Реферат: Изучение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
Понятие «эмоциональный интеллект» появилось в научной терминологии не так давно - в 1990 году, когда П. Сэловей в соавторстве с Дж. Мэйером выпустили статью «Эмоциональный интеллект». В данной статье ученые писали о том, что за последние несколько лет представления и об интеллекте, и об эмоциях значительно изменились.
Дата добавления на сайт: 27 сентября 2024
Скачать работу 'Изучение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста':
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «эмоциональный интеллект» появилось в научной терминологии не так давно - в 1990 году, когда П. Сэловей в соавторстве с Дж. Мэйером выпустили статью «Эмоциональный интеллект». В данной статье ученые писали о том, что за последние несколько лет представления и об интеллекте, и об эмоциях значительно изменились. «Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, а эмоции - как враг интеллекта, и оба эти явления приобрели актуальное значение в жизни человека». П. Сэловей и Дж. Мэйер наделили эмоциональный интеллект способностью отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать полученную информацию для управления мышлением и действиями. Позднее Д. Гоулман предложили свое понимание эмоционального интеллекта, а затем и Р. Бар-Он представил свою модель эмоционального интеллекта. С тех пор интерес к теме эмоционального интеллекта не ослабевает. Однако на сегодняшний день существует проблема «множественности теорий эмоционального интеллекта», которая заключается в размывании и отсутствии конкретизации понятия эмоциональный интеллект.
Исследования, посвященные изучению эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, начали проводиться совсем недавно − в 2000-х годах. И пока нет четкого понимания, что представляет собой эмоциональный интеллект у дошкольников, какие компоненты он включает, какова его структура и особенности. Кроме того, стоит отметить, что в настоящий момент практически не существует методик, определяющих уровень развития эмоционального интеллекта детей, что препятствует эмпирическим исследованиям эмоционального интеллекта, а также делает проведение диагностической работы в данной области почти невозможной. Несмотря на то, что изучение эмоциональной сферы, в частности, эмоционального интеллекта дошкольников представляется важным и актуальным на сегодняшний день. Дошкольное детство является периодом формирования психических функций, личностных образований и качественных преобразований в развитии психологических процессов. В дошкольный период у детей идет активное формирование эмоциональной сферы, развитие самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умение встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства). Эмоции можно рассматривать как «механизм, который приводит в движение все процессы, активизируя поведение, изменяя направленность и избирательность процессов, влияя на становление и расширение жизненного мира ребенка».
Однако, на наш взгляд, существующие образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО (Н. М. Крылова «Детский сад ‒ дом радости»; Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева «Детство»; Г. Г. Кравцов «Золотой ключик»; Л.А. Парамонова «Золотой ключик»; Е.В. Соловьева «Радуга» и др.) не имеют целостного подхода к развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, и направлены лишь на отдельные характеристики эмоционального интеллекта.
В связи с этим возникает противоречие между: важностью проблемы эмоционального интеллекта и недостаточной её теоретической разработкой как важнейшего социально-психологического механизма социализации ребенка с учётом особенностей дошкольного возраста в целях формирования психологически зрелой личности в будущем.
Цель: Определить и изучить компоненты эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, разработать программу по его формированию, апробировать ее на практике.
Объект: Эмоциональный интеллект.
Предмет: Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста будет более успешным, если организовать систему развивающих занятий, направленных на формирование следующих компонентов эмоционального интеллекта дошкольников: направленность внимания ребёнка к миру людей и миру эмоций, эмоциональная ориентация ребёнка на другого и готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности.
Задачи: эмоциональный интеллект дошкольник психолгический
1.Рассмотреть понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в психологии. Изучить особенности формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.Провести анализ исследований эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
3.Провести диагностику уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников.
4.На основании полученных данных разработать и организовать развивающие занятия для детей дошкольного возраста.
5.На основании результатов формирующего эксперимента, полученных в конце исследования, сделать вывод об эффективности разработанной развивающей программы.
Методологическая основа данного исследования строится на принципе развития. В наиболее общем виде он сформулирован Ф. Энгельсом. Принцип развития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается. Развитие, прежде всего, заключается в качественных изменениях, появлением новых механизмов, процессов, новообразований, новых структур. Л. С. Выготский так писал о психическом развитии ребенка: «Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни».
Также стоит отметить идеи отечественных психологов о движущих силах психического развития - это обучение (Л. С. Выготский) и активность человека в контексте ведущей деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Д. И. Фельдштейн).
Идеи Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна о единстве аффекта и интеллекта также легли в методологическую основу нашего исследования.
По мнению Л. С. Выготского единство аффекта и интеллекта проявляется во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех этапах развития. Наравне с влиянием интеллекта на аффект существует обратное влияние - аффекта на интеллект, которое заключается в том, что «во-первых во всякой идее содержится в переработанном виде аффективное отношение человека к действительности, представленной в этой идее; во-вторых, сама мысль возникает из мотивирующей сферы нашего сознания».
С. Л. Рубинштейн во многом поддержал и развил идеи Л. С. Выготского. Он отмечал, что «эмоции человека представляют собой единство эмоционального и интеллектуального, так же как познавательные процессы обычно образуют единство интеллектуального и эмоционального».
Теоретической основой нашего исследования стала концепция эмоционального интеллекта, разработанная Д. В. Люсиным, которая заключается в относительном разграничении эмоционального интеллекта на внутриличностный и межличностный. Межличностный аспект эмоционального интеллекта связан, прежде всего, со способностями к пониманию чужих эмоций и управлению ими. По мнению Д. В. Люсина данные способности находятся «в тесной взаимосвязи с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с ее интересом к внутреннему миру людей (и к своему собственному в том числе)...». В нашей работе мы, в первую очередь, рассматриваем компоненты эмоционального интеллекта, которые способствуют эмоциональной ориентации ребенка на другого человека и свидетельствуют о направленности внимания ребенка к миру людей.
Методы исследования:
−теоретические: теоретический анализ научной литературы;
−эмпирические: наблюдение за поведением детей дошкольного возраста, беседы с родителями и воспитателями дошкольников, участвующих в исследовании, анкетирование воспитателей, формирующий эксперимент, психодиагностические методы (проективные методики М. А. Нгуен: «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций», «Три желания», «Что - почему - как»);
−математической статистики: парный критерий T-Вилкоксона для связной выборки, критерий U - Манна-Уитни для несвязной выборки.
Выборка и эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе старшей группы детского сада г. Москвы. Было обследовано 20 детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет, из них 13 девочек и 7 мальчиков. 10 детей в возрасте от 4,6 лет до 5,10 лет (на момент начала исследования) составили экспериментальную группу; из них 7 девочек и 3 мальчика; 10 детей в возрасте от 4,6 до 5,11 лет (на момент начала исследования) составили контрольную группу, из них 6 девочек и 4 мальчика.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и подходы к его изучению в психологии
На сегодняшний день крайне актуальной является проблема изучения эмоционального интеллекта. Исследование данного феномена имеет большую теоретическую и практическую значимость, т.к. в обычной жизни очень часто эмоции играют решающую роль в принятии важных решений, а также в отношениях между людьми. В 1990 г. два американских профессора Дж. Мэйер и П. Сэловей впервые ввели термин «эмоциональный интеллект», определив его как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать мысли и эмоции, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать свои собственные эмоции и эмоции других людей. По мнению авторов, «эмоциональный интеллект - это не триумф разума над чувствами, а уникальная взаимосвязь когнитивной и аффективной сфер, позволяющая эффективно разрешать жизненные задачи».
Д. Гоулман также был в числе первых, кто занимался изучением эмоционального интеллекта в аспекте эмоционально-когнитивного взаимодействия, его работы обратили на себя внимание многих ученых и способствовали дальнейшему изучению данной проблематики. Д. Гоулман обозначает эмоциональный интеллект как «способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей».
Р. Бар-Он, автор аббревиатуры «EQ» описывает эмоциональный интеллект как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями».
Из вышеперечисленных определений становится понятно, что на сегодняшний день ученые не пришли к единому пониманию «эмоционального интеллекта», поэтому существует множество определений и моделей эмоционального интеллекта. Впервые понятие «эмоциональный интеллект» прозвучало на Западе, но и отечественные ученые, такие как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев близко подходили к изучению взаимосвязи интеллекта и аффекта.
Л. С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, которая представляет единство интеллектуальных и аффективных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...». По мнению Л. С. Выготского, единство аффекта и интеллекта существует во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех этапах развития, а также в том, что данная связь является динамической, при этом каждому этапу в развитии мышления соответствует свой этап в развитии аффекта.
Развивая идеи Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что мышление уже само по себе является единством рационального и эмоционального, так же, как и эмоция является единством аффективного и интеллектуального: «в психологии часто говорят о единстве эмоций, аффекта и интеллекта, полагая, что этим преодолевают абстрактную точку зрения, расчленяющую психологию на отдельные элементы или функции... В действительности нужно говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни личности, но о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих эмоций, так же как и внутри самого интеллекта». Однако на сегодняшний день тема, затронутая Л. С. Выготским и С. Л. Рубинштейном, о единстве интеллекта и аффекта в процессе развития человека, пока не исследована должным образом в отечественной психологии.
Сколько существует определений термина «эмоциональный интеллект», столько существует и моделей эмоционального интеллекта. Рассмотрим вначале западные модели интеллекта.
Первая модель эмоционального интеллекта, как уже было сказано выше, была предложена американскими учеными Дж. Мэйером и П. Сэловеем, а также Д. Карузо. Она состоит из четырех компонентов, которые отображают четыре сферы эмоциональных умственных способностей:
1.Восприятие, идентификация эмоций, их выражение.
Этот компонент свидетельствует о наличии способности воспринимать, определять эмоции, замечать сам факт наличия эмоции. Помимо этого, он обозначает способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций, а также отвечает за достоверное выражение эмоций.
2.Использование эмоций для повышения эффективности мыслительной деятельности.
Данный компонент свидетельствует о наличии способности вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Благодаря данной способности человек может продолжать работать с той же продуктивностью или даже увеличить ее, несмотря на негативное или тревожное эмоциональное состояние. Разные эмоциональные состояния по-разному влияют на решение конкретных проблем, задач.
3.Понимание (осмысление) эмоций.
Этот компонент свидетельствует о наличии способности понимать эмоции, связи между эмоциями, причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой, анализ эмоций, способность интерпретировать и классифицировать эмоции.
4.Управление эмоциями.
Эта способность связана с контролем над эмоциями. Через осознание эмоций происходит рефлексивная регуляция эмоций. Способность переживать как негативные, так и позитивные эмоции. Умение снижать интенсивность негативных эмоций. Способность отстраняться от определенных эмоций, а также вызывать необходимые эмоции в зависимости от целей.
Нужно отметить, что каждый компонент подразумевает как собственные эмоции, так и эмоции других людей.
Модель эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо представляет собой модель способностей, т. к. авторы понимают эмоциональный интеллект как когнитивную способность. «Модели способностей предполагают измерение эмоционального интеллекта при помощи тестов, состоящих из заданий с правильными и неправильными ответами (например, MEIS, и более современная методикаMSCEIT)».
Однако в 1990-е годы появились и другие модели эмоционального интеллекта, которые определяли эмоциональный интеллект, как сочетание когнитивных и личностных характеристик, такие модели получили название смешанных. Смешанные модели рассчитаны на измерение эмоционального интеллекта с помощью опросников, подобных традиционным, и основанным на самоотчете. Приверженцами данной теории являются Д. Гоулман и Р. Бар- Он. Д. Гоулман создал свою концепцию, опираясь на представления Дж. Мэйера и П. Сэловея, добавив личностные характеристики (социальные навыки, настойчивость и энтузиазм) к выделенным ими компонентам.
Структура эмоционального интеллекта Д. Гоулмана иерархична и состоит из пяти компонентов:
1.Идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием.
2.Управление эмоциональным состоянием - контроль эмоций, замена нежелательных эмоций на желаемые.
3.Способность достигать эмоциональных состояний, содействующих успеху.
4.Способность идентифицировать эмоции других людей, быть чувствительным к ним, а также управлять эмоциями других.
5.Способность вступать в благоприятные межличностные отношения с другими людьми и поддерживать их.
Как уже было сказано выше, модель эмоционального интеллекта Д. Гоулмана иерархична. А это означает, что идентификация эмоций является предпосылкой управления ими. Способность достигать эмоциональных состояний, содействующих успеху, зависит от умения грамотно управлять своими эмоциями и т. д.
Позднее Д. Гоулман решил доработать структуру эмоционального интеллекта. В данный момент она состоит из четырех компонентов:
–самосознание;
–самоконтроль;
–социальное понимание;
–управление взаимоотношениями.
Данная структура может быть различной применительно к разным категориям людей. Это означает, что например, для преподавателей ВУЗов и руководителей предприятий значимыми будут разные составляющие эмоционального интеллекта и связанные с ними навыки.
Модель эмоционального интеллекта, разработанная Р. Бар-Оном также является примером смешанной модели эмоционального интеллекта. Р. Бар- Он обозначил пять компонентов эмоционального интеллекта, каждый из которых состоит из нескольких субкомпонентов:
1.Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, независимость, самоактуализация.
2.Навыки межличностного общения: межличностные взаимоотношения, эмпатия, социальная ответственность.
3.Способность к адаптации: связь с реальностью, гибкость, решение проблем.
4.Управление стрессом: контроль импульсивности, устойчивость к стрессу.
5.Преобладающее настроение: счастье, оптимизм.
Как можно было заметить, рассмотрев модель Р. Бар-Она, эмоциональный интеллект здесь подразумевает взаимосвязь с личностными характеристиками, а также некоторыми клиническими расстройствами.
Во многом на формирование представлений об эмоциональном интеллекте у современных отечественных психологов повлияли зарубежные подходы. Рассмотрим наиболее известную в отечественной психологии модель эмоционального интеллекта, которая была разработана Д. В. Люсиным. Он описывает эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек:
1)может распознать эмоцию, т. е. понять сам факт наличия определенного эмоционального состояния у себя или у другого;
2)способен идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, а также способность выразить свое состояние словами;
3)понимает причины, вызывающие данную эмоцию, и последствия, к которым она может привести.
Способность к управлению эмоциями подразумевает, что человек:
1)может регулировать интенсивность эмоций, и, в-первую очередь, приглушать довольно сильные из них;
2)контролирует внешнее проявление эмоций;
3)при необходимости может вызвать необходимую ему эмоцию.
Способности к пониманию и управлению эмоциями могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей, в связи с этим можно выделить внутриличностный и межличностный интеллект, которые должны быть взаимосвязанными, несмотря на деятельность различных когнитивных процессов.
Модель эмоционального интеллекта Д. В. Люсина можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу. С одной стороны, он связан с когнитивными способностями, с другой - с личностными характеристиками. Несмотря на данное обстоятельство, Д. В. Люсин не относит свое представление эмоционального интеллекта к смешанным моделям, так как в разработанный им конструкт эмоционального интеллекта «не вводятся личностные характеристики, которые являются...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллектаКурсовая работа: Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста
Курсовая работа: Структура мотивов социального поведения детей дошкольного возраста
Курсовая работа: Исследование памяти детей старшего дошкольного возраста
Курсовая работа: Исследование проблемы агрессивности детей дошкольного возраста