Курсовая работа: Изучение взаимоотношений между детьми в семье

Актуальность исследования. Социальной ячейкой общества, существующей уже очень давно, является семья. Проблема семьи и взаимоотношений в ней достаточно хорошо изучена, однако с развитием общества изменяется и ее социальное устройство, а значит и формирование семьи. Одной из острых проблем современного общества является проблема взаимоотношений между детьми в семье.

Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024


Скачать работу 'Изучение взаимоотношений между детьми в семье':


Тема: Изучение взаимоотношений между детьми в семье

Введение
Актуальность исследования. Социальной ячейкой общества, существующей уже очень давно, является семья. Проблема семьи и взаимоотношений в ней достаточно хорошо изучена, однако с развитием общества изменяется и ее социальное устройство, а значит и формирование семьи. Одной из острых проблем современного общества является проблема взаимоотношений между детьми в семье.
Наша личность во многом зависит от того, каким ребенком в семье мы являемся: младшим, средним, старшим или вообще единственным. Можно сказать, что порядок рождения задает модель, по которой мы развиваемся.
Существует две причины, согласно которым детям, свойственны разные типы поведения. Первое это то, что молодые родители по-разному реагируют на первого ребенка, так же и от них ожидают разного. Вторая - это то, что место среди братьев и сестер предопределяет характер отношений.
Как правило, первые дети для родителей это нечто новое, интересное. Первенцы, обычно с самого начала получают от родителей огромную заботу и внимание. Окружающие постоянно волнуются за их самочувствие и поведение. В свою очередь родители также многого ждут от первенца и относятся к ним с большей нежностью, но также и наказывают строже. Со вторым и третьим ребенком родители ведут себя уже более спокойно.
Приоритетной задачей государственной молодежной политики в Российской федерации является создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи [2].
Таким образом, актуальным становится исследование взаимоотношений между детьми в семье и установление причин, влияющих на данный процесс.
Определение «семьи» дано в работах таких отечественных и зарубежных ученых как А.Г. Волков, М.С. Мацконский, Л.К. Фокина, А.Г. Харчева, Л. Б. Шнейдер и др.
Особое внимание взаимоотношениям детей в семье уделяли такие исследователи как А. Адлер, Р. Дрейкурс, У. Тоумен.
Объект исследования - это взаимоотношения между детьми.
Предмет исследования - это взаимосвязь порядка рождения детей в семье и формирование между ними отношений.
Целью курсовой работы является определение особенностей взаимоотношений между детьми в семье.
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие «семья» и историю ее возникновения;
познакомиться с формами взаимодействия педагогов и родителей по формированию взаимоотношений детей в семье;
определить роль возраста и пола во взаимоотношениях между детьми в семье;
провести практическое исследование взаимоотношений между детьми разного возраста в семье;
разработать рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей;
разработать внеклассное мероприятие, способствующее формированию взаимоотношений детей в семье.
Методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, анкетирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические проблемы взаимоотношений между детьми в семье
1.1Понятие о семье в психологии и педагогике
семья педагог родитель взаимоотношение
Что такое семья? Как она возникает? Семейный кодекс Российской Федерации дает ей определение как союзу двух лиц [1]. Возникновение семьи при этом возможно только при гармонии взаимоотношений и любви. В народе принято говорить, что это первоначальная ячейка, из большого количества которых и складывается любое государство. Возникновению ее предшествует взаимная симпатия двух людей друг к другу. В классическом представлении семьей называют союз женщины и мужчины.
Слово «семья» в широком смысле подразумевает «определенную группу людей, у которых имеется общий предок». В социологии существует большое количество определений, которые даются слову «семья». Базовую ячейку общества характеризуют как «исторически конкретную систему между родителями и детьми, а также супругами, внутренними связями которой являются родственные и брачные отношения». Семью считают «устойчивым объединением, представители которого не только находятся между собой в родственных отношениях, но и связаны взаимной ответственностью, общностью быта».
В трудах современных исследователей можно увидеть разнообразный подход к термину «семья». Например, Л. К. Фомина связывает семью с важнейшей ценностью в жизни многих людей [18]. «Семья - это социальная группа, в которой есть субъект с определенными характеристиками и объект влияния, который так же наделен определенными свойствами» [18, c. 704]. Психологический аспект исследования семьи представлен в работах Л. Б. Шнейдер. «Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся ко множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени» [23, 24]. Социологический аспект исследования представлен в работах А.Г. Харчева и М.С. Мацконского. Семья - это «новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это, прежде всего, отношения между её лицами. Создать семью - это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки» [20].
Первоначальной основой отношений, которые существуют в базовой ячейке общества, является брак. Он обеспечивает установление супружеских обязанностей и прав. Сама суть семьи намного многограннее, чем брачные отношения. Родственными связями объединены не только супруги. В состав семьи входят также дети и другие близкие люди. Таким образом, в базовой ячейке общества складываются триединые отношения. Они основаны на цепочке «супружество-родительство-родство». Таковым является основной тип семей, которых в России насчитывается порядка шестидесяти-семидесяти процентов. Оставшаяся часть приходится на молодоженов, которые пока не завели малышей, и бездетных супругов. Совместное проживание мужчины и женщины в строгом смысле не сводится только к супружеству или сожительству. Развитие семьи подразумевает собой создание определенной системы связей, а также взаимоотношений между ее членами, призванными выполнять определенные функции.
Понятие, заключенное в термине «семья», обладает социальным характером. Именно поэтому в правовых актах установлен круг лиц, которые образуют ее состав. Однако в различных сферах законодательства понятие членов семьи различно. Все зависит от того содержания, которое вкладывается в это определение. Так, различен круг членов семьи в трудовой, гражданской, семейной отрасли права и т. д. По своей сути, базовая ячейка общества является системой отношений, связывающих между собой жену и мужа, детей и родителей, которые на основе единого бюджета ведут общее хозяйство. При этом семья основывается на кровном родстве или браке и имеет определенную исторически организацию. Как возникает семья? Вовсе не после появления соответствующего штампа в паспорте.
Созданию семьи предшествует процесс построения отношений любви, поддержки и взаимопонимания. Вся жизнь этой малой социальной группы характеризуется происходящими в ней духовными и материальными процессами. В семье человек рождается, через нее происходит смена поколений. От эпохи к эпохе, от общества к обществу роль семьи варьировалась. Помимо всего прочего, культурными нормами предписываются и определенные понятия. В их перечне количество супругов, которые могут быть у одного человека, и правила, по которым выбираются брачные партнеры, обязанности и права родственников, а также роль, отводимая главе семейства.
Изучением истории развития семьи, психологии семьи, проблемами рождаемости, стабильности семьи ученые занимались во все периоды развития человеческого общества (И.С. Голод, Т.Л. Крюкова, Л.А. Тищенко и др.) [6; 12; 16]
Учеными были выделены разнообразные функции семьи. Основные из них следующие:
хозяйственно-бытовая и экономическая;
репродуктивная;
воспитательная;
первичной социализации;
психотерапевтическая и рекреационная.
Репродуктивная роль семьи обуславливается необходимостью продолжения человеческого рода. Сегодня, к сожалению, демографическая ситуация в нашей стране такова, что уровень смертности превышает рождаемость. Дети в семье являются не только продолжателями рода, но и членами общества, будущими тружениками и деятелями, защитниками родины и частичками прогресса.
Именно поэтому одной из важнейших задач, которые ставит перед собой государство, является восстановление репродуктивной роли малой социальной группы людей. Так сложилось исторически, что семья является главной хозяйственной ячейкой любого общества. Ее экономическая функция представляет собой накопление богатства, предназначенного для ее членов. Роль первичной социализации семьи заключена в формировании личности ребенка. Люди, связанные между собой кровными узами, обладают тесными социальными и естественно-биологическими связями. Это влияет на особенности формирования психики на ранних этапах развития ребенка.
Немаловажна и воспитательная функция семьи. Она играет важнейшую роль в первичной социализации ребенка, формировании его личности. К решающим факторам всего социально-педагогического процесса относят микроклимат в семье. Находясь среди близких людей, человек должен ощущать себя комфортно. Семья должна быть нишей, где, несмотря на успехи, финансовое положение и внешность, каждый хотел бы чувствовать защиту и взаимопонимание. В этом заключается психотерапевтическая и рекреационная функция семьи.
Сиблинговую позицию рассматривали еще А. Адлер и Р. Дрейкурс, которые утверждали, что основная часть будущего отношения ребенка к жизни это есть отношение его родителей в семье [3].
Первые выводы о своей жизни, о своей ценности ребенок делает из своей семьи, также ребенок испытывает первое чувство принадлежности или отторжения. Ребенок формирует отношения и поведение, которое служит способом найти место в группе.
По мнению Рудольфа Дрейкурса, личность ребенка и его характер развиваются благодаря соревнованию между братьями и сестрами. Он считает, что соревнующиеся дети, наблюдая друг за другом, понимают пути и средства, с помощью которых брат или сестра добивается успеха или терпит неудачу [10, с. 15-16].
Характерно то, что если один добивается успеха, другой, как правило, следующий по возрасту за этим может уступить и наоборот, где один проявляет слабость, другой может добиться успеха. Как правило, в одной семье нет двух одинаковых детей, также не существует двух детей, к которым родители бы относились одинаково.
Родители любят всех детей одинаково, но все равно каждый ребенок занимает в их сердце разное место, они по-разному реагируют на первого, второго или третьего ребенка. Как принято, с рождением ребенка атмосфера в доме меняется, потому что с появлением каждого ребенка меняются и родители. Все это связано с тем, что с появлением первого ребенка родители уже приобретают опыт воспитания, и в дальнейшем у них может поменяться способ воспитания по отношению к другому ребенку.
.2 Формы взаимодействия педагогов и родителей по формированию взаимоотношений детей в семье
Очень важный момент в жизни детей - это взаимоотношении в семье как родителей между собой, так и взаимоотношений детей и родителей. От семейной обстановки зависит характер и становление личности. Дети впитывают всю информацию, которая окружает их. Если в семье наблюдается конфликт между родителями, это в свою очередь очень сильно отражается и на взаимоотношениях между детьми. Дети очень чувствительные и очень тонко чувствуют негатив между родителями [15].
Наиболее общее представление о воспитании определяет его как целенаправленную (имеющую кем-то цель), сознательно реализуемую (идет от (со)знания и обращено к (со)знанию) и однонаправленную (от взрослого к ребенку) деятельности. Имплицитные теории семейного воспитания, высказываемые родителями, собственно и отражают этот его аспект: ради чего-то в будущем (называется цель: «чтобы был счастлив», «чтобы хорошо учился», «чтобы ладил с другими» и т.д.) необходимо постоянно, систематически (указываются как раз обращенные к сознанию действия: «объяснять», «заставлять», «повторять», «внушать» и т.д.) воздействовать на ребенка. Конечно же, есть и «другой» план воспитания, который реализуется родителями в непосредственном, спонтанном поведении, поступках, эмоциональных высказываниях и оценках. Этот воспитательный план родителями, как правило, не осознается, мало контролируется со стороны их воспитательных установок, но часто именно он оказывается более действенным в семейном воспитании.
Оба плана семейного воспитания предполагают отношения между родителями и детьми, результатом которых выступает личность ребенка как социально детерминированная сущность, в противовес биологической данности ребенка как организма. Характерно, что приставка «вос» («восходить») в слове (вос)питание, как и приставка «up» (вверх) в английском слове «upbringing» отсылают нас к вершинной психологии по Л.С. Выготскому, охватывающей явления ценностно-смысловой природы, в противовес познавательным и даже социальным (отношениям между людьми) явлениям и процессам.
В литературе высказываются мнения, что именно близкие, эмоционально-ценностные отношения в семье выступают источником семейного воспитания, так как такой характер отношений мало присущ отношениям между субъектами воспитания в других институтах социализации. Однако отношения в семье отнюдь не всегда были и не всегда являются близкими или эмоционально-теплыми, не все отношения между членами семьи имеют воспитательную направленность и воспитывающий эффект. Функции современной семьи (а воспитание - только одна из функций семьи, хотя и выделяемая большинством исследователей) разнообразны, разнообразны и отношения, в которые вступают члены семьи для их реализации. Хотя все они в совокупности обеспечивают условия для реализации воспитательных усилий членов семьи, следует особо выделять те отношения, которые выступают источником, катализатором развития личности в процессе семейного воспитания [19].
В настоящее время в практике исследований наблюдается такая тенденция, что если в семье царит приятная, спокойная и дружная атмосфера, поведение детей спокойное, нет никаких капризов и требований. И, наоборот, в семье, где наблюдаются частые конфликты между родителями, дети ведут себя не спокойно, очень капризно [17].
Чувствуя родительскую любовь, дети в семье ведут себя спокойно, проявляют как по отношению друг к другу, так и по отношению к окружающим дружелюбие, общительность. Добродушие.
Доказано, что, если дети не ладят между собой необходимо выражать любовь к детям. Психологи советуют выражать любовь следующими способами: необходимо говорить детям больше ласковых и теплых слов: «Мне хорошо с вами», «Я рад вас видеть», «Как хорошо, что вы у нас есть» т.д., при этом не нужно забывать про объятия, поглаживании.
Известно, что, когда родители проводят время с детьми, независимо сколько, то ли несколько часов или несколько минут, необходимо просветить себя полностью им.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, воспитателей которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано как в школе, так и в каждом первичном объединении (классе, клубе, кружке).
Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.
Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка.
Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. В то же время есть проблемы, которые волнуют всех родителей или имеют отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы обсуждаются на общих собраниях.
Родительское собрание - это основная форма работы с родителями, где решаются проблемы жизни класса. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собраниях должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Педагогам следует исходить из того, что родители собираются для обсуждения вопросов, которые затрагивают их интересы и интересы детей.
Классный руководитель предусматривает различные формы психолого-педагогического просвещения родителей, которые предполагают активное, творческое участие родителей в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики лектория участвуют сами родители.
Активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами, социальными работниками и др.). Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой...

Похожие материалы:

Реферат: Изучение влияния негативных взаимоотношений в семье на личностное развитие детей

Курсовая работа: Изучение условий формирования половой идентичности в семье и обществе

Реферат: Содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье

Реферат: Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье

Курсовая работа: Изучение проблемы использования невербальных средств общения и создание комплексной работы с заикающимися детьми