Курсовая работа: Исследование личностных качеств младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.2 УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.3 РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.4 ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ВЫВОДЫ
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследование личностных качеств младших школьников':


Содержание
Введение
1. Теоретические основы исследования возрастных особенностей младших школьников
1.1 Общая психологическая характеристика ситуации развития младшего школьника
1.2 Учебная деятельность младших школьников
1.3 Развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста
1.4 Внимание и память в младшем школьном возрасте
Выводы
2. Эмпирическое исследование личностных качеств младших школьников
2.1 Организация эмпирического исследования
2.2 Анализ полученных результатов
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества созрела острая необходимость беспрестанно преодолевать устоявшиеся стереотипы образования, искать новые идеи ради создания школы самореализации, школы жизнетворчества, поликультурного воспитания, в которой утверждается проективная, личностно ориентированная педагогика, где ребенок является главным приоритетом и ценностью, субъектом культуры и жизни. Главная задача современной школы - развитие личности школьника, его самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала ради содействия всестороннему и гармоничному личностному развитию, интеллектуальному росту, формированию психических процессов.
Для того, чтобы ребенок успешно учился, необходимо помочь ему в развитии психических процессов и установлении психических функций. Для этого необходимо знать психологию младшего школьного возраста, которая базируется на особенностях развития теоретического мышления, памяти, процессах восприятиях, внимания, способности к саморегуляции, осознании своего личного отношения к миру, на изменении содержания внутренней позиции детей, на изменении самооценки, именно в этом возрасте складывается характер и формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к получению знаний.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. За последние годы, в связи с переходом к учебе с 6 лет и введением четырехлетней начальной школы, нижний предел данного возрастного этапа переместился, и многие дети становятся школьниками, начиная не с 7 лет, как раньше, а с 6 лет. Начало учебы характеризуется разнообразными трудностями и проблемами, которые возникают перед первоклассниками и связаны с качественно новой, сложной социальной ролью, которую они начинают выполнять.
Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности. Наиболее характерная черта периода от 6 до 10 лет заключается в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства и школьника.
Начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, которая требует от ребенка и значительного умственного напряжения, и большой физической выносливости. Как показывают исследования, сложность учебной деятельности и необычность переживаний часто вызывают новые, неожиданные свойства, например, тормозную реакцию у подвижных и возбудимых детей и, наоборот, делают возбудимыми спокойных и уравновешенных.
Степень разработанности проблемы. В современных условиях поиски отечественных ученых в сфере психологии младшего школьного возраста сосредоточены на нескольких направлениях. Одно из ведущих направлений - это исследования личностных характеристик (ответственности, активности, творчества, особенностей внимания, памяти, мышления, эмоций и тому подобное), которые влияют на динамику умственной работоспособности личности (П.С. Блонский, А.Л. Лурия, Э. Бруннер, Т.В. Волкова, А.С. Колесник и пр.).
Второе направление исследований связано с изучением внешних факторов (организация и оборудование рабочего места, освещения, температура, среды для труда и отдыха, режима труда и отдыха, сочетания умственной нагрузки и двигательной активности, чередования видов труда по уровням сложности и тому подобное), которые влияют на эффективность умственного труда личности (И.А. Александрова, М.Т. Антропова, М.К. Виноградов и пр.). Исследование научными работниками этого направления имеют целью выявить оптимальные условия среды обучения и усовершенствовать их.
По мнению многих ученых, именно в период младшего школьного возраста начинают возникать качественные изменения в психическом развитии ребенка, которые предопределены появлением, хотя и недостаточной сформированностью произвольности и осознанности своих поступков, поведения, переживаний (Г.О. Балл, И.Д. Бех, Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.М. Фельдштейн). Именно поэтому важно изучать внутренние детерминанты психической деятельности детей младшего школьного возраста.
Изучение разных аспектов психологии младших школьников было предметом многочисленных теоретико-эмпирических исследований (А.И. Аверин, Г.М. Бреслав, К. Бютнер, Б.Е. Вайнер, А.В. Запорожец, А.И. Захаров, И.Ю. Кулагина, Л.С. Славина и др.). Анализ психологической литературы показал, что особенности психической деятельности младших школьников проявляются, развиваются и формируются в общении (Л.И. Божович, В.А. Лабунская, М.И. Лисина и др.), эмоции и познавательные процессы принимают участие в регуляции деятельности (В.К. Вилюнас, Г.С. Костюк, А.М. Леонтьев и пр.).
Объектом исследования является личность младших школьников.
Предметом исследования - личностные особенности младших школьников.
Цель исследования - теоретическое и эмпирическое исследование личностных особенностей младших школьников.
Для реализации данной цели нам были поставлены следующие задачи:
. Дать общую психологическую характеристику ситуации развития младшего школьника.
. Рассмотреть учебную деятельность младших школьников.
. Изучить развитие эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.
. Охарактеризовать внимание и память в младшем школьном возрасте.
. Провести эмпирическое исследование личностных качеств младших школьников.
. Обработать и проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологической основой исследования является: концептуальные положения относительно формирования и развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Д. Максименко, Р. Аткинсон, В.С. Мухина, М.В. Гамезо); принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), системный подход к исследованию личности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов).
Методы исследования:
теоретические: историко-логический; анализ; синтез; сравнение;
методы наблюдения за детьми во время режимных моментов и в игре; беседы с педагогами и родителями; индивидуальные собеседования с родителями;
методики "Цветная социометрия", "Паровозик", "Часики", направленные на диагностику психических и эмоциональных состояний детей.
Характеристика выборки. В исследовании принимали участие дети от 6 до 7 лет, которые обучаются в 1-м "А" и 1-м "Б" классах, в количестве 34 ребенка. Из них 18 девочек и 16 мальчиков.
Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:
возрастной критерий - средний возраст испытуемых 7,5 лет;
половой критерий - в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола.
образовательный критерий - в исследовании принимали участие лица, которые обучаются в начальных классах школы.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе школьного учебного заведения общеобразовательной школы № 180 г. Москвы.
Теоретическое и практическое значение работы заключается в том, что была проанализирована научная литература, выявлены психические состояния детей младшего школьного возраста в зависимости от разных условий: воспитание, ситуации педагогической деятельности, благоприятных условий в семье. Проанализированные результаты экспериментов, разработаны практические рекомендации для внедрения в практику учебно-воспитательного процесса учебного заведения.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов к каждому разделу, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 41 источник, приложений. Основной текст работы изложен на 37 страницах.
1. Теоретические основы исследования возрастных особенностей младших школьников
1.1 Общая психологическая характеристика ситуации развития младшего школьника
Младший школьный возраст всегда привлекал внимание исследователей проблем педагогической психологии. На сегодняшний день есть много разнообразных образовательных программ, которые направлены на развитие психики и личности в этом возрастном периоде. Однако, несмотря на многочисленные исследования, посвященные проблемам развития младших школьников, общая картина генезиса центрального психологического новообразования как основы построения образовательного процесса остается невыясненной. Понятие о возрастных психологических новообразованиях впервые было введено в психологию Л.С. Выготским в качестве критерия и основания выделения психологического возраста. По его мнению, каждый аналитический и критический период характеризуется центральным психологическим возрастным новообразованием [11, c.165].
Однако в современной психологии нет единой точки зрения на этот счет. Так, например, наряду с теоретическим мышлением в качестве центрального новообразования младшего школьного возраста, называется рефлексия [18, c.93], либо в целом умение учиться [20, c.134], или один из компонентов учебной деятельности, например, контроль [13, c.104]. По мнению других исследователей младшего школьного возраста, центральными психологическими новообразованиями этого периода являются произвольность и осознанность познавательных процессов и поведения (Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова) [16, c.73]. Все перечисленные новообразования, по мнению авторов, возникают к концу данного возраста, т.е. являются результатом, итогом развития ребенка в младшем школьном возрасте.
В других работах, связанных с началом школьного обучения, выделены новообразования, которые свидетельствуют о состоявшемся переходе ребенка из дошкольного в младший школьный возраст, т.е. рассматриваются новообразования, возникающие сразу после проживания кризиса семи лет. Так, Г.Г. Кравцов вслед за Д.Б. Элькониным связывает начало младшего школьного возраста с появлением у ребенка устойчиво удерживаемого теоретического отношения к задаче, с обращением внимания ребенка на способ действия [30, c.118]. Е.Л. Бережковская связывает переход из дошкольного в младший школьный возраст со способностью ребенка к внутреннему диалогу. Эта способность начинает развиваться на основе приобретений кризиса семи лет благодаря становлению внутренней речи [36, c. 209].
Согласно возрастной периодизации, принятой отечественными психологами и педагогами, период жизни детей от шести до одиннадцати лет называется младшим школьным возрастом [17, c.103]. При определении его пределов учитываются особенности психического и физического развития детей, берется к вниманию переход их от игровой к учебной деятельности, которая становится и в этом возрасте ведущей.
Поступление ребенка в школу - это резкое изменение его жизни и деятельности. Ребенок идет в школу с физической и психологической готовностью к этому изменению. В школьной учебе используются и продолжают развиваться физические и умственные способности, формируются психические свойства младшего школьника [26, c.74].
В течение младшего школьного возраста происходит дальнейший рост организма ребенка. Это видно из средних показателей развития младших школьников (табл.1.1.).
С 6 лет у детей наступает период равномерного роста, который длится рядовой до 9 лет у девочек и до 11 - у мальчиков. Девочки после 9 лет опережают в росте мальчиков [8, c.69].
Развивается мышечная система младших школьников. Увеличивается вес всех мышц относительно веса тела, которое способствует росту физической силы детей, повышается способность организма к относительно длительной деятельности. Мелкие мышцы кисти руки развиваются медленнее.
Таблица 1.1.
Средние показатели развития младших школьников
Возраст Пол Рост, м Вес, кг Окруж., груд. клетки, cм
7 лет Девочки 122,1 23,2 58,4
Мальчики 123,9 24,3 60,3
8 лет Девочки 126,5 25,7 58,9
Мальчики 128,2 26,5 60,7
9 лет Девочки 132,0 28,3 62,8
Мальчики 133,5 29,2 62,7
10 лет Девочки 138,8 31,2 66,8
Мальчики 137,4 31,9 65,0
Вес мозга первоклассника приближается к весу мозга взрослого человека. У младших школьников увеличивается подвижность нервных процессов, которая дает возможность детям быстро изменять свое поведение в соответствии с требованиями учителя [24, c.295].
Возрастает роль второй сигнальной системы в анализе и синтезе впечатлений о внешнем мире, в образовании временных связей, в выработке новых действий и операций, формировании динамических стереотипов.
Обобщая, можно сказать, что у детей семи - десяти лет основные свойства нервной системы по своим характеристикам приближаются к свойствам нервной системы взрослых, хотя сами по себе эти характеристики еще не очень устойчивы.
Развитие психики осуществляется, прежде всего, на основе ведущей для определенного возрастного периода деятельности. Такой деятельностью для младших школьников выступает учение, существенно изменяя мотивы их поведения и открывая новые источники развития познавательного и личностного потенциала [20, c.114].
Включаясь в новую для себя учебную работу, дети постепенно привыкают к ее требованиям, а соблюдение последних, в свою очередь, обусловливает развитие новых качеств личности, еще отсутствующих в дошкольном возрасте. Такие качества (новообразования) возникают и развиваются у младших школьников в соответствии с формирования учебной деятельности. Основными новообразованиями психики младшего школьника является произвольность как особое качество психических процессов, внутренний план действий и рефлексия. Именно благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средних классах, для перехода к подростковому возрасту с его особыми требованиями и возможностями [1, c.211].
Развитие младшего школьника в процессе обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием последнего. Однако одно и то же содержание различно усваивается детьми и по-разному, в зависимости от метода обучения, влияет на их развитие. Эффективность развития существенно зависит от того, насколько целеустремленно в процессе обучения учащихся побуждают анализировать свои впечатления от воспринятых объектов, осознавать их отдельные свойства и свои действия с ними, выделять существенные признаки объектов, овладевать критериями оценки отдельных их параметров, вырабатывать способы классификации объектов, образовывать обобщения, осознавать общее в своих действиях при решении различных видов задач и т.д.
Ставя перед учащимися новые познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, обучение должно предшествовать развитию, опираться не только на его актуальные достижения, но и потенциальные возможности. Обучение влияет на развитие младших школьников и своей организации, поскольку именно она определяет формы их коллективного общежития, общения между собой и с учителем.
1.2 Учебная деятельность младших школьников
Для младших школьников учебная деятельность становится ведущей и приобретает характерные особенности. Своеобразие учебной деятельности заключается в том, что ее содержание в основном составляют научные понятия и обусловленные ими обобщенные способы решения задач, а ее основная цель и главный результат заключается в усвоении научных знаний и соответствующих им умений [31, c.135].
В структуре учебной деятельности принято выделять следующие компоненты: цель (усвоение определенных знаний, умений и навыков), учебные ситуации (задачи) и учебные действия и операции, с помощью которых учащиеся овладевают содержанием обучения, контроль и оценку, мотивы и формы общения учеников с учителем и между собой. Структура учебной деятельности формируется постепенно. Более сложными становятся цели учебной деятельности, которые теперь определяются содержанием школьного обучения. Овладение последним требует не только активности, но и формирования у учащихся новых действий. Среди последних на первый план в современных условиях выходят мыслительные и речевые действия, необходимые для осознания учебной задачи, понимания содержания, раскрытия внутренних связей, причинных зависимостей в узнаваемом объекте и т.д. Конкретное соотношение различных действий зависит от этапа обучения и его содержания (язык, математика, естествознание и т.д.) [9, c.178].
Существенную роль в обучении младших школьников играют различные виды наглядности. Подчеркнем, что ее использование является средством донесения до учащихся необходимых для формирования представлений и понятий об узнаваемых объектах чувственных данных, средством развития способности воспринимать различные явления окружающей действительности.
Обогащается мотивация учебной деятельности школьников. Развиваются их познавательные интересы, заинтересованность не только процессом, но и содержанием обучения, осознание необходимости выполнения учебных задач, чувство долга, ответственности перед учителем и родителями. Специфическими являются и учебные ситуации. Во-первых, здесь школьники должны усвоить общие способы выделения свойств понятий и решения определенного класса конкретно-практических задач. Во-вторых, воспроизведение образцов таких способов выступает основной целью учебной работы. Учитель ставит младших школьников в такие условия, когда они должны искать общий способ решения всех конкретно-практических задач определенного типа.
Следующий этап работы - воспроизведение его отдельных операций и усвоения системы условий по использованию этого способа. В дальнейшем, встречаясь с соответствующими конкретно-практическими задачами, ученики сразу используют усвоенный общий способ их решения, проявляя умение, предварительно сформированное в учебной ситуации [26, c.78].
Одним из важнейших психологических требований к организации начального обучения является преподавание большинства тем и разделов программы на основе учебных ситуаций, которые сразу ориентируют школьников на усвоение общих способов выделения свойств понятия и решения задач определенного класса. Работа учащихся в учебных ситуациях складывается из действий разного типа, особое место среди которых занимают учебные действия. Именно с помощью последних учащиеся воспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их использования. Выполняются эти действия как в предметном, так и в умственном плане [5, c.31].
Отдельной задачей учебного процесса на этом этапе является специальное формирование у учащихся системы необходимых учебных действий. Без этого усвоение программного материала будет...

Похожие материалы:

Реферат: Исследование особенностей внимания младших школьников

Реферат: Психологические исследование личностных особенностей наркозависимых людей

Реферат: Агрессивное поведение умственно отсталых младших школьников

Курсовая работа: Развитие творческого мышления младших школьников в процессе

Реферат: Эмпирическое исследование психологических основ формирования универсальных личностных учебных действий