость психического настроя личности определяется, в первую очередь, многообразием его функций, а именно в качестве:
аккумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и перерабатываемой индивидом в единицу времени;
регулятора и тонизатора активности человека;
установки восприятия информации и деятельности;
фактора ценностной ориентации личности.
Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение. Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения, которые, в свою очередь, определяют характер поступков человека. Следовательно, и процесс социализации личности может быть понят как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.
1.3 Социально-психологические теории личности
Сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».
На сегодняшний день, к самым известным социально-психологическим теориям личности, в частности относятся:
психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);
поведенческую школу (бихевиоризм);
понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);
изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;
трансакционный анализ личности (Э. Берн);
акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);
стратегию жизни личности К. Абульхановой-Славской;
социально-психологические концепции личности.
Рассмотрим вкратце основные положения данных теорий.
Психоанализ. Отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд положил начало одного из глубочайших учений о человеческой индивидуальности. Психоанализ основан на двух доктринах:
Доктрина психического детерминизма. Это означает, что любое психологическое явление имеет причину;
Утверждение о том, что бессознательные процессы играют значительно более весомую роль в формировании мышления и поведения человека, нежели сознательные.
Фрейд считал, что именно в бессознательном скрыты...

Похожие материалы:

Реферат: Проблема группового отношения к времени в социальной психологии

Реферат: Исследование личности в социальной психологии

Курсовая работа: Личность и направленность личности в психологии

Реферат: Место нейронаук в изучении проблематики психологии личности: обзор исследований

Курсовая работа: Проблема воли в психологии