Курсовая работа: Лидерство как феномен группового развития

Лидер - это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием которое проявляется как управляющие действия. Проблема явления лидерства занимает человечество уже очень давно. Многие философы, социологи, психологи и люди других направлений деятельности посвящают этому феномену целые труды, задаваясь вопросами и отвечая далеко не на все из них. Одним из центральных является с виду очень простой вопрос: почему же тот или иной человек становится лидером?

Дата добавления на сайт: 19 сентября 2024


Скачать работу 'Лидерство как феномен группового развития':


Курсовая работа
по дисциплине: Социальная психология
на тему: Лидерство как феномен группового развития
студента Токмаджян М.Г.
Введение
Лидер - это лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием которое проявляется как управляющие действия. Проблема явления лидерства занимает человечество уже очень давно. Многие философы, социологи, психологи и люди других направлений деятельности посвящают этому феномену целые труды, задаваясь вопросами и отвечая далеко не на все из них. Одним из центральных является с виду очень простой вопрос: почему же тот или иной человек становится лидером?
Феномен лидерства берет свое начало в самой природе человека. Лидерство достаточно явно выражено среди животных, ведущих стадный образ жизни. Здесь всегда есть вожак - наиболее сильная, умная и решительная особь, за которой идут все остальные особи и решениям которой доверяют.
Социальные группы представляют собой более сложные системы, основывающиеся далеко не только на природных факторах. Необходимость в лидере у любой социальной группы возрастает по мере увеличения совместных коллективных действий, которые в свою очередь требуют четкой дифференциации и специализации, оперативности управления, жесткости подчинения и т.д.
Лидерство имеет несколько психологических квалификаций, стилей, оно неразрывно связано с деятельностью коллективов или групп.
Феномен лидерства затрагивает, наверное, большинство сфер общественной жизни (экономику, политику, культуру, науку и т.д.), а также разные уровни взаимодействия людей (начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая, к примеру, управлением целого государства). Но, тем не менее, этот феномен так и не изучен полностью и вряд ли когда-либо будет изучен, так как время идет вперед, взгляды и взаимоотношения людей меняются, но тем интереснее эта проблема.
Еще одна сложность заключается в разных взглядах разных людей на проблему, тем более, что различные подходы акцентируют внимание на той или иной стороне комплекса социальных отношений, в которых выступает лидер и группа.
Цели и задачи исследования данной проблемы заключаются в первую очередь в изучение феномена лидерства, его сущности и теоретических подходах к его пониманию, выявлении механизма влияния лидерства в социальной группе, а также в социально-психологическом анализе проблемы лидерства.
Будем исследовать эту тему посредством анализа разного рода литературы, изучения отечественной и зарубежной практики, после чего проанализируем полученные результаты.
Применение полученных результатов предполагается в повседневной жизни и в психологической практике.
лидер руководство авторитет
1. Сущность понятия «Лидерство»
.1 Лидерство, руководство, авторитет
Лидерство - групповое социально-психологическое явление. Феномен лидерства является главным рычагом социального управления. И у этого «рычага» есть свои стили, виды и классификации.
Слово лидер в буквальном переводе с английского означает «ведущий, первый, идущий впереди». Лидер - это лицо, за которым группа признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть это наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями, ценностями и нормами группы.
На практике лидер часто определяется посредством социометрических выборов как наиболее эмоционально предпочитаемый член группы. И эта система не всегда оправдывает себя.
В социальной психологии приняты различные классификации лидеров:
а) по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
б) по характеру деятельности (универсальный и ситуативный лидер);
в) по направленности деятельности (эмоциональный и деловой лидер).
Виды лидерства.
Различают формальное и неформальное лидерство. Под формальным лидерством принято считать влияние на людей с позиции занимаемой должности, а под неформальным - влияние на людей при помощи своих способностей, умений, ну, или иных ресурсов.
Лидерство определяется иерархией позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и вкладов в жизнедеятельность группы. Это измерение групповой структуры проявляется в инструментальном и эмоциональном лидерстве.
Человек сосредоточен на поставленной задаче, неустанно борется за достижение поставленных группой целей - это основные черты инструментального (функционального) лидера. Он легче добивается лидирующего положения в крайних ситуация (благоприятных или же наоборот, очень неблагоприятных). Если же индивид сконцентрирован на внутренних взаимоотношениях в группе, тогда это явный аффективный (эмоциональный) лидер. Ему легче удается добиться лидирующего положения в более или менее стандартных, промежуточных случаях. Также установлено, что, если в группе относительно равное соотношение участников по полу, мужчина чаще становится функциональным лидером, а вот женщина - эмоциональным. Для наглядности приведем примеры обоих лидеров:
Представим себе отдел в какой-нибудь фирме, из которой по тем или иным причинам увольняют недобросовестного начальника. Группа разобщена, нету четко поставленных целей. На место предыдущего ставят нового начальника, который сразу же ставит группе четкие задачи, сроки их выполнения, в общем, проще говоря, «расставляет все точки над «и». У коллектива появляется мотивация, интересы, и таким образом новый начальник становится функциональным лидером.
А теперь другой пример. Преподаватель хочет выстроить хорошие отношения с учащимися и поэтому снижает к ним требования в процессе учебы, ставит им заведомо завышенные оценки. Таким образом, получив хорошие взаимоотношения, такой лидер не добивается достаточной эффективности в своей непосредственной деятельности.
В любой группе могут сосуществовать несколько разноплановых лидеров.
Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д. А среди аффективных лидеров существуют: лидер эмоционального напряжения, лидер-генератор эмоционального настроя и т. д. Многие из этих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю.
Руководство - это несколько иная форма управления в малой группе. В отличии от стихийно образующегося лидерства, руководство - это процесс целенаправленной, организованной деятельности, руководство не так подвержено мнениям и настроениям в группе. По большому счету, и лидерство, и руководство решают похожие задачи, но по сути своей главным отличием лидерства и руководства можно назвать основные характеристики этих двух понятий. Лидерство - это психологическая характеристика поведения, а руководство - это уже социальная характеристика, организованный обществом процесс.
И хоть сущность этих двух феноменов руководства и лидерства близки, было бы неверным считать, что в группе лидер и руководитель должны обязательно совмещаться в одном лице. И на это есть несколько причин:
). Лидер и руководитель имеют различную ориентацию: лидер ориентирован скорее на внутренние интересы группы, тогда как руководитель направлен на выполнение поставленных целей и организацию этого процесса.
). Далеко не во всех родах групп руководитель и лидер в одном лице является эффективным. Например, в творческих или научных коллективах.
). Помимо всего прочего есть социальные группы, где немалую роль играют возрастные и статусные различия. К примеру студенческая группа. Преподаватель может опираться только на свой авторитет руководителя, в то время как неформальным лидером является кто-то из студентов.
Теперь об авторитете. Авторитет - это умственное влияние, которое побуждает уважение, влияние, основанное на занимаемой должности. Авторитет руководителя может быть:
а). формальным. Он обусловлен списком полномочий, которые дает руководителю занимаемый пост. Но формальный авторитет не способен обеспечить полную отдачу от работника. Для этого руководитель должен опираться на свой психологический авторитет.
б). истинным. В этом случае руководитель обладает такими качествами, которыми его наделяют подчиненные.
в). ложным. Это случай, когда подчиненные ошибаются относительно личности руководителя.
В отличие от принуждения, основанном на насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении. Обязательным условием признания авторитета является легитимность его источника. Согласно концепции М. Вебера может быть 3 таких источника: 1). Традиция (авторитет церкви), 2). Рационально обоснованная законность, 3). Аффективная законность, основанная на харизме.
Порой понятие «лидер» ставят в один ряд с понятием «авторитет», что не вполне корректно: лидер организовывает решение какой-то задачи, авторитет же такой функции не выполняет.
.2 Влияние лидера на группу, восприятие группой
Лидером становится индивид, в котором представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, являются ценностями данной группы. Таким образом, на позицию лидера в ходе взаимодействия выдвигается тот член группы, чей набор групповых ценностей наиболее полон. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием.
Важнейшим условием лидерства является восприятие лидера группой. Он может восприниматься по-разному: «один из нас», «подобный большинству из нас», «лучший из нас». Но есть и другая концепция, согласно которой группа сильнее лидера и он вынужден подчиняться правилам и нормам, выработанным в группе.
Как правило, влияние в группе сосредоточено в руках одного или нескольких лиц, но ни в коем случае не равномерно между всеми членами группы. Это проявляется наиболее отчетливо, когда с течением времени группа стабилизируется и саморегулируется.
В процессе увеличения числа функций и конкретизации групповых целей развивается иерархия степени влияния среди членов группы, на верхней ступени которой располагается главный лидер, ниже лидеры 2-го и 3-го уровней и на самом низу - последователи.
В наиболее сплоченных группах промежуточные лидеры представляют на своих уровнях черты верховного лидера. К большим группам, где существуют объективные условия для выдвижения лидеров, это не относится.
Порой группа сталкивается с трудностями и опасностями. Выход из таких критических ситуаций обусловлен не только фактом возникновения лидерства, но также объемом и формой его распространения. В самых критических ситуациях лидерство сосредоточивается в одних руках. Ярким примером здесь служит исторический анализ появления диктаторов, которые появлялись именно тогда, когда требовались радикальные и быстрые перемены в управлении государством.
Новый лидер часто появляется в тот период, когда старый не соответствует своему положению стратега, планировщика и администратора.
Лидер, как и все члены группы, стремится к достижению определенных целей, но с учетом личных потребностей. Будущего лидера отличает то, что эти потребности удовлетворяются путем принятия роли неформального лидера. Потенциальный лидер может добиваться ведущий роли, адекватно осознавая свои потребности и ценностные ориентации.
Среди личных потребностей будущего лидера может быть стремление к власти, повышение своего социального статуса и т.д.
Нередко возникают ситуации, когда у группы несколько потенциальных лидеров. Это не проблема, а скорее даже преимущество для группы. Распределить лидерство в таком случае можно между несколькими участниками. Если же в группе отсутствуют лица с лидерскими качествами, то лидера в ней не будет и группа с большой вероятностью распадется.
Вывод
Лидера можно определить как лицо, пользующееся авторитетом и оказывающего влияние на деятельность группы. Но есть некоторые следствия, которые часто не учитываются при изучении этого феномена.
Следует учитывать, что проявление лидерства - это взаимодействие между людьми, где не только лидер влияет на последователя, но и наоборот. Также нельзя не брать в расчет тот факт, что лидер, имеющий влияние, и официальный руководитель, чье влияние не столь велико, - это абсолютно разные и непохожие друг на друга индивиды. Ну и еще одно наблюдение говорит нам, что все члены группы по-своему лидеры, так как каждый ее участник, хочет он этого или нет, влияет на действия других членов группы, ведь группа это живой организм, в котором все взаимосвязано.
В общем, чтобы понять сущность возникновения лидерства, стоит учитывать не только потребности участников группы, но и психологию потенциальных лидеров. Не бывает лидера без последователей и без людей, желающих занять его место, место лидера.
2. Теоретические подходы к пониманию лидера
.1 Теории лидерства
На данный момент существует три основных подхода в понимании происхождения феномена лидерства.
). «Теория черт».
Это одна из древнейших теорий. Еще Древние Египтяне приписывали врожденный дар своему императору. Собственно, на этом и основывается «теория черт» - на врожденных качествах лидера. Согласно этой теории лидером может быть лишь тот, у кого есть определенный набор личностных качеств и психологических черт. Иногда эту теорию называют «харизматической теорией».
). «Ситуационная теория лидерства».
Сторонники этой теории утверждают, что лидерство, как правило, - это продукт ситуации. В различных ситуациях выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других в каких-то качествах, которые особенно необходимы в данной ситуации.
Эта теория была разработана двумя учеными: Полом Херси и Кеном Бланшардом. Согласно этой модели существует 4 стиля лидерства и 4 степени развития подчиненного. Рассмотрим стили.
а). Директивный стиль - высокая ориентация на задачу и низкая на людей. Здесь лидер дает конкретные указания и следит за их выполнением;
б). Наставнический стиль - одинаково высокая ориентация на задачу и на людей. Руководитель так же дает указания и следит за выполнением, но готов все объяснить подчиненному, а также высказать свои предложения;
в). Поддерживающий стиль - низкая ориентация на задачу и высокая - на людей. Лидер помогает в работе своим подчиненным, сам участвует в выполнении работы, но решения в основном принимаются подчиненными;
г). Делегирующий стиль - низкая ориентация как на задачу, так и на людей. В этой ситуации лидер передает полномочия другим членам команды.
Помимо стилей лидерства есть еще и 4 степени развития подчиненного. Перечислим их.
а). «Не способен и не настроен»;
б). «Не способен, но настроен»;
в). «Способен, но не настроен» и
г). «Способен и настроен».
Согласно этой теории лидер использует один из приведенных стилей в зависимости от ситуации и отношения сотрудников к задаче. Эта теория имеет ярко выраженную практическую направленность и очень популярна среди офисных менеджеров.
3). «Системная теория лидерства».
Эта теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. Здесь лидерство становится функцией группы, и главное - это цели и задачи группы, хотя и структура личности лидеров имеет немаловажное значение.
Кстати говоря, отечественные исследования лидерства осуществляются по схеме, близкой данной модели, где на первый план ставятся не просто «ситуации», а конкретные задачи, в которых определенные члены группы могут проявить свою способность организовать группу для решения этих задач. Лидер здесь отличается от остальных не какими-то особыми чертами, а более высоким уровнем влияния.
В данном случае очень интересной становится «концепция ценностного обмена» как механизма выдвижения лидера, разработанная Р.Л. Кричевским, которая гласит: ценностные характеристики членов группы как бы обмениваются на авторитет лидера. Лидером становится тот, в ком наиболее выражены те качества, которые важны для группы прежде всего, являются для нее ценностями. Именно поэтому лидер обладает наибольшим влиянием.
Есть еще несколько теорий. Например, теория «усиления ожиданий», разработанная Р. Стогдиллом, которая основана на том, что у членов группы в процессе взаимодействия усиливаются ожидания того, что каждый из них будет продолжать действовать соответствующим образом. Или «Мотивационная теория», которая понимает лидерство, как попытку изменения поведения группы посредством изменения мотивации.
Кроме того, существует еще и теория обмена, представители которой говорят, что общественные отношения - это форма обмена, в ходе которого члены группы вносят определенный вклад и получают некий «доход».
.2 Роли лидера
Виды лидеров в группе определяют на основе различных критериев, в зависимости от взятой за основу классификации лидерства.
Общее лидерство в социальной группе формируется из следующих компонентов: эмоционального, делового, информационного.
Исходя из соответствия содержательной направленности лидерской деятельности одному из этих компонентов, в группах обычно выделяют три типа лидеров, которые также называют ролями лидера.
). Деловое лидерство. Оно типично для формальных групп, направленных на решение производственных задач. В основе такого типа лидерства лежат: высокая компетентность, деловой авторитет, умение решать организационные задачи лучше других, значительный опыт в данной сфере деятельности. «Деловой» лидер может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи и обеспечить успех дела, с ним работается эффективно и легко.
). Эмоциональное лидерство. Оно характерно для неформальных социальных групп и возникает на основе человеческих симпатий - притягательности лидера, проявляющейся в процессе межличностного общения. «Эмоциональный» лидер пробуждает в людях чувства уверенности, доверия, проявляет понимание и доброжелательное отношение к подчиненным. Такой лидер создает в коллективе атмосферу психологического комфорта и снимает возможную межличностную напряженность. «Эмоциональный» лидер - это «сердце» группы, то есть человек, к которому любой может обратиться за советом, участием и состраданием.
). Информационное лидерство. «Информационный» лидер - своего рода мозг группы. К нему партнеры обращаются с вопросами, поскольку он эрудирован, обладает необходимыми профессиональными знаниями, может и готов прояснить сложности, помочь найти ответ или выход из затруднительной ситуации.
Наилучший лидер - человек, сочетающий в своих качествах все три перечисленные элемента. Но такие универсальные лидеры бывают редко. Чаще всего наблюдается сочетание двух компонентов. Например, эмоционального и делового, либо информационного и делового.
Универсальному лидерству, классифицируя по характеру деятельности, противополагают ситуативное лидерство. Ему присущи неустойчивость, временная ограниченность, обусловленность определенной ситуацией. Ситуативный лидер в одних ситуациях может быть лидером, а в других перестает выступать в этом качестве.
Лев Ильич Уманский называет 6 типов лидеров по исполняемым ими ролям:
). организатор -...

Похожие материалы:

Курсовая работа: Феномен зависимости как фактор риска развития человека

Курсовая работа: Как развивать свою память. Упражнения для развития памяти

Реферат: ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПИТАНИЯ, КАК ИСТОЧНИК ЗДОРОВЬЯ И НОРМАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Реферат: Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников

Реферат: Интернет-зависимость как психологический феномен