Курсовая работа: Изучение страхов у младших школьников с нарушениями зрения

Актуальность исследования. Неблагоприятная обстановка в семье, нарушение принципов воспитания, как дома так и в учебном заведении, низкий уровень жизни, интернет, компьютерные игры и многие другие факторы стали причиной появления многих вариантов расстройств у детей, как физических так и психических. К сожалению ни родители, ни большинство педагогов не владеют методами и средствами диагностики, а в дальнейшем и психокоррекции психофизических расстройств у детей, в том числе тревожности, фобий и страхов.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Изучение страхов у младших школьников с нарушениями зрения':


Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения страхов у младших школьников с нарушением зрения
.1 Природа детских страхов
.2 Тревожность - предпосылки для формирования страхов
Выводы по главе 1.
Глава 2. Особенности проявления страхов у детей с нарушением зрения
.1 Содержание констатирующего эксперимента
.2 Результаты констатирующего эксперимента
Вывод по главе 2.
Глава 3. Способы преодоления страхов посредством драматерапии
.1 Содержание коррекционной работы. Формирующий эксперимент
.2 Результаты коррекции страхов посредством драматерапии
Вывод к главе 3.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Неблагоприятная обстановка в семье, нарушение принципов воспитания, как дома так и в учебном заведении, низкий уровень жизни, интернет, компьютерные игры и многие другие факторы стали причиной появления многих вариантов расстройств у детей, как физических так и психических. К сожалению ни родители, ни большинство педагогов не владеют методами и средствами диагностики, а в дальнейшем и психокоррекции психофизических расстройств у детей, в том числе тревожности, фобий и страхов.
Большинство детских страхов являются временными, быстропроходящими и обусловлены возрастными особенностями. Если детские страхи долго не преодолеваются, это говорит о нервной ослабленности ребенка, конфликтной обстановке в семье и в коллективе, неправильном воспитании и в целом о напряженной обстановке вокруг ребенка. Многие причины идут из семьи: завышенные ожидания, непоследовательное воспитание, отрицательные отношения ребенка и родителей. В связи с этим у ребенка возникает повышенная тревожность, которая впоследствии перерастает в негативное отношение к миру.
У детей психика сильно подвижная, в отличии от психики взрослого человека, они впечатлительны и ранимы, неспособны противостоять неблагоприятным обстоятельствам. Невротические страхи проявляются при долгих нерешимых переживаниях или при психических потрясениях. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и других специалистов, а так же родителей. Это необходимо, потому что ребенок с подобными страхами становится скованным и напряженным, замкнутым пассивным. При подобных проблемах очень важна ранняя диагностика этих страхов, так же возможность ранней психокоррекционной работы.
Необходимость просвещения, в данном вопросе, родителей, педагогов и других специалистов, так же является значительной проблемой, но освещаться в данной исследовательской работе не будет.
В современном мире вопросы диагностики и коррекции невротических страхов стоят очень остро, так как все больше и больше детей стали этому подвержены. В связи с вышесказанным, мы можем предполагать, что необходим комплексный подход для решения данной проблемы. Это предполагает предоставление результатов исследований в доступной форме родителям, направление родителей к другим специалистам при необходимости (страхи могут формироваться при каких-то острых конфликтах в семье, в таком случае семья направляется к специалисту по семейному консультированию). При таком подходе мы можем избавиться не только от внешних проявлений страхов, но и от причин порождающих этот страх.
Страхи корректируются и проходят безболезненно у детей не старше десяти лет. Поэтому одна из главных задач родителей, это своевременное обращение к специалисту, который примет меры для преодоления страха у ребенка. Одна из задач психолога - поиск новых, более актуальных и современных методов выявления и преодоления страхов и фобий у младших школьников.
Гипотеза исследования: драматерапия является одним из самых эффективных средств для преодоления страхов у младших школьников с нарушением зрения.
Цель исследования: изучение страхов у младших школьников с нарушениями зрения и способов их преодоления с помощью такого средства как драматерапия.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с нарушениями зрения, подверженные различным страхам и фобиям.
Предмет исследования: страхи детей младшего школьного возраста снарушениями зрения, и методы их преодоления, в частности такой как драматерапия.
Задачи исследования:
1.Анализ работ отечественных и зарубежных педагогов и психологов, занимающихся проблемой детских страхов и страхов детей с нарушениями зрения.
2.Изучение причин формирования детских страхов.
3.Изучение влияния страхов, фобий и тревожности на формирование личности ребенка.
4.Изучение основных методов диагностики страхов, фобий и тревожности и отбор оптимально подходящих для исследования страхов у детей с нарушениями зрения.
5.Изучение характера детских фобий и страхов и способов их преодоления в определенном возрасте.
6.Разработка и апробирование серии психокоррекционных занятий с использованием методов драматерапии для преодоления детских страхов у младших школьников с нарушением зрения.
Методологические основы: методы и теории, выдвинутые отечественными психологами и педагогами, такими как: А.В. Запорожец, А.И. Леонтьевым, Л.С. Выготским, Т.М. Мишиной, А.И. Божович, К.Д. Ушинским, А.С. Спиваковской, А.И. Захаровой, К. Изард, Л.А. Петровской, А.Т. Лидерса. Изучались работы отечественных тифлопсихологов связанных с изучением тревожности и страхов у младших школьников с нарушением зрения - Л.И. Плаксиной, А.Г. Литвака, А.Н. Шимгаевой.
За основу были взяты так же зарубежные психологи и педагоги: З. Фрейд, А. Адлер, В.Э. Гебзатель, Э. Фром, Ф. Перлз, К. Хорни, Дж. Уотсон, Ч. Спилбергер, Г.С. Саливан, чьи работы были посвящены фобиям, страхам и тревожности и их влиянию на формирование личности. Благодаря данной литературе психокоррекционная работа имеет теоретическое обоснование.
При изучении вышеперечисленных источников, а так же другой информации по данной проблеме, были сделаны следующие выводы: психическое здоровье и эмоциональное равновесие - это основополагающие факторы полноценного детства. Именно по этой причине важно чтобы, те, кто занимаются воспитанием ребенка, будь то родители, педагоги, психологи или другие специалисты, понимали следующие особенности его психики: внушаемость, впечатлительность и чрезмерную эмоциональность. Если эта специфика будет не учтена, то подготовить ребенка к " взрослой" жизни, полной проблем, опасностей и необходимости принятия собственных решений будет практически не возможно.
Исследование проводилось на базе государственного образовательного учреждения " начальная школа - детский сад" №1665 города Москвы. Данные для сравнения с нормой были использованы А.И. Захарова. Участниками эксперимента были дети 7-8 лет имеющие нарушение зрения.
В данной работе использовались следующие методы психологического исследования: анализ научной литературы, тестирование, беседа, наблюдение, прямое взаимодействие в игровой деятельности, математический анализ.
В исследовании применялись следующие методики: "Страхи в домиках" А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, помогающая увидеть приоритетные страхи у ребенка; графический метод М.А. Панфиловой "Кактус", который помогает увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, помогает определить наличие, интенсивность и направленность агрессии; проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье "Моя семья" В.К. Лосевой, а так же социометрическая проба "День рождения", которая помогает раскрыть эмоциональное восприятие ребенка в общении.
Так же использовались следующие этюды и игры: "придумываем сказку", "напугаем страх", " закапываем страх", " придумываем страшилку", " пишем волшебнику Добросилу", этюд " Страшный сон", этюд " Гроза", этюд по сценке из мультфильма " Котенок по имени Гав", игра " пчелка в темноте", упражнение "качели", "неваляшка", игра "в темной норе", игра "тень". страх зрение школьник
Глава 1. Теоретические основы изучения страхов у младших школьников с нарушением зрения
.1 Природа детских страхов
Страх - психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Причины страхов бывают различными, как субъективными так и объективными. У страха могут быть так же и различные формы.
Формы страхов:
1.Боязнь.
2.Испуг.
3.Аффективный страх (41).
У многих детей в возрасте 3 лет и старше присутствуют распространенные страхи, такие как:
1.Оставаться одному дома.
2.Заболеть.
3.Сказочных персонажей.
4.Смерти (своей, близких и в целом самого факта).
5.Людей (это может быть как в целом социофобия, так и боязнь конкретных людей - родителей, других детей, врачей и других).
6.Боли.
7.Крови.
Полный список распространенных страхов в приложение (см. Приложение 2).
Дети наиболее чувствительные к страхам - это дети в возрасте 6-7 лет, то есть старшие дошкольники - младшие школьники (10).
Уже давно психологи и психиатры, такие как Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская говорили о том, что одной из главных причин появления детских страхов является напряженная обстановка в семье, неблагополучие семьи ребенка и любые не стандартные семейные ситуации (5).
Многие теоретики сходятся в своих мнениях о том что благополучное психическое и психологическое состояние ребенка на прямую зависит от взаимоотношений в семье. И соглашаются в одном - негативная атмосфера в доме не может положительно сказаться на ребенке.
Семейные причины образования негативных черт у ребенка:
1.Конфликтные ситуации внутри семь.
2.Неадекватные формы воспитания.
3.Нарушение или отсутствие контакта с родителем в следствии распада семьи или отсутствие кого то из родителей.
При неадекватном отношении и воспитании родителями ребенка начинается распад эмоциональных связей внутри семьи.
Нужно отметить, что страх у младших школьников то не основополагающая черта характера и при должном внимании со стороны взрослых к этой проблеме - обратимы.
Проблема заключается в том, что сам страх пагубно влияет на развитие разных сторон личности. Ушаков говорил, о том, что страх может спровоцировать у человека аморальное поведение[5].
Тревожное состояние зарождается в большинстве случаев в раннем детстве (10). В возрасте 2 лет это состояние может возникнуть, как результат не правильного воспитания. Ребенок не отходит от матери, везде ждет "подвоха". Так же большой страх могут вызывать игрушки создающие резкие звуки или производящая резкие движения.
Паника является одним из близких состояний страху (по эмоциональным проявлениям и механизму)[41]. Паника отличается от страха отсутствием адекватного представления об опасности. Основная черта панического состояния - проявление инстинкта самосохранения. В первую очередь проявляются эмоции направленные на защиту и способствующие уходу от опасности.
Способы преодоления страха и паники:
1.Активное внешнее поведение.
2.Переключение внимания
3.Отвлечение от объекта, вызывающего данное состояние.
4.Обретение уверенности в собственных силах.
5.Обостренное чувство долга
В такой ситуации главное сохранять самообладание и контроль. Личный пример других людей может способствовать выведению из подобных состояний. Научно-медицинская литература выделяет социально- культурные и психологические предпосылки развития страха [26]. Ребенок во время первых нескольких лет жизни боится всего нового и не изведанного. Он делает живым не живое: сказочных персонажей, предметы - данное одушевление вызывает у него страх. Он боится того на что мы в повседневной жизни не обращаем внимания, но при этом и слепо верит в такие вещи, как вечная жизнь родителей. Сильно развитое воображение у детей делает реальным любую мелочь, в том числе и страхи. Бабайка - это живущий по соседству дедушка, который не вызывает приятных эмоций, в первую очередь у родителей, из-за своего внешнего вида и преклонного возраста. А товарищ полицейский только и ждет, когда дети начнут себя плохо вести, что бы забрать у родителей. Объективная оценка происходящего приходит гораздо позднее, тогда когда начинает развиваться логика и абстрактное мышление. Когда дети начинают различать что такое реальность, а что не реально. В младшем школьном возрасте структура психики усложняется, появляется чувство стыда, вины, жалости, вместе с этим усложняется и структура страхов. Страхи становятся менее осязаемыми, но при этом более реальными, например, страх смерти. В возрасте 6-7 лет дети уже понесли первые утраты. Это может быть не такая существенная потеря - например рыбка, или большое горе семьи (что давит на ребенка не только из-за самой утраты, но и из-за напряженной обстановке в семье), такое как утрата бабушки или дедушки.
В этот период жизни у ребенка появляются страхи, основанные не только на инстинкте самосохранения, но и социальные страхи, связанные первоначально только с близкими ему людьми, родителями, дальше они могут распространиться на членов семьи. В конечном итоге страхи охватывают не только знакомых ему людей, но и выходят за рамки его [10].
Процесс урбанизации ведет к усложнению социальных взаимоотношений, как в мини обществе (семья, класс), так и в обществе в целом, с которым ребенок взаимодействует в течении своего становления и личностного роста. Влияние общества может негативно сказываться на эмоциональном развитии ребенка. Живя в городе, часто и взрослые, сталкиваются с проблемой нахождения и построения межличностных взаимоотношений. У детей эта проблема возникает, в частности из-за гиперопеки со стороны родителей. У ребенка нет возможности спланировать свое свободное время, и выделить часть из него на общение со сверстниками. Если ребенок живет в отдельной квартире, а не в коммунальной или общежитии, вероятность возникновения страхов у него гораздо выше, в особенности у девочек. При жизни в коммунальной квартире или общежитии у ребенка возникает больше возможности общения как с взрослыми так и с сверстниками, соответственно уровень тревожности понижается, вместе с вероятностью появления у такого ребенка страхов. Когда ребенок живет в отдельной квартире вероятность появления страха темноты, одиночества и других возрастает в несколько раз. Особенно этому подвержены единственные дети в семье.
Если ребенок не достаточно активен, мало взаимодействует со сверстниками, отсутствие подвижных и/или коллективных игр способствуют развитию у ребенка тревожности. В дальнейшем большинство из этих детей отказывается от коллективных подвижных игр. Отсутствие подобных игр, односторонней интеллектуализации психики. [12].
Возникновение страха на прямую зависит от состояния матери и распределения социальных ролей в семь. Мы знаем, что в младенчестве психическое настроение ребенка зависит от состояния матери. Так же нам известно, что мальчики и девочки, воспитывающиеся в семье, где главой является мать, боятся гораздо чаще, чем в семье, где глава - отец. Это объяснимо тем, что работающая мать, сама часто встревожена и направляет свою тревогу на детей. Вследствие чего - тревога детей является всего на всего ответной реакцией. Такое положение в семье матери подавляет авторитет отца и его значимость в жизни ребенка, из-за этого, главенствующая роль отца, для большинства, уходит на второй план, что усиливает передачу тревоги от матери к детям.
Чем раньше мать выходит на работу, тем раньше ребенок обретает тревожность, особенно если это происходит в младенческом возрасте, где связь ребенка и матери должна быть неразрывна. В младенчестве мать для ребенка - это вся их жизнь. При этом ребенок испытывает тревогу не только из-за отсутствия матери, но и из-за того, что когда мать появляется в их жизни чаще всего она встревожена, внутри нее идет борьба мотивов. Так же тревожность возникает на фоне резкого увеличения окружения ребенка, либо рано отдают в дошкольное учреждение, не подготовив его к данным видам деятельности, в лучшем случае ребенок остается на попечении бабушек и дедушек.
Отдельно хочется отметить категорию мам с отсутствием чувства меры во всем, проявляющие гиперопеку, при этом постоянно выискивающих в своих детях недостатки. Их может не устраивать все - начиная характером и темпераментом, заканчивая формой носа. Часто такие родители встречаются у детей с различными нарушениями, они сравнивают своих детей с нормой, и видя различия вымещают тревогу на своих детях. Вымещение подобного рода может быть как словесное, так и физическое - не обоих родителей. У матерей с гиперопекой забота проявляется во всех возможных и не возможных ситуациях. Подобные мамы пытаются просчитать каждую возможную ситуацию наперед и оградить своего ребенка от негативного воздействия, тем самым ограничивая его свободу и не давая развиваться самостоятельности. Так же типичная строгость для этих мам вызвана желанием подстроить жизнь своего ребенка под уже заготовленный план, возможно реализовав то, что им самим не удалось реализовать в таком возрасте. Такое холодное и расчетливое поведение матери у эмоционально не стабильных дошкольников вызывает еще большую тревогу, по причине отсутствия необходимого контакта с самым близким человеком, что является самым необходимым в данном возрасте.
В таких условиях дети быстро привыкают к подобному обращению, стараются не реагировать на упреки, излишние требования, не замечают ее гиперопеки. Дети, живущие в подобных условиях уже в старшем дошкольном возрасте могут приобретать черты присущие подростковому возрасту, такие как негативизм, упрямство, отгороженность от родителей. У них появляется свой мир переживаний и эмоций. У большинства из них появляются воображаемые друзья, а их поведение копирует поведение матери. Есть и второй вариант развития подобной ситуации - ребенок становится не уверенным в себе, замкнутым, часто закатывает истерики, пытаясь восполнить дефицит общения с матерью. Таким оброзом возникает противоречие между эмоционально не стабильными детьми, чье количество возрастает из поколения в поколение, и матерями кидающихся из крайности в крайность, либо отказываясь от ребенка, перевешивая ответственность с себя на других людей, либо они гиперопекают детей не давая им свободы и самостоятельности[12].
Конфликты возникающие в семь по большей части влияют на дошкольников и младших школьников. В большей мере их травмируют конфликты между родителями. Число детских страхов ударом конфликты между родителями будут для девочек нежели для мальчиков. При наличии стрессовых конфликтов мать может на долгий срок потерять авторитет у дочери, что скажется в дальнейшим на ее становлении, в том числе и в подростковом возрасте.. У девочек из конфликтных семей, чаще, чем у девочек того же возраста но из благополучных семей возникает страх перед животными. А мальчики из подобных семей чаще подвержены страху смерти, стихии, болезни, заражения, а так же родителей и страшных снов. Таким образом, проявляется эмоциональный отклика те конфликты которые возникают в данной семье, и от них практически не возможно избавиться без изменения эмоционального фона в семье[19].
В случае с девочками, у них не только больше страхов, чем у мальчиков, и их страхи более тесно связаны как в школьном, так и в дошкольном возрасте. Если выразиться по-другому,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение произвольности и целенаправленности младших школьников

Курсовая работа: Развитие творческого мышления младших школьников в процессе

Курсовая работа: Особенности эмоциональной сферы младших школьников, воспитывающихся в детском доме

Реферат: Исследование особенностей внимания младших школьников

Реферат: Духовно-нравственное формирование личности младших школьников