Реферат: Изучение влияния негативных взаимоотношений в семье на личностное развитие детей

Долгое время неоправданно переоценивалась роль общественного воспитания, предпринимались попытки оградить детей от влияния родителей, что привело к значительному снижению воспитательного потенциала семьи как социального института.

Дата добавления на сайт: 18 августа 2024


Скачать работу 'Изучение влияния негативных взаимоотношений в семье на личностное развитие детей':


Содержание
Введение
Глава I. Психология взаимоотношений в семье
.1 Понятие семьи, её функции
.2 Факторы и стиль семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
.3 Роль ребенка в семье и позиция родителей по отношению к детям
.4 Отклонения в поведении ребенка и его личностном развитии
Глава II. Опытно-экспериментальная работа
.1 Комплексный рисуночный тест «Дом - дерево - человек
.2 Тест «Рисунок семьи
.3 Метод РДО (родительско - детских отношений), разработанный А.Я. Варгой и В.В. Столиным
2.4 Результативность диагностики
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Долгое время неоправданно переоценивалась роль общественного воспитания, предпринимались попытки оградить детей от влияния родителей, что привело к значительному снижению воспитательного потенциала семьи как социального института.
И сегодня многие функции семьи выполняет общество. Воспитание детей происходит не только дома, но и в детских садах, яслях, школах. Обучение детей полностью взяли на себя школы, лицеи, гимназии и прочие учебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома.
Но все-таки, и в нынешних условиях роль семейного воспитания остается исключительно важной для становления личности ребенка. Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. Свои первые жизненные уроки ребенок получает в семье, именно в ней под влиянием сложившегося окружения начинает происходить и формирование его личности. Люди всегда считали, что корень истинного воспитания находится в семье, что родительский дом - источник всего доброго и прекрасного в человеке.
Человек с молоком матери воспринимает психологию, мораль определенной социальной группы. В силу присущей человеку подражательности, особенно сильно выступающей в дошкольном и школьном возрасте, он перенимает у родителей, с которыми больше всего общается, отношения к различным сторонам действительности, выражаемые во мнениях и поступках, манеры поведения, характерные черты психологического склада семейного коллектива, проявляющиеся в определенном образе жизни. Каждая семья стремится вложить в своего ребенка самое лучшее.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни
Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
В силу различий в образовании, педагогической культуре и характере самих родителей, семейного уклада и традиций, воспитание в различных семьях отличаются по форме, средствам, что сказывается и на его результатах. Разумеется, есть скверные родители, предающиеся пьянству, не проявляющие заботы о своих детях. Обыкновенно их лишают родительских прав, а заботу о детях берет на себя государство. И отсутствие одного из родителей затрудняет воспитание детей; но и в полных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то занятые на работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям. Остатки свободного времени съедает телевизор. Совместный просмотр телепередач - неравноценный эквивалент общения и даже не заменяет совместного посещения кино или театра. Другой аспект - неблагоприятные личностные особенности самих родителей: эгоцентризм, внутренняя конфликтность, тревожная мнительность, эмоциональная холодность и др.
Часто родители из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психологического развития, допускают грубые просчеты, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей, приводят к отклонениям в поведении ребенка и его психическом развитии: агрессивности, демонстративности, тревожности, заниженной самооценке, чувстве неполноценности, страхам, замкнутости и т.д. Очень часто такие проявления наблюдаются и у детей нашей школы.
Исследованиям роли семьи в формировании у ребенка опыта общения с родителями и близкими взрослыми посвящено много работ известных педагогов, как отечественных, так и зарубежных.
Существуют специальные методики диагностирования взаимоотношений, такие как наблюдение в реальной ситуации, беседа, опрос, ряд тестовых методик, моделирование реальной ситуации, проективные средства и др.
В ходе написания настоящей работы нам довелось ознакомиться с рядом таких исследований. В частности, в монографии «Общение детей в детском саду и семье»/под редакцией Т.А.Репиной и Р.Б.Стеркиной, приведены данные обследования характера общения и отношений в семье, на основе анализа и сопоставления ответов на вопросы детей и родителей. Таким образом была выявлена специфика межличностных отношений и эмоциональных контактов ребенка с разными членами семьи.
Наше исследование основано на проективных методах, поскольку мы придерживаемся той точки зрения, что только в рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает выразить словами - ведь язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Подтверждение этому мы нашли и в работах отечественных авторов, где обращалось внимание на связь между особенностями рисунка семьи и межличностными внутрисемейными отношениями (Кольцова Н.Н., 1980 г., Мухин В.С., 1981 гл. 5). Интересный материал освещения своего клинического опыта применения «Рисунка семьи» представлен А.И.Захаровым в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка».
В данной работе нам хотелось убедиться в том, что деформации в личностном развитии детей и их эмоционально - волевой сфере есть результат негативных семейных взаимоотношений и отклонений в воспитании и, наоборот, если в семье благоприятная обстановка, ребенок желанный, а родители видят в нем не игрушку, а растущего человека, то такие проявления, как демонстративность, агрессивность, тревожность и т.д. встречаются очень мало и зависят они, вероятно, от других причин.
Объект исследования
Два первых класса школы № г. Рязани и их семьи:
класс «А» - «Почемучка» (логопедический). Списочный состав - 20 детей: 9 мальчиков и 11 девочек в возрасте от 7 до 8 лет;
класс «Б» - «Буратино». Списочный состав - 20 человек: 14 мальчиков и 6 девочек в возрасте от 6,5 до 8 лет.
Предмет исследования
Деформации в личностном развитии младших школьников, нарушения в их эмоционально - волевой сфере и особенности семейного воспитания детей.
Гипотеза исследования
Возникающие деформации в личностном развитии ребенка и его эмоционально-волевой сфере, такие как: тревожность, агрессивность, демонстративность, трудности в установлении контактов с окружающими людьми и сверстниками и другие отклонения, зависят от неблагоприятной семейной обстановки: ссор в семье, агрессивного поведения родителей; от нарушений семейного воспитания: воспитания по типу авторитарной гиперсоциализации, симбиоза и др.
Основные методы исследования
Решение теоретических задач осуществлялось посредством анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, посвященной вопросам, связанным с предметом исследования.
При сборе эмпирического материала применялись проективные тесты «Дом-дерево-человек» и «Рисунок семьи», метод РДО (тест родительско - детских отношений), разработанный В.В. Варгой и В.В. Столиным.
Цель исследования семейный воспитание личностный ребенок
Изучение влияния негативных взаимоотношений в семье на личностное развитие детей.
Задачи исследования
. На основе проективного теста «Дом-дерево-человек» выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон.
. Для решения вопроса о том, обусловлены ли данные предыдущего обследования нарушением семейных отношений, предложить родителям метод РДО (родительско - детских отношений), разработанный В.В. Варгой и В.В. Столиным, а с детьми провести методику «Рисунок семьи».
. Дать характеристику выявленным отклонениям в поведении и личностном развитии детей (как-то: демонстративность, тревожность, агрессивность и т.д.), а также стилям взаимодействия родителей с детьми.
. Разработать рекомендации для родителей и педагогов по проведению коррекционной работы с детьми.
. Провести консультативно - просветительскую работу с родителями и педагогами по исследуемой проблеме.
Надежность и достоверность данных
Надежность и достоверность данных полученных в исследовании, обеспечивается соответствием методов предмету и задачам исследования, а также проведением содержательного анализа данных и статистической обработкой данных, выявленных на испытуемых.
Структура и объем работы
Работа состоит из введения, двух глав, обсуждения, выводов, списка литературы и приложений, содержит таблицы и графики.
Основное содержание работы
Глава I «Психология взаимоотношений в семье» посвящена психологическому аспекту семейных взаимоотношений.
Здесь рассматриваются стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка.
Анализируются деформации в личностном развитии детей, возникающие от неблагоприятной семейной обстановки: агрессивности, тревожности, застенчивости.
Приступая к диагностической работе, мы стремились использовать наиболее проверенные, апробированные на больших выборках испытуемых тестовые задания, адекватно оценивающие личностное развитие детей и семейные взаимоотношения.
В главе II «Опытно-экспериментальная работа» характеризуются использованные в исследовании диагностические материалы.
Из современных методик наиболее близкими к нашей проблематике нам представляются диагностические задания: проективные тесты «Дом-дерево-человек» и «Рисунок семьи», метод РДО (родительско - детских отношений), разработанный В.В. Варгой и В.В. Столиным.
Здесь же подробно описываются результаты проведенных исследований.
В приложении даются рекомендации по проведению коррекционной работы с детьми и психологическому просвещению родителей.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Важнейшие источники исследования
научно-методическая литература по психологии и педагогике;
серия журналов «Вопросы психологии»;
пособия по психологии для студентов вузов;
межвузовские сборники научных трудов по изучаемой проблеме.
Глава I. Психология взаимоотношений в семье
.1 Понятие семьи, её функции
Наиболее существенное влияние на воспитание личности оказывает семья, поскольку основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.
Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личностный рост.
Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:
функция воспроизводства;
первичный социальный и сексуальный контроль;
экономическая поддержка детей;
поддержка нетрудоспособных;
защита прав ребенка на полноценное развитие.
Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:
удовлетворение потребности в любви;
функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;
функция самоутверждения, самореализации, личностного роста;
психотерапевтическая функция семьи;
функция социальной ответственности за каждого члена
семьи;
функция формирования позитивных отношений;
функция формирования культурной общности.
Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.
Высокоинтегрированная семья отличается тем, что ее члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; ее характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а ее члены имеют хорошо развитые «просемейные» мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением. Такая семья еще называется сплоченной. Сплоченная семья имеет следующие особенности: доверие, симпатия, забота всех членов друг о друге являются самым простым и естественным способом удовлетворения собственных потребностей. Среди свойств, присущих зрелым семьям, можно назвать высокую самооценку, непосредственную, ясную и честную коммуникацию, гибкие и гуманные правила поведения. В такой семье ее члены ориентированы на интеллектуальный и личностный рост, социальные установки ее позитивны и открыты.
Итак, семья - это уникальный институт воспитания, лучшее, что создало человечество за всю свою историю. Ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Взаимоотношения в семье - их характер - позволяют довольно точно прогнозировать будущие отношения со своими сверстниками, с окружающими. Отсутствие подлинной душевной близости в отношениях между родителями и бедность их общения чаще всего и лежат в основе дефектов развития и воспитания ребенка.
1.2 Факторы, стиль семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка
В семье человек впервые сталкивается с теплотой или холодностью, с постоянством или неустойчивостью в отношениях, с комфортом или его отсутствием, с пониманием или непониманием.
Родители, как правило, являются первыми представителями общества, с которыми ребенок вступает в контакт. Он отождествляет себя с родителями, копирует их привычки, интересы, поступки, т.е. становится миниатюрной копией родителей. Со временем, естественно, возрастает роль воздействия и внешних, внесемейных факторов, однако влияние родителей, внутрисемейных факторов, более ощутимо.
Факторы, которые влияют в семье на формирование личности ребенка и его межличностных отношений, можно условно подразделить на три группы:
. это социальная макросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира;
. это внутри - и внесемейная деятельность, по преимуществу,
бытовой труд, являющийся орудием социализации человека и его приобщение к будущей жизнедеятельности;
. это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
Также факторами, влияющими на развитие личности ребенка могут являться:
атмосфера семьи;
наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями;
позиция ребенка;
структура семьи.
Действительно, нельзя не отметить, что атмосфера семьи, нравственно-психологическое ее благополучие является едва ли не самым главным фактором. «Характер взаимоотношений супругов-родителей определяет установку на взаимоотношения, складывающиеся у их детей (от возвышенных представлений о любви, браке, семье в случае хороших взаимоотношений до равнодушно-циничного скептицизма в обратном случае), а стиль этих взаимоотношений зачастую усваивается как эталонный (включая и способы разрешения конфликтов)» (Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М. Педагогика, 1987, с.28-29).
И если взаимоотношения в семье носят конфликтный, антагонистический характер, то они непременно сказываются на детях, которые в подобной семье непрерывно сталкиваются с целым рядом препятствующих нормальному формированию личности моментов. По мнению специалистов, отрицательный опыт конфликтной семьи может быть сведен к следующему:
во-первых, ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований отца и матери, что препятствует формированию нормальных адекватных брачно-семейных отношений;
во-вторых, духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, тех необходимых условий для полноценного духовного и психологического развития детей;
в-третьих, резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей;
в-четвертых, растет безнадзорность и бесконтрольность поведения;
в-пятых, снижается способность ребенка к адаптации;
в-шестых, ребенок не усваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм;
в-седьмых, у него очень часто формируются противоречивые чувства к своим родителям, а иногда и враждебные отношения к одному из них.
Теперь поговорим о стиле семейного воспитания и его влиянии на развитие личности ребенка.
В семейном воспитании выделено два стиля - демократический и контролирующий. Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется. Одновременно присутствует вера в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничение собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети в семьях с демократическим стилем обладают умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не были присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддаются внешнему контролю.
Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.
При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
Наряду со стилями воспитания выделяются четыре параметра измерения родительского поведения:
родительский контроль, т. е. предпочитают ли родители оказывать большое влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих требований, последовательны ли в них;
родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости, способностей в интеллектуальной,...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста

Квалификационная работа: Развитие элементов словесно-логического мышления у детей семи лет с нарушением речи

Реферат: Семья - среда, определяющая развитие защиты у детей

Курсовая работа: ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА ЙОГОЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ

Реферат: Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста