Реферат: Исследование особенностей внимания младших школьников

Внимание - это особая форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для личности предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.

Дата добавления на сайт: 30 августа 2024


Скачать работу 'Исследование особенностей внимания младших школьников':


Введение
внимание школьник шульте
Внимание - это особая форма психической деятельности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значимых для личности предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях.
Условием эффективности учебно-воспитательного процесса является внимание учеников, умение учителя контролировать внимание детей, развивать способность учащихся к самоорганизации внимания.
Ученик может успешно учиться только с помощью сосредоточенности, или концентрации внимания. Внимательно слушая объяснения учителя на уроке он легче воспринимает, понимает и запоминает его содержание и тем самым облегчает себе выполнение домашних заданий; аккуратность, точность, безошибочность выполнения письменных работ учащимися возможны только при устойчивой виду. Ученики-отличники, как правило, очень внимательны на уроках и во время всех видов учебной деятельности.
Развитие и воспитание внимания учащихся приобретает особое значение в связи с переходом школы на работу по новым программам; усвоения школьниками содержания этих программ возможно только при высоком уровне внимания.
Чем сложнее работа, чем она ответственная, тем больше внимания требует ее выполнения. Особенно высокие требования к разным сторонам человеческой психики, и именно во внимание, выдвигает современный уровень производства, автоматизация трудовых процессов. Недаром в инженерной психологии и психологии труда проблема внимания занимает центральное место [11]. Без высокого уровня человеческого внимания невозможна не только организаторская, но и любая исполнительная деятельность в условиях современного производства. Чтобы молодое поколение было подготовлено к участию в работе в условиях современного производства, у него должна быть высокая культура внимания в период школьного обучения. Этой цели можно достичь, развивая внимание учеников не только в умственной работе, но и в других видах труда.
Личность, находясь в бодром состоянии, активно относится к предметам и явлениям окружающей действительности, к собственным переживаниям: то воспринимает, вспоминает, о чем-то думает. В таких случаях она сосредоточивает свое сознание на том, что воспринимает, переживает, то есть она бывает к чему внимательной.
Внимание необходимо человеку и в повседневной жизни: в быту, в процессе общения с людьми; она обеспечивает правильную ориентацию в окружающей среде.
Высоко развита в процессе воспитания и обучения внимание превращается в внимательность - ценнейшую черту человеческого характера.
Среди психических явлений внимание занимает особое место: она не является самостоятельным психическим процессом и не относится к качествам личности.
С вниманием в ее высших формах связывают регулируемое осуществления психических процессов и сознательного поведения человека [54].
Некоторые зарубежные психологи, длительное время не признавали существования внимания, даже считали лишним слово «внимание», потому что она не имеет никакого психологического содержания. В прессе в 30-х годах появилась статья датского профессора Э. Рубина «О не существовании внимания». Уже само название статьи говорит о ее содержании.
В настоящее время внимание устойчиво вошла в психологии как научное понятие. Этому способствовали запросы практики, развитие кибернетики, выяснили в план научного исследования «прием информации», появление и развитие таких наук, как инженерная психология, психология труда, психофизиология, для которой внимание стало центральной проблемой. Конечно, внимание не является самостоятельным психическим процессом, например ощущение, память, мышление. Внимание всегда включено в деятельности, является важнейшим условием продуктивности психической деятельности и выступает в единстве с различными психическими процессами - познавательными, эмоциональными, волевыми [8].
Такие свойства личности, как характер, темперамент, способности также отражаются на личностях внимания - в ​​выборе объекта, в устойчивости, переключении, отвлечении.
Внимание всегда присуще конкретному человеку, определенной личности. Направленность личности и сосредоточенность внимания тесно связаны с направленностью личности, то есть с ее требованиями, интересами, убеждениями.
На человека постоянно действует большое количество раздражителей. Но в определенный момент человек реагирует на те из них, которые в большей степени, чем другие, соответствуют его потребностям, и, таким образом, имеют для нее более важное жизненное значение. Так, значимые объекты привлекают внимание, определяют ее направленность; менее значимые в это время не замечаются.
Проблемой внимания занимались как отечественные, так и зарубежные психологи: Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Б.В. Эльконин; А. Валлон, К. Коффка, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Е.Б. Титченер и другие.
Психологически обоснованный учет качеств внимания, как и ее возможных расстройств и нарушений, является необходимым условием рассмотрения познавательных процессов, в которых проявляется внимание [35].
Объектом - есть внимание младших школьников.
Предмет - особенности внимания младших школьников, в учебной деятельности.
Цель: изучение особенностей внимания детей младшего школьного возраста.
Задачи:
. Провести теоретический анализ проблемы изучения внимания.
. Определить развитие устойчивости внимания младших школьников.
. Определить объем внимания младших школьников.
. Сформулировать рекомендации учителю по организации внимания учащихся младшего школьного возраста.
Использованы следующие методы: тестирование, наблюдение, беседы (с учениками, их родителями и учителями), изучение личных дел учащихся, изучение продуктов деятельности учащихся, методы статистической обработки данных.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
В первом разделе «Проблемы изучения внимания младшего школьника», на основе обзора литературы мы раскрыли состояние данной проблемы в развитии психологической науки.
Дали оценку исследуемой проблеме, соотнесли ее с основной задачей исследования. Сформулировали задачи и гипотезу экспериментального исследования.
ИИ раздел «Экспериментальное исследование особенностей внимания младших школьников», содержит описание задач, объекта и методов исследования данной проблемы. С помощью конкретных методик Шульте, Крепелина и корректурной пробы Бурдона провели экспериментальное исследование.
Провели количественную и качественную обработку данных.
Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе №16, с учениками 3 - Б класса (возраст - 9 лет). В исследовании приняли участие 20 человек.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения внимания младшего школьника
1.1 Общая характеристика внимания и его свойств
Внимание - условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни, в быту, в общении с другими людьми. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса.
Особенностью протекания познавательных процессов является их избирательный, направленный характер. Внимание - это направленность и сосредоточенность, предусматривающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида.
Направленность внимания оказывается в изобразительности, в самопроизвольном или произвольном выборе, выделении объектов, которые соответствуют требованиям субъекта, целям и задачам его деятельности. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременно отделения от всего постороннего, временное игнорирование других объектов [15].
Также внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, умственных и двигательных процессах. Поэтому в зависимости от объекта исследования выделяют следующие формы процессов внимания:
 сенсорная (перцептивная)
 интеллектуальная;
 моторная (двигательная).
Сейчас больше изучают сенсорную (зрительную и слуховую) внимание. Большинство данных, характеризующих внимание, получено фактически во время ее исследования. Так, с вниманием связаны точность и полнота восприятия, ослабленность внимания может привести к значительным нарушениям перцептивных процессов и искажению образа, который формируется.
По способам осуществления и характеру происхождения выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Произвольное внимание - это сознательно направленное и регулируемое сосредоточение. Произвольное внимание развивается на основании непроизвольной.
По активности человека в организации внимания различают три вида: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.
Произвольное внимание называется активной или волевой. Все определения подчеркивают, что в сосредоточении внимания на объекте инициатива принадлежит субъекту.
Произвольное внимание - это сознательно направлено сосредоточения личности на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности [19].
Послепроизвольное внимание, как убеждает опыт и специальные исследования, возникает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях в процессе произвольного внимания. Послепроизвольное внимание - сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценной для личности.
Непроизвольное внимание. В некоторых исследованиях ее называют пассивной, в других - эмоциональной. Оба термина помогают раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивной внимание, то подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте внимания. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциональными интересами, потребностями, вызванными данным объектом. В этом случае тоже нет волевых усилий, направленных на сосредоточенность. Таким образом, непроизвольное внимание - это сосредоточенность сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя [57].
Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов ее внимания.
В произвольной виду проявляется активность личности, при этом внимание, интересы имеют опосредованный характер. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, выбирать правильное решение.
Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат как при произвольном сосредоточении, то есть основание говорить о послепроизвольное внимание. Деятельность так захватывает в этом случае человека, что ей не надо заметных волевых усилий для поддержания внимания. Таким образом, послепроизвольное внимание, проявляясь вслед за произвольной, не может быть сведена к ней. Так как это внимание связано с сознательно поставленной целью, она не может быть сведена и к непроизвольного внимания. Внимание, сначала поддержана волевым усилием, переходит в послепроизвольное. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ней обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда.
Непроизвольное внимание вызывают раздражители, которые отличаются фактически одним общим свойством - новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания [16].
Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркие свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение не столько абсолютная, сколько относительная интенсивность раздражителя.
Непроизвольное внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимых для него.
Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Непроизвольное внимание возникает независимо от сознательных намерений субъекта, без каких-либо волевых усилий с его стороны. Основная функция непроизвольного внимания содержится в быстрой и правильной ориентации в условиях среды, которые постоянно меняются, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент больше всего значение [18].
Физиологические основы внимания
Внимание, как показали исследования, детерминируется соотношением возбуждений в коре больших полушарий головного мозга, обусловленных раздражителями, влияющие на чувство организма, и внутренними установками и психическими состояниями.
Физиологической основой простейших случаев внимания является ориентировочный рефлекс. Последний вникает под влиянием нового или неожиданно возникающего раздражителя.
Внимание, что выступает в единстве с ориентировочный рефлекс, дает возможность вовремя заметить внезапное й раздражитель (предмет, явление), который оказался и целесообразно на него реагировать.
Для понимания физиологических основ внимания большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов И.П. Павлова и А.А. Ухтомского.
Согласно идеям И.П. Павлова и А.У. Ухтомского, явления внимания связанные с повышением возбуждения отдельных мозговых структур в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения.
Как считал И.П. Па охоту, в любой момент времени в коре является любой участок, которая характеризуется наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения. Этот участок возникает по закону индукции нервных процессов, которые концентрируются в одной области головного мозга, вызывают торможение в других ее областях и наоборот.
Особое значение для понимания физиологических механизмов внимания имеет принцип доминанты. По А.А. Ухтомским, в мозге всегда доминирующий очаг возбуждения. А.А. Ухтомский характеризует доминанту как констелляцию «центров с повышенной возбужденностью». Особенностью доминанты как господствующего очага является то, что она не только может подавлять вновь возникшие очаги возбуждения, но и способна притягивать к себе и слабые возбуждения, и благодаря этому усиливаться за их счет, еще больше доминировать над ними. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения [34].
В последние годы в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и ученых получены новые результаты, которые раскрывают нейрофизиологические механизмы внимания. Внимание возникает на фоне общей бодрости организма, связанной с активной мозговой деятельностью. Если активное внимание возможна в состоянии оптимальной бодрости, то трудности сосредоточения возникают как на фоне расслабленной диффузной, так и на фоне чрезмерной бодрости. Внимание возможна на определенном уровне активности мозга. Предполагается, что непроизвольное внимание связана прежде всего с общими, генерализованными формами неспецифической активизации мозга. Произвольное внимание связана как с увеличением общего уровня активации мозга, так и со значительными локальными [34].
Развитие высших форм внимания
Первоначальная внимание ребенка осуществляется с помощью наследственных нервных механизмов, организующих протекание ее рефлексов по известному физиологическим принципом доминанты. Этот принцип устанавливает, что в работе нервной системы организующим моментом является наличие одного главного очага возбуждения, который усиливается за их счет. В доминантному нервном процессе заложены органические основы того процесса поведения, который мы называем вниманием.
У новорожденных есть только две доминанты - пищевая и связана с изменением положения. Только постепенно у ребенка развивается зрительная, слуховая и другие доминанты, и только с их появлением становится возможным образование новых условных рефлексов по зрению и слуху.
Таким образом, доминантная реакция стоит в самом начале образования новых связей в коре головного мозга ребенка и определяет характер и направление этих связей. Весь этот период в развитии ребенка мы называем периодом натурального или примитивного развития его внимания [9].
По мнению Л.С. Выготского, существуют две линии развития внимания ребенка: линия натурального линия культурного развития внимания.
Культурное развитие внимания начинается, строго говоря, также в самом раннем возрасте ребенка, при первом же социальном контакте между ребенком и окружающими ее взрослыми людьми. Как и всякий культурное развитие, он является развитием социальным и заключается в том, что ребенок с мерой врастания ее в окружающую ее социальную среду, в процессе приспособления к этой среде развивает и формирует ту основную операцию социального поведения, которую назвали в психологии произвольным вниманием [60].
Сам собой органический или натуральный, развитие внимания никогда не привел бы и не влечет на самом деле к возникновению произвольного внимания. Она возникает, как показывают научные исследования, из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, управлять ее вниманием, подчинять ее своей власти и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых она затем и сама овладевает своим вниманием за тем же типом.
Таким образом, механизм произвольного внимания может быть понят только генетически и социально [10].
В последние годы все большее значение начинают приобретать представление о ведущей роли коры больших полушарий в системе нейрофизиологических механизмов внимания. На уровне коры больших полушарий с процессами внимания связывают наличие особого типа нейронов: нейроны внимания - детекторы новизны и клетки установки - клетки ожидания.
Структура внимания
Внимание характеризуется различными качественными проявлениями - свойствами. К ним относятся: устойчивость, концентрацию, переключение, колебания, распределение и объем внимания.
Устойчивость внимания характеризуется длительностью сосредоточения на объектах деятельности. Сосредоточенность внимания и её устойчивость в процессе деятельности могут возбуждаться: сила и продолжительность уменьшается, внимание ослабевает, человек отвлекается от объекта деятельности. Отвлечение наступает тогда, когда отсутствуют факторы, которые способствуют сосредоточенности и устойчивости внимания.
Особенно заметно отвлечение внимания оказывается в рассеянных людей. Рассредоточенность - это негативная особенность внимания, которое обусловливается ослаблением силы сосредоточенности. Физиологическим основой ее является слабость возбуждения в участках коры головного мозга. Люди, а особенно дети, которым свойственна слабость внимания,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование личностных качеств младших школьников

Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Особенности внимания хорошо и плохо успевающих младших школьников

Курсовая работа: Условия формирования произвольного внимания младших школьников

Реферат: Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений младших школьников на начальном этапе обучения