Реферат: Личностные качества лидера
Каждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом.
Дата добавления на сайт: 29 ноября 2024
Скачать работу 'Личностные качества лидера':
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Витебский государственный ордена Дружбы народов
медицинский университет
Кафедра психологии и педагогики
Зав. кафедрой –
Ст. преподователь –
РЕФЕРАТ
на тему:
«Личностные качества лидера»
Исполнитель: студентка группы I курса
лечебного факультета
Витебск, 2017
Оглавление
TOC \\o \"1-3\" \\h \\z \\u Ведение PAGEREF _Toc484471499 \\h 2Кто такой лидер? PAGEREF _Toc484471500 \\h 3Уровни лидерства PAGEREF _Toc484471501 \\h 4• Сам себе лидер. PAGEREF _Toc484471502 \\h 4• Лидер в ситуации. PAGEREF _Toc484471503 \\h 4• Лидер в команде. PAGEREF _Toc484471504 \\h 4• Лидер в системе. PAGEREF _Toc484471505 \\h 4Качества, присущие лидеру PAGEREF _Toc484471506 \\h 5Как развить в себе качества лидера? PAGEREF _Toc484471507 \\h 7Как должен вести себя лидер? PAGEREF _Toc484471508 \\h 11Вывод PAGEREF _Toc484471509 \\h 11Литература PAGEREF _Toc484471510 \\h 12
ВедениеКаждый претендующий занять место лидера в коллективе должен обладать рядом лидерских качеств. Именно лидерские качества и определяют роль лидера, объясняют, почему одни становятся таковыми и готовы увлечь и повести за собой, другие же не принимаются в этом качестве и не пользуются авторитетом.
Качества лидера – это совокупность психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить успешное выполнение лидерских задач и функций. Невозможно выделить одно-два качества характеризующих лидера. Их намного больше. С другой стороны можно довольно долго перечислять качества и трактовать их как лидерские. И чем больше становиться список, тем меньше в нем практической пользы, проще запутаться.
Феномен лидерства существует давно, ведь человек всегда желал выглядеть в чужих глазах сильным и самодостаточным, обладать влиянием и властью. Именно лидер является главным действующим лицом в сценарии жизни, наделенным исключительными перспективами и доступом к чему-то большему. Большинство людей связывают понятие лидер с некими врожденными особенностями, которые помогают достичь успеха, но на самом деле каждый человек способен развить основные качества лидера.
Чтобы постигнуть природу лидерства, нужно изучить его структуру и особенности. В современной психологии лидер – это человек, который обладает рядом качеств и навыков, помогающих ему «вести» за собой людей к определенной цели.
Кто такой лидер?Лидер – это тот, кто помогает другим сделать намного больше, чем они когда-либо считали возможным. Лидерство одного человека помогает разблокировать потенциал остальных, будь то индивидуальные возможности или же потенциал группы, компании или организации. Он не рассказывает другим, что делать, но вдохновляет людей и позволяет им увидеть то, на что они способны, а затем помогает туда «добраться».
Лидерство может быть определено как способность одного человека побудить других добровольно следовать за ним. Это психологические качества, которые представляют собой сочетание знаний, ценностей, навыков и особенностей поведения. Лидерство – это процесс, который помогает группе людей в достижении их целей.
Лидер всегда видит четкую картину конечной цели, поэтому он всегда знает, куда идти. Для него характерно твердое понимание того, как выглядит успех и как его можно достичь. Мало того, человек с задатками лидера способен сохранить свое видение цели даже в неблагоприятных условиях, и при этом продолжает действовать целеустремленно, сохраняя страстную веру в успех и заражая этой страстью своих последователей.
Хороший руководитель достаточно дисциплинирован, чтобы работать над своим видением конечного итога и направлять свои действия и действия команды к достижению цели. Лидер не страдает «аналитическим параличом», зато способен стать источником вдохновения и умеет других заставить поверить в успех.
Уровни лидерстваПонятие лидерства довольно широкое и неоднозначное. Для его верного понимания следует выделить конкретные ступени развития личности успешного лидера:
• Сам себе лидер.
Это базовый первый этап, являющийся предпосылкой для становления лидера. Следует научиться дисциплинировать и мотивировать себя, нести ответственность за собственные поступки, тренировать силу воли, формировать навыки ставить и достигать цели.
• Лидер в ситуации.
Это лидерство на микроуровне, когда человек берет на себя функции руководства в определенной экстремальной ситуации, где контекст необходимости вынудил его взять на себя ответственность.
• Лидер в команде.
Это понятие макролидерства, где человек формирует свою команду и мотивирует ее членов к достижению целей. Здесь исчезает ситуативность, на место которой приходит постоянная инициатива и ответственность за качество работы собственной команды.
• Лидер в системе.Металидерство предполагает руководство целой системой, где человек становится руководителем среди лидеров. Цели стают более серьезными и глобальными, для успешного руководства на этом уровне требуется наличие многих личностных и профессиональных качеств.
Так каким должен быть лидер? Успешный руководитель должен освоить основные лидерские навыки и овладеть соответственными ключевыми качествами лидера, без которых продуктивное функционирование на любой ступени развития станет невозможным. Ключевые лидерские навыки можно условно разделить на три группы: базовые навыки, навыки общения и личностные качества на уровне развития личности.
Качества, присущие лидеруДействительно ли человек рождается с лидерскими задатками, или развить такие умения и навыки может любой человек – вопрос, который остается открытым для обсуждения. Но то, что истинного лидера отличают от других основные психологические и личностные качества, которые и делают их таковыми – это непреложный факт.
Честность. Лидер должен пользоваться доверием своих последователей, и честность в этом главная его помощница. Человек, претендующий на веру других людей в его слова и поступки, никогда не станет кривить душой и выдавать желаемое за действительное.
Открытость, которая означает возможность услышать новые идеи, даже если они не соответствуют общепринятым способам мышления. Хорошие лидеры способны выслушать и принять чужую идею, и не хуже сами могут придумать и ввести новые способы ведения дел, которые до него еще никто не пробовал вводить. Открытость приводит к взаимному уважению и доверию между ведущим и его последователями, и позволяет одним свободно высказывать новые личные идеи, а другим – услышать их. Открытый лидер не станет отстаивать преимущество своего видения путей к достижению цели; наоборот, мысли других он рассматривает, как потенциально гораздо лучшие, чем его собственные предложения. Умение открыто рассмотреть альтернативы собственному решению является важным навыком для настоящего лидера.
Творческий подход к любой проблеме, который на деле является результатом способности думать иначе, чем это принято. Очень часто так бывает, что «замыленный» взгляд на вещи сдерживает поиск решения. Лидер обычно такой проблемы не испытывает. Творческая натура таких людей дает им возможность увидеть то, что другие увидеть не способны, и он ведет своих последователей в новом направлении. Чаще всего лидер говорит: «А что, если…?», и вряд ли вы от него услышите: «Я знаю, что это глупый вопрос…».
Уверенность, которую ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Скорее, это возможность четко указать, как надо действовать и чего от этих действий следует ожидать. Лидер должен быть напористым, чтобы получить желаемый результат. Наряду с уверенностью приходит ответственность за четкое понимание того, что последователи ожидают от своих лидеров. Такой человек вселяет уверенность в других и объединяет все усилия команды для решения поставленной задачи.
Нельзя не упомянуть чувство юмора, отмечая личные качества любого лидера. Это жизненно важное чувство (в данном случае), ведь оно помогает снять напряжение и скуку, а также разрядить враждебность, которая может возникнуть между членами команды. Юмор является своеобразной формой власти, которая обеспечивает контроль над рабочей обстановкой. А если сказать проще, то юмор способствует установлению духа товарищества в группе.
Энтузиазм. Люди будут охотнее верить человеку, который страстно и преданно относится к своему делу. Лидер должен стать источником вдохновения и быть мотиватором для остальных. Несмотря на то, что личные обязанности руководителя могут отличаться от обязанностей других членов команды, истинного лидера все воспринимают как часть команды, работающей для достижения цели. Такой человек не боится засучить рукава и взяться за «грязную» работу.
Лидер должен действовать организованно и целенаправленно в условиях неопределенности. Люди в трудные моменты всегда смотрят на своего лидера в поисках уверенности и безопасности.
Умение мыслить аналитически. Мало того, что хороший лидер видит ситуацию в целом, он может разбить ее на части для ближайшего рассмотрения. То есть, удерживая цель в поле своего зрения, хороший руководитель может разбить ее на промежуточные цели, чтобы выработать управляемые шаги и добиться прогресса в этом направлении.
Готовность к переменам. Перемены являются одним из наиболее очевидных факторов жизни, но именно они всегда встречают наибольшее сопротивление. Эффективные лидеры, наоборот, понимают важность изменений, хотя игнорировать неизбежность перемен и сохранять вещи такими, какими они всегда были, другим кажется проще. Кроме того, лидер не только принимает, но и предвидит нововведения.
Это лишь некоторые, самые главные личностные качества современного лидера. Они могут естественным образом присутствовать в личности руководителя, но, тем не менее, каждую из этих характеристик можно развивать и укреплять. Так же, как мы развиваем свои профессиональные навыки.
Как развить в себе качества лидера?Лидерами не становятся в одночасье. Даже рожденные с лидерскими задатками должны работать над собой, чтобы повысить свои шансы достичь высоких результатов в качестве человека, ведущего за собой команду. Можно было бы перечислить много черт характера, которые, несомненно, являются важными. Но психологи, изучив истории наиболее известных людей, составили список из десяти качеств, которые необходимо развивать в себе в первую очередь, если вы хотите достичь успеха на этом поприще.
Чтобы выйти на новый уровень, вам необходимо развивать следующие качества, присущие лидеру:
Видение цели
Лидеры имеют четкое представление о том, куда они хотят идти и чего они намерены добиться. Они видят четкую картину и создают стратегический план для достижения своих целей.
Изучайте биографии великих вождей и успешных людей, читайте новые и классические мотивационные книги по ведению бизнеса, общайтесь с людьми, которые обладают развитыми лидерскими навыками. Формулируйте какую-то цель на каждый день, и наблюдайте за тем, насколько она была точной и эффективны ли были принятые для ее достижения меры. Постепенно ставьте перед собой все более отдаленные личные цели.
Способность принимать решения
Лидеры не боятся принять сложное и непопулярное решение, потому что они уверены в себе и в своих силах. Они знают, что нерешительность убивает ресурсы и возможности.
Начинайте принимать решения в тех областях, где отказ или неудача не станет критичной для вашей уверенности в себе. Если решение окажется неправильным, извлеките для себя урок и двигайтесь дальше.
Принятие риска
Лидеры должны иметь мужество действовать в ситуациях, когда положительный результат не гарантирован. Они готовы рисковать неудачей.
Анализируйте ситуацию, перечисляя достоинства и недостатки каждого варианта, а затем назначьте каждому выбору рейтинг факторов риска от одного до пяти. Далее определите вероятность того, что каждый вариант будет происходить именно так, как вы задумали. Все это поможет вам определиться, на какой риск вы готовы пойти и какой вариант захотите предпочесть.
Не ожидайте совершенства. Никто не может постоянно выигрывать. Совершая ошибки, лидеры растут.
Мотивация других
Лидеры могут изложить свое видение цели и средств ее достижения, убеждая других в ценности своих идей. Они умеют вдохновлять людей работать для достижения общих целей и устремления к таким высотам, о которых эти люди даже не думали, что способны их достигнуть. Под влиянием лидера члены команды стремятся повысить свои профессиональные и личностные качества.
Изучите потребности, которые могут мотивировать людей к действию. Только обратите внимание на то, что одинаковый результат мотивирует не каждого человека. Внимательно слушайте других, чтобы узнать, что ими движет.
Мотивируйте сотрудников, только убедившись, что каждый из них понимает, как его работа способствует достижению общей цели.
Умение создать команду
Лидеры создают продуктивно действующие группы, которые складываются из лучших людей. В команде успешно развивается дух сотрудничества, члены группы легко приходят к консенсусу и разрешению конфликтов.
Избегайте предвзятых ответов на каждый вопрос. Сконцентрируйтесь на оценивании различных точек зрения в ходе дискуссий, вместо того, чтобы пытаться доказать свою точку зрения. Учитесь видеть и использовать лучшие качества остальных членов команды.
Стремление к самопознанию
Лидеры знают свои сильные и слабые стороны и объективно оценивают свое поведение. Они признают свои недостатки, открыты для обратной связи и готовы вносить изменения в свои личностные качества, если в этом есть необходимость. Хороший лидер стремится к совершенству. Он не только придерживается высоких стандартов, но и активно поднимает планку, чтобы достичь совершенства в разных областях своей деятельности.
Анализируйте свои действия и их последствия. Спрашивайте мнение других о том, что вам стоило бы сделать, чтобы улучшить свои качества руководителя.
Ведите дневник, в который записывайте наиболее значимые события и инциденты. Так вы всегда сможете оглянуться назад и проанализировать, что вы сделали хорошо, а что могли бы сделать и лучше.
Сохранение целостности личности
Лидеры должны быть надежными, только тогда другие станут следовать за ними. Честные отношения, хорошо контролируемые эмоции, предсказуемые реакции, отсутствие истеричного поведения и вспышек ярости – все это признаки целостности. Целостность позволяет придерживаться своих ценностей, даже если альтернативный путь может показаться более простым и сулящим большие выгоды. Лидер, который обладает этой чертой характера, кажется своим последователям понятным и надежным, что делает его более доступным для них. Кроме того, он может послужить своеобразной моделью для людей, которые захотели бы ему подражать.
Активно искать обратную связь с друзьями, коллегами, даже с подчиненными. Это поможет более четко определить свои ценности и меру своей ответственности, и вы сможете проверить, насколько ваши представления о цели и о вашей роли в коллективе совпадают с представлениями об этом других людей.
Работа над собой на протяжении всей жизни
Лидерам присуще стремление постоянно учиться, расти и быть открытыми для новых идей.
Повышайте свои профессиональные качества, общайтесь с коллегами для обмена новыми идеями и вдохновением, перенимайте опыт более опытных лидеров, читайте книги по теории управления людьми.
Мудрые лидеры ищут партнеров, которые могли бы дополнить их собственные слабые стороны.
Эффективное общение
Лидеры могут передать свои идеи совершенно разным людям, и умеют корректировать стиль общения для того, чтобы найти подход к любому и взаимопонимание с каждым отдельным человеком.
Практикуйте активное слушание и изучайте невербальные сигналы тела. «Читайте между строк» во время разговора, особенно при работе с ведомыми членами группы или с подчиненными, которые могут быть иногда не заинтересованы в том, чтобы сказать все, о чем они думают. Излагайте наиболее важную информацию, несколько повторяясь, но при этом каждый раз преподнося ее по-разному – чтобы каждый мог хорошо понять, о чем идет речь. Просите слушателей повторить сказанное, чтобы убедиться, что им полностью понятен предмет разговора.
Активная помощь другим в достижении успеха
Грамотный лидер дает возможность остальным полностью реализовать свой потенциал, понимая, что тем самым только укрепит команду и принесет пользу организации.
Поощряйте даже самый маленький успех каждого члена команды. Делегируйте некоторые свои обязанности и полномочия своим последователям, если чувствуете, что они способны взять на себя руководящую роль
Как должен вести себя лидер?Выслушайте другого, прежде чем начнете говорить сама;
Используйте «волшебные» слова – «пожалуйста» и «спасибо»;
Будучи целеустремленной, не забывайте помогать и другим каждый день находить решение проблем;
Выполняйте все свои обещания;
Будьте готовы сами соответствовать тем требованиям, которые предъявляете к своим подопечным;
Не скупитесь на благодарность за хорошо выполненную работу;
Сообща празднуйте все победы, большие и малые;
Показывайте пример во всем;
Будьте по-настоящему заинтересованы в своих последователях;
Будьте готовы взять на себя ответственность за плохую работу команды;
Сосредоточьтесь на главной цели.
ВыводТаким образом, лидер, который хочет оставаться эффективным длительное время, должен уметь быстро адаптироваться к изменчивым обстоятельствам и гибко варьировать свое поведение. Получается это у очень немногих. Гораздо чаще руководитель зацикливается на одном стиле поведения, который, например, оказался эффективным в дни становления, но совершенно не подходит для периода интенсивного роста и удержания завоеванных позиций.
Лидерские черты нужно рассматривать не изолированно с другими элементами лидерства, а в связи с ними и в динамике. Многолетнее исполнение лидерских функций развивает необходимые лидерские качества. Лидерские качества могут исчезнуть, если они долгое время не были востребованы.
Литература1.Адаир Д, Психология лидерства, Изд-во «Эксмо», М.-2005.
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник для вузов. — М.: Гардарика, 1998.
3. Р.М. Грановская, Элементы практической психологии, Изд-во «Свет», СПб., 1997
5. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять. М., 1995.
6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента: Пер.с англ. – М.: Дело, 2004. – 720 с.
Алиев В.Г. Организационное поведение. – М.: Экономика, 2004. – 310 с.