Курсовая работа: Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
.1 Общее представление о памяти
.2 Виды памяти
.3 Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте
.4 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Практическая работа по диагностике и коррекции развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
.1 Методики диагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
.2 Психологическая диагностика развития внимания и памяти у дошкольников
.3 Коррекционные занятия, направленные на развитие внимания и памяти
Заключение
Литература

Дата добавления на сайт: 30 июля 2024


Скачать работу 'Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста':


Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ
Курсовая работа
Дисциплина: «Психология развития и возрастная психология»
Тема: «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста»
Выполнил:
Студентка 5 курса
Заочного отделения
Факультета психологии
Специальности психология
Ф.И.О. Колмогорова М.В
Проверил:
Преподаватель
кандидат психологических наук
Ф.И.О. Баширов И.Ф.
Москва 2014
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
.1 Общее представление о памяти
.2 Виды памяти
.3 Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте
.4 Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Практическая работа по диагностике и коррекции развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
.1 Методики диагностики развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
.2 Психологическая диагностика развития внимания и памяти у дошкольников
.3 Коррекционные занятия, направленные на развитие внимания и памяти
Заключение
Литература
Введение
Память - это медная доска,
покрытая буквами, которые время
незаметно сглаживает,
если порой не возобновлять их резцом.
Джон Локк
В психологии вопрос о путях развития детской памяти долгое время казался очень неясным, почти загадочным. Ребёнок-дошкольник усваивает сравнительно большое количество материала, которым он в дальнейшем в состоянии пользоваться. Лев Толстой даже утверждал - со свойственной ему любовью к парадоксу, - что он за всю свою дальнейшую жизнь не научился столь многому, как за первые четыре года своей жизни. Но характер этого учения в первые годы жизни и в школьном возрасте различный; различна и мотивация и организация процесса. У дошкольника это непроизвольный процесс усвоения. Поглощённый настоящим, ребёнок в первые годы жизни не исходит из сознательного намерения заучить определённый материал для будущего. Ему не свойственна также и сознательная организованная работа над этим усвоением - расчленение материала, повторение и пр.; ребёнок не в состоянии ещё так свободно трактовать свой материал; он запоминает, поскольку материал сам как бы оседает в нём. Конечно, и у ребёнка это не чисто пассивный процесс; но запечатление - не цель, а непроизвольный продукт активности ребёнка: он повторяет привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в основном на базе игры, как основного типа деятельности.
Гипотеза исследования: память у детей старшего дошкольного возраста зависит от содержания запоминаемого материала и сформированности у ребенка приемов запоминания.
эффективность формирования памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста может быть обеспечена при следующих условиях:
Объект исследования: процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - провести психологическое исследование особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
В ходы работы были решены следующие задачи:
) дать общую психологическую характеристику старшего дошкольного возраста;
) рассмотреть особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста
) подобрать диагностические методики, направленные на исследование уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста;
) рекомендовать коррекционные упражнения и игры направленные на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
память дошкольный коррекционный игра
Глава 1. Развитие памяти у детей дошкольного возраста
.1 Общее представление о памяти
Память является важнейшей характеристикой психической жизни человека, она обеспечивает единство и целостность человеческой личности. Протекание любого, даже самого элементарного, действия, обязательно предполагает удержание каждого его элемента для «сцепления» с последующими. Без способности к такому «сцеплению» невозможно было бы развитие человека. Это придает изучению механизмов памяти не только большой естественно-научный, но и глубокий философский смысл. Не случайно проблема памяти во все времена интересовала как ученых-естественников, врачей, психологов, так и философов (1,11).
Нарушения памяти характерны для многих психических расстройств. Любые достаточно заметные изменения памяти позволяют говорить о потере психического здоровья. Благодаря памяти человек и животные легко ориентируются в окружающей среде, адаптируются к ней и избегают действий, способных нанести вред своему здоровью.
Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают, они оставляют след (энграмму), сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся (2,25).
Память - это основа способностей человека, без нее невозможно приобретение знаний, формирование умений и навыков. Память можно определить как совокупность процессов фиксации, хранения и последующего воспроизведения информации, полученной индивидом на протяжении его развития.
Учебная деятельность предъявляет все более высокие требования к памяти учащихся. В личностно ориентированном образовании педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и, конечно же, знать механизмы возможных нарушений и методы их коррекции. Память развивается в результате выполнения различных задач, а ее совершенствование у учащихся происходит по мере овладения методами запоминания и воспроизведения. Количественная сторона памяти во многом зависит от внимания (5,24).
Развитие внимания у детей происходит в процессе обучения и воспитания. Решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематическому труду. Важным средством воспитания произвольного внимания служит вся организация учебной деятельности школьника. Необходимо, чтобы ученик сознавал значение обучения и роль внимания в учебном процессе, чтобы у него возникал интерес не только к самой деятельности, но и к ее результатам. Правильная организация урока, предусматривающая вовлечение в учебный процесс всех учащихся, способствует воспитанию внимания. При этом надо помнить, что отвлечение внимания появляется на фоне утомления, возникающего от трудной или однообразной работы. Потому в ходе урока нужно менять виды деятельности, но делать это не слишком часто, так как частые смены могут привести к неустойчивости внимания. И обязательно следует учитывать индивидуальные особенности учащихся и состояние их здоровья (3,54).
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»1.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось (4).
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств (6,61).
У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры (10,31).
Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
.2 Виды памяти
Виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается (образная, словесно-логическая, двигательная (моторная) и эмоциональная), как запоминается (произвольная и непроизвольная) и насколько долго помниться (кратковременная, долговременная и скользящая).
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти - зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая память наиболее отчётливо проявляется у всех людей, а развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано преимущественно с различными видами профессиональной деятельности или наблюдается у людей, лишённых зрения и слуха. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. Поэтому этот вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Этот вид памяти специфически человеческий.
Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и спортивных навыков и т.д.). Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.
Эмоциональная память - память на пережитые чувства. Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определённых условиях - человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнее, вспомнив пережитый ранее страх.
Произвольная и непроизвольная память - различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. Если не ставить специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приёмов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические приёмы, производят волевые усилия, то это память произвольная.
В зависимости от временной установки человеческую память подразделяют на непосредственную, кратковременную, долговременную, скользящую.
Непосредственная (сенсорная) память - это память автоматическая, в которой «одно впечатление мгновенно сменяется следующим». Примером такого процесса служит печатание на машинке: как только буква напечатана, человек тут же забывает её, чтобы перейти к следующей.
Кратковременная память - это память, способная одновременно удерживать до семи элементов в течение максимум тридцати секунд. Она действует, например, когда человек набирает номер телефона. Кратковременная память - процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что-либо вспомнить из воспринятого.
Долговременная память характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, которые хранятся обычно в преобразованном виде - в более обобщённом и систематизированном.
Скользящая память - самая короткая из всех видов памяти. Такого рода память развита, например, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолёта тут же забыть о не, переключив внимание на следующую точку (7,112).
.3. Развитие памяти в старшем дошкольном возрасте
Мы часто используем термин «память», не задумываясь, что «память» - термин собирательный. Процессы памяти включают кодирование информации, для чего нужна кратковременная память. В кратковременной памяти информация хранится недолго, удерживаться может только благодаря повторению. Из кратковременной памяти коды поступают и сохраняются в долговременной памяти. Воспоминание или воспроизведение по памяти или узнавание - также особые процессы. После того как информация попала в долговременную память, она может изменяться и дополняться под влиянием нового опыта, который также кодируется и запечатлевается в долговременной памяти. Это и есть обучение. Между кратковременной и долговременной памятью нет четкой границы, однако функционально они различаются. Так, у некоторых детей страдает кратковременная память при сохранности долговременной, а у других - наоборот (9,215).
Долговременная память человека содержит значительно больше информации, чем мы осознаем. Часто воспоминание бывает блокировано, мы не можем найти имя или слово. Неспособность подыскать нужное слово - довольно частый дефект у детей, испытывающих трудности обучения. Частично с этим в некоторых случаях связаны трудности с обучением чтению. Зрительное узнавание слова, то есть сопоставление его со звуковым эталоном и его значением, также может быть затруднено.
Кратковременная память - часть рабочей памяти. Рабочая память включает осознание конкретной ситуации во всех ее проявлениях. По-видимому, рабочая память тесно связана с вниманием.
С развитием ребенка растет объем слуховой кратковременной памяти. Трехлетний ребенок запоминает 3 слова, семилетний - 5, а взрослый - от 7 до 9 слов. Но действительно ли растет объем кратковременной памяти или возможно влияние других факторов? Взрослые повторяют быстрее, особенно длинные слова. В специальных экспериментах, когда их такой возможности лишают, было показано, что объем их кратковременной памяти не больше, чем у детей. Процессы забывания также сходны у детей и взрослых. Так что же развивается? Развиваются способы (стратегии) запоминания и воспроизведения материала (12)
В дошкольный период жизни ребенка происходят процессы, приводящие к формированию произвольной памяти. Дело в том, что до 3-4 лет процессы запоминания и воспроизведения материала являются несамостоятельными, включенными в состав деятельности ребенка. Другими словами, память ребенка непроизвольна. В старшем дошкольном возрасте совершается переход от непроизвольного запоминания к произвольному, активному запоминанию. На примере исследования 3. М. Истоминой, изучавшей механизмы становления произвольной памяти у ребенка, мы покажем, что же именно происходит (13,184).
В исследовании участвовали дети 5-6 лет. Группе детей прочитывали 10 слов и просили запомнить их, чтобы затем назвать. Эти результаты сравнивали с запоминанием такого же количества слов, когда оно было включено в игру. Было две игры: в «магазин» и в «детский сад», которые объединялись в общий сюжет. Ребенок покупал в магазине предметы, необходимые для детского сада. При этом он должен был запомнить, что ему надо купить в магазине. Оказалось, что дети 4-6 лет значительно лучше запоминают в игре, то есть непроизвольно. Лишь старшие дошкольники не только выслушивали поручение, но и активно пытались запомнить, повторяя за экспериментатором вслух или беззвучно шевеля губами. Повторение и есть самый простой, ранний прием запоминания. Он легко осознается детьми. На вопрос, как им удалось запомнить поручение, дети часто отвечали: «Я повторял». Впоследствии ребенок начинает повторять не во время восприятия материала, а после.
Существенное значение имеет следующая фаза развития - переход к мысленному повторению. Становление запоминания как внутреннего процесса делает возможным его развитие. Процесс запоминания обычно формируется к 6-7 годам. Ребенок 6-7 лет уже умеет группировать слова, данные ему для запоминания, находя между ними смысловые связи, меняя в соответствии с этим их порядок при воспроизведении. Это становится возможным потому, что знания шестилетнего ребенка позволяют не запоминать в чистом виде, как он это делал в 3-4 года, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся, встраивать ее в сложившуюся систему. Другими словами, изменяется стратегия обучения. Ребенок старшего дошкольного возраста с хорошим уровнем развития произвольной памяти может использовать специальные приемы припоминания. Эту возможность можно и нужно использовать при воспитании произвольной памяти ребенка, при обучении его тому, как легче запомнить и припомнить.

Похожие материалы:

Курсовая работа: Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста

Реферат: Развитие мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Влияние родительского воспитания на развитие эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста

Квалификационная работа: ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ