Курсовая работа: Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Актуальность. Важнейшей задачей современного общества, российского государства и отечественной коррекционной науки является комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [40, с. 5]. По среднестатистическим данным, примерно3% детей не имеют соответствующих возрасту нормальных когнитивных способностей. Их обычно называют "умственно отсталыми".

Дата добавления на сайт: 05 сентября 2024


Скачать работу 'Особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта':


Содержание
Введение
. Особенности формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
.1 Понятие нарушенного интеллекта, его причины и виды
.2 Развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
.3 Формирование навыков общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Вывод по главе
. Экспериментальное исследование сформированности навыков общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
.1 Организация и методы исследования
.2 Констатирующий этап эксперимент
.3 Формирующий этап эксперимента и анализ результатов
Вывод по главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение
дошкольный общение нарушение интеллект
Актуальность. Важнейшей задачей современного общества, российского государства и отечественной коррекционной науки является комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья [40, с. 5]. По среднестатистическим данным, примерно3% детей не имеют соответствующих возрасту нормальных когнитивных способностей. Их обычно называют "умственно отсталыми".
Умственная отсталость - это общая интеллектуальная недостаточность, которая возникает в период развития ребенка и характеризуется снижением способности ориентироваться в жизни. У таких детей в целом замедлено общее развитие, ограничена способность к обучению [31, с. 91].
В отечественной науке изучение специфики умственной отсталости, рассмотрение ее различных проявлений началось в начале ХХ в. и стало предметом широкого изучения не только в медицине, но и в дефектологии, возникшей усилиями Л.С. Выготского, который отмечал, что важнейшим компонентом работы выступает преодоление социальной недостаточности ребенка. Исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Ж.И. Шиф, и других дают основание относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.
Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе большое значение имеет своевременное овладение различными средствами общения.
Данная проблема составляет предмет многих теоретических и экспериментальных исследований философов и социологов (М.С. Каган, И.С. Кон; Б.Д. Парыгин), педагогов (В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик) и психологов (А.А. Бодалев, А.Б. Добрович, А.В. Запорожец, И.А. Коробейников, В.Л. Леви, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, В.Н. Панферов, Е.О. Смирнова, А.Г. Рузская, Л.М. Шипицына, Д.Б. Эльконин и др.).
В последние годы исследователи уделяли большое внимание проблеме развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, успешность формирования которых зависит от социальной ситуации развития ребёнка, системы отношений со сверстниками и взрослыми. Современная социально-педагогическая и коррекционная практика опирается на психолого-педагогические исследования, которые теоретически обосновывают сущность и значимость коммуникативных умений в развитии ребенка. М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская определяют общение как коммуникативную деятельность [26, с. 29]. Кроме того, доказывается, что коммуникативные умения и навыки способствуют психическому развитию ребенка [19, с. 14].
В коррекционной педагогике имеется ряд работ, направленных на раскрытие особенностей коммуникативной деятельности детей с нарушенным умственным развитием. Проблема коммуникативной деятельности данной категории детей рассматривалась в трудах Б.Г. Ананьева, Д.Н. Богоявленской, С.Ф. Жуйковой, Л.В. Занкова, Л.Н. Кадочкина, Т.С. Ладыженской, М.Р. Львова, Л.К. Назаровой и др.
Известно, что ребёнок развивается в процессе общения со взрослым, в основе которого лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Эмоциональное общение взрослого и ребёнка при нормальном развитии возникает очень рано, оно начинается с "заражения эмоциями" (Э. Сеген, А. Валлон) в ответ на приветливый взгляд и ласковый голос взрослого а в дальнейшем перерастает в "комплекс оживления". В процессе эмоционального контакта у ребёнка возникает потребность в общении со взрослым. Однако детям с нарушением интеллекта свойственна патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому, в отличие от нормально развивающихся сверстников, эмоциональный контакт со взрослым, а следовательно и потребность в общении с ним у них, как правило, не возникает, "комплекс оживления" либо отсутствует, либо чрезвычайно угнетён и выражен в рудиментарной форме.
Ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии находится в специфической зависимости от коммуникативной помощи и поддержки. И, поскольку он более слабый партнёр по коммуникации, опасность заключается в том, что он либо отдаляется от любого контакта, впадает в коммуникативный негативизм. Следовательно, общение для развития ребенка играет важную роль. Адаптация их к социуму, процессы интеграции, инклюзии зависят не только от приобретения определенных знаний, но и от уровня сформированности коммуникативных навыков. Таким образом, особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении и формировании коммуникативных навыков детей с интеллектуальной недостаточностью определяли актуальность данной темы исследования.
Проблема исследования. Одним из основных направлений воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта является изучение коммуникативного поведения, особенностей общения и связанных с этим специфических проблем. Непосредственно интерес представляют исследования развития и условий межличностных отношений, навыков общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, как со взрослыми, так и сверстниками.
Объект исследования - дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Цель курсовой работы: изучить и экспериментально подтвердить особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом.
Гипотеза: формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом возможно при условии проведения с ними комплекса коррекционно-педагогических мероприятий в специально организованных образовательных условиях.
Исходя из цели и гипотезы, необходимо решить следующие задачи:
) изучить научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
) выявить особенности взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушенным интеллектом;
) провести экспериментальное исследование сформированности навыков общения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;
) осуществить комплекс коррекционно-педагогических занятий по развитию у дошкольников с нарушением интеллектуального развития коммуникативных навыков.
Методологической основой стали работы вышеназванных и других авторов, говорящие о своеобразии общения детей с нарушением интеллекта, необходимостью и спецификой проведения коррекционной работ с ними.
Использовались следующие методы: изучение теоретической и научно-методической литературы по теме исследования; изучение педагогического опыта; диагностические методы, наблюдение, анализ и обобщение полученных данных.
Исследование проведено на базе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья №23 "Солнышко" г. Зеленогорска Красноярского края.
В эксперименте принимали участие дети с нарушением интеллекта старшей группы. Всего в обследовании приняли участие 10 детей.
Структурно работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, списка источников и приложений.

. Особенности формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
.1 Понятие нарушенного интеллекта, его причины и виды
Интеллект (от латинского intellectus - понимание, познание) - в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения [11, С. 24].
Существует достаточное количество определений умственной отсталости в практике специальной психологии. Так, Г.Е. Сухарева, преследуя задачи выявления клинических особенностей умственной отсталости и разработки критериев отграничения ее сходных состояний, в частности от слабо выраженных отклонений интеллектуального развития при задержке психического развития, при тяжелых нарушениях речи, при локальной патологии головного мозга, определила основные клинические проявления олигофрении. К ним она отнесла: преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния.
Сходное определение дает и В.В. Ковалев, определяя олигофрению как "сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных психических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей".
Среди психологов и педагогов наиболее распространенными являются определения, данные Д.Н. Исаевым и И.М. Бгажноковой. Психическое недоразвитие (умственная отсталость) - совокупность этиологические различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуального дефекта (Исаев Д.Н).
Умственная отсталость - стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга (Бгажнокова И.М). Таким образом, именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение в первую очередь учитываются при диагностике детей [9, С. 26].
Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Вызвать умственную отсталость могут и различного рода патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития. Так, в период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга. В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).
Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.
Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2-3 лет). Это так называемые олигофрены (от греч. малоумный), - дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Меньшая по численности группа - лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет, в результате травм головного мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи.
В целом, особенности интеллекта и его нарушения наглядно показаны на рисунке в Приложении 1.
По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость [39].
В нашей стране часто используется классификация по степени умственной отсталости и способности к обучению:
а) умственная отсталость в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой умственной отсталостью). Считается наиболее легким течением болезни. Особенности детей с нарушением интеллекта этой формы не позволяют им учиться в обычных школах из-за сниженного уровня умственных способностей и спецификой эмоционально-волевой сферы. Трудности обучения и воспитания связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций высшей нервной деятельности. Ослабленное здоровье, соматические нарушения и особенности системы побудительных мотивов значительно ограничивают круг их будущей профессионально-трудовой деятельности.
б) умственная отсталость в степени имбецильности (дети с глубокой умственной отсталостью). Характеризуется как более легкое нарушение интеллекта у детей по сравнению с идиотией. У таких детей выше шансы овладеть речью и усвоить несложные трудовые навыки.
в) умственная отсталость в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой умственной отсталостью). Является самой глубокой степенью умственной отсталости и характеризуется тяжелыми нарушениями координации движений, моторики и ориентировки в пространстве, что в отдельных случаях принуждает их к лежачему образу жизни. При таком нарушении интеллекта у детей очень трудно формируются даже элементарные гигиенические навыки самообслуживания. Им практически недоступно осмысление окружающего мира, а речь либо не развивается совсем, либо развита ограниченно.
Среди всех детей с умственной отсталостью дети, страдающие олигофренией в степени дебильности, составляют большинство (70-80%).
Классификация по степени выраженности дефекта - не единственная классификация умственной отсталости. В зависимости от причин, вызвавших умственную отсталость, Г.Е. Сухарева выделяет [6, С. 120]:
генеративные (наследственные) олигофрении;
олигофрении вследствие действия патогенных факторов во внутриутробном развитии;
олигофрении вследствие травм и заболеваний, возникших в возрасте до 2-3 лет.
Но при разных причинах, вызвавших умственную отсталость, особенности проявления дефекта, поведения детей могут быть одни и те же.
Данная классификация служит целям дифференциальной диагностики, так как при отграничении умственной отсталости от сходных состояний и в первую очередь от задержки психического развития (ЗПР) сопоставлять следует именно формы проявления интеллектуального недоразвития.
Нередко, особенно при педагогической диагностике, за умственно отсталых ошибочно принимают детей, имеющих состояние по ряду признаков сходных с интеллектуальным недоразвитием. К таким состояниям относят педагогическую запущенность, замедленный темп психической деятельности, различные нарушения работы анализаторов, церебростенические состояния и задержку психического развития. Наибольшую трудность представляет отграничение от умственной отсталости именно задержки психического развития (ЗПР). Основным критерием здесь является обучаемость ребенка, величина "зоны ближайшего развития".
Квалифицированная диагностика умственной отсталости представляет известные трудности, особенно в дошкольном возрасте. Поэтому знание специфики развития детей в условиях органического поражения центральной нервной системы, их личностных особенностей, познавательной деятельности необходимо для правильного определения состояние ребенка, с целью дальнейшей коррекционной помощи.
.2 Развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
В ходе изучения детей дошкольного возраста специалистами-дефектологами установлено, что их развитие подчиняется основным закономерностям психического развития детей в норме. В то же время отмечается наличие специфических закономерностей развития психики, обусловленных органическим поражением головного мозга: замедленный темп развития, опережение физического развития, более позднее становление высших психических функций.
А.А. Катаева и Е.А. Стребелева отмечают, что развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У многих детей задерживается развитие прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка у некоторых детей бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни.
Одной из основных характеристик детей с нарушением интеллекта является стойко выраженное уменьшение деятельности, направленной на познание мира. Дети с нарушением интеллекта не проявляют интереса к предметам, явлениям и событиям, которые их окружают, поскольку не испытывают потребность в познании. Это приводит к тому, что с возрастом их жизненный опыт оказывается крайне бедным.
У новорожденных малышей позднее в сравнении с нормально развивающимися детьми возникает "комплекс оживления" и потребность в эмоциональном общении со взрослыми. В дальнейшем у них не возникает интереса к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению со взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения - жестовая. На первом году жизни умственно отсталые дети не дифференцируют "своих" и "чужих" взрослых, у них нет активного хватания, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов, а также выделение одних предметов из ряда других. Как следствие у данной категории детей не появляются своевременно и предпосылки развития речи: предметное восприятие и предметные действия, общение со взрослыми и, в частности, доречевые средства общения.
В результате, хотя ситуации для общения у умственно отсталых детей те же, что и у детей с нормальным развитием, содержание этих ситуаций выступает для ребенка по-иному: у него меньше собственных и совместных со взрослым действий, совсем не сформировано подражание. Дети совсем не обращают внимания на многие предметы, не запоминают их...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Особенности страхов детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского сада

Курсовая работа: Развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством дидактических игр

Отчёт по практике: Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Реферат: Гендерные особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста