Курсовая работа: Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста

До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти наших дней опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем в памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологий областей знаний.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста':


ВВЕДЕНИЕ
До некоторого времени память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти наших дней опять сделало ее узловой проблемой науки. От разработки проблем в памяти в значительной степени зависит прогресс самых различных, в том числе весьма, казалось бы, далеких от психологий областей знаний.
Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки времени психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. [15]
Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала - преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов.
Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесно-логической памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей.
Ранний и дошкольный возраст - это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно изучать особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста. Более того диагностика развития памяти ребенка входит в определении степени его готовности к школьному обучению, по - этому исследования особенностей памяти детей старшего дошкольного возраста актуально в настоящее время.
Целью данной исследовательской работы является изучить особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является познавательный процесс память.
Предметом курсовой работы является диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если отличительной чертой памяти детей дошкольного возраста является наглядно - образный характер, то уровень диагностируемой зрительной кратковременной памяти может быть в норме.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику памяти, как высшей психической функции: определение, виды, процессы памяти, психологические теории;
.Выявить особенности развития памяти детей в дошкольном возрасте;
.Проанализировать методики исследования памяти детей старшего дошкольного возраста;
.Провести эмпирические исследования и проинтерпретировать результаты проведения методик
Методологическую базу исследования курсовой работы составил анализ и изучение психолого-психологической литературы В.С.Мухина «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии», Г.А.Урунтаева «Дошкольная психология», Р.С.Немов «Психология» в 3 книгах и др.
Структура и объем курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПАМЯТЬ
.1 Память как высшая психическая функция: определение, виды, процессы памяти, психологические теории
В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и решали проблемы с позиций соответствующих методологических принципов.
Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоциативная теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.
Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.[8]
Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени , и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.
В исследованиях, которые основывались на гештальттеории памяти установлено немало интересных фактов. Например, феномен Б.В.Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симметризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.[22]
Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым («стимул-реакция»), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.
В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком). Бихевиористы подчеркивают роль упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.[11]
Деятельностная теория памяти опирается на теорию фактов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимовольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.
Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане «культурно-исторической концепции». Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольной) превращается в опосредованную , которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как «социальные» и «внутренние» - как «интрапсихологические», которые генетически развиваются на основе внешних факторов.
Разрабатывался генетический метод изучения памяти, определялись пути ее экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами - перцептивными, умственными, эмоционально-волевыми.
Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков - стимулов. Затем эти стимулы интериоризируются и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи индивида.
Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А. А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольно запоминания.
Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольной и самопроизвольной памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.
Физиологические теории памяти. Важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.
Для понимания причинной обусловленности памяти важное значение приобретает понятие подкрепление. Оно раскрывается в теории И. П. Павлова как достижение непосредственной цели действия индивида или стимул, который мотивирует действие, совпадение новообразовавшейся связи с достижением цели действия. Последнее способствует тому, что новообразованная связь остается и закрепляется. Таким образом, физиологическое понимание подкрепления соотносится с психологическим понятием цели действия. Именно это является актом слияния физиологического и психологического анализа механизмов памяти, т.е. основная жизненная функция этого психического процесса направлена не в прошлое, а в будущее. Запоминания того, что «было», не имело бы смысла, если его нельзя было использовать для того, что «будет».[11]
К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет физический след, который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения нервных клеток (синапсах). Изменения облегчают повторное прохождение импульса знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей.
В частности, при зрительном восприятии предмета происходит обследование его взглядом по контуру. Этот перцептивный процесс сопровождается движением импульса в соответствующей группе нервных клеток, которые как бы моделируют восприятие объекта в форме пространственно-временной нервной структуры. Создание и активизация нейронных моделей является основой процессов запоминания, хранения и воспроизведения.
В рамках этой теории выявлено, что аксоны, которые отходят от тела клеток, соединяются с дендритами другой клетки или возвращаются к своей клетке. Это создает возможность циркуляции реверберации возбуждения разной сложности и самозаряжения клетки, причем возбуждение не выходит за пределы определенной системы.
Химические теории памяти. Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.
Успехи биохимических исследований позволили сформулировать предположения о двухуровневом характере процесса запоминания. На первом уровне, сразу после воздействия раздражителей, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая предопределяет обратные физиологические процессы в клетке. Этот уровень длится секунды или минуты и является механизмом кратковременной памяти. Второй уровень - собственно биохимическая реакция - связанный с образованием протеинов и характеризуется необратимостью химических изменений в клетках и считается механизмом длительной памяти.
Биохимические исследования дают основания для оптимистичных прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем.
Таким образом, память индивида реализуется за счет многоуровневых механизмов - психологического, физиологического и химического. Для нормального функционирования человеческой памяти необходимы все три уровня. Человек может осознавать и руководить только высшим психологическим уровнем, который является определяющим относительно низким. Лишь на этом уровне память становится процессом, опосредованным мнемическими действиями, составляющей познавательной деятельности.
Память - это сложная психическая деятельность. Психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.[14]
Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Сохранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает в голове человека без усилий.
Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительное значение - с процессами мышления. Человеческая память - сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны. Выделяют различные виды памяти.
В зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала обычно память делят на кратковременную, оперативную и долговременную. [17]
При кратковременном запоминании мы имеем дело лишь с отдельными психофизиологическими следами воспринимаемого.
Оперативная память предназначена для обслуживания операций, протекающих в реальном времени.
Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения.
В зависимости от характера психической активности, преобладающей в деятельности различают следующие виды памяти: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.
Двигательная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Содержание этого вида памяти составляют мышечно-двигательные образы заученных движений.
Эмоциональная память - это память на различные чувства и переживания. Ее содержанием являются эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом.
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение представлений, картин природы, звуков, вкусов и т.п.
Словесно-логическая память - представляет собой память на слова и выраженные в словах мысли.
По характеру целей деятельности виды памяти можно разделить на непроизвольную и произвольную.
Непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, при котором отсутствует специальная цель на запоминание.
Если в процессе запоминания ставится специальная цель - запомнить воспринимаемое, то мы имеем дело с произвольной памятью.
Индивидуальные различия памяти проявляются в объеме, скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.
Объем памяти представляет собой количественный показатель...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста

Реферат: Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского отношения на самооценку детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией