Курсовая работа: Изучение психологии материнства

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема материнства как социально-психологического феномена
Глава 2. Психолого-педагогические исследования материнства
.1 Различные аспекты изучения материнства
.2 Трактовка понятия "материнство"
Глава 3. Материнство: содержание, онтогенез
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение психологии материнства':


Содержание
Введение
Глава 1. Проблема материнства как социально-психологического феномена
Глава 2. Психолого-педагогические исследования материнства
.1 Различные аспекты изучения материнства
.2 Трактовка понятия "материнство"
Глава 3. Материнство: содержание, онтогенез
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изучение психологии материнства - одна из малоразработанных наукой областей. Изучение готовности к материнству в последние годы ведётся в различных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнства и материнства несовершеннолетних; при исследовании факторов риска психической патологии ребёнка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей и т.д. Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери, изучаются факторы, влияющие на материнское поведение.
Как указывает С.Ю. Мещерякова, при всём разнообразии подходов при изучении материнства, систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребёнка не проводилось. Филиппова Г.Г., автор книги "Психология материнства", указывает: "проблема готовности женщин к материнству остаётся весьма проблематичной". "Ещё довольно много женщин, которые рожают детей не потому, что они счастливы в жизни, наполнены любовью и хотят передать это счастье и любовь детям, а просто потому, что они вышли замуж, и так положено, иметь детей".
Актуальность. Имеющиеся в научно-публицистической литературе факты свидетельствуют о том, что современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей. Функции матери не занимают центрального места в самосознании современной женщины - этот тревожный факт отмечают многие отечественные и зарубежные учёные. В современных условиях, когда возросла социальная нагрузка на женщину, ей стало значительно сложнее, чем раньше, сочетать трудовую, общественно-полезную деятельность и материнство, это сочетание всё больше приобретает социальный характер. По мнению Матвеевой Е.В. возможность гармонического сочетания женщиной профессиональных и семейных ролей в значительной мере определяются её практической готовностью к семейной жизни и материнству. В ходе проведённых исследований Филиппова Г.Г. сделала вывод о том, что неготовность принятия материнской роли ведёт к наличию внутреннего конфликта, показателями которого являются конфликтный и тревожный образ будущего ребёнка, объектное отношение к ребёнку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия себя, как матери, дискомфортное отношение к собственной материнской позиции. Несформированность психологической готовности к выполнению материнских функций ведёт к искажению нравственных ценностей самой личности женщины, к формированию идеологии антиматеринства, детофобии. Перечисленные обстоятельства обуславливают актуальность изучения материнства как социально-психологического феномена.
Цель курсовой работы: изучение материнства как социально-психологического феномена.
Объект исследования - женщины детородного возраста.
Предмет исследования материнство как социально-психологический феномен.
Для поставленной цели решались следующие задачи:
. Провести обзорно-аналитическое исследование по заданной тематике;
. Дать определение понятию "материнство";
. Ознакомиться с аспектами изучения материнства;
. Раскрыть онтогенез и содержание материнства как социально психологического феномена.
Глава 1. Проблема материнства как социально-психологического феномена
Если мы решим провести социологический опрос целью, которого будет выявление общей точки зрения на вопрос: "Существует ли проблема материнства в мире?" - мы получим однозначный ответ: "Да".
Однако есть ряд исследований, которые возможно позволят иначе посмотреть на факт существования данной проблемы.
Французская исследовательница Э. Бадинтер, проследив развитие материнской любви на протяжении четырех веков французской истории, пришла к выводу, что материнская любовь была социально случайным явлением. Отношение к ребёнку как к ценности стало возможным после появления книги Руссо "Эмиль, или о воспитании", которую и считают одной из причин изменения отношения к ребёнку и заботе о нём [16].
В начале 20-х годов на женевском международном симпозиуме Маргарет Мид рассказала о том, как растут дети на Самоа, в племенах, сохранивших первобытную культуру. Она констатировала, что в племенах те необходимые для развития ребенка социальные и эмоциональные связи, которые в европейской культуре замкнуты в диаде "мать - ребенок", реализуются совершенно иначе - через связи старших и младших детей в воспитании детей. Ребенок при этом не обделен заботой, эмоциональным теплом и защитой, но все это встроено в принципиально иную систему [16].
Эти исследования позволяют иначе посмотреть на так называемую проблему материнства, как в нашей стране, так и в мире, и позволяют сделать вывод, что материнский инстинкт - это миф, и "материнские" функции, связанные с заботой о подрастающем поколении не обязательно должны быть закреплены за матерью.
Однако знатоков этих исследований немало и всё же эта проблема не перестаёт беспокоить умы исследователей различных научных направлений. Возможно, правы были исследователи отмечающие случайность материнской любви в истории, рассказывая об успешности реализации материнских функций другими членами семьи и не только, однако наше общество является заложником традиционных представлений на данную проблему: о ребёнке должны заботиться, любить его и делать должна это мать. Существует масса исследований, которые успешно подтверждают данную точку зрения, словно культивируя чувство вины в матерях, ответственных за взращивание отрядов моральных уродов, заполняющих наши улицы.
Итак, исследования психологов и психиатров показывают, что взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, и в первую очередь с матерью, в первые годы жизни имеют чрезвычайно важное значение для его дальнейшего личностного развития и психического здоровья. Так, установлено, что дефицит общения со взрослыми уже в первые месяцы жизни ребенка ведет к отклонениям и задержкам в его психическом развитии [1].
Из литературы известно также, что неадекватное материнское отношение к ребенку в раннем детстве выдвигается на первое место среди средовых факторов в развитии шизофрении и других заболеваний [17]. Существуют данные о том, что нарушения взаимоотношений ребенка с близкими имеют отдаленные последствия для формирования родительского поведения: большинство матерей, отказывающихся от своих детей, с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений в семье [3].
По данным Г.В. Скобло, А.А. Северного, А.А. Баландиной, около 50% обследованных психически здоровых матерей не смогли выработать адекватного отношения к ребенку [12]. При исследовании готовности к материнству было обнаружено, что уже примерно у 40% беременных женщин обследованной выборки выявились те или иные особенности, могущие впоследствии оказать неблагоприятное влияние на развитие ребенка [9].
Значение ранних эмоциональных связей матери и ребенка для всего его дальнейшего развития особенно хорошо видно на примере соотношения любви, страха и познавательной активности. Согласно X. Харлоу, первое чувство, которое проявляется в жизни живого существа,- любовь к матери и полноценное развитие ребенка может осуществляться только в контакте с матерью. Эта любовь тормозит появляющиеся позже страх и агрессию, в результате чего подобные чувства испытываются ребенком лишь в ситуациях действительной опасности, а не как реакция на любой новый раздражитель [16].
X. Рейнгольд и Э. Экерман провели следующее следование с детьми от 0,5 до 5 лет и их матерями. Ученые наблюдали поведение детей, находившихся вместе с мамой на большой лужайке, измеряя расстояние, на которое ребенок отдалялся от матери, и установили, что расстояние оно постепенно увеличивается примерно на 30 см в месяц. Все дети, начиная с десятимесячного возраста, отползали от матери. Они могли забираться в такие места, откуда мать не была видна, будучи при этом довольными и спокойными, но они постоянно возвращались к матери как к "базе уверенности". По мнению исследователей, возможность отдаляться от матери возникает параллельно с тем, как крепнет связь с ней [16].
Чехословацкая исследовательница М. Дамборска сравнивала детей из учреждений в возрасте 6-10 месяцев и их сверстников из семьи. Она давала детям новые, незнакомые игрушки, помещала малышей в новую, непривычную для них ситуацию. Оказалось, что дети из учреждений в 7 раз чаще испытывали страх, чем семейные. Особенно страшила их новая игрушка [16].
Итак, для нормального развития ребенку необходимо одно глобальное условие - рядом должна быть мать, возможность контактов с которой позволяет ребенку при столкновении с новым и неизвестным испытывать не ужас, тревогу и страх, а интерес и любопытство, не тормозить, а развивать активность.
Наиболее распространенная интерпретация описанных фактов - представление о формирующемся на ранних этапах онтогенеза чувстве базового доверия к миру, основывающемся на теплоте и постоянстве материнской заботы. Это представление, в частности, входит в теорию развития личности, разработанную крупнейшим специалистом в данной области - американским психологом Э. Эриксоном. Отсутствие базового доверия к миру и рассматривается многими исследователями как самое первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Оно порождает страх, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться.
Два момента составляют непременное условие возникновения у ребенка базового доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство [15].
Необходимость проявления эмоциональной теплоты, как ни странно, признается далеко не всеми. Часто даже любящие матери полагают, что детей надо держать в строгости, чтобы они не избаловались, росли самостоятельными. Младенцев такие матери стараются не брать на руки, кормить строго по часам, не подходить, когда он плачут. Последствия подобного воспитания часто печальны: когда детям исполняется 7-8 лет, они часто оказываются клиентами психологических и медицински консультаций с жалобами на эмоциональные расстройства. А все дело в том, что на первом году жизни ребенок нуждается не в принципиальности матери и не в собственной самостоятельности, а в постоянном, неизменном, безусловном проявлении материнского тепла, любви, ласки [16].
Итак, из данных исследований очевидна важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования. В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.
Итак, проблема материнства существует и этот факт неоспорим. Немногочисленные исследования, стремящиеся опровергнуть этот факт, несомненно, интересны, но все, же не снимают груз ответственности за взращивание адекватного подрастающего поколения с плеч женщин - матерей. Взгляды адекватной половины общества и научных умов функцию заботы о потомстве видят реализованной только матерью (не отцом), и реализованной в соответствии с гуманистическими взглядами, подразумевающими демонстрацию любви, заботы, причём постоянно.
Глава 2. Психолого-педагогические исследования материнства
.1 Различные аспекты изучения материнства
В современных исследованиях материнство как психосоциальный феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение развития ребенка и как часть личностной сферы женщины. Самостоятельным направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами беременности, родов, послеродового периода. В русле первого направления рассмотрим следующие аспекты изучения материнства [12]:
. Культурно-исторические аспекты материнства;
. Психофизиологические аспекты материнства;
. Психологические аспекты материнства;
. Психолого-педагогическое;
. Психотерапевтическое направление;
. Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации;
. Девиантное материнство;
. Онтогенетические аспекты формирования материнства.
Культурно-исторические аспекты материнства.
В исследованиях этого направления институт материнства рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и в первую очередь работы М. Мид показали, что материнское поведение и содержание эмоциональных переживаний и представлений матери о развитии ребенка и своей материнской роли различны в разных культурах и зависят от конкретной культурной модели материнства и детства. В исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства, обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях материнства, направленных на воспитание ребенка как члена своего, конкретного общества.
Психофизиологические аспекты материнства.
Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с позиций организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с точки зрения формирования физиологической "доминанты материнства". Успешность родов связывают с психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками.
Психологические аспекты материнства.
Феноменологическое направление. В этих исследованиях выделяют и описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности адаптации женщины к материнству, учитываются различные факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, опыт взаимодействия с собственной матерью, особенности семейной модели материнства, возможность взаимодействия с младенцами и появление интереса к ним в детстве.
Психолого-педагогическое направление скорее относится к психологии родительства, к периоду ожидания ребенка и его раннего развития. Исследователи разрабатывают методы психологической коррекции и психологической подготовки беременной, а также семейных пар с ориентацией на "сознательное родительство", психологические тренинги, способы альтернативных родов. Выделяются качества матери, особенности ее переживаний и состояний, которые считаются оптимальными и на которые ориентируются при составлении коррекционных программ.
Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются особенности матери, которые могут служить источником нарушения психического развития ребенка: различные формы отклоняющегося материнского отношения, особенности матерей с шизоидными чертами, с явлениями послеродовой депрессии и т.д.
Материнство как стадия половозрастной и личностной идентификации
Материнство анализируется с точки зрения личностного развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как критический период жизни женщины, как стадия поло-ролевой идентификации, в ходе которой изменяется ее сознание и взаимоотношения с миром.
В рамках психоанализа исследуется актуализация в беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с матерью, выделяется типология отношения к беременности по критерию сознательного-бессознательного принятия-отвержения.
В психотерапевтически ориентированных исследованиях беременность рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению психологических проблем и требующий психологического вмешательства и поддержки.
В других исследованиях беременность - это подготовительный этап в развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он связан с возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с началом шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком и постепенно формируется его образ, который изменяется в сторону большей реалистичности и обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы беременности юных женщин: особенности личностного развития, привязанность к матери, материнская компетентность и т.д.; проблемы поздней беременности, психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция [18].
Девиантное материнство.
В настоящее время этот аспект изучения материнства является одной из наиболее острых областей исследования в психологии - как в практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы, связанные с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.
Онтогенетические аспекты формирования материнства
Разные авторы выделяют этапы развития материнства от планирования до реализации в первом и втором поколениях, а также этапы беременности и рассматривают ее связь с развитием личности. Индивидуальный онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых происходит естественная адаптация женщины к материнской роли. А.И. Захарова выделяет семь сенситивных периодов в развитии "материнского инстинкта", придавая большое значение отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой идентификации. В исследовании Г.Г. Филипповой материнство рассматривается как материнская потребностно-мотивационная сфера, дается описание ее составляющих и филогенетических и онтогенетических этапов развития [19].
Одним из важнейших этапов становления материнства является период беременности. Его содержание определяется изменениями самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру преобладающего переживания многие исследователи делят период беременности на три этапа: принятие женщиной решения о сохранении или прерывании беременности, начало движения плода, подготовка к родам и появлению ребенка в доме. В период после рождения происходит психологическое принятие ребенка как независимой личности и адаптация к нему. Каждая беременность сопровождается нормативным семейным кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи [14].
Итак, современных исследованиях материнство как психосоциальный феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение развития...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Изучение понятия и особенностей психологии творческого мышления

Реферат: Единица психологического анализа с точки зрения культурно-исторической психологии

Курсовая работа: Проявление агрессивности в младшем школьном возрасте. по дисциплине психологии

Курсовая работа: Исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и факультета иностранных языков

Курсовая работа: Теоретические аспекты внимания в общей психологии