Реферат: Научающе-бихевиоральное направление в теории личности

Тотальное разочарование в методах аналитической психологии В. Вундта (метод интроспекции), а также тенденции развития структурализма и функционализма привели к необходимости изменений в психологической науке.


Дата добавления на сайт: 14 апреля 2025
Санкт-Петербургский государственный университет
Медицинский факультет

Тема: Научающе-бихевиоральное направление в теории личности

Выполнил: Борисов Георгий Игоревич

Тотальное разочарование в методах аналитической психологии В. Вундта (метод интроспекции), а также тенденции развития структурализма и функционализма привели к необходимости изменений в психологической науке. Особенное влияние на формирование нового течения оказали открытия в зоопсихологии и рефлексологии (в частности это исследования Павлова и Бехтерева в России, Торндайка в США). Новое течение получило название бихевиоризм. А его лидером стал психолог Джон Б. Уотсон. Он призывал научную психологию заниматься только наблюдаемым поведением, которое можно объективно описать в терминах «стимул-реакции» (отсюда и название, от англ. Behavior - поведение). Уотсон особенно упорствовал в опровержении концепции сознания.
В своей программной работе «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон выразил методологические и идеологические основы нового направления психологии. В частности, Уотсон утверждал, что психология должна иметь дело только с наблюдаемым поведением всех уровней: от экскреторной реакции эндокринных желез до сложнейших поведенческих актов, а также перенять методы исследования естественных наук и приспособить их для собственных нужд. Уотсон боролся за то, чтобы психолог ограничился только данными естественных наук (то есть тем, что является данными наблюдения). Отсюда и строго объективные методы исследования в бихевиоризме.
Основными методами в бихевиоризме являются:
Наблюдение (за поведением)
Метод дословной записи
Метод условных рефлексов.
Уотсон полностью отрицал наличие наследственных дарований, инстинктов и отстаивал решающее значение воздействия воспитания и окружающей среды на развитие ребенка.
Что касается эмоций, по Уотсону эмоции являются реакцией организма на специфические стимулы. Эти стимулы вызывают внутренние изменения в организме, а также те внешние реакции, которые были приобретены в процессе научения. Эта теория не предполагает никакого сознательного восприятия эмоций и ощущений.
Точка зрения Уотсона на процесс мышления органично вписывалась в общую концепцию бихевиоризма. В частности, он предпринял попытку свести мышление к неявному моторному поведению. Он утверждал, что мысль представляет собой сенсомоторное поведение определенного рода (мышечные движения гортани). Следовательно, мышление превращается в способ беззвучной внутренней беседы.
Другим ярким представителем психологии поведения является Скиннер, который сфокусировал свои исследования на таком аспекте, как оперантное поведение.
Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (неосознанные импульсы, архетипы, черты личности). Такие концепции, по его мнению, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что игнорируются условия окружения, управляющие поведением.
Теория Скиннера не делает попыток задавать вопросы или рассуждать о процессах внутреннего состояния человека. Это считается неприменимым к научному объяснению поведения. Для того чтобы избежать замечания, что описание есть объяснение, Скиннер утверждал, что человеческий организм - это «черный ящик», чье содержимое (мотивы, влечения, конфликты, эмоции и так далее) следует исключить из сферы эмпирического исследования. Переменные организма ничего не добавляют к нашему пониманию человеческой деятельности и служат только для того, чтобы замедлить развитие научного анализа поведения.
Скиннер допускал, что поведение можно достоверно подтвердить, предсказать условиями окружения. Понять поведение - значит проконтролировать его и наоборот. Скиннер считал возможным при анализе поведения человека использовать данные, полученные в экспериментах над животными. Как наука идет от простого к сложному - так и можно экстраполировать данные от более простых животных к человеку. Именно поэтому Скиннер в своих исследованиях остановился на исследовании респондентного и оперантного поведений и исследовании режимов подкрепления и наказания.
Свой вклад в исследование процесса научения внесли также К Л Халл и Э Р Гатри. В частности Гатри ввел понятие «научение с одной попытки» (для формирования связи достаточно однократного сочетания стимула и реакции). А также понятия первичного и вторичного подкреплений Халла.
Дальнейшие исследования в рамках бихевиоризма все же стали постепенно допускать наличие внутренних промежуточных переменных между стимулом и реакцией. В том числе можно отметить Э. Ч. Толмана с его понятиями «промежуточные переменные» (факторы, являющиеся детерминантой поведения). Не смотря на то, что в исследованиях Толмана промежуточные переменные были наблюдаемыми, он один из первых проявил интерес к этим переменным. Также следует отметить его понятие «латентное научение» (это, фактически, когнитивная концепция).
Дальнейшее развитие научающе-бихеиорального направления шло в рамках когнитивно-бихевиорального подхода. Здесь можно отметить работы Дж. Роттера и А. Бандуры. Несмотря на то, что их подход был, прежде всего, социально-когнитивным, в теорию научения они внесли такие понятия как: самоподкрепление, косвенное подкрепление и научение с помощью моделирования и наблюдения. А Джулианом Роттером была выведена целая система предсказания поведения с помощью анализа такого понятия как потенциал поведения.
Если говорить о практическом применении бихевиорально-научающего подхода в психотерапии и консультировании, то в данный момент он применяется в одном из популярнейших методов терапии - когнитивно-бихевиоральной терапии, которая является одним из самых эффективных методов снижения тревоги, лечения фобий и посттравматических стрессовых расстройств.
теория личность научение бихевиоральное

Использованная литература

Д. Шульц, С. Шульц - «История современной психологии» Евразия 2002
Л. Хьелл Д. Зиглер «Теории личности» Питер 2003
Сьюзен Клонингер «Теории личности: познание человека» Питер 2003.

Комментарии:

Вы не можете оставлять комментарии. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.