Курсовая работа: Л.С. Выготский и его представления о личности

Содержание

Введение
. Становление психологической теории Л.С. Выготского
.1 Краткая биография Л.С. Выготского
.2 Исторические предпосылки создания теории личности Л.С. Выготского
. Культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского
.1 Общие положения теории личности Л.С. Выготского
.2 Развитие высших психических функций по Л.С. Выготскому
Заключение
Список использованной литературы

Дата добавления на сайт: 04 сентября 2024


Скачать работу 'Л.С. Выготский и его представления о личности':


Новосибирский государственный университет
Учебно-научный центр психологии
Курсовая работа
по истории психологии
Тема: "Л.С. Выготский и его представления о личности"
Выполнил: студент
к. 21 группы
Петров Владимир Фёдорович
Проверила: Морозова Т.В.
Новосибирск - 2013
Содержание
Введение
. Становление психологической теории Л.С. Выготского
.1 Краткая биография Л.С. Выготского
.2 Исторические предпосылки создания теории личности Л.С. Выготского
. Культурно-историческая теория личности Л.С. Выготского
.1 Общие положения теории личности Л.С. Выготского
.2 Развитие высших психических функций по Л.С. Выготскому
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. Личность - субъект собственной жизнедеятельности, общественное существо, наделенное сознанием и представленная психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально предопределенными, оказываются в общественных связках, отношениях с окружающим миром, другими людьми, определяют поведение человека.
Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке, традиций и тому подобное.
В процессе совместной деятельности и общения в социокультурной среде человек приобретает особого качества, которую обозначают термином "личность". В гуманистических, философских и психологических концепциях личность - это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие общества.
Личность - одна из семи ипостасей человека. Остальные - это человек как индивид, человек как организм, человек как индивидуальность, человек как "Я", человек - роль, человек как физическое тело, подверженное всем законам механики. Эти характеристики раскрывают понятие "человек" с разных сторон и не являются тождественными. Они образуют единое целое, и одновременно каждая имеет свои особенности.
Человек появляется на свет полноправным членом общества и с рождения, в отличие от животных, которых именуют особями, называется индивидом, т.е. единичным представителем рода человеческого, вида Homo sapiens (человек разумный), продуктом длительного развития и носителем индивидуально-своеобразных черт.
Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Л.С. Выготский (1896-1934).Не ограничившись общими формулами марксистской философии, он предпринял попытку почерпнуть в ней положения, которые бы позволили психологии выйти на новые горизонты в ее собственном проблемном поле.
Культурно-историческая концепция разрабатывалась Л.С. Выготским в 20-30 гг. XX в. Нет практически ни одного выдающегося психолога, занимавшегося проблемами общей психологии, который бы одновременно, так или иначе, не занимался бы проблемами развития психики. В этой области работали такие всемирно известные ученые, как В. Штерн, К. Левин, 3. Фрейд, Э. Шпрангер, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.
Л.С. Выготский разрабатывал целый ряд принципиальных проблем психологии, способ решения которых представляет интерес не только для психологов, но и для других специалистов. Это, во-первых, проблемы, связанные со способом анализа психики: как можно расчленять психику, что значит в психологии "структура" и что понимать под "внешними" и "внутренними" структурами. Во-вторых, проблема социокультурной детерминации высших психических процессов и, соответственно, способа их объяснения; проблема роли знаков в детерминации этих процессов и в самих этих процессах. В-третьих, проблемы развития психики: как соотносятся развитие и обучение, что такое интериоризация и как она происходит, как формируются высшие психические процессы.
Цель данного исследования - дать характеристику теории личности Л.С. Выготского.
Объект исследования - психологическая теория Л.С. Выготского.
Предмет - понятие и сущность личность в психологической теории Л.С. Выготского.
Задачи исследования:
. Привести краткие биографические данные Л.С. Выготского.
. Проанализировать исторические предпосылки создания теории личности Л.С. Выготского.
. Рассмотреть общие положения теории личности Л.С. Выготского.
. Охарактеризовать развитие высших психических функций по Л.С. Выготскому
Методы исследования основаны на анализе, систематизации теоретических данных, контент-анализе научной литературы по общей психологии, психологии личности, материалов периодических изданий, научных исследований отечественных и зарубежных ученых, работающих над данной темой.
Структура работы. Работа состоит из введения, шести разделов, заключения, списка использованной литературы, который насчитывает 23 источник. Основной текст работы изложен на 32 страницах.
1. Становление психологической теории Л.С. Выготского
.1 Краткая биография Л.С. Выготского
Выготский Лев Семенович (первоначальное имя - Лев Симхович Выгодский (1896-1934) - выдающийся ученый, мыслитель, известный в мировой психологии выдающийся советский психолог, педагог, нейролингвист, изобретательный экспериментатор, вдумчивый теоретик, знаток литературы, профессор Института экспериментальной психологии в г. Москве, один из основателей советской школы психологии, классик мировой психологической науки, создатель культурно-исторической теории развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой культуры и цивилизации, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан, что можно сказать практически обо всех других аспектах творчества Льва Семеновича. Он различал "натуральные" (данные природой) психические функции и функции "культурные" (приобретенные в результате интериоризации, т. е. процесса освоения индивидом культурных ценностей). Исследовал роль орудий и знаков как необходимых компонентов культурного поведения. Изучал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь. Ввел понятие зоны ближайшего развития.
Он оказал огромное влияние на развитие отечественной и мировой психологии. Л. С. Выготский работал в очень многих областях психологии. Он занимался историей психологии, сделал крупный вклад в решение ее методологических и теоретических проблем - он был одним из тех, кто ставил советскую психологию на фундамент марксистской философии. Он занимался исследованием сознания и отдельных психических процессов: памяти, внимания, эмоций; провел фундаментальное исследование мышления и речи; разработал ряд проблем развития ребенка - нормального и аномального, заложив, в частности, основы советской дефектологии. Он внес большой вклад в раскрытие вопроса о влиянии коллектива, социума на личность. Наконец, он внес существенный вклада в психологию искусства.
Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 17 ноября (5 ноября по старому стилю) 1896 года в белорусском городке Орша вторым из восьмерых детей в семье зажиточного заместителя управляющего Гомельского отделения Соединенного банка, выпускника Харьковского коммерческого института, купца Симхи (Семена) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Через год, в 1897 году, семья переехала в г. Гомель (Беларусь), который Л.С. Выготский всегда считал своим родным городом. Юный Лев Выготский учился в основном дома. Его образованием занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз (Аспиз), известный использованием так называемого метода сократического диалога и участием в революционной деятельности в составе Гомельской социал-демократической организации. Лишь два последних класса он проучился в частной еврейской мужской гимназии А.Е. Ратнера.
По всем предметам он проявлял незаурядные способности. В гимназии он изучал немецкий, французский, латинский языки, дома, кроме того, английский, древнегреческий и древнееврейский. Значительное влияние на будущего психолога в детские годы оказал также его двоюродный брат, впоследствии известный литературный критик и переводчик, один из видных представителей "русского формализма" Давид Исаакович Выгодский (1893-1943). Интересно, что Л.С. Выготский изменил одну букву в своей фамилии, чтобы отличаться от уже приобретшего известность родственника Д.И. Выгодского. Лев Семенович увлекался литературой и философией. Его любимым философом был и до конца жизни оставался Бенедикт Спиноза.
После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета (участвовал в семинаре Г.Г. Шпета) и одновременно - историко-философский факультет Народного университета А. Л. Шанявского (Москва) (прослушал курсы П.П. Блонского, сыгравшего важную роль в его духовном развитии), где обучался в период Первой мировой войны (1914-1917). С увлечением, изучая то медицину, то юриспруденцию, Л.С. Выготский буквально "глотал" книги, читал У. Джеймса и З. Фрейда, русскую и европейскую литературу. Тогда же он увлекся литературной критикой, и в нескольких журналах появились его рецензии на книги писателей-символистов - властителей душ тогдашней интеллигенции: А. Белого, В. Иванова, Д. Мережковского. В эти студенческие годы он пишет свое первое произведение - трактат "Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира" (1915), где звучат экзистенциальные мотивы об извечной "скорби бытия".
После окончания учебы в Москве Л.С. Выготский вернулся в Гомель. С 1918 по 1924 годы он преподавал в нескольких институтах, играя важную роль в литературной и культурной жизни этого города. Организовал психологическую лабораторию в Педагогическом училище Гомеля и приступил к работе над рукописью учебника по психологии для учителей средних школ ("Педагогическая психология. Краткий курс", 1926). Являлся бескомпромиссным сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которое он считал фундаментом для выстраивания новой системы представлений о детерминации человеческого поведения, в том числе при восприятии произведений искусства.
В 1924 году он переехал в Москву, где и прожил последнее и самое продуктивное в научном плане десятилетие своей жизни. Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924-1928), в Государственном институте научной педагогики при Ленинградском государственном педагогическом институте (ЛГПИ) и в ЛГПИ им. А.И. Герцена (оба в 1927-1934), Академии Коммунистического воспитания (1929-1931), 2-м Московском государственном университете (МГУ) (1927-1930), а после реорганизации 2-го МГУ - в Московском государственном педагогическом институте им. А.С. Бубнова (1930-1934), а также в Экспериментальном дефектологическом институте (1929-1934), активное участие в основании которого он принимал; также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций городов Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова.
Переезд в Москву дал Льву Семеновичу возможность сотрудничать с А.Р. Лурией, который занимался тогда психоанализом, и другими именитыми учеными. Л.С. Выготский включился в целый ряд исследований, в том числе увлекся "дефектологией", благодаря этому интересу ему удалось первый и единственный раз съездить за границу в 1925 году: он был командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию заезжал в Германию, Францию, где встречался с местными психологами. Так в 1924 году начался десятилетний московский этап творчества Л.С. Выготского.
Важнейшим направлением исследований Л. С. Выготского в первые годы московского периода стал анализ ситуации в мировой психологии. Он пишет предисловие к русским переводам работ лидеров психоанализа, бихевиоризма, гештальтизма, стремясь определить значимость каждого из направлений для разработки новой картины психической регуляции.
Интересовался он также психоаналитическими идеями. В 1925 году совместно с А.Р. Лурией Л.С. Выготский опубликовал предисловие к книге З. Фрейда "По ту сторону принципа удовольствия", в котором отмечалось, что З. Фрейд принадлежит "к числу самых бесстрашных умов нашего века", чью "Колумбову заслугу" составляет открытие феноменов психической жизни, лежащих "по ту сторону принципа удовольствия" и такая интерпретация их, которая содержит ростки материализма. В том же году состоялась защита диссертации "Психология искусства" - 5 ноября 1925 года Л.С. Выготскому было по болезни без защиты присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук. Договор на издание книги "Психология искусства", в которой, отдавая должное "громадным теоретическим ценностям" и "положительным сторонам психоанализа", подверг критике его пансексуализм и недооценку роли сознания и - в этом контексте - работы российского психоаналитика И.Д. Ермакова, был подписан 9 ноября 1925 года, но книга так и не была опубликована при жизни Льва Семеновича.
Второй период творчества Л. С. Выготского (1927-1931) в его московское десятилетие - инструментальная психология. Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией диадическая схема "стимул-реакция". Она заменялась триадической - "стимул-стимул-реакция", где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул - знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Л.С. Выготский назвал их высшими психическими функциями.
Наиболее значимое из достигнутого в этот период Львом Семеновичем и его группой было сведено в пространную рукопись "История развития высших психических функций".
В последний период творчества лейтмотивом исканий Льва Семеновича, связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.
Идеи Л.С. Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и странах СНГ и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.
К огромному сожалению, многолетняя и достаточно плодотворная работа Л.С. Выготского, его многочисленные научные труды и разработки, как это часто случается с талантливыми людьми, особенно в нашей стране, не были оценены по достоинству. При жизни Льва Семеновича его работы не допускались к публикации в СССР. С начала 1930-х годов на него началась настоящая травля, власти обвиняли его в идеологических извращениях.
июня 1934 года после продолжительной болезни, в возрасте 37 лет Лев Семенович Выготский умер. Бесспорно, Л.С. Выготский оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию, а также на смежные науки - педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, психиатрию. Ближайший друг и ученик Льва Семеновича А.Р. Лурия справедливо называл его гением и великим гуманистом XX века.
.2 Исторические предпосылки создания теории личности Л.С. Выготского
Российская психология, которая развивалась под мощным влиянием западноевропейской психологии. Самобытные труда К.Д.Ушинского, И.М.Сеченов и В.А.Вагнера заложили основы русской естественнонаучной психологии. Особенно огромным было влияние И.М. Сеченова, который рассматривал психическое и биологическое в человеке как явление одного порядка. Тенденция к разъединению двух вытесняюших друг друга наук, но и другая историческая тенденция - к объединению отдельных психологических дисциплин и направлений в единую науку - нашла в российской психологии ясное выражение.
В 30-е годы были осуждены труды Л.С. Выготского о пути к пониманию внутренней жизни ребенка, а педология - по определению самого Л.С. Выготского, наука о ребенке - была признана лженаукой. Подвергались сокрушительной критике и другие психологические труды. Ученикам Л.С. Выготского после его смерти в 1934 г. пришлось разїехаться по стране, затаиться в различных институтах. Это было в те времена, когда на Западе психология раскололась на ряд школ, в каждой из которых интересовавшая автора проблема перерастала в целое направление, определяя целую систему психологии, делая частные закономерности ключом к человеческому сознанию в целом.
В то время психологи, занимающиеся различными проблемами, начали говорить на разных языках, начали не понимать друг друга, и все больше и больше назревала потребность в огромном синтезе, который мог бы найти всем научным достижением подходящее им место в единой системе научной психологии.
Психологи были заинтересованы наивно материалистическими попытками построить психологию как натуралистическую науку, рассматривая общественные условия как нечто внешнее по отношению к человеческим реакциям, не выходя из реальной деятельности, которая характеризует ребенка в игре и учебе, взрослого - в его жизни и труде, всякого человека в тех реальных отношениях к общественной деятельности, которые могут служить ключом к законам построения и развития его сознания. Именно такой была ситуация в психологии, когда в нее пришел Л.С. Выготский. Его задачей было выбиться из этого тупика, сломать эти стены, которые отделяли психологию от реальной жизни, конкретных форм человеческой деятельности, живых форм человеческого сознания. Существование этой задачи Л.С. Выготский видел в построении психологии человека как науки об историческом развитии человеческого сознания, и этому он посвятил всю свою жизнь.
Большое внимание привлекала к себе "теория культурного развития высших психических функций" Л.С. Выготского, разработанная им вместе с группой сотрудников. Как в рефлексолого-реактологических теориях основная тенденция заключалась в том, чтобы преодолеть позиции идеалистической психологии и создать объективную психологию, которая выходит деятельности, поведения, так основной тенденцией и задачей психологии являлось стремление продвинуть в психологию идею развития, принцип историзма.
Именно эта основная исходная тенденция имела положительное значение. По сравнению со статической, антиисторической позицией традиционной психологии, которая рассматривала психические функции человека вне всякого исторического развития, исходные генетические, исторические направленности теории культурного развития высших психических функций представляли собой шаг вперед.
Л.С. Выготский посвятил свою жизнь попытке ввести исторический метод в сложную область знания, реализовать его в ряде конкретных экспериментальных исследований и попытаться пересмотреть весь накопленный материал в свете этой идеи - идеи об историческом развитии сознания личности.
Когда Л.С. Выготский начал свою работу, разговор о введении исторического метода в психологию был чужд и непонятен. Это время характеризовалось глубоким кризисом психологической...

Похожие материалы:

Реферат: Ламарк и его эволюционные представления

Реферат: Современные психологические представления о личности

Реферат: Киберсоциализация личности

Курсовая работа: Бихевиористические теории исследования личности

Реферат: Иммунный компонент воспаления при атеросклерозе и механизмы его развития