Курсовая работа: Исследование опосредованного и непосредственного запоминания у студентов психологии

Оглавление

Введение
Глава 1. Виды, процессы и механизмы памяти
.1 Память и ее виды
.2 Основные процессы и механизмы памяти
.3 Опосредованное и непосредственное запоминание
Глава 2. Исследование видов памяти
.1 Методы исследования памяти
.2 Результаты исследования опосредованной и непосредственной памяти
Заключение
Использованная литература

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Исследование опосредованного и непосредственного запоминания у студентов психологии':


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Кафедра общей и педагогической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исследование опосредованного и непосредственного запоминания у студентов психологии
Студентки Целюк Анастасия Ивановна
Научный руководитель: Гончарик Ирина Михайловна
Минск 2013

Оглавление
Введение
Глава 1. Виды, процессы и механизмы памяти
.1 Память и ее виды
.2 Основные процессы и механизмы памяти
.3 Опосредованное и непосредственное запоминание
Глава 2. Исследование видов памяти
.1 Методы исследования памяти
.2 Результаты исследования опосредованной и непосредственной памяти
Заключение
Использованная литература

Введение
Говоря о человеке, о человечестве в целом, мы всегда говорим о таких понятиях, как «мышлении», «воображение», «ощущение», «память», «воспоминания» и т.д. Все эти механизмы имеют очень важное значение. Человек всегда стремится к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память - это безусловно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание ну и конечно психология в целом.
Память - самая долговечная из наших способностей. Случайно оброненное слово, может воскресить давно забытые для нас впечатления, черты лица, имя и прочее. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим ". Тем не менее, настоящее - это продолжение прошлого, оно формируется из благодаря памяти. Именно память не дает нам потерять наше прошлое, не дает ему стать таким же недосягаемым и далеким, как будущее. Иными словами, память придает направленность времени. Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек теряет собственное "я", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны различные случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в миллиардах нервных клеток, образующих мозг, и в бесконечном множестве связей между этими клетками. Следы памяти - это такие процессы, которые преобразуются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их ворошим. Память - это основа способностей человека, условие учения, приобретения навыков, знаний и умений. Дальнейший прогресс без улучшения памяти человека почти не возможен.
Наиболее подробно вопросы памяти человека разработаны в трудах таких ученых как: А. Бине, Г. Эббингауз, К. Бюллер, Т. Рибо, З. Фрейд, П. Жане, Л.С. Выготский, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и т.д.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизведения в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. Такими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.
Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда- то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
Психические процессы, выступая основой для всех прочих психических явлений у человека, всегда будут представлять интерес для исследователей. Исследования памяти, являются актуальными в современной ситуации развития тем, что при все большем развитии техники и технологий, на наш взгляд, складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, человек хочет также развиваться, как развивается материальный мир вокруг него, но с другой стороны стремительное развитие материального мира (прогресс, компьютерные и нанотехнологии и пр.) смещает акценты в духовном и психическом развитии человека. Что сказывается на процессе обучения и воспитания подрастающего поколения, а также дальнейшем профессиональном обучении и развитии.
В нашей работе мы исследуем разные виды запоминания, и определим наиболее эффективный способ запоминания.
Гипотеза: Опосредованное запоминание более эффективно, чем непосредственное.
Цель работы: сравнение видов запоминания, выявление наиболее эффективного вида запоминания.
Задачи:
рассмотреть виды, типы и процессы памяти;
провести анализ методик исследования памяти и различных видов запоминания;
исследовать непосредственное и опосредованное запоминание;
выявить наиболее продуктивный вид запоминания.

Глава 1. Виды, процессы, механизмы памяти
.1 Память и ее виды
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития человеческой психики мы многое можем и умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти неизгладимый след, который может сохраняться достаточно длительное время и при определенных условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многие исследователи считают память «сквозным» процессом, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий остальные познавательные процессы в одно целое.
Как происходят мнемические процессы? Например, когда мы видим предмет, который раньше уже видели, мы опознаем его. Предмет нам кажется уже знакомым и понятным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем воспроизвести в нашем сознании очертания предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Именно этот процесс и называется воспроизведением. Воспроизводятся не только предметы и его образы, а так же мысли, чувства, желания и прочее. Очень важной предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление(запоминание) того, что было воспринято, и его последующее сохранение. Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти, изучением того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.
В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:
. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.
Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную;
) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) - на кратковременную, долговременную и оперативную)
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Характеристики видов памяти:
двигательная (или моторная) память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость их, отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движений письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д.
Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых выполнялись раньше. В совершенно новых условиях мы воспроизводим движения с большим несовершенством. Нетрудно повторить движения, если мы привыкли выполнять их, пользуясь определенным инструментом или с помощью каких-то конкретных людей, а в новых условиях мы оказались лишены этой возможности. Также очень сложно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся ранее связей.
Двигательная память у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни. Первоначально она выражается только в двигательных условных рефлексах, вырабатывающихся у детей уже в это время. В дальнейшем запоминание и воспроизведение движений начинают принимать сознательный характер, тесно связываясь с процессами мышления, воли и др. Особо следует отметить, что к концу первого года жизни двигательная память достигает у ребенка такого уровня развития, который необходим для усвоения речи.
Следует отметить, что развитие двигательной памяти не ограничивается периодом младенческого возраста или первых лет жизни. Развитие памяти происходит и в более позднее время. Так, двигательная память у детей дошкольного возраста достигает уровня развития, позволяющего уже выполнять тонко координированные действия, связанные с овладением письменной речью. Поэтому на разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.
Эмоциональная память - это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Следует отметить, что воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.
По силе воспроизведенное чувство может быть слабее или сильнее первичного. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость - спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная раньше, при воспоминании о ней обостряется, а гнев - усиливается.
Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.
Первые проявления памяти у ребенка наблюдаются к концу первого полугода жизни. В это время ребенок может радоваться или плакать при одном лишь виде того, что раньше доставляло ему удовольствие или страдание. Однако начальные проявления эмоциональной памяти существенно отличаются от более поздних. Это отличие заключается в том, что если на ранних этапах развития ребенка эмоциональная память носит условно-рефлекторный характер, то на более высоких ступенях развития эмоциональная память является сознательной.
Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления. Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа, эмоциональная окраска образа и общее состояние человека в момент восприятия. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха после сильного утомления, а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.
Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью задействования речи при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно.
Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти, например, у слепых, глухих и т. д.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:
а) запоминается и воспроизводится только смысл...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков

Курсовая работа: Исследование психологических особенностей студентов вуза статистическими методами

Реферат: Исследование восприятия в психологии

Статья: Исследование влияния физических упражнений на открытом воздухе на уровень заболеваемости студентов

Лабораторная работа: Исследование позиционных эффектов запоминания