Курсовая работа: Изучение взаимоотношений между детьми в семье
Актуальность исследования. Социальной ячейкой общества, существующей уже очень давно, является семья. Проблема семьи и взаимоотношений в ней достаточно хорошо изучена, однако с развитием общества изменяется и ее социальное устройство, а значит и формирование семьи. Одной из острых проблем современного общества является проблема взаимоотношений между детьми в семье.
Дата добавления на сайт: 25 сентября 2024
Скачать работу 'Изучение взаимоотношений между детьми в семье':
Тема: Изучение взаимоотношений между детьми в семье
Введение
Актуальность исследования. Социальной ячейкой общества, существующей уже очень давно, является семья. Проблема семьи и взаимоотношений в ней достаточно хорошо изучена, однако с развитием общества изменяется и ее социальное устройство, а значит и формирование семьи. Одной из острых проблем современного общества является проблема взаимоотношений между детьми в семье.
Наша личность во многом зависит от того, каким ребенком в семье мы являемся: младшим, средним, старшим или вообще единственным. Можно сказать, что порядок рождения задает модель, по которой мы развиваемся.
Существует две причины, согласно которым детям, свойственны разные типы поведения. Первое это то, что молодые родители по-разному реагируют на первого ребенка, так же и от них ожидают разного. Вторая - это то, что место среди братьев и сестер предопределяет характер отношений.
Как правило, первые дети для родителей это нечто новое, интересное. Первенцы, обычно с самого начала получают от родителей огромную заботу и внимание. Окружающие постоянно волнуются за их самочувствие и поведение. В свою очередь родители также многого ждут от первенца и относятся к ним с большей нежностью, но также и наказывают строже. Со вторым и третьим ребенком родители ведут себя уже более спокойно.
Приоритетной задачей государственной молодежной политики в Российской федерации является создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи [2].
Таким образом, актуальным становится исследование взаимоотношений между детьми в семье и установление причин, влияющих на данный процесс.
Определение «семьи» дано в работах таких отечественных и зарубежных ученых как А.Г. Волков, М.С. Мацконский, Л.К. Фокина, А.Г. Харчева, Л. Б. Шнейдер и др.
Особое внимание взаимоотношениям детей в семье уделяли такие исследователи как А. Адлер, Р. Дрейкурс, У. Тоумен.
Объект исследования - это взаимоотношения между детьми.
Предмет исследования - это взаимосвязь порядка рождения детей в семье и формирование между ними отношений.
Целью курсовой работы является определение особенностей взаимоотношений между детьми в семье.
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи исследования:
рассмотреть понятие «семья» и историю ее возникновения;
познакомиться с формами взаимодействия педагогов и родителей по формированию взаимоотношений детей в семье;
определить роль возраста и пола во взаимоотношениях между детьми в семье;
провести практическое исследование взаимоотношений между детьми разного возраста в семье;
разработать рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей;
разработать внеклассное мероприятие, способствующее формированию взаимоотношений детей в семье.
Методы исследования: анализ и синтез, дедукция и индукция, анкетирование.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические проблемы взаимоотношений между детьми в семье
1.1Понятие о семье в психологии и педагогике
семья педагог родитель взаимоотношение
Что такое семья? Как она возникает? Семейный кодекс Российской Федерации дает ей определение как союзу двух лиц [1]. Возникновение семьи при этом возможно только при гармонии взаимоотношений и любви. В народе принято говорить, что это первоначальная ячейка, из большого количества которых и складывается любое государство. Возникновению ее предшествует взаимная симпатия двух людей друг к другу. В классическом представлении семьей называют союз женщины и мужчины.
Слово «семья» в широком смысле подразумевает «определенную группу людей, у которых имеется общий предок». В социологии существует большое количество определений, которые даются слову «семья». Базовую ячейку общества характеризуют как «исторически конкретную систему между родителями и детьми, а также супругами, внутренними связями которой являются родственные и брачные отношения». Семью считают «устойчивым объединением, представители которого не только находятся между собой в родственных отношениях, но и связаны взаимной ответственностью, общностью быта».
В трудах современных исследователей можно увидеть разнообразный подход к термину «семья». Например, Л. К. Фомина связывает семью с важнейшей ценностью в жизни многих людей [18]. «Семья - это социальная группа, в которой есть субъект с определенными характеристиками и объект влияния, который так же наделен определенными свойствами» [18, c. 704]. Психологический аспект исследования семьи представлен в работах Л. Б. Шнейдер. «Семья - это единственная социальная группа, приспособившаяся ко множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени» [23, 24]. Социологический аспект исследования представлен в работах А.Г. Харчева и М.С. Мацконского. Семья - это «новый объект, с новыми свойствами, где старые свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это, прежде всего, отношения между её лицами. Создать семью - это значит построить отношения любви, взаимопонимания и поддержки» [20].
Первоначальной основой отношений, которые существуют в базовой ячейке общества, является брак. Он обеспечивает установление супружеских обязанностей и прав. Сама суть семьи намного многограннее, чем брачные отношения. Родственными связями объединены не только супруги. В состав семьи входят также дети и другие близкие люди. Таким образом, в базовой ячейке общества складываются триединые отношения. Они основаны на цепочке «супружество-родительство-родство». Таковым является основной тип семей, которых в России насчитывается порядка шестидесяти-семидесяти процентов. Оставшаяся часть приходится на молодоженов, которые пока не завели малышей, и бездетных супругов. Совместное проживание мужчины и женщины в строгом смысле не сводится только к супружеству или сожительству. Развитие семьи подразумевает собой создание определенной системы связей, а также взаимоотношений между ее членами, призванными выполнять определенные функции.
Понятие, заключенное в термине «семья», обладает социальным характером. Именно поэтому в правовых актах установлен круг лиц, которые образуют ее состав. Однако в различных сферах законодательства понятие членов семьи различно. Все зависит от того содержания, которое вкладывается в это определение. Так, различен круг членов семьи в трудовой, гражданской, семейной отрасли права и т. д. По своей сути, базовая ячейка общества является системой отношений, связывающих между собой жену и мужа, детей и родителей, которые на основе единого бюджета ведут общее хозяйство. При этом семья основывается на кровном родстве или браке и имеет определенную исторически организацию. Как возникает семья? Вовсе не после появления соответствующего штампа в паспорте.
Созданию семьи предшествует процесс построения отношений любви, поддержки и взаимопонимания. Вся жизнь этой малой социальной группы характеризуется происходящими в ней духовными и материальными процессами. В семье человек рождается, через нее происходит смена поколений. От эпохи к эпохе, от общества к обществу роль семьи варьировалась. Помимо всего прочего, культурными нормами предписываются и определенные понятия. В их перечне количество супругов, которые могут быть у одного человека, и правила, по которым выбираются брачные партнеры, обязанности и права родственников, а также роль, отводимая главе семейства.
Изучением истории развития семьи, психологии семьи, проблемами рождаемости, стабильности семьи ученые занимались во все периоды развития человеческого общества (И.С. Голод, Т.Л. Крюкова, Л.А. Тищенко и др.) [6; 12; 16]
Учеными были выделены разнообразные функции семьи. Основные из них следующие:
хозяйственно-бытовая и экономическая;
репродуктивная;
воспитательная;
первичной социализации;
психотерапевтическая и рекреационная.
Репродуктивная роль семьи обуславливается необходимостью продолжения человеческого рода. Сегодня, к сожалению, демографическая ситуация в нашей стране такова, что уровень смертности превышает рождаемость. Дети в семье являются не только продолжателями рода, но и членами общества, будущими тружениками и деятелями, защитниками родины и частичками прогресса.
Именно поэтому одной из важнейших задач, которые ставит перед собой государство, является восстановление репродуктивной роли малой социальной группы людей. Так сложилось исторически, что семья является главной хозяйственной ячейкой любого общества. Ее экономическая функция представляет собой накопление богатства, предназначенного для ее членов. Роль первичной социализации семьи заключена в формировании личности ребенка. Люди, связанные между собой кровными узами, обладают тесными социальными и естественно-биологическими связями. Это влияет на особенности формирования психики на ранних этапах развития ребенка.
Немаловажна и воспитательная функция семьи. Она играет важнейшую роль в первичной социализации ребенка, формировании его личности. К решающим факторам всего социально-педагогического процесса относят микроклимат в семье. Находясь среди близких людей, человек должен ощущать себя комфортно. Семья должна быть нишей, где, несмотря на успехи, финансовое положение и внешность, каждый хотел бы чувствовать защиту и взаимопонимание. В этом заключается психотерапевтическая и рекреационная функция семьи.
Сиблинговую позицию рассматривали еще А. Адлер и Р. Дрейкурс, которые утверждали, что основная часть будущего отношения ребенка к жизни это есть отношение его родителей в семье [3].
Первые выводы о своей жизни, о своей ценности ребенок делает из своей семьи, также ребенок испытывает первое чувство принадлежности или отторжения. Ребенок формирует отношения и поведение, которое служит способом найти место в группе.
По мнению Рудольфа Дрейкурса, личность ребенка и его характер развиваются благодаря соревнованию между братьями и сестрами. Он считает, что соревнующиеся дети, наблюдая друг за другом, понимают пути и средства, с помощью которых брат или сестра добивается успеха или терпит неудачу [10, с. 15-16].
Характерно то, что если один добивается успеха, другой, как правило, следующий по возрасту за этим может уступить и наоборот, где один проявляет слабость, другой может добиться успеха. Как правило, в одной семье нет двух одинаковых детей, также не существует двух детей, к которым родители бы относились одинаково.
Родители любят всех детей одинаково, но все равно каждый ребенок занимает в их сердце разное место, они по-разному реагируют на первого, второго или третьего ребенка. Как принято, с рождением ребенка атмосфера в доме меняется, потому что с появлением каждого ребенка меняются и родители. Все это связано с тем, что с появлением первого ребенка родители уже приобретают опыт воспитания, и в дальнейшем у них может поменяться способ воспитания по отношению к другому ребенку.
.2 Формы взаимодействия педагогов и родителей по формированию взаимоотношений детей в семье
Очень важный момент в жизни детей - это взаимоотношении в семье как родителей между собой, так и взаимоотношений детей и родителей. От семейной обстановки зависит характер и становление личности. Дети впитывают всю информацию, которая окружает их. Если в семье наблюдается конфликт между родителями, это в свою очередь очень сильно отражается и на взаимоотношениях между детьми. Дети очень чувствительные и очень тонко чувствуют негатив между родителями [15].
Наиболее общее представление о воспитании определяет его как целенаправленную (имеющую кем-то цель), сознательно реализуемую (идет от (со)знания и обращено к (со)знанию) и однонаправленную (от взрослого к ребенку) деятельности. Имплицитные теории семейного воспитания, высказываемые родителями, собственно и отражают этот его аспект: ради чего-то в будущем (называется цель: «чтобы был счастлив», «чтобы хорошо учился», «чтобы ладил с другими» и т.д.) необходимо постоянно, систематически (указываются как раз обращенные к сознанию действия: «объяснять», «заставлять», «повторять», «внушать» и т.д.) воздействовать на ребенка. Конечно же, есть и «другой» план воспитания, который реализуется родителями в непосредственном, спонтанном поведении, поступках, эмоциональных высказываниях и оценках. Этот воспитательный план родителями, как правило, не осознается, мало контролируется со стороны их воспитательных установок, но часто именно он оказывается более действенным в семейном воспитании.
Оба плана семейного воспитания предполагают отношения между родителями и детьми, результатом которых выступает личность ребенка как социально детерминированная сущность, в противовес биологической данности ребенка как организма. Характерно, что приставка «вос» («восходить») в слове (вос)питание, как и приставка «up» (вверх) в английском слове «upbringing» отсылают нас к вершинной психологии по Л.С. Выготскому, охватывающей явления ценностно-смысловой природы, в противовес познавательным и даже социальным (отношениям между людьми) явлениям и процессам.
В литературе высказываются мнения, что именно близкие, эмоционально-ценностные отношения в семье выступают источником семейного воспитания, так как такой характер отношений мало присущ отношениям между субъектами воспитания в других институтах социализации. Однако отношения в семье отнюдь не всегда были и не всегда являются близкими или эмоционально-теплыми, не все отношения между членами семьи имеют воспитательную направленность и воспитывающий эффект. Функции современной семьи (а воспитание - только одна из функций семьи, хотя и выделяемая большинством исследователей) разнообразны, разнообразны и отношения, в которые вступают члены семьи для их реализации. Хотя все они в совокупности обеспечивают условия для реализации воспитательных усилий членов семьи, следует особо выделять те отношения, которые выступают источником, катализатором развития личности в процессе семейного воспитания [19].
В настоящее время в практике исследований наблюдается такая тенденция, что если в семье царит приятная, спокойная и дружная атмосфера, поведение детей спокойное, нет никаких капризов и требований. И, наоборот, в семье, где наблюдаются частые конфликты между родителями, дети ведут себя не спокойно, очень капризно [17].
Чувствуя родительскую любовь, дети в семье ведут себя спокойно, проявляют как по отношению друг к другу, так и по отношению к окружающим дружелюбие, общительность. Добродушие.
Доказано, что, если дети не ладят между собой необходимо выражать любовь к детям. Психологи советуют выражать любовь следующими способами: необходимо говорить детям больше ласковых и теплых слов: «Мне хорошо с вами», «Я рад вас видеть», «Как хорошо, что вы у нас есть» т.д., при этом не нужно забывать про объятия, поглаживании.
Известно, что, когда родители проводят время с детьми, независимо сколько, то ли несколько часов или несколько минут, необходимо просветить себя полностью им.
Детей, родителей, учителей объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, воспитателей которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано как в школе, так и в каждом первичном объединении (классе, клубе, кружке).
Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Формирование сотруднических отношений между учащимися, родителями и педагогами зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.
Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач, что предполагает изучение ребенка в семье и школе с помощью специальных методик и составление программы его развития.
Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.
Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы, класса, своего ребенка.
Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. В то же время есть проблемы, которые волнуют всех родителей или имеют отношение к воспитательной деятельности детей в данном классе. Такие вопросы обсуждаются на общих собраниях.
Родительское собрание - это основная форма работы с родителями, где решаются проблемы жизни класса. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собраниях должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем. Педагогам следует исходить из того, что родители собираются для обсуждения вопросов, которые затрагивают их интересы и интересы детей.
Классный руководитель предусматривает различные формы психолого-педагогического просвещения родителей, которые предполагают активное, творческое участие родителей в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики лектория участвуют сами родители.
Активными формами взаимодействия педагогов и родителей могут быть конференции по обмену опытом, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами, социальными работниками и др.). Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
а) обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
б) участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, различных дел, в организации экскурсий, выходов в театры, музеи; помощь в оформлении кабинета; в ведении кружков;
в) создание органов самоуправления, организация их деятельности в школе и классах (родительские собрания, конференции, родительский комитет, советы дел, проблемные группы) [22].
Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием мам и дочерей, отцов и сыновей, организовывать выставки семейных творческих работ. В классах могут проводиться совместные творческие встречи, на которых родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи, своих семейных традициях.
Классный руководитель предусматривает и стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам, приобщает их к совместной деятельности с детьми в коллективах клубного типа.
Педагог проводит целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создает ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);
б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
в) рассказы о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок результатов труда родителей.
Воспитание детей - это единая задача всего сообщества родителей, педагогов и общественности.
.3 Роль возраста и пола во взаимоотношениях между детьми в семье
Порядок рождения в семье оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Какими мы будем в своем представлении, как будем реагировать на события и общаться в качестве будущих мужчин и женщин. К различиям личности детей одних и тех же родителей ведет различное положение в семье.
У. Тоумен выделил 11 позиций, согласно которым, утверждал он, человек обладает теми или иными характеристиками, зависящими от порядка рождения, пола, разницы в возрасте [14, с. 56-57].
Но в настоящее время в современной культуре сложился стереотип, что единственные дети более чувствительны к ожиданиям родителей и стараются им соответствовать. Характерно, что единственный ребенок часто более традиционен, добивается успеха, часто встречаются дети, обладающие лидерскими качествами. Единственный ребенок обладает и преимуществами и недостатками. Единственные дети более избалованны.
Если в семье два и более ребенка, то старшие характеризуются тем, что более функциональны, более ответственны, честолюбивы. Появление в семье второго ребенка не редко наносит травму старшему, т.к. происходит своего рода свержение с трона. Он, как правило, перестает быть единственными вынужден делить со вторым ребенком родительскую любовь и внимание. У старших детей сохраняется, как таковая, потребность быть единственным, первым и главным, поэтому наступает конкуренция.
У младших же все происходит наоборот, такие дети привыкают, что все о них заботятся, все решают. Средние же дети независимы от семьи, т.к. занимают серединную позицию. Он и не первый и не последний [15, с. 89-92].
Существует и ряд других факторов, которые могут оказать влияние на развитие личности ребенка. Также можно сказать и о том, что если дети рождаются с интервалом 5 и более лет, то с ними обращаются как с единственными детьми.
Старший ребенок сначала воспитывается как единственный, затем, если такое случается, его привилегированную позицию в душе родителей занимает новорожденный. Когда «захват» происходит до 5 лет, это становится крайне шокирующим переживанием для ребенка. После 5 лет старший уже имеет свое место вне семьи и хорошо сформированную идентичность, поэтому он меньше ущемляется появлением младенца. Когда второй ребенок - другого пола, его воздействие на первого очень сильно. Оно стимулирует первого стараться быть хорошим, чтобы родители продолжали его любить больше, чем новорожденного. При этом родители неосознанно усиливают эту тенденцию, говоря старшему, что он (или она) больше и умнее, а, следовательно, лучше, несмотря на то, что в данное время их внимание больше поглощено новорожденным. Родители ждут, что первый ребенок стает подавать хороший пример младшему и будет стараться помогать им с маленьким ребенком.
Такое чувство ответственности может быть очень тяжелым бременем, в результате чего первенец может стать очень тревожным, скрытым, замкнутым, который будет стремиться к совершенству. Не имеющему права расстраивать своих родителей [21].
Упор на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным, более серьезным и менее склонным к играм по сравнению с другими детьми. Он обычно упорно трудится и добросовестен во всем, за что берется, хотя и не принимает критики. По сравнению с другими детьми, старшие дети имеют большие трудности в приобретении друзей. Это происходит отчасти из-за того, что они привыкли рассчитывать только на свои силы и идти своим путем, они не демонстративны и слишком серьезны. Обычно они имеют только одного близкого друга. Им свойственна повышенная чувствительность к проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам.
Для старшей сестры характерно то, что она становится независимой и сильной личностью, способной позаботиться и о себе, и о других. Ей тяжело принять советы и помощь от других. Иногда она бывает отчужденной, доверяющей только себе, часто имеет свое мнение обо всем и, как правило, редко ошибается. Ей свойственно хорошее поведение и аккуратность.
Старшая сестра братьев. Это, как правило, сильная и независимая девушка, которая твердо стоит на земле, хотя временами у нее появляется самоуничижение. Подругами старшей сестры являются младшие из сестер, а в дальнейшем своя дочь.
Если в семье старший из братьев, то это, как правило, шеф, лидер, которому нравиться быть главным во всех областях жизни. Редко с кем бывает в близких отношениях.
Следующая роль ребенка - это старший брат сестры. Это как правило ребенок с которым легко в общении, он склонен к нежностям. Данный ребенок в будущем будет предупредителен и внимателен к женщинам.
Характеристика младшего ребенка несколько иначе, т.к. он никогда не будет травмирован появлением новорожденного. Ему уделяется много внимания, семья все также продолжает с ним нянчиться, очень многое ему прощается. Такие дети характеризуются отсутствием дисциплины, не могут принимать самостоятельные решения. Такие дети чаще всего последователи, но не лидеры, часто они зависимы от других.
Младший ребенок обычно легок в общении, имеет много друзей.
Младшая из сестер - это легкомысленная, веселая и любящая приключения девушка. В свою очередь, также может быть и капризной, взбалмошной и неорганизованной личностью. Такие дети обычно обходят своих старших сестер по привлекательности, для них характерны ранние браки и рождение ребенка. Лучшая подруга для них - это старшая сестра.
Младшая сестра брата - это привлекательная оптимистка. Это девушка способная конкурировать с мужчинами. Часто такие дети удачно выходят замуж. Такие дети редко увлекаются карьерой.
Младший из братьев - он может быть сообразительным и капризным, а иногда даже хулиганом. Характеризуется быстрой сменой настроения, живет под влиянием момента и мгновенных желаний. Такие дети привыкли получать вещи очень легко [13]. Характеризуется тем, что побаивается женщин и бывает с ними резок.
Младший брат сестры - это ребенок, который всю жизнь находится под опекой женщин, характеризуется самоуважением. И считает естественным, что женщины любят его. Частые смены настроения для таких детей являются нормой. Если говорить о контактах с женщинами, у него обширнейший выбор, они рады привлечь его внимание, и он этим умело пользуется. Обычно счастлив в браке.
Средний ребенок. Такие дети очень трудны в воспитании, т.к. они никогда не переживали чувства безраздельного обладания своими родителями, и не получали так много внимания. Среднему постоянно приходится соревноваться как со старшим ребенком, так и с младшим. Таким детям свойственно чувство несправедливости к жизни. Так как средний ребенок вынужден жить в мире со старшим и младшим детьми, то он умеет хорошо вести дела с различными людьми. Можно сказать, что средний ребенок будет иметь такие характеристики, которые присуще ребенку схожему ему по возрасту.
В заключение главы 1 отметим, что семья - это основа первичной социализации человека, именно в семье закладываются основы личности. Родители своим примером помогают ребенку освоить такие понятия как честность, отзывчивость, добропорядочность. Особое влияние на ребенка, развитие взаимоотношений между детьми в семье оказывает пол и возраст детей в семье. Чтобы ребенок не был двуличным, семья и школа должны работать в одном направлении.
. Практический опыт исследования взаимоотношений детей в семье
.1 Исследование взаимоотношений между детьми в семье
Одна из причин, по которой ребенок отличается от своих братьев и сестер, заключается в том, что детям необходимо определить и упрочить свою неповторимую идентичность. Так, если старший ребенок серьезен и прилежен, то младший может стать шумливым и непоседливым. Девочка, у которой четверо сестер и ни одного брата, может отвоевать себе нишу в семейной жизни, приняв маскулинную роль.
Другая причина связана с уникальностью личного опыта в противоположность общим для братьев и сестер жизненным событиям. Несмотря на то, что дети из одной семьи участвуют в одних и тех же событиях, живут в одном и том же доме, с теми же родителями, у каждого ребенка есть множество сугубо личных переживаний, которые неведомы остальным.
Нами было проведено практическое исследование взаимоотношений между детьми в 24 семьях. Анкета представлена в приложении.
Результаты проведенной нами анкеты показали, что: во всех семьях конфликты между детьми довольно часты. Причинами ссор, по мнению 62,5 % опрашиваемых, является разница в возрасте и 37,5% считают, что бытовые ссоры, непонимание, несовпадение мнений.
Мы узнали мнение каждого члена семьи по вопросу, кто является виновником ссор: Мнение старших детей: 37,5 %считают, что виноваты оба; 50% считают виновниками конфликтных ситуаций - младших; 12,5% берут вину на себя.
Мнение младших резко отличается от мнения старших детей: 50% обвиняют в причине возникновения конфликтных ситуаций - старших; 37,5% обвиняют обоих; 12,5 % в большей степени винит себя.
Практически все мнения родителей совпали, а именно: 87,5% считают, что виноваты оба ребенка; 12,5 % считают, что в большинстве конфликтных ситуаций виноват младший ребенок.
На вопрос «Кого защищают родители?», мы получили координально отличающиеся друг от друга ответы. Старшие дети говорят: 50% - родители никого не защищают или вообще не вмешиваются в конфликты между детьми; 50% человека - что родители защищают младшего ребенка.
По мнению младших детей, родители чаще находятся на стороне старшего ребенка, таким образом: 37,5 % детей считают, что родители защищают старшего ребенка; 16,6% говорят, что родители никого не защищают или вообще не вмешиваются в ссоры между детьми; 16,6% считают, что родители пытаются разобраться в конфликте, и защищают того, кто прав; лишь 1 младший ребенок сказал о том, что родители защищают его самого, или обоих сразу.
Сами родители считают совсем по-другому. 60% сказали, что никого не защищают, но могут наказать обоих сразу; 25% сказали, что пытаются разобраться и защищают того, кто прав; 1 мама говорит о том, что защищает обоих детей.
В нашей анкете, так же был вопрос «Как долго продолжается конфликт?».
На этот вопрос мнение всех членов семьи было одинаковым: практически все семьи говорят о том, что ссоры продолжаются совсем не долго, дети быстро мирятся. Лишь у двух семей конфликты иногда проходят очень быстро, а иногда и задерживаются на долгое время.
Так же нам было интересно, кто из детей первым идет мириться, и вот, что показали результаты опроса: 37,5% старших детей, говорят, что первыми идут мириться младшие, т.к. им чаще что-то надо от старших; также 37,5 %; считают, что мириться идут как старшие, так и младшие, в зависимости от ситуации (выгоды); 25% опрошенных считают, что никто первым мириться не идет, конфликт уходит сам по себе.
По мнению 37,5 % младших детей конфликтные ситуации разрешаются сами собой; 25 % считают, что на примирение идут оба; 25 %говорят, что первыми идут мириться они; 12,5 % считают нужным идти на примирение первым, это говорит о том, что в конфликтных ситуациях первым должен уступать старший.
Родители на этот вопрос ответили таким образом: 62,5 % считают, что ссора между детьми уходит сама собой, и не кто не идет мириться первым; 7,5 % родителей говорят, что первым идет мириться младший ребенок, т.к. ему чаще требуется помощь старшего.
На вопрос «Изменяются ли ваши отношения с возрастом и с чем это связано?» большинство анкетируемых ответили, что дети взрослеют и отношения меняются, но не у всех с возрастом отношения меняются в лучшую сторону. 37,5% старших считает, что с возрастом отношения становятся лучше, появляются общие интересы; 25 % - отношения улучшаются из-за более чуткого отношения друг к другу, начинают прислушиваться, появляется положительный опыт в общении; 37% - с возрастом отношения не только не изменяются, но и становятся хуже.
Младшие считают, что отношения с возрастом становятся лучше: 75% говорят, что они взрослеют и с этим их отношения улучшаются, появляются общие интересы; 25% считают, взаимоотношения меняются, но не совсем, становятся более терпимее друг к другу.
Родители так же считают, что с возрастом отношения меняются: 75% респондентов сказали, что с возрастом их дети умнеют, появляются общие интересы и отношения улучшаются; 25% считают, что с взрослением детей меняются лишь проблемы.
Следует заметить, что чем меньше разница в возрасте, тем ближе дети друг к другу и тем больше их сотрудничество. И в то же время дети проявляют и соперничество, и ревность, особенно это касается ухода за ними, а также внимания со стороны родителей и их привязанности. Иначе говоря, маленькая разница в возрасте создает сильные связи, но также вызывает частые конфликты. Соперничество уменьшается, когда разница в возрасте больше. Так, при разнице в возрасте более четырех лет возникают более независимые отношения, и враждебность проявляется меньше. Чем ближе они по возрасту, тем сильнее сказываются отношения сиблингов на их развитии. Где-то в возрасте трех-четырех лет младший сиблинг уже оказывается способным к игровому сотрудничеству и вносит свой вклад в совместную игру со старшим. В этот период могут возрасти и кооперативное поведение, и конфликтность в игре, отражая амбивалентность отношений сиблингов.
Исследование показало, что разница в возрасте детей в семье оказывает существенное влияние на те роли, которые каждый из них принимает на себя в игре, причем старшие дети, как правило, присваивают себе право управлять игрой и контролировать ее ход.
В процессе практического эксперимента выявлено, что старшие братья и сестры являются важными моделями, поведению которым подражают младшие. Было обнаружено, что, если у мальчика есть старший брат или у девочки - старшая сестра, они проявляют более типичное для данного пола поведение, чем те дети, пол которых не совпадал с полом старших детей в семье. Дополнительно в ходе практического исследования нами было отмечено значение средовых факторов: размера семьи и социально-экономического статуса семьи на личностное развитие детей.
В малых семьях дети больше привязаны к родителям, больше индивидуализируются. Имеются работы, в которых предпринимаются попытки разделить влияние на личность социально-экономического статуса семьи и размера семьи.
Результаты проведенного практического исследования показывают, что взаимоотношения детей в семье зависят от социально-экономического статуса и размера семьи, причем зависимость эта обратная для первенцев и последних детей.
2.2 Анализ результатов исследования взаимоотношений между детьми в семье
Анализируя результаты анкетирования, мы сделали следующие выводы:
) чаще всего виновниками ссор являются оба ребенка;
) причинами конфликтов может послужить любой повод от самого малейшего (не убрал свои игрушки), и до крупных проблем (не поделили возлюбленного, или внимание родителей);
) сам конфликт длится не долгое время, и уходит сам собой (т.е. причины-то и нет!);
) родители стараются не вмешиваться в «разборки» детей. ссоры происходят у всех, не зависимо - дети это или взрослые самостоятельные люди.
Как правило, конфликты между детьми возникают из-за того, что оба ищут внимания мамы, либо делят свои игрушки или территорию. Поэтому родителям необходимо не обделять вниманием кого-либо, и если покупается игрушка или вкусность одному, то соответственно купить надо и второму.
Если между детьми возникает конфликт, то родителям следует разбираться в его причине, учить детей находить решение спорных вопросов, необходимо учить детей делиться друг с другом.
Родителям для успешного общения взрослых с детьми и формирования хороших отношений между детьми в семье были даны следующие рекомендации:
- помните, что ваше общение не должно строиться на основе авторитарного давления на ребёнка по типу: «Взрослый всегда прав». Школьник младших классов хочет быть равноправным членом семьи и часто не понимает, почему вам можно, а ему нельзя;
- стройте ваше общение с ребёнком на основе не требований-запретов («Я не разрешаю тебе играть на компьютере»), а требований-объяснений («Собери ранец лучше вечером, потому что утром ты будешь торопиться и можешь что-нибудь забыть»)
- никогда не угрожайте и не обещайте наград! Старайтесь избегать фраз типа: «Если сделаешь в домашнем задании ошибки, то не будешь смотреть телевизор». Награду за хорошие отметки, отличное поведение лучше предъявляйте без предварительных обещаний;
- когда ребёнок говорит с вами, слушайте. Вы должны оказывать ему надлежащее внимание. Следите за тем, чтобы он разговаривал с вами, а не обращался к вашему затылку или газете, в которую вы уткнулись;
- умейте выслушать ребёнка, даже если он говорит не то, что вы хотите. Помните, что каждый человек имеет право на своё мнение. Чаще устраивайте доброжелательные споры, в процессе которых рождается истина;
- разговаривая с ребёнком, следите за интонацией своей речи, выражением лица, эмоциями, используйте юмор и шутку, они поднимут настроение;
- поддерживайте успехи;
- будьте внимательным слушателем, не отвлекайтесь на посторонние дела, когда ребенок вам что-то рассказывает. Постарайтесь проникнуться чувствами ребёнка. Ему не требуется, чтобы вы с ним соглашались или не соглашались, просто скажите, что вы понимаете, что он чувствует. Не пытайтесь разубеждать его, чтобы утешить. Понимание его чувств с вашей стороны может быть для него главным утешением;
- не допускайте излишне бурных реакций на слова. Помните: иногда дети рассчитывают вызвать своими словами определённую реакцию родителей. Кроме того, не говорите «нет» слишком поспешно. Лучше обдумать просьбу и только потом дать ответ.
2.3 Конспект конкурсно-развлекательного мероприятия «Когда семья вся вместе, то и душа на месте»
Цель мероприятия: показать важность семьи, как для детей, так и для взрослых.
Задачи мероприятия:
Обучающие: продолжить обучать и закреплять знания правил поведения и общения в семье, дома.
Развивающие: развивать стремление быть хорошими детьми и родителями, развивать желание быть дружной семьёй.
Воспитательные: воспитать у родителей и детей любовь друг к другу, воспитывать интерес к совместному проведению досуга, воспитывать взаимопонимание.
Форма проведения: конкурсно-развлекательное мероприятие.
Ход мероприятия:
. Организационный момент:
Классный руководитель:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике «Когда семья вся вместе, то и душа на месте». Спасибо старым друзьям за новую встречу, а новым знакомым - за стремление подружиться с нами! Позвольте начать нашу встречу с пожеланий здоровья, счастья и любви.
Дети под музыку Е. Ваенги «Желаю» заходят в зал и танцуют. После танца садятся на стулья.
Сегодня, в наше нелёгкое время, когда то и дело встречаешь хмурые, озабоченные лица, видеть людей с доброй улыбкой и счастливым взглядом очень приятно. А если это семья - то приятно вдвойне.
1-й ребенок.
Семья родная, словно бригантина,
Расправила, как крылья паруса.
Она плывёт по круговерти жизни,
Чтоб нам открыть простые чудеса!
2-й ребенок.
Семья нам открывает чудеса,
Которых мы пока ещё не знали.
А мы, набрав ветрами паруса,
Спешим открыть синеющие дали!
Классный руководитель:
Сила семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо, когда вы все вместе занимаетесь домашними делами, спортом, вместе отдыхаете, отмечаете праздники.
. Конкурс загадок о членах семьи.
Классный руководитель:
Какое большое и необъятное слово семья. Сейчас наши родители загадают вам, ребята, загадки. Вам нужно отгадать, о ком идет речь. Чем больше слов вы отгадаете, тем дружнее станет наша семья.
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает.
Просыпается так рано?
Лишь заботливая (мама)
Кто любить не устает?
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наши… (бабушки)
Кто же трудную работу
Может сделать по субботам?
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш (папа)
Он всю жизнь работал,
Всех окружал заботой.
На пенсии уж много лет
Родной, любимый, добрый… (дед)
Любит маму, папу, братца,
Но больше любит наряжаться.
Очень модная девчонка -
Моя хорошая… (сестренка)
С ним мы не разлей вода,
С ним мы лучшие друзья.
Удивительный мальчишка-
Догадались, мой (братишка)
Мамы старшая сестра-
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
Треплет за голову (дядя)
Вот какая большая и дружная семья у нас сложилась. Иногда родителей заменяют тёти, дяди, бабушки и дедушки. Но ведь это тоже семья, где может и должна царить любовь, доброта, ласка, взаимопонимание, как и во всех семьях.
. Песня о семье.
. Конкурс пословиц о доме и семье.
Ну, а теперь настал черед нашим родителям показать свои знания. Ребята вам говорят начало пословиц о семье и о доме, а вы, дорогие родители, закончите эти пословицы.
Гость на пороге - счастье в доме.
Дом без хозяйки - сиротка.
Яблоко от яблони - не далеко падает.
Чем богаты - тем и рады.
В гостях хорошо - а дома лучше.
При солнышке тепло, при матери добро.
Кто родителей почитает - тот век не погибает.
Мой дом - моя крепость.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
. Конкурс: «Построй идеальный дом».
Классный руководитель:
У каждой семьи своя крыша над головой, свой теплый и уютный дом. Мы предлагаем вам сейчас построить идеальный, образцовый дом, где каждый кирпичик будет что-то значить.
Дорогие родители и дети. Накануне нашего праздника мы провели небольшой опрос, на тему: «Самое важное для меня, чтобы в доме…»
Мы выбрали часто повторяющие ответы, и вот такие идеальные дома у нас получились.
Группа родителей строит свой дом из слов (Группа детей строит свой дом из слов (подарки).
. Сценка: «Глава семьи».
Классный руководитель:
Сейчас я задам простой вопрос, а у вас простой ответ. Кто же главный, в таких идеальный домах? Сейчас нам на этот вопрос ответят наши дети.
Выходят 4 мальчика и 4 девочки.
Мальчик:
У меня с одной подружкой
Завязался разговор.
А ребята не смолчали,
И вступили с нами в спор.
Девочка:
Хоть мужчины и сильны-
Не умеют печь блины…
Вас воспитывать, учить,
И петрушку от укропа
Вы не в силах отличить.
Девочка:
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан…
Телевизор не пропуская,
Вы ложитесь на диван.
Мальчик:
От мужчины нету толку?
Это нам талант не дан?
Кто прибил на кухне полку?
Починил на кухне кран?
Девочка:
Борщ варить вам неохота,
Не пожарите котлет…
Вам удрать бы на работу,
Ну, а больше толку нет!
Мальчик:
Плохо знаешь нас, мужчин…
У вас все время льются слезы
И к тому же без причин.
Ты колючие слова говоришь, робея…
Папа в доме голова!
Девочка:
А мама в доме шея!
Мальчик:
С вами спорить я не стану,
Потому что точно знаю:
Папа в доме всех сильней,
Мама в доме всех нежней!
Классный руководитель:
Вот вам и ответ. Подводя итог, можно сказать, что все в семье друг друга дополняют. Это точно о ваших семьях!
. История праздника.
Классный руководитель:
Мы много говорим о семье, о взаимоотношениях в семье. А знаете ли вы, что 8 июля в России отмечают день семьи, любви и верности. Этот день памяти православных святых, супругов Петра и Февронии, которые издавна почитаемы в России как хранители семьи и брака. Символом Дня Семьи стал один цветок, о котором расскажут наши дети.
На поляне расцвела белая красотка,
До чего ж она мила, и стройна, и ловка!
Цвета золота глаза, снега - лепесточки.
Как прекрасна и нежна, краше всех цветочков. (ромашка)
. Конкурс: «Собери ромашку».
Команда родителей и команда детей по 5 человек на полу собирают каждый свою ромашку. Сотрудники детского сада тоже собирают свою ромашку.
Классный руководитель:
Посмотрите, какие красивые ромашки у нас получились. А главное, что их 3. Мы, педагоги, собирая свою ромашку, хотели сказать этим, что мы все одна большая и дружная семья!
. Танец: «Ромашковое поле».
А сейчас, дорогие близкие люди, просим всех пройти на ромашковое поле.
. Сценки с родителями.
Классный руководитель:
А сейчас вас ждет сюрприз. Есть хорошее выражение: «От осинки не родятся апельсинки». Такие талантливые дети могут быть только у талантливых родителей. А раз праздник наш семейный, то я приглашаю в центр зала семьи …, которые подготовили сценки.
сценка: «Какой же я?»
Сын: Говорит мне мама…
Мама: Ты у нас упрямый.
Все умылись и поели,
Только ты лежишь в постели.
Сын: Я умылся чисто с мылом,
Мама сразу похвалила.
Мама: Вот теперь сынок хороший,
И послушный, и пригожий.
Сын: Я всегда у них такой:
То хороший, то плохой.
сценка: «Находчивая мама».
Ведущий: Простясь до завтра с детским садом,
Шагает дочка с мамой рядом.
Но вот заплакала в пути:
Дочка: Устала я шагать, идти.
Мама: Зачем идти? Зачем шагать?
Попробуй зайцем поскакать.
Отлично! Ай да зайка!
Теперь попробуй, покажи,
Как за птенцом крадется кошка.
А как ступает слон большой?
Трясутся стены дома!
Ну все, слоненок мой, постой,
Ведь мы уже и дома.
. Прощание с гостями.
Классный руководитель:
У каждого человека есть свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём. Он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой, но и твоя семья - самые близкие тебе люди.
Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А потому старайтесь жить так, чтобы в семье было всё хорошо. Ребята, помогайте родителям по дому, выполняйте задания учителей, и вы увидите, что ваши родители будут чаще улыбаться. А вам, дорогие мамы и папы, хочу сказать: делайте всё, чтобы детство и будущее ваших детей были прекрасными!
Мы желаем вам семейного счастья. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание. Пусть жизнь ваша будет богата духовно и материально.
Звучит песня «Мы желаем счастья вам» из репертуара группы Стаса Намина «Цветы». Поют все участники и зрители.
. Приглашение на чаепитие.
Классный руководитель:
Один французский писатель заметил, цитирую, «судьба нации зависит от того, как она питается». Возможно, это несколько преувеличено, но одно бесспорно - питание всегда было, есть и останется важнейшей стороной жизни человека. Именно поэтому сейчас мы приглашаем вас к столу, который накрыли вы, наши дорогие гости.
В завершении можно сделать вывод, что разница в возрасте влияет на развитие детей, на их взаимоотношение между собой, на их душевное спокойствие. И в первую очередь как будут налажены отношения между детьми в семье, зависит от родителей.
Заключение
В заключении можно подвести итог тому, что порядок рождения детей в семье важное, но не единственное условие воспитания. В зависимости от порядка рождения детей в семье, у людей из разных семей формируются различные черты характера.
Разница в возрасте влияет на развитие детей, на их взаимоотношения между собой, на их душевное спокойствие. Однако в первую очередь как будут налажены отношения между детьми в семье, зависит от родителей.
Результаты проведенного нами анкетирования, направленного на изучение взаимоотношений между детьми в семье, позволили сделать следующие выводы:
) чаще всего виновниками ссор являются оба ребенка;
) причинами конфликтов может послужить любой повод от самого малейшего (не убрал свои игрушки), и до крупных проблем (не поделили возлюбленного, или внимание родителей);
) сам конфликт длится не долгое время, и уходит сам собой (т.е. причины-то и нет!);
) родители стараются не вмешиваться в «разборки» детей, ссоры происходят у всех, не зависимо - дети это или взрослые самостоятельные люди.
В ходе выполнения над курсовой работой были разработаны рекомендации по воспитанию детей в семьях с двумя и большим количеством детей, а также разработано внеклассное мероприятие на тему «Когда семья вся вместе, то и душа на месте».
Результаты проведенного исследования могут быть полезны социальным педагогам, психологам, классным руководителям, студентам педагогических специальностей, а также родителям.
Список литературы
1.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 25.11.2013).
2.Федеральный закон «О государственной молодежной политике в Российской Федерации до 2025 года» от 29 ноября 2014 года № 2403.
.Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер. с англ. / А. Адлер. - М: Академический проект, 2007. - 96 с.
.Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.ru/12_92851_vzaimodeystvie-shkoli-isemi-v-vospitanii-detey.html (дата обращения: 26.04.2017).
.Волков А.Г. Семья - объект демографии / А.Г. Волков. - М.: Мысль, 1986. - 271 с.
.Голод С.И. Семья и брак: историко‐социологический анализ / С.И. Голод. - СПб.: Петрополис: ТОО ТК, 2010. - 270 с.
7.Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2006. - 207 с.
.Дереклеева Н. Планирование сотрудничества классного руководителя с родителями учеников / Н. Дереклеева // Школьное планирование. - 2005. - №6. - С. 68-108.
.Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совпадения с ними / Т.Л. Крюкова. - М.: Речь, 2012. - 240 с.
.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования /О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. -320 с.
.Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросников диагностики совладеющего поведения / Психология и практика // сост. В.А. Соловьева. - Кострома: Изд-во КГУ, 2001. - C. 66-72.
.Мазяпова И.Н. Взаимодействие школы и семьи / И.Н. Мазяпова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 16-18.
.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005.
.Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
.Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
.Тищенко Л.А. История развития института семьи / Л.А. Тищенко // Адвокатская практика. - №2. - 2010. - С. 37-44.
.Толкачева Л.А. Социально-педагогические проблемы воспитания подростков в современной семье / Л.А. Толкачёва, А.А. Черемисина // Студенческая наука XXI века. - 2015. - № 4 (7). - С. 104-106.
.Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61). - С. 704-707.
.Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 288 с.
20.Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацконский. - М., 1993. - 224 с.
.Шапкин С.А. Экспериментальное изучение волевых процессов / С.А. Шапкин. - М.: Смысл, 1997.
.Шепелева Г.Г. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие / Г.Г. Шепелева, С.В. Сотикова // Воспитание школьников. - 2012. - №5. - С. 24-30.
.Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект, 2011. - 736 с.
.Шнейдер Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л.Б. Шнейдер. - Спб.: Питер, 2013. - 539 с.
Похожие материалы:
Реферат: Изучение влияния негативных взаимоотношений в семье на личностное развитие детейРеферат: Содержание жестокого обращения с детьми подросткового возраста в семье
Курсовая работа: Изучение условий формирования половой идентичности в семье и обществе
Курсовая работа: Изучение проблемы использования невербальных средств общения и создание комплексной работы с заикающимися детьми
Реферат: Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье