Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Изучение самооценки юношей и девушек со склонностью к девиантному поведению

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Изучение самооценки юношей и девушек со склонностью к девиантному поведению':


Содержание
Введение
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения у юношей и девушек
1.1 Психологические особенности личности в юношеском возрасте
1.2 Психологические и социальные факторы, способствующие формированию девиантного поведения
1.3 Особенности самооценки в юношеском возрасте
2. Эмпирическое исследование самооценки юношей и девушек со склонностью к девиантному поведению
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
2.2 Особенности самооценки юношей и девушек со склонностью к девиантному поведению
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме девиантного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в психологии, криминологии, психопатологии, социологии. Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории "норма" (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации личности. В этом возрасте идет активный процесс формирования, усложнения личности, изменения иерархии потребностей [1].
Границы юношеского возраста однозначно не определены в психологической литературе и зависят от представлений исследователей о критериях, лежащих в основе психического онтогенеза. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек.
Процесс развития самооценки, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание всего внутреннего существа, определяющие мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. С величиной самооценки связана удовлетворенность и неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или проявления неуспеха. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации [2].
Общепсихологические истоки решения проблемы взаимовлияния самооценки и особенностей поведения в юношеском возрасте имеются в теориях К. Левина, К. Роджерса, А. Маслоу, А. Адлера, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, В.Д. Шадрикова. Ряд вопросов личностных особенностей, самосознания и механизмов деятельности юношей с девиантным поведением рассматриваются в работах С.А. Алифанова, Т.П. Гуриной, Е.А. Капцовой, О.В. Клыпы, Н.В. Майсак, О.П. Николаевой, А.Г. Павленко.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Это явилось причиной пристального внимания психологов к проблематике, связанной с самооценкой и отношением личности к себе.
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.
Общепризнанным являются представления о связи самооценки с асоциальным и девиантным поведением личности.
Неадекватная, завышенная самооценка создает широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению девиантного поведения.
Для девиантных юношей и девушек характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение с окружающими.
Цель работы: Задачи исследования:
 провести теоретический анализ факторов, способствующих развитию девиантного поведения у юношей и девушек;
− рассмотреть особенности формирования и проявления самооценки у юношей и девушек;
 изучить самооценку юношей и девушек со склонностью к девиантному поведению.
Научная новизна заключается в раскрытии связи между самооценкой личности юношеского возраста и формами его социального поведения. Выявлена значимая связь между личностно-ориентированными и поведенчески-ориентированными оценками форм социального поведения.
Практическая значимость состоит в том, что данный материал может использоваться в деятельности практических психологов в системе образования.
1. Теоретические основы изучения девиантного поведения у юношей и девушек
1.1 Психологические особенности личности в юношеском возрасте
Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина об историческом содержании детства, как подростковый, так и юношеский возраст исторически молоды и поэтому не обрели своей культурно-исторической формы и механизмов развития [3].
Юношеский возраст - период индивидуальной жизни, в котором развивается способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.).
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к "переходному этапу" возмужания, взросления. Если у животных наступление взрослости достаточно тесно связано с возможностью самостоятельного существования и произведения потомства, то в человеческом обществе критерием взросления становится не просто физическое возмужание, но и овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, социальных традиций, подготовленность к осуществлению разных видов труда [1].
Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости.
Юность разделяют на раннюю и позднюю. Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек. В связи с явлением акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность - это старший школьный возраст - 15-17 лет. В это время вырастающий ребёнок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Позднюю юность считают периодом жизни молодого человека, который характеризуется самостоятельностью в решении задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.). Позднюю юность относят к 20-23 годам. Таким образом, юность - период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16-17 лет до 22-23 лет [4].
Особенности социально-психологического развития личности в юношеском возрасте изучались в работах отечественных и зарубежных исследователей - П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Г.С. Абрамовой, И.Ю. Кулагиной, Ю.В. Кулюткина, А.В. Толстых, Г. Крайга, Э. Эриксона и др. В современной психологии развития не существует единой точки зрения относительно названия периода развития человека от 16-17 до 20-23 лет. Рассматриваемый период в различных литературных источниках называется юностью (в отличие от ранней юности), ранней молодостью, ранней взрослостью.
Границы юности связаны с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Юность - возраст обязательного участия в выборах органов государственной власти. В юности человек делает выбор внутренней позиции и это весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определили его поведение в детстве и отрочестве. Кроме того, он выбирает для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, при этом считает, что именно избранная им позиция является единственно для него приемлемой и, следовательно, единственно правильной [5].
Юность направлена на поиск своего места в мире. Но как бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает, ещё нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.
Часто юность считают бурной, объединяя её в один период с подростковым возрастом. Поиски своего места в этом мире, поиски смысла жизни могут стать особенно напряжёнными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем. Этот период у одних может оказаться напряженным, а у других плавно и постепенно передвигаться к переломному моменту в своей жизни. При благополучном протекании ранней юности старшеклассника радует спокойный упорядоченный уклад жизни, им не свойственны романтические порывы, у них хорошие отношения с родителями и учителями. Но при этом дети менее самостоятельны, более пассивны, иногда более поверхностны в своих привязанностях и увлечениях. Вообще считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошёл через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко. Существуют ещё два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые благодаря высокому уровню саморегуляции хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Старшеклассники рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению. Однако у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера. Другой вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе, и себя плохо понимают. У них недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания. Такие дети импульсивны, непоследовательны в поступках и в отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего [6].
Главное психологическое приобретение юности - открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Он начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного "Я". Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" ещё неопределённо, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении [3].
В этом возрасте, по мнению зарубежных исследований Холла К.С., Линдсея Г., Хавигурста Р., обнаруживаются следующие психологические особенности:
достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола;
достижение социально приемлемой сексуальной роли;
приспособление к изменениям своего физического состояния;
достижение экономической независимости;
выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности;
подготовка к браку и семейной жизни;
развитие интеллектуальных способностей и идеологических представлений, необходимых для сознательного участия в социальной жизни;
достижение социально ответственного поведения;
выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми строится поведение [4].
По мнению российского исследователя П.С. Самыгина, в юношеском возрасте можно отметить такие отличительные направления: психодинамическое, объясняющее поведение главным образом в терминах эмоций, влечений и других внерациональных компонентов психики;
когнитивистское или когнитивно-генетическое, отдающее предпочтение развитию познавательных способностей и интеллекта;
персонологическое, в центре внимания которого стоит развитие личности в целом [8].
В этом возрасте более очевидно просматривается своеобразная, индивидуальная природная предрасположенность, которая оказывает влияние на выбор будущей профессии каждого индивида. Отличительной особенностью возраста является проявление через активность самосознания механизмов самооценки и самоконтроля в организации и планировании учебы, труда и общения, как будущих видов деятельности в этом возрасте [1].
В юношеском возрасте обнаруживается интенсивное нравственное развитие. С повышенным вниманием они относятся к проблемам морально-этического характера, пытаются сделать предпочтительный нравственный выбор с учетом общественных критериев, норм и образцов поведения человека в современном обществе. В этом возрасте происходит активный процесс становления мировоззрения, в частности, осуществляется нравственно-мировоззренческий поиск. Повышенное внимание уделяется научному и религиозному мировоззрению и миропониманию.
Характерными чертами поведения юношей, по мнению российского исследователя П.С. Самыгина, являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам [8].
В юности, чаще встречаются акцентированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениями недостаточно продуманным поступкам
Ш. Бюлер выделяет в юношеском периоде характерные черты: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями [4].
В юношеском возрасте наблюдается интенсивное развитие общительности (коммуникабельности). Возрастная особенность заключается в снижении остроты межличностных конфликтов, повышается контактность и общительность. У многих это время сопровождается острым стремлением к общению, чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией для взаимопонимания с разными возрастными категориями. Ребята более доверчивы к старшим, особенно к учителям, а также расширяется сфера свободного общения. Главное в общении это найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими, как наиболее значимое [5].
Юношеский возраст, согласно утверждению И.С. Кона, принято считать самым коллективистским. Юноши и девушки демонстрируют высокую избирательность в общении, предпочитая близкую для себя по ценностным ориентациям, потребностям и интересам среду [9].
В процессе общения просматривается взаимное уважение и равноправие, отмечаются добрые и внимательные отношения к людям. Несмотря на то, что предпринимаются попытки преодолеть зависимость от взрослых, все же доминируют отношения ровные, покладистые, доверительные и открытые. В общении со взрослыми просматривается чувство ответственности, предпринимаются попытки к самостоятельности, равноправию, уважительности и разумной опеке.
Замечена потребность юношей и девушек к товарищескому и дружескому общению. Юность характеризуется как период ярко выраженной потребности в дружбе. Познавая друга, человек познает себя. Благодаря дружбе человек решает свою жизненную задачу развития. Нравственная природа дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредственном отношении человека к человеку [7].
Другие, как отмечает Г.С. Абрамова, судят друг друга по нравственным законам, потому, что дружба основана на свободе. Это ее основное отличие от любви. Дружба это процесс осуществления равенства, где достижение взаимопонимания становится главным [10].
Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определяется возрастная интровертированность. Это возраст, как этап формирования самосознания и собственно мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. [1].
По И.С. Кон в юности формируется:
. самосознание, ценностное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;
. собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшаяся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;
. стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики [9].
По мнению Ю.В. Кулюткина, в период между 17 и 22 годами происходит становление взрослости, освоения новых - "взрослых" - норм поведения, адаптации к новым социальным и профессиональным функциям и ролям. Молодой человек переживает своеобразный кризис своего развития: он начинает интенсивно опробовать различные роли взрослого человека, выбирает, а бывает и часто меняет профессии, пытается...