Реферат: Концепции развития личности сущность и специфика

Актуальность проблемы. Сегодня проблема развития и воспитания личности является, наверное, одной их наиболее актуальных социальных проблем в общественной жизни, по-прежнему требующая глубокого научного обоснования психологической сущности отдельных факторов данного процесса.

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Концепции развития личности сущность и специфика':


Введение
Актуальность проблемы. Сегодня проблема развития и воспитания личности является, наверное, одной их наиболее актуальных социальных проблем в общественной жизни, по-прежнему требующая глубокого научного обоснования психологической сущности отдельных факторов данного процесса. Проблема личностного развития также всегда была центральной в истории становления психологической науки. Именно поэтому выражения подобные следующим: «личность - это развивающаяся система», «личность существует в развитии» и «вне развития не может быть личности» прочно закрепились в научном обиходе. Следствием наблюдаемого в последние десятилетия процесса гуманизации общественной жизни явилось то, что сегодня основной целью системы воспитания и образования признано становление такой личности, которая хорошо себя знает, владеет собой, самореализующется и саморазвивается в гармонии с обществом и с самим собой. Приведенные личностные качества являются сегодня определяющими в отношении перспектив ее развития, и лично я считаю это правильным. Учитывая это, сегодня в числе актуальных проблем общей психологии также присутствует проблема гармоничного развития индивида, для современного решения которой необходимо переосмысление феномена развития личности в представлениях не только прошлых, но и современных концепций именно с позиций саморазвития и самореализации. Все это позволит нам выделить основные принципы развития личности, на которые можно опираться при разработке моделей личностного развивития в современном воспитании и образовании, и которые будут отвечать потребностям современной личности и современного общества.
Тема исследования. Для исследования в данной курсовой работе мной была выбрана тема - «Концепции развития личности сущность и специфика». Объектом исследования является эволюция представлений, взглядов и теорий личностного развития в психологической науке. Предметом исследования является личность и ее развитие в специфическом понимании представителей отдельных концепций развития личности прошлого и современности.
Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в анализе и осмыслении исторически сложившихся теоретических предпосылок и современных подходов к исследованию аспектов развития личности в психологии. Для решения данной проблемы и достижения цели исследования, ставлю перед собой следующие задачи:
Выявить различные методологические подходы к исследованию проблемы развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
Исследовать и обобщить опыт исследований проблемы развития личности как одной из стержневых в психологической науке.
Проанализировать основные направления изучения личности в исследованиях зарубежных психологов.
Рассмотреть основные актуальные проблемы исследований развития личности в работах отечественных авторов.
Выявить основополагающие принципы развития личности и определить основные факторы устойчивого развития личности в современном меняющемся мире.
Методологическая и информационная база исследования. В качестве методов исследования в работе используется теоретический анализ учебной и научной литературы по обозначенной проблеме; исследование и обобщение отечественного и зарубежного опыта; аналогия и сравнение; а также другие общенаучные и частные методы. Информационную базу исследования составляют научные труды известных зарубежных и отечественных психологов, учебные пособия, научные статьи и публикации в Интернете, периодические профильные издания, методические и справочные источники.
Структура исследования. Работа состоит из трех глав, первая из которых посвящена описанию значимости проблемы личности и ее развития в психологии; вторая глава посвящена исследованиям зарубежных авторов; третья глава повествует о вкладе и достижениях отечественных психологов в изучение проблемы развития личности.

1. Проблема личности и ее развития в психологии
1.1 Основные подходы к пониманию личности в психологии
В современной психологии понятие «личность» является одним из базовых понятий, хотя оно и не является только психологическим понятием, поскольку изучается различными общественными науками, включая социологию, педагогику, философию и другие. Нашей задачей является рассмотрение категории «личность» и специфику ее изучения в научных рамках психологии.
Исследование психологической литературы показывает, что различные авторы дают разные определения понятию «личность», что явно свидетельствует о том, что сам феномен личности представляется весьма сложным и многогранным. При этом с одной стороны, личность рассматривается как конкретный индивид - как субъект деятельности, в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей. С другой же стороны, под данным понятием подразумевается социальное свойство человека, как совокупность интегрированных в нем социально значимых качеств, сформировавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения. В большинстве случаев под личностью понимается - человек в совокупности его социальных и жизненно важных свойств (черт), приобретенных им в процессе социального развития. Свойства личности - представляют собой черты и характеристики индивида, описывающие его внутренние (глубинные) особенности. Это то, что необходимо знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на различные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.
Между тем, практически любое из имеющихся в научной литературе определений личности представляет собой не просто фантазии различных авторов, а содержит убедительные теоретические обоснования и подкрепляется экспериментальными исследованиями, а значит должны быть учтены при рассмотрении понятия «личность».
Понятие «личность» является одной из центральных категорий современной психологии, вместе с понятием «личностное» оно имеет свою историю и понимается зачастую по-разному. При этом к числу личностных не относятся обусловленные физиологически или генетически особенности человека, и которые никак не зависят от жизни в социуме. Так, например, к личностным особенностям не относят психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. "Личностные" особенности - это особенности социальные, скорее глубинные, говорящие скорее о направленности жизни человека и характеризующие человека как автора своей жизни. Рассмотрим же понятие в его трех разных пониманиях - широком, среднем и узком его понимании.
Личность в широком смысле - это то, что внутренне отличает одного человека от другого, перечень всех ее психологических свойств, это индивидуальность. В такое понятие «личность» включают особенности человека, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Обычно это направленность его стремлений, уникальность опыта, развитость способностей, особенности характера и темперамента - все, что традиционно включают в структуру личности. Это своеобразие психофизиологической структуры человека: его тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, особенности мировоззрения, жизненного опыта и склонностей. Так например, погруженный в себя, вечно сонный пессимист-меланхолик отличается, как личность, от бодрого и общительного оптимиста-сангвиника. При таком понимании личность есть и у человека, и любого животного, потому что у каждого животного есть свои, характерные особенности. Естественно, при таком понимании каждый человек является личностью, в той мере, в какой он обладает психикой и способен управлять собой. При таком подходе не принято говорить о том, что кто-то в большей мере "личность", а кто-то - в меньшей.
Личность в среднем смысле предстает как социальный субъект, социальный индивид, совокупность социальных и личностных ролей. Американский философ, психолог и социолог Д.Г. Мид определяет личность как совокупности социальных и личностных ролей. Австрийский психолог, психиатр и мыслитель, создатель системы индивидуальной психологии - А. Адлер говорил, что личность начинается с социального чувства. Быть в обществе - всегда непросто, но тот, кто эту проблему решает удачно, тот личность. У американского философа и психолога У. Джеймса личность - это «социальное я», Я для других. По Джеймсу, это «духовное я», или источник личностной активности. При таком понимании ребенок при рождении личностью не является, но может ею стать. А может и не стать. Социальное я - это субъект взаимодействия и общения с другими людьми. Субъект взаимодействия и общения с другими людьми в типовых ситуациях, на уровне социальных привычек. Также личность предстает как социальный субъект - «Я» у Фрейда, «Взрослый» по Берну и т.д.
Личность в узком смысле представляет собой - культурный субъект, так называемую самость. В данном ее понимании личность есть человек, самостоятельно строящий и контролирующий свою жизнь, индивид как ответственный субъект волеизъявления. Личность так понималась в частности Козловым, Леонтьевым, Юнгом, а также экзистенциальной психологией.
Следует отметить, что в психологии различные направления и подходы содержат свою специфическую, отличную от остальных, теорию личности. Так например в теории Джеймса личность рассматривается посредством трех аспектов - как физическая, социальная и духовная личность, основатель школы бихевиоризма в психологии - Уотсон определяет личность как совокупность поведенческих реакций, присущих отдельному индивиду. Отец психоанализа - Зигмунд Фрейд рассматривал личность как веяную борьбу ее компонентов. Согласно его учению структура личности состоит из трех частей: «Оно», «Я» и «Сверх - Я», которые находятся в постоянном взаимодействии. «Я» в структуре личности Фрейда это то, как человек воспринимает себя и свое поведение. «Сверх - я это то, как личность воспитали люди вокруг: семья, воспитатели, друзья, все те с кем мы общаемся и кто значим для нас. «Оно» - это все то плохое, что случилось с человеком в прошлом, и то, что он не осознает.
Согласно деятельностного подхода нашего советского психолога, философа и педагога Алексея Николаевича Леонтьева - личность выступает как иерархия мотивов, как особое качество, «которое приобретается индивидом в обществе в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается». А ныне здравствующий российский психолог, публицист, писатель, популяризатор практической психологии - Н.И. Козлов считает, что личность - это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован (либо нет) каждым человеком.
В различных разделах психологической науки существуют также свои определения и понимания личности. Конкретно в общей психологии под личностью подразумевается чаще всего нечто самое широкое и базовое, что есть у старца и младенца, у продвинутого мудреца и пускающего слюну дебила. А именно, под личностью подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало (иногда его называют Я, самость), связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. При этом личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть в юриспруденции, социологии, педагогике, этике и других дисциплинах.
В понимании психолога личность - не является некой загадкой, а представляет собой то, что описывается вполне конкретно как выраженность тех или иных черт и особенностей, отличающих его от других людей. Другими словами это то, что внутренне, в своей сущности отличает конкретного человека от других. сами отличия - это наша индивидуальность. Личность же для психолога - это те внутренние механизмы этих отличий (особенности мотивов, восприятия и мышления человека). Таким образом, это формирующийся в нас внутренний стержень, представляющий собой некий сплав врожденного и приобретенного, и определяющий наши ценности, желания, взгляды и поступки.
1.2 Психологические подходы к развитию личности
личность психология концепция выготский
Понятие «развитие личности» в сущности намного шире, чем простое вырабатывание возможностей и способностей. Знание психологии развития личности позволяет понять саму суть натуры человека и его индивидуальности. Однако современная наука на данный момент не может предложить единой концепции развития личности индивида. Силами, которые способствуют развитию, подталкивая его, являются внутренние противоречия, присущие процессу развития. Противоречия состоят из противоположных конфликтующих начал.
Процесс постепенного развития личности субъекта представляет собой это не простое совпадение различных случайностей, а процесс, обусловленный закономерностью развития психики индивидов. Под категорией развитие понимают процесс качественных и количественных изменений в психике, духовной и интеллектуальной сфере индивида, в организме в целом, которое определяется воздействием внутренних и внешних обстоятельств, неуправляемых и управляемых условий. Представители науки всегда стремились изучить и понять такие закономерности, разобраться в характере формирования психики. И даже сегодня данная проблема не утратила своей актуальности.
Анализ литературы показывает, что в психологических теориях можно выделить два направления о движущих силах развития личности и ее становления: социогенетическая и биологизаторская концепция развития личности.
Биологизаторский подход обуславливает развитие личности, главным образом, наследственными факторами. В силу этого предположения процесс развития личности носит самопроизвольный (спонтанный) характер. Опираясь на постулаты данной теории, исследователи предполагали, что индивид с самого рождения предрасположен к определенным особенностям эмоциональных проявлений, темпу проявлений действий и к конкретному комплексу мотивов. В частности, одни от рождения имеют склонность к преступлениям, другие имеют все предпосылки к успешной административной работе. В соответствии с данной концепцией изначально в человеке заложено природой формы и содержание его психической деятельности, определены стадии психического развития, порядок их появления.
Так известный американский физиолог Э. Торндайк утверждал, в частности, что все духовные качества личности, ее сознание - это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Сторонники же концепции, которая известна в психологии как "биогенетический закон", один из пионеров американской психологической науки С. Холл, его ученик К. Гетчинсон и другие, полагали, что человек в своем развитии с раннего детства постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный (Приложение Б). Были и такие (как например, американский философ и педагог Д. Дьюи), который утверждали, что индивид вообще рождается уже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями.
Биологизаторская теория личностного развития личности находит свое отражение также и в теории Фрейда, который считал, что развитие и становление личности, преимущественно, имеет зависимость от либидо (интимные влечения), которое проявляется с раннего детства и сопровождается определенными желаниями. При этом здоровая в психическом отношении личность формируется лишь при условии удовлетворения подобных желаний. Если же эти желания не удовлетворяются, то личность становится склонной к неврозам и другим отклонениям (Приложение Б).
Социогенетический подход рассматривает процесс развитие личности как результат прямого воздействия социальными окружающими факторами среды. Сторонники данной концепции склонны игнорировать собственную активность прогрессирующего индивида, отводя при этом индивиду пассивную роль существа, которое всего лишь адаптируется к среде и обстановке. Но даже при поверхностном рассмотрении данной концепции, остается неразрешенным вопрос: почему в одних и тех же социальных условиях вырастают абсолютно разные люди? Ясно, что представители данного направления, подобно генетикам, недооценивали внутреннюю активность личности как сознательного субъекта деятельности. Такая концепция, как и социогенетическая, представляют личность, которая изначально лишена активности. В начале прошлого возникла педологическая концепция развития личности, которая придерживалась теории двух факторов развития: биологического, или наследственного, и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя в какой-то степени открытым вопрос о движущих силах психического развития.
Таким образом, следует сделать вывод, что описанные концепции невозможно принять за основу понимания и объяснения закономерностей личностного развития. Ни одна из этих концепций не может выявить основные силы, которые управляют развитием личности. Поэтому, безусловно, на формирование личности субъекта влияют биологические и социальные факторы, такие как: окружающие обстоятельства и условия, наследственность, образ жизни. Это все сопутствующие факторы, так как доказано многими психологами, что личностью не рождаются, а становятся в процессе ее развития.
Тем не менее, и сегодня существует множество различных взглядов на процесс личностного развития. Психоаналитическая концепция относится к развитию, как к адаптации биологического естества субъекта к социальной жизни, выработке у него конкретных средств удовлетворения потребностей и защитных функций. Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. При этом сторонники данной теории утверждают, что процесс зарождения, преобразования, стабилизации черт личности подчиняется другим, небиологическим факторам и законам.
Биосоциальная концепция развития личности представляет человека как биологическое и социальное существо. Все его психические процессы, такие как: ощущение, мышление, восприятие и другие, обусловлены биологическим происхождением. А интересы, направленность, способности индивида образуются в результате воздействия социальной среды. Биосоциальная концепция развития личности рассматривает проблему соотношения социального и биологического в личностном развитии. Гуманистическая концепция развития личности трактует личностное развитие как непосредственно становление «Я» субъекта, утверждения его значимости.
В нашей отечественной психологии, в особенности в ее советский период, считается, что личностное развитие совершается в процессе ее социализации и воспитания. Человек является социальным существом, с самого своего рождения он окружен себе подобными, включен в систему различных социальных связей. При этом социализация представлена не как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Концепция развития личности: сущность и специфика

Курсовая работа: Социализация личности: сущность, этапы, содержание

Контрольная работа: Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону

Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста

Курсовая работа: Стрессоустойчивость личности и уровень развития творческого потенциала