Курсовая работа: Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности

Содержание

Введение
Глава I. Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности
.1 Определение бессознательного
.2 Определение творческой деятельности
.3 Критерии достоверности
Глава II. Проведение исследования по выявлению роли бессознательного в творческом процессе
.1 Планирование и организация исследования
.2 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности':


Курсовая работа по психодиагностике
На тему: «Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности»
Содержание
Введение
Глава I. Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности
.1 Определение бессознательного
.2 Определение творческой деятельности
.3 Критерии достоверности
Глава II. Проведение исследования по выявлению роли бессознательного в творческом процессе
.1 Планирование и организация исследования
.2 Анализ результатов эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современных источниках по психологии тезис о важной, более того, доминирующей роли бессознательного (подсознательного) в творческой деятельности стал, по существу, тривиальным. Это следствие все возрастающего интереса исследователей к серьезным научным разработкам проблемы в до - и постпсихоаналитический период, дающим основание рассматривать феномен бессознательного в качестве «источника творческого процесса».
Актуальность: тема актуальна, так как, исследуется уровень оригинальности индивидов, а в наше время при приеме на работу это один из главных факторов.
Объект исследования - проявления бессознательной сферы личности.
Предмет исследования - оригинальность в творческой деятельности как проявление бессознательной сферы личности.
Задачи исследования
1.Разработать опросник для изучения оригинальности в творческой деятельности.
2.С помощью опроса выявить индекс оригинальности в творческом процессе.
.Проанализировать особенности взаимодействия бессознательного и творчества.
.Разработать методику на выявление уровня оригинальности у индивидов.
.Доказать валидность и надёжность разрабатываемой методики.
Гипотеза - разработанная нами методика является валидным и надежным способ изучения уровня оригинальности в творческом процессе
I. Изучение проявлений бессознательного в творческой деятельности
.1 Определение бессознательного
Уже много раз упоминались слова «сознание», «сознательная психическая деятельность», «бессознательное», «неосознаваемая психическая активность». Что кроется за этими словами? Каковы взаимоотношения между сознательным и бессознательным психическим? Эти нелегкие вопросы относятся к одним из самых спорных в современной психологии, философии, медицине. Они весьма интересны и для специалистов в области лингвистики, искусствоведения, имеют отношение к нашей повседневной жизни.
С сознанием как будто все ясно - это высшая форма отражения объективной реальности, присущая исключительно человеку. В это понятие входит сознание окружающего мира и, что не менее важно, себя (самосознание, выделение собственного «я»). В своем развитии сознание прошло ряд этапов: от психики (не сознания!) животных, через стадное сознание и сознание человека родового общества до самосознания. Следовательно, сознание человека имеет общественно-историческую обусловленность, то есть те же корни, что и личность. Особую роль в формировании сознания отводят речи и коллективному труду.
Ну а бессознательное? Что это такое и как его изучать? Можно ли вообще сознательно говорить о бессознательном?
Интересно, что при упоминании о бессознательном сразу же вспоминают о 3. Фрейде. Как будто именно он открыл или описал его, как будто бы он его придумал. Идея о существовании неосознаваемого, бессознательного в человеке, в человеческой психике возникла веков 45 назад, за 2,5 тысячи лет до нашей эры. Ее истоки находят в работах древнеиндийских философов, в трудах Платона, Фомы Аквинского, философов XVII и XVIII веков. Разумеется, не 3. Фрейд поставил проблему бессознательного, но именно ему принадлежит первенство в попытках указать пути к изучению закономерностей бессознательного, к пониманию его особенностей. Бессознательное у 3. Фрейда превратилось в человеческую сущность, в основной источник энергии для всех проявлений человеческой деятельности.
.2 Определение творческой деятельности
Теория творчества является существенным достижением психологической науки, как отечественной, так и зарубежной, и служит методологической основой развития психологии. Однако до сих пор сохраняется многозначность толкования понятия «творчества». Повторяемость отдельных понятий многочисленных определений творчества рассматриваются как выражение единства научных воззрений их авторов, а различия являются показателем богатства понятия «творчества», его многоаспектности и неисчерпаемости. При этом выделяются такие определения, как философские, психологические, педагогические, художественные, эстетические и технические.
По - мнению И.М. Розетт, «творчество - высшая и наиболее сложная форма психической деятельности, отсюда - важность разработки вопроса о роли бессознательного в структуре художественного творчества и восприятия не только для психологии искусства, но и для исследования других видов психической деятельности. Бессознательное, соучастие неосознаваемой психической деятельности в процессе художественного творчества - факт реальный и настолько важный, что без учета его невозможно раскрытие ни психологических процессов творчества, ни психологической структуры художественного образа».
Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуациях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные силы человека, его способности и мастерство. Творчество есть самореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присутствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности, а является ее естественным и необходимым дополнением. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.
Основателем психологии творчества в отечественной науке стал Я.А. Пономарев. Я.А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей - закон ЭУС (этапы, уровни, ступени): в развитом психологическом механизме поведения этапы его развития, трансформируясь, превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные ступени решения творческих задач.
Я.А. Пономарев выделяет разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах их исторической значимости. Да и для отдельного человека поначалу творчески-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н.А. Бердяев, отметивший «трагическое несоответствие между творческим горением, в котором зарождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом лаконической реализации творчества» /6,с.221/, т.е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учреждении. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восходящей и нисходящей линий в творческом прозрении. «Творчество носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности ... Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия» /4/. Принимая эти оригинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: «Творчество есть ... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося». Но ведь творчество имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, «включая» духовные потенции и «озарения», материализует их в своих действиях по изменению действительности. Положительная творческая деятельность субъективна по форме (осуществляется человеком) и объективна по содержанию (опирается на конструктивные процессы объективного мира).
Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод творчества - догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и, в конечном счете, ведет к деградации. (В определенных условиях стабильность, «здравый» консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм на размышления и действия по неизменным, готовым рецептам.
Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широкое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.
Диагностика уровня оригинальности в творческом процессе.
Проблема диагностики и развития творческих способностей - одна из центральных проблем психологии творчества. Она имеет достаточно долгую историю и не слишком счастливую судьбу.
Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях.
Первое направление - отчет ученых-исследователей, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее первостепенными открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда. Эта традиция восходит к Чарлзу Дарвину; продолжали ее Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, В. Стеклов. У. Кеннон, Г. Селье. Свидетельство самих ученых, несмотря на неизбежную субъективность, очень интересно: ведь это сведения из первоисточника.
Второе направление - метод модельных экспериментов. Например, моделью творческого решения может служить задание, в котором предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, четырьмя отрезками "пройти" через девять точек, расположенных в три ряда, по три точки в ряду. Даже на такой примитивной модели удается получить ценную информацию.
Третий путь исследования творчества - изучение особенностей творческой личности, где используются психологическое тестирование, анкетный метод, статистика. Здесь, конечно, не может быть и речи о проникновении в интимные механизмы творческого процесса. Исследователи пытаются лишь выяснить те особенности человека, по которым еще на школьной скамье и уж во всяком случае на университетской можно было бы отбирать будущих Лобачевских, Резерфордов, Павловых и Эйнштейнов.
.3 Критерии достоверности
Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.
Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности.
Концептуальная валидность - понимается как обоснование с позиции соответствия авторским представлениям об особенностях диагностируемых свойств, как мера соответствия заданий теста авторской концепции этих свойств.
Операциональная валидность - частный случай внешней валидности, степень соответствия методики и плана эксперимента проверяемой гипотезе.
Операциональная валидность определяет степень соответствия используемой экспериментальной методики (экспериментальных утверждений) теоретическим положениям, которые положены в основу организации и проведения данного эксперимента. Конструктная валидность - один из основных типов валидности, отражающий степень репрезентации исследуемого психологического конструкта в результатах теста. В качестве конструкта могут выступать практический или вербальный интеллект, эмоциональная неустойчивость, интроверсия, понимание речи, переключаемость внимания и т. д. Иначе говоря, конструктная валидность определяет область теоретической структуры психологических явлений, измеряемых тестом.
Эмпирическая валидность - совокупность характеристик валидности теста, полученных с помощью сравнительного статистического анализа. Показатель эмпирической валидности выражается количественной мерой статистической связи между результатами тестирования и внешними по отношению к ним критериям оценки диагностируемого свойства. В качестве таких критериев могут выступать уже рассмотренные ранее экспертные оценки, экспериментальные и «жизненные» критерии. Эмпирическая валидность чаще всего выражается коэффициентом корреляции результатов тестирования у с критериальным показателем z.
Эмпирическая валидность может быть представлена другими показателями. Например, если внешний критерий характеризуется дихотомической переменной, в качестве показателя эмпирической валидности способен выступать процент лиц, оценки которых находятся в зоне перекрытия распределения показателей по тесту в дихотомических группах. (12) Также распространенным способом представления статистической связи результатов тестирования служит табличная форма, в которой интервалы тестовых баллов сопоставлены с вероятностями принадлежности испытуемых различным диагностическим классам.
При оценке эмпирической валидности тестов необходимо устанавливать ее по крайней мере в 2 группах, так как корреляция теста и критерия может быть обусловлена специфическими для данной выборки факторами и не иметь общего значения. (9) Особенно важно, чтобы валидность теста определялась на выборке испытуемых, отличной от той, с помощью которой производился отбор заданий.(11) Для выполнения этого условия можно, например, разделить имеющийся экспериментальный материал пополам. В то же время предпочтительнее проведение нескольких исследований с последующим анализом и обобщением полученных данных.
Репрезентативность - это способность выборки представлять изучаемую совокупность. Чем точнее состав выборки представляет совокупность по изучаемым вопросам, тем выше ее репрезентативность.
Перекрестная валидность.
Это вид валидности, который устанавливается на независимой выборке испытуемых, отличающейся от той, на которой был получен фактор (построен ключ к тесту) или выявлено какое-то значимое различие между выборками.
Надёжностью называется один из критериев качества теста, его устойчивость по отношению к погрешностям измерения. Различают два вида надёжности - надёжность как устойчивость и надёжность как внутреннюю согласованность (надежность частей теста).
Ретестовая надежность - метод измерения надежности путем проведения повторного тестирования на той же выборке испытуемых (ретеста) и расчета коэффициента корреляции между результатами первого и повторного тестирования.
Требование ретестовой надежности является корректным лишь по отношению к таким психическим характеристикам индивидов, которые сами являются устойчивыми во времени. Если мы создаем тест для измерения эмоциональных состояний (бодрости, тревоги и т. д.), то, очевидно, требовать от него ретестовой надежности бессмысленно: у испытуемых быстрее изменится состояние, чем они забудут свои ответы по первому тестированию.
Надежность параллельных форм теста. Коэффициент надежности равен корреляции параллельных форм теста. Ошибки измерения в данном случае, кроме вышеуказанных факторов, связаны с различиями в характере действий и операций, присущих параллельным формам теста. Высокое значение коэффициента корреляции, помимо высокой надежности результатов сравниваемых тестов, указывает на эквивалентность содержания этих тестов. Поэтому коэффициент надежности для параллельных форм теста носит еще одно название - эквивалентная надежность.
оригинальность творчество бессознательный личность
Глава II. Проведение исследования по выявлению роли бессознательного в творческом процессе
.1 Планирование и организация исследования
Исследования проводились с 10 мая по 24 мая 2012 года. В нём приняло участие 20 человек, 13 из них являются студентами финансово технологической академии, а 7 из них не являются учащимися каких либо учебных заведений.
На первом этапе исследования мы использовали тест С. Медника.
Данный тест, в котором предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов.
Тест является надежным источником информации о креативности и оригинальности индивидов.
Стимульный материал:
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляло некоторое словосочетание). Например, для тройки слов громкая правда медленно словом-ответом может служить слово говорить (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать необходимые предлоги. Например, для слов часы, скрипка, единство ответом может быть слово мастер (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер). Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное.
1.случайная гора долгожданная
2.вечерняя бумага стенная
.обратно родина путь
.далеко слепой будущее
.народная страх мировая
.деньги билет свободное
.человек погоны завод
.дверь доверие быстро
.друг город круг
.поезд купить бумажный
.цвет заяц сахар
.ласковая морщины сказка
.детство случай хорошее
.воздух быстрая свежее
.певец Америка тонкий
.тяжелый рождение урожайный
.много чепуха прямо
.кривой очки острый
.садовая мозг пустая
.гость случайно вокзал
Таблица № 1 Бланк ответов для методики
Слово Слово
1 11
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10 20
Запишите подобранные слова.
Процедура обследования, обработки и интерпретации результатов.
Исследование может проводиться с одним испытуемым или с группой.
Испытуемому предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов. При работе группы исследователю нужно следить за соблюдением строгой индивидуальности в выполнении теста. Методика состоит из 20 троек слов. Тестирование должно проводиться быстро, так как нужно записывать первое, что придет в голову.
Интерпретация результатов тестирования
Для оценки результатов тестирования предлагается следующий алгоритм действий. Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа присвоить данному ответу оригинальность, указанную в списке. Если в списке нет такого слова, то оригинальность данного ответа считается равной 1,00.
Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством “троек слов”, так как в одних случаях испытуемые могут дать несколько ответов, а в других - не дать ни одного.
.2 Анализ результатов эксперимента
Первый этап проведения исследования - это проведение и обработка результатов опросника на выявление уровня оригинальности С. Медника.
Результаты данной методики представлены в таблице № 2.
Таблица № 2
испытуемые результат
1 14,58
2 3,79
3 12,55
4 14,69
5 14,54
6 17,29
7 10,53
8 11
9 19,69
10 11,8
ср знач 13,144
объем выборки 10
сумма 131,44

Похожие материалы:

Реферат: Мотивация творческой деятельности

Курсовая работа: Изучение проблемы бессознательного, подходы к определению

Курсовая работа: Современное состояние, использование и развитие психолого-педагогических основ социально-культурной деятельности

Курсовая работа: Изучение произвольности и целенаправленности младших школьников

Курсовая работа: Особенности игровой деятельности детей с СДВГ