Курсовая работа: Концепция развития личности: сущность и специфика

Содержание

Введение
. Предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности
. Самооценки и ценностные ориентации личности
. Исследование самооценки и ценностных ориентаций личности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Дата добавления на сайт: 31 августа 2024


Скачать работу 'Концепция развития личности: сущность и специфика':


Курсовая работа
Общая психология (курс 1)
Концепция развития личности: сущность и специфика
Содержание
Введение
. Предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности
. Самооценки и ценностные ориентации личности
. Исследование самооценки и ценностных ориентаций личности
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Введение
Проблема. Субъективная значимость для человека тех либо иных ценностей, определяясь такими разными источниками на разных этапах развития науки как: божественный (природный разум); принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности; универсальный закон сохранения вида; этические нормы микросоциального окружения и общества в целом; внутренняя психологическая природа человека. В настоящее время направленность личности на одни либо другие ценности или ценностные ориентации рассматривается в виде двойственное по своему происхождению образование, которое основано одновременно на индивидуальном, а также социальном опыте.
Ценностные ориентации индивидуума, выполняя двойственные функции, связывают его внутренний мир с окружающей действительностью, образуя сложную многоуровневую иерархическую систему, представляя собой один из важнейших компонентов структуры личности, а также занимая пограничное положение между её мотивационно-потребностной сферой, а ещё и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. Ценности и ценностные ориентации человека на протяжении всей истории представляли собой одни из наиболее важных объектов исследования, как философии, так и этики, не только социологии, но и психологии на всех этапах их становления, а также развития как отдельных отраслей знания. На сегодняшний день самооценка и ценностные ориентации человеческого бытия выходят на первый план научного познания. При этом, формируя современный, аксиологический, этап развития науки.
Проблема получения объективной информации об индивидуальных особенностях личности не теряет своей остроты в процессе развития психологической науки. В настоящее время существует такое множество психодиагностических методик, что возникла необходимость их классификации, которая осуществляется либо с точки зрения научно-практической применимости, либо с точки зрения научно-теоретической обоснованности. В процессе разного рода классификаций психодиагностических методик выделяют их конкретные достижения и недостатки, без которых не обходится ни одна из них.
Актуальность исследования заключается в том, что ценности и ценностные ориентации человека на протяжении всей истории представляли собой одни из наиболее важных объектов исследования, как философии, так и этики, не только социологии, но и психологии на всех этапах их становления, а также развития как отдельных отраслей знания. На сегодняшний день самооценка и ценностные ориентации человеческого бытия выходят на первый план научного познания. При этом, формируя современный, аксиологический, этап развития науки.
Степень разработанности проблемы отражает обзор содержания учебников и учебных пособий по дисциплине "Общая психология", посвященных анализу и синтезу понятий самооценки и ценностные ориентации личности: А.Г. Маклакова, А.В. Карпова, Р.X. Тугушева и Е.И. Гарбера, О.Н. Первушиной и А.М. Столяренко, где проблема развития самооценки, а также ценностных ориентации индивидуума только характеризуется общими тенденциями. Общие моменты рассматриваемых свойств сознания затронуты в Хрестоматии "Психология" обозначив основные тенденции. Историко-теоретические аспекты развития личности в период юности затронуты в учебниках и учебных пособиях "История психологии" А.Н. Ждан, Т.Д. Марцинковской, А.В. Морозова. Эмпирическое обоснование исследования заложены в информационно- аналитическом журнале "Вопросы психологии". Вышеперечисленное позволяет сделать вывод о том, что такая тема как "Исследование самооценки и ценностных ориентаций личности" не полностью раскрыта, а ещё и требует дальнейшей разработки на современном этапе развития общества, учитывая при этом новые современные социально-экономические условия.
Цель курсовой работы состоит в содержании исследований самооценки и ценностных ориентаций личности.
Задачи исследования этого труда, определенные поставленной целью, - исследование самооценки и ценностных ориентаций личности, являясь конкретными последовательными этапами или путями решения проблемы исследования по достижению вышеуказанной цели.
Задачи исследования характеризуются следующим образом: 1) предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности (зарубежные и отечественные теории, характеризующие самооценки и ценностные ориентации личности); 2) методология исследований самооценки и ценностные ориентации личности; 3) самооценки и ценностные ориентации личности (самооценки личности, ценностные ориентации личности); 4) эволюция структуры ценностей личности; 5) исследование самооценки и ценностных ориентаций личности (исследование самооценок личности, перспективы в разработке психодиагностических методик исследования самооценки личности).
Методы исследования, которые были использованы в процессе выполнения курсовой работы, а также послужили инструментом в добывании необходимого фактического материала. При этом, было учтено, что метод представляет собой совокупность приёмов, являющиеся частями метода.
При исследовании были использовать такие методы как: 1) изучение и анализ научной литературы; 2) изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; 3) моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и т.д.
Практическая значимость этой работы заключается в подчинении определенным закономерностям развития самооценки и системы ценностных ориентации личности преобладание на протяжении индивидуального развития действия одних либо иных факторов, а также механизмов, которые реализуют процессы личностной динамики, при определении доминирование соответствующего уровня в индивидуальной системе ценностей, формируемый аналогичным типом личности.
1. Предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности
Зарубежные и отечественные теории, характеризующие самооценки и ценностные ориентации личности
Исследования самооценки, а также ценностных ориентаций личности как свойств сознания отражены в следующем ряде работ. Как подчёркивает Т.Д. Марцинковская, связь психологических теорий с ментальностью их авторов, с исторической и социальной ситуацией, в которой жили и работали учёные, с их идеалами и ценностными ориентациями. Систематическое изучение ценностных ориентаций личности, началось с У. Джемса (1842-1910), трактовавший вышеперечисленные свойства сознания, как ценностные ориентации характеризующие личность. Дальнейшее развитие знаний о ценностных ориентациях связано в основном с развитием отечественной психологии. В поисках объективной психологии И.М. Сеченов (1829-1905) высказывал своё мнение о том, что двойная детерминация уводит её в сторону от объективности, и потому не соглашался с К. Д. Кавелиным (1818-1885), который искал ответ на вопрос о роли культуры в происхождении ценностных ориентации человека.
Параллельно с исследованиями ценностных ориентаций затрагивались и развитие знаний о самооценке личности. По мнению А.В. Морозова, именно У. Джеймсу стал своеобразным пионерам, характеризовав, восходят первые исследования самосознания и самооценки, он выдвинул ряд положений, актуальных и до настоящего времени. Общепсихологическая разработка самооценки как свойства сознания заключается в процесс психического развития индивидуума, который имеет характер нелинейности, а также зависит как от социальной среды, так и от окружения, а ещё и от воспитания личности. При этом, аналогия, которая реально существует при сравнительном анализе процессов познавательного развития, а также становления самооценки, обуславливает развитие личности, определяющаяся как важнейшие качества взрослого разумного человека с адекватной самооценкой. Самооценка в качестве свойства сознания имеет тенденцию к снижению, предотвравщение которой заключается в недовольстве индивидуумом собой, которое не накапливалось, при снятии напряженности от осознания своих грехов, способствовавшее укоренённости не только с собой, но и с другими, а также предотвращало снижение самооценки. В.Н. Мясищев (1893-1973), как представитель ленинградской психологической школы, которая являлась наследницей В.М. Бехтерева (1857-1927) (разработка поведенческого направления в советской психологии в 20-х гг. XX в.) рассматривал ценностные ориентации и самооценку личности как одно из свойств сознания находится в одном ряду с элементами структуры личности.
Самооценка и ценностные ориентации нашли свое место не только в психологии, но и смежных дисциплинах. Следует согласиться с А.Г. Маклаковым, что факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль (Б.Ф. Ломов). Критики официальной психологии как естественной науки выступили с "гуманистическими" ценностями, то есть индивидуальность и автономность личности, а также творческие способности человека (50-60-х гг. XX в.), которая довольно скоро привела к потере уверенности в том, что существует независимая личность. Как подчёркивает А.Н. Ждан, А. Маслоу (1908-1970 гг.) основные потребности и цели человеческого бытия как теоретические аналоги политическим ценностям американского общества - либерализма, свободы, достоинства и самореализации индивида. При этом в сотрудничестве с Р. Мэйем (1909-1994), которое содержало цель характеризуемую стремлением повернуть психологию к гуманистическим ценностям, то есть безусловное принятие свободного человека. Западная культура, в которую К. Роджерс (1902-1987), от которого произросло великое множество направлений терапии, а также психологических практик, внёс большой вклад, все успешнее переняла социальные ценности, при переводе их на язык личных переживаний.
В соответствии с принципом единства как психического, так и биологического, а также требованиями объективной оценки свойств сознания, которые являются предметом исследования данного труда, дальнейшее исследование самооценки и ценностных ориентаций проводилось в таких двух направлениях как исследование функционального состояния и эмоционального состояния (исследования тех состояний, в которых ярко выражен и поддается объективной диагностике, то есть диагностике физиологических параметров), интенсивностный показатель. По мнению Б.С. Братусь, в сознании определенной части российских психологов постепенно произошел, точнее, происходит поворот в ориентации: от прежней - естественнонаучной, от подражания, упования на образцы естественных наук к ориентации на образцы, достижения и ценности гуманитарного восприятия. Поэтому, на сегодняшний день, при вступлении в метафизическое пространство, то есть вступление в область духовного измерения, целесообразно поставить вопрос, как о его природе, так и об идеях, не только об образах, но и о ценностях, которые опосредствуются в символах или медиаторах, составляющих данную сферу.
В этом случае вышеуказанные элементы строят, определяя её конструкцию, а также движение. В настоящее время наиболее распространенной позицией является ставка на общечеловеческие ценности (ценности, идеи, установления, свойственные всему человечеству). Данная позиция, которая представляет собой вполне подходящую позицию, характеризуясь адекватностью, как нравственному действию, так и психологически, энергетически оказывается, однако, нередко недостаточной, как бы вторичной для духовной сферы. При этом, любая ценность, прежде чем стать "общечеловеческой" ценностью, была "частночеловеческой" ценностью, возникшей в определенной культуре. Здесь "частночеловеческая" ценность была обусловлена верой, как при страданиях за неё, так и свидетельствование о ней, а также, иногда ценою жизни, отстаивание её, иногда ценою жизни. Следовательно, общечеловеческая ценность представляет собой готовый или так называемый снятый результат живого культурного процесса, когда людей придавали казням не за абстрактно общечеловеческие ценности, не смотря на то, что их мужество, а также свидетельство имеет общечеловеческий смысл.
Методология исследований самооценки и ценностные ориентации личности
Методическая сторона проблемы расхождения между декларируемыми, а также реальными ценностями была осуществлена группой одесских социологов (70-е гг. XX в.). При этом, наиболее убедительные эмпирические факты были получены в оригинальном психологическом эксперименте, который провела Е.Е. Насиновская, использовав методику косвенного постгипнотического внушения. Здесь было зафиксировано заметное расхождение между декларируемой значимостью данных ценностей, а также степенью их влияния на постгипнотическую деятельность.
М.Б. Кунявский, В.Б. Моин и И.М.Попова называют четыре группы причин, которыми могут объясняться расхождения между декларируемыми ценностными конструктами сознания и реально побуждающими деятельность человека личностными ценностями: 1) система личностных ценностей (недостаточно развитая рефлексия), которая недостаточно устоялась и плохо структурировалась, не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни; 2) может субъективно преувеличиваться (преуменьшаться) значимость тех либо иных ценностей под действием механизмов стабилизации самооценки, а также психологической защиты; 3) причиной рассогласований может выступать наличие в сознании любого человека самого разного рода ценностных представлений может выступать причиной рассогласований.
Не пользуясь понятием "ценностные ориентации", Ч. Моррис различал ценности оперативные или действенные. Ценности в виде аспекта мотивации, а ценностные ориентации в форме определенных концепций характеризовала К. Клакхон. Убеждения, которые диагностируются при помощи метода прямого ранжирования, ценностями обуславливал М. Рокич.
Рассмотрение общественных, а также личностных ценностей строилось как на их противопоставлении, так и на изначальном конфликтном взаимодействии имело место в рамках асоциальной парадигмы. Фактическое отождествление социальных, а также личностных ценностей происходило в рамках пансоциальной парадигмы личности, которая характерна до недавнего времени для отечественной психологии (Д.А. Леонтьев и А.Г. Асмолов). Где в рамках "культурно-исторической психологии" культура, а также общество, и социальные ценности представляют собой материалом индивидуального развития, заключайся в не только в их присвоении, но и в превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности. самооценка личность психодиагностический ценность
В связи со степенью совпадения четырёх видов соотношений личностных, а также социальных ценностей, каждый из следующих видов соотношения личностных и социальных ценностей, которые связаны с различными вариантами социализации личности (по Д.А. Леонтьеву). Конформное развитие, то есть максимальное совпадение ценностного ядра, а также периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, которая распространена в данном социуме. Вариативное развитие или явное совпадение ядер индивидуальной, а также общественной ценностных структур и расхождение их периферий. Маргинальное развитие, то есть некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий. Девиантное развитие, включающее в себя некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер.
2. Самооценки и ценностные ориентации личности
Самооценки личности
Стремление выразить себя, как личность, с лучшей, положительной стороны - это один из важнейших импульсов жизнедеятельности человека. При этом, мотив самоуважения, то есть признания собственной социальной, а также человеческой значимости, присутствует и при формировании "Я - концепции", конструируясь, уточняясь, а также укрепляясь во взаимодействии с социальной средой: каким образом оценивают индивидуума окружающие, таким образом последний представляет себя. В этом случае, анализ оценок других людей предполагает тот факт, что индивид соотносит свое настоящее "Я" с прошлым, а также с будущим прогнозируя его. Здесь наиболее важным для индивидуума является сравнение в таких двух основных сферах жизнедеятельности, как карьера и личная жизнь. Поэтому, тем сложнее реализовать запросы индивидуума, чем выше их уровень, при постоянном оценивании реализации своих поставленных целей, по отношению с другими людьми, с объективной точки зрения, соизмеряя свои желания с возможностями.
Что касается анализа отечественной теории самооценки, то учебники и учебные пособия по данному поводу имеют следующее мнение. Как подчёркивает А.В. Морозов, самооценка - это оценка человеком собственных возможностей качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей. Следует отметить, что немалое значение в формировании "Я - концепции" имеет такое социально-психологическое качество личности как ценностные ориентации. В этом случае, приверженность к постоянству побуждает поддерживать устойчивость сложившегося "Я - образа", даже при неудовлетворительном образе. При этом, на всех стадиях развития личности, как устойчивость, так и постоянство, а также преемственность индивидуально-личностных черт выражены сильнее, чем её изменчивость. Таким образом, самооценка в онтогенезе меняется иерархией ценностей, а не уровнем самооценок.
Ценностные ориентации личности
Представление о трёх формах существования ценностей, которые переходят одна в другую, сформулировано как: общественные идеалы, которые выработаны общественным сознанием, а также присутствующих в нём обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни, предметное воплощение данных идеалов в деяниях (произведениях конкретных людей и мотивационных структурах личности, то есть "моделях должного", которые побуждают её к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов. Данные три формы существования, переходя одна в другую, заключается в усваиваемых индивидуумом общественных идеалы в качестве "моделей должного", которые начинают побуждать её к активности. Здесь, происходит предметное воплощение данных идеалов в ценности, становясь основой с целью формулирования общественных идеалов, по бесконечной спирали.
Понятие "ценности", которая является категорией самосознания, обозначая как объекты, так и явления, не только их свойства и абстрактные идеи, но и воплощение в общественных идеалах, выступая благодаря этому как эталон должного, представляет собой категорию самосознания, которое тем либо иным образом формирует поведение индивида.
Что касается российского...

Похожие материалы:

Реферат: Концепции развития личности сущность и специфика

Реферат: Путешествие как метод психологической коррекции и развития функционирования личности человека

Дипломная работа: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Реферат: Сущность и предупреждение профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел

Курсовая работа: Материнство как фактор развития личности ребенка раннего возраста