Курсовая работа: Изучение произвольности и целенаправленности младших школьников
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизни ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Учение - это серьезный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. "Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется."
Дата добавления на сайт: 18 августа 2024
Скачать работу 'Изучение произвольности и целенаправленности младших школьников':
Курсовая работа
Изучение произвольности и целенаправленности младших школьников
Введение
Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизни ребенка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Учение - это серьезный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий со стороны ребенка. "Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется." Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умение подчинять личные желания общим устремлениям, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности дисциплины. В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Справедлива заповедь В.А. Сухомлинского о том, что детям нужно дать радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства. В. А. Сухомлинский отмечает: "От того, как ученик относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик". Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), включение в систему коллектива, включение в новый вид деятельности (учение) - все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системе отношений к людям, коллективу, формирует характер, волю. В школе ребенок ставится перед необходимостью соблюдать целую систему четких моральных требований и норм, правил поведения, определяющий и регламентирующих его поведение в школе, на улице и др., которыми он должен руководствоваться в отношениях со взрослыми и сверстниками. Возрастной особенностью детей, только что поступивших в школу, является общая недостаточность воли: младший школьник (особенно в 7-8 лет) еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоление трудностей и препятствий. Он может "опустить руки" при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Младший школьник еще не умет всесторонне обдумывать свои решения и намерения, принимает их торопливо, наспех, импульсивно. Недостаточная способность к волевому усилию сказывается в том, что ребенок порой отказывается от борьбы с трудностями и препятствиями, охладевает к делу, часто оставляет его незаконченным. Переделывать, совершенствовать свою работу он тоже не любит. Постепенно под влиянием систематического воспитания формируется умение преодолевать трудности, подавлять непосредственные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролировать свои поступки (дети склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.) Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является очень важным этапом в развитии личности ребенка, и в частности, его воли. Однако проблема воли возрастной психологии является одной из наименее разработанных. В имеющихся исследованиях (Л.И. Божович, А.И. Высоцкий, Т.С. Конорева, В.И. Селиванов и др.) изучаются отдельные аспекты волевой активности ребенка данного возраста. По моему мнению проблема развития воли у младших школьников должна быть актуальной не только как теоретическая, научная, но и как практическая задача. Недостаточное волевое развитие может лежать в основе такого явления, наблюдаемого в начальный период обучения, как "отход от школы". Ребенку трудно осваивать новую деятельность и реализовывать себя в ней, интериоризировать правила и нормы школьной деятельности. Эти задачи решаются при условии проявления у ребенка волевых качеств, их развития.
Объектом исследования являются произвольность и целенаправленность как основные волевые качества.
Предмет исследования: диагностика и коррекция произвольности и целенаправленности младших школьников.
Целью исследования является диагностика и коррекция произвольности и целенаправленности как основных волевых качеств у младших школьников.
Задачи исследования:
1)Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2)Подобрать методы и методики исследования;
)Провести эксперимент;
)Обработать и проанализировать результаты эксперимента;
)Сформулировать выводы вытекающие из проведенного эксперимента;
)Составить и провести коррекционную программу.
Гипотеза исследования: уровень развития произвольности и целенаправленности может влиять на школьную успеваемость младших школьников.
Методы и методики: интервью, анализ продуктов деятельности, тестирование (методика изучения борьбы мотивов Н.А. Цыркун, методика выявления целенаправленности Н.А. Самарина).
Глава 1. Диагностика и коррекция произвольности и целенаправленности младших школьников
.1 Изучение произвольности и целенаправленности как основных волевых качеств
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), включение в новый вид деятельности (учение) - все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу и формирует характер, волю. Возрастная особенность детей, только что поступивших в школу - общая недостаточность воли. Постепенно под влиянием систематического воспитания формируется умение преодолевать трудности, подавлять непосредственные желания, проявлять настойчивость и терпение, контролировать свои поступки. Обстоятельства школьной жизни ребенка - это система отношения ребенка с миром, значимая для его жизни и развития. Психологическая устойчивость зависит от способности ребенка правильно понимать ситуацию, несмотря на переживаемые трудности, и правильно действовать. А для этого - проявлять волю. Наиболее характерная реакция младших школьников на трудности - отказ от достижения результата и "уход" от ситуации. Чтобы детям легче было приспособиться к новой ситуации им необходимо развивать волю и такие качества, как целенаправленность и произвольность. «Произвольность понимается как овладение ребенком своими психологическими процессами, поведением, действиям, т.е. как осуществление своих внутренних (интериоризированных) и внешних (экстэриоризированных) действий». Произвольные действия ребенок может совершать в уме, предвидя результат и последствия этого действия так, как если бы оно осуществлялось на самом деле. Произвольное действие - это действие, свободно переходящее из внешнего плана во внутренний и наоборот. В этом действии проявляется умение ребенка осуществлять свой замысел на основе мотивационных целей. «Для волевой активности свойственно наличие свободного, самостоятельного и осознанного выбора». Волевое действие имеет сложное строение и состоит из нескольких этапов. Один из этапов характеризуется возникновением у ребенка определенных потребностей. «Потребности - это устойчивые регулярно действующие побуждения, сформировавшиеся под влиянием постоянно действующих внешних и внутренних раздражителей». Воля не зародилась бы, если бы потребности не имели места в жизни человека. В тоже время отношения к собственным потребностям проявляется не только в волевых, но и импульсивных действиях. Очень важно помнить о том, что если младший школьник не принимает во внимание объективные ценности изменений, которые остаются после завершения его действий, то эти действия импульсивные, направленные ребенком как субъектом потребности, а не субъектом воли. Совершая волевое действие ребенок ориентируется не только на достижение определенного результата, но и учитывает последствия этих действий, т.е. в волевом действии представлено стремление к двум целям или цели, которая имеет двойственный характер: это желаемый результат и его последствия. Выбор цели происходит в форме осознания потребностей и способов их удовлетворения. Выделяют три группы потребностей, под влиянием которых человек ставит цели и совершает волевые усилия:
. Биогенные - потребности в пище, сне, моторной активности;
. Психогенные - Потребности в новых впечатлениях, развлечениях, приобретении интересных вещей (для ребенка -игрушек);
. Социогенные - потребности в покровительстве, дружбе, оказании помощи близким, признании.
Волевое действие имеет по крайней мере 3 смысла: ценностный, ради которого оно совершается; негативный ситуативный, препятствующий выполнению действия; дополнительный, усиливающий ценностный смысл. Однако внутри волевого действия может быть конфликт между этими смыслами и возникает необходимость осуществить еще и дополнительную смысловую саморегуляцию. С ее помощью изменяется смысл действия для управления собственным поведение. Это поиск ответа на вопрос: «Для чего? Зачем мне это надо?» благодаря этому деятельность ученика полимотивированна. Так, например мотивация учебной деятельности имеет у каждого школьника индивидуальную иерархию и каждый мотив может быть понимаемым и действующим. Волевое усилие-главный компонент воли, определяющий эффективность деятельности ученика. Волевая деятельность связана с преодолением препятствий и поэтому требует волевого усилия. Для преодоления препятствий необходимо сознательно мобилизовать психические и физические возможности и осуществить сознательную саморегуляцию. Воля должна из возможности, из потенциального состояния перейти в актуальное состояние, стать действительным проявлением активности. Этот переход осуществляется в форме волевого усилия. Усилие бывает необходимо, когда ученик для удовлетворения потребности должен осуществлять в силу неблагоприятных обстоятельств напряженную деятельность. Волевое усилие-это сознательная мобилизация ребенком психических и физических возможностей, необходимых для преодоления препятствий. Это связующее звено между личностью и деятельностью, средство, с помощью которого приводятся в соответствие требования друг к другу и возможности личности и деятельности. Механизм формирования волевой привычки раскрывается в работах В.И.Селиванова. Он пишет о том, что в сознательном волевом усилии отражается процесс преодоления препятствий при совершении того или иного поступка. Если затрудненные состояния повторяются, ученик совершает усилия, и эти усилия подкрепляются, то в следующий раз школьник начинает встречать препятствия, привычно мобилизуя волевое усилие. Для того, чтобы оценить волевое развитие ученика, необходимо выявить систему условий деятельности, тех ее требований, которые предъявляются личности школьника, а также его отношение к этим требованиям. Далее необходимо отметить, совершает ли ребенок усилия в процессе достижения цели, избегает таких усилий или данные требования деятельности стали для него привычными. Если ученик имеет низкие результаты в деятельности, в достижении цели и не совершает усилий, чтобы их повысить, то он проявляет низкий уровень развития волевого действия-первый. Если результаты достижения цели являются следствиями усилий, то школьник совершает волевое действие, соответствующее второму уровню. Достижение учащимся высоких результатов в деятельности (и он не совершает при этом усилий) соответствует произвольности третьего уровня. Каждому из этих школьников нужна различная помощь в развитии воли. Первого ученика необходимо побуждать к сознательным волевым усилиям, второго - поддерживать в преодолении препятствий с помощью усилия, третьему нужно усложнять деятельность до тех пор, пока он не начнет получать низкие результаты, т.е. опять окажется на первом уровне, но на материале очень сложной деятельности, затем - побуждать к волевым усилиям и стимулировать его в процессе их свершения.
.2 Диагностика и коррекция младших школьников
Для развития произвольности можно использовать любую деятельность, требующую систематического обследования, соблюдения строгой последовательности действий. Важно, как в любой деятельности, ограничение задач с последующим переходом с одной операции на другую, выделение конкретного выполнения действия и контроля за ним, вооружение учащегося средствами самоконтроля и саморегуляции. Низкий уровень развития произвольного поведения можно рассматривать как результат несформированности ведущей деятельности еще дошкольного детства - игры. Игра - метод коррекции негативных личных особенностей детей: аутизма, страхов, невротических состояний, проявлений неадекватного поведения. По направлению развивающего эффекта игры можно разделить на три группы:
1)игры, направленные на воспитание произвольной регуляции поведения, внимания, наблюдательности. Это игры с правилами. Их смысл - в строгом выполнении правил («Замри», «Колечко», «Съедобное - несъедобное»)
2)Игры, направленные на преодоление страхов, сюжетно-ролевые игры на развитие воображения, мышления. Их основа - овладение и подчинение определенной линии сюжета, следование правилам, содержащимся в роли. Особый смысл заложен в ролевом перевоплощении и проигрывании различных ситуаций. Это прежде всего игры - сказки.
)Игры, направленные на децентрацию, снятие барьеров общения, достижения взаимопонимания (игра в мяч).
В доформировании и коррекции произвольности младших школьников игра является важным средством, поскольку она- -ведущая деятельность ребенка в дошкольном детстве.
Существуют общие требования к формированию и коррекции личности ребенка. 1. Одно из этих требований - прицельность. Выполнение такого требования означает, что предметом формирования моет быть конкретное умение, недостающее звено.
При несформированности умения последовательно выполнять деятельность нужна помощь в ее организации. Трудности могут возникнуть при отсутствии предварительных знаний, необходимых для выполнения действия. В случаях затруднений требуется дифференцированные формы помощи: оценка правильно-неправильно, вербальная подсказка, показ действия, простое переспрашивание для привлечения внимания ребенка к тому, что он сделал (иногда достаточно переспросить, и он тут же исправляет свою ошибку), одобрение - стимуляция, вопросы (почему он сделал то или иное), критические замечания, наводящие вопросы, подсказки, совет действовать тем или иным образом, демонстрация действия и просьба повторить действия, в самом тяжелом случае - это обучение, когда все остальные подсказки не помогают. Данные виды помощи должны выстраиваться от наименее к наиболее существенной. 2. Следующее требование - это организация собственной деятельности учащихся. В основе доформирования может быть такая организация деятельности, которая соответствует поэтапному формированию умственных действий. В условиях обычного обучения дети последовательно переходят с этапа на этап. В процессе коррекции доформировывается любой из этапов (можно развернуть мотивационный или речевой этап). Особое внимание должно быть уделено обработке материального этапа, использованию материальных опор - будь то формирование произвольности, внимания или знания по предмету. 3. Еще одно требование - разделение задач на подзадачи и их последовательное усвоение, т.е. деятельность, выступающая в качестве предмета усвоения, включает в себя ряд компонентов, действий. Помимо специальной игровой коррекции можно оказывать ребенку помощь по ходу выполнения им учебного или диагностического задания. Это будет способствовать формированию произвольности, умственной деятельности. Очень важно проанализировать затруднения и определить, чем они вызваны. Преодоление затруднений - необходимое условие для развития воли. Поэтому важно научить ребенка преодолевать затруднения, освоить способ преодоления затруднений, а для этого - оказать ему необходимую помощь. Есть дети, которые нуждаются в стимулирующей помощи. Под стимулирующей помощью понимаются воздействия взрослого, направленные на активизации собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений. У таких детей отмечаются такие особенности внешнего поведения, как отсутствие самостоятельных попыток выполнить задание, демонстрирование якобы испытываемых трудностей различными выразительными мимическими движениями и интонационными средствами. Есть дети, нуждающиеся в эмоционально-регулирующей помощи. Эмоционально регулирующая помощь - это оценочные суждения экспериментатора, одобряющие или порицающие действия ребенка. Этот вид помощи оказывается прямо или косвенно. При прямом оказании помощи дается ободряющая или порицающая оценка выполненного ребенком задания. При косвенном - одобрение или порицание действий ребенка осуществляется через оценку его личности. Эмоционально регулирующая помощь может оказываться невербальными средствами: взглядом, кивком, улыбкой, покачиванием головы. В качестве эмоционального регулятора выступает тон взрослого. Среди младших школьников есть дети, н6уждающиеся в направляющей помощи. Оказание направляющей помощи, как правило, связано с начальными этапами выполнения заданий. Начальные этапы выполнения заданий заключаются в предварительной ориентировке в условиях задачи, в планировании способов ее решения. Смысл оказания помощи заключается в том, что ребенка необходимо организовать на выполнение задания в нужном направлении, т.к. в структуре ориентировочного этапа обнаруживаются особенности, приводящие к недостаточной эффективности в работе ребенка. Среди младших школьников есть дети, нуждающиеся в организующей помощи - когда исполнительская часть осуществляется ребенком полностью самостоятельно, а планирование и контроль организовываются взрослым. Некоторые дети при этом проявляют низкую волевую активность и постоянно требуют помощи. Другие проявляют готовность выполнять предложенное задание без переживания чувства неуспеха. При этом продуктивность умственной деятельности у них настолько низкая, что возникает предположение об их неспособности выполнить задания. Причина затруднения - отсутствие «программы» поведения, неумение планировать свои действия, как только взрослым предлагается развернутая программа поведения в виде планирования каждого последующего шага и контроля за его выполнением, затруднения преодолеваются. Планирование и контроль со стороны взрослого носят характер указаний последовательности этих действий, а содержание планируемого шага и контроль как оценка правильности его выполнения полностью осуществляются самим ребенком. Часть детей нуждается в обучающей помощи, когда взрослый показывает ребенку способы выполнении задания. Подсказка дозируется по объему и осуществляется в несколько этапов. Следует обязательно учесть, что при оказании ребенку помощи волевое действие является «разорванным», поделенным между участниками взаимодействия. Часть элементов действия интериоризированны ребенком, носителем части элементов выступает взрослый, и ни по отношению к ребенку являются чем-то внешним. Задача, которая стоит перед взрослым - найти способ интериоризации недостающих...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Изучение страхов у младших школьников с нарушениями зренияКурсовая работа: Особенности межличностных отношений младших школьников на начальном этапе обучения
Реферат: Исследование особенностей внимания младших школьников
Курсовая работа: Самооценка младших школьников
Курсовая работа: Предметная область «Технология» как средство сплочения коллектива младших школьников