Реферат: Описание межличностных отношений
Совершенно новый этап в истории романтических отношений начался в 20 веке, о чем свидетельствует появление широкого спектра форм взаимодействия между мужчиной и женщиной в период до заключения брака. Именно в это время активное развитие получили институт свиданий (dating) и ухаживаний (courtship), которые преодолели пусть от простого дополнения к процессу оформления брака до автономной формы интимных отношений, притеснившей брак (Bailey, 1988). Как можно объяснить подобную трансмиссию?
Дата добавления на сайт: 09 сентября 2024
Скачать работу 'Описание межличностных отношений':
Введение
Совершенно новый этап в истории романтических отношений начался в 20 веке, о чем свидетельствует появление широкого спектра форм взаимодействия между мужчиной и женщиной в период до заключения брака. Именно в это время активное развитие получили институт свиданий (dating) и ухаживаний (courtship), которые преодолели пусть от простого дополнения к процессу оформления брака до автономной формы интимных отношений, притеснившей брак (Bailey, 1988). Как можно объяснить подобную трансмиссию?
Вплоть до 20 века единственной социально приемлемой траекторией романтических отношений была следующая триада: «любовь-брак-сексуальные отношения» (Гидденс,2004). При этом понятие «любовь» значительно отличалось от современной интерпретации этого чувства и имело больше формальное значение. Главными предпосылками для заключения брака были отнюдь не «светлые чувства» сторон, а экономические (материальное процветание у аристократии, физическое выживание у низших классов) и статусные мотивы. Однако усложнение общественных отношений: зарождение гражданского общества, процессы демократизации повлекли за собой изменения в ландшафте романтической сферы. Например, раньше ключевыми элементами системы интимных отношений были церковь и семья, которые ограничивали процесс ухаживаниями религиозными догмами по содержанию и пространством отдельного дома по форме. Теперь же общий формат ухаживаний сместился в публичную сферу, сделав такие открытые площадки как рестораны, театры, кинотеатры наиболее оптимальными местами для установления личных контактов (Bailey, 1988). Нарастающая популярность свиданий (dating, going-out) во многом обусловлена и ростом реальных доходов, что в свою очередь положительно сказалось на активном становлении индустрии развлечений. В результате стали появляться новые институциональные площадки для совместного времяпрепровождения, что в корне поменяло существовавшие стандарты ухаживаний (Illouz, 1997: 54). Тем самым потребление определённых благ и услуг - стало незаменимым составляющим романтической сферы. Именно эта особенность во многом определила и будущее развитие института ухаживаний, накрепко связав его с рыночным пространством.
Что касается роли романтических встреч и других форм добрачных отношений в современном контексте, то, как мы уже упоминали в начале, эти формы взаимодействия стали доминирующим трендом в сфере интимных отношений. Многие авторы отмечают, что критическое увеличение количества добрачных сексуальных связей, сожительства и др. говорит о том, что «телеологическая связь между институтом ухаживания и браком разрушена» (Cere, 2000: 8). А на смену браку пришло то, что Э. Гидденс назвал «чистыми отношениями» (pure relationship), в пространстве которых люди ищут новые формы эмоционального и физического удовлетворения, единственная цель которых - получение удовольствия от процесса (Гидденс, 2004). В нашу задачу не входит обсуждение позитивных и негативных последствий подобного перехода, как бы то ни было, стало очевидно, что брак перестал быть единственно возможной целью личных отношений мужчин и женщин. По этой причине романтические встречи, ухаживания заслуживают отдельного внимания со стороны исследователей, как одна из базовых форм романтических отношений сегодня. Поэтому в качестве объекта данной работы мы выбрали свидание, как наиболее распространенный и функциональный способ установления контакта в межличностных отношениях между мужчиной и женщиной на разных этапах отношений.
Итак, под свиданием обычно понимается встреча для проведения совместного досуга, причем одной из отличительных черт является наличие интенции на сексуальную связь. Диалектическая сущность свиданий выражается в том, что экономическая сфера является одной из важных компонент для оптимального функционирования всех форм интимных отношений. Более того, деньги, и, как правило, деньги мужчины, являются основанием всей системы свидания, так как именно этот элемент напрямую определяет досуговую программу встречи (Bailey, 1988: 13). Подобное сплетение материальных аспектов и чувственной стороны романтической связи породило существенное напряжение среди участников. Кроме того, существенную обеспокоенность данная тема вызвала и у ряда социальных ученых, которые усматривали в таком шатком балансе чувств и экономики настоящую угрозу для общественного нормативного порядка).
Тем не менее, существует и альтернативный взгляд на связь между романтической сферой и экономическими отношениями. Так, например, В. Зелизер предлагает сфокусировать внимание на том, какими способами индивиды выстраивают свои понимания ситуаций, когда соприкасаются экономические трансакции и чувства, а это, как отмечает автор, постоянный процесс. Люди перманентно вовлечены в работу над своими отношениями (relational work), суть которой сводится к тому, чтобы каждому отдельному виду отношений дать надлежащее название, наполнить его смыслами и практиками, которые отличат его от других форм взаимодействий, а в случае необходимости поддерживать или изменять их понимание (Zelizer, 2005: 35). Именно поэтому ключевую роль играют описания, в которых индивиды маркируют разные аспекты своей личной жизни, наделяя каждое значение соответствующим смыслом. С точки зрения Зелизер в таких обсуждениях, как правило, активизируется моральный дискурс, который призван подчеркивать противоречия между сферой интимных отношений, с одной стороны, и сферой экономики, с другой. Таким образом, люди воспроизводят идею «враждебных миров» (hostile worlds), смысл которой заключается в том, что интервенция калькулятивной логики в «мир» интимности противоестественна и деструктивна.
Что же касается концепции Иллоиз, то руководствуясь теми же соображениями о слиянии потребления и сферы романтических отношений, она, тем не менее, фокусируется на влиянии, которое капитализм оказывает на романтические чувства. В соответствии с ее позицией, любовь и все аффилированные с ней отношения, как и любые другие культурные ценности, подверглись массированной «обработке» со стороны производителей, которые заинтересованы в процветании целого ряда индустрий, «обслуживающих» эту часть социальной реальности. Через ряд массовых трансляторов общественных ценностей (книги, кино, реклама и др.) был искусственно сконструирован дискурс любви, в котором культивируется экспрессивность, иррациональность и гедонизм. Распространение таких культурных кодов привело к тому, что Иллоиз назвала «романтической утопией», пиетет перед которой сравним лишь с религиозными увлечениями. Таким образом, символы и образы прочно укоренились в романтической культуре позднего капитализма в качестве новой идеологии, во многом определяя реальное поведение людей (Illouz, 1997).
Из данных подходов становится очевидно, что дискурс, используемый для описания такой практики романтических отношений, как свидания, играет исключительную роль. При этом люди с одной стороны находятся под постоянным воздействием внешних дискурсов, а с другой стороны заняты постоянным производством своих собственных. Поэтому чтобы адекватно представить себе картину реальности, необходимо составить представление о дискурсивных практиках, применяемыми людьми для обоснования своего реального поведения в рамках этого вопроса, особенно учитывая, что современная личная жизнь людей располагается на пересечении сразу нескольких социальных сфер. Языковые паттерны скрывают в себе прямые референты практического действия, а словесные структуры запечатлевают отношение к предмету высказывания (Куайн У., 1996: 8). Соответственно чтобы выявить, что означают слова, необходимо понять способ их употребления (Витгенштейн, 1994: 84).
Однако стоит отметить, что трактовать язык исключительно как категорию, конституирующую реальность, было не совсем верно. Необходимо учитывать и конституирующую силу окружающей действительности, которая также предлагает возможные сценарии-руководства для организации своих действий (как, например, описала Иллоиз). Подобная диалектическая сущность дискурса была отмечена Р. Бартом, который настаивал на том, что человек одновременно выступают и господином, и рабом языка (Барт, 1977). Действительно, с одной стороны при помощи языка мы упорядочиваем все многообразие смыслов, производя некий уникальный дискурс, с другой стороны используем уже существующие констелляции слов, заимствованные из окружающей реальности. Следовательно, существуют внешние по отношению к дискурсу структуры, которые влияют на его формирование.
Таким образом, особый исследовательский интерес представляют не только дискурсивные практики описания межличностного взаимодействия на свиданиях, а так же формы социальной практики, которые они призваны репрезентировать. Благодаря акценту сразу на две стороны процесса, в рамках этой работы мы сможем предположить, при каких условиях происходят изменения в дискурсивных практиках. При этом, нам представляется не совсем реалистичным предпосылка о моральном дискурсе, как наиболее используемом модусе языка. Более того, мы предполагаем, что аргументация, завязанная на моральных представлениях, будет далеко не самым популярным способом описания окружающей реальности. Мы предполагаем, что человек, который активно вовлечен, как правило, сразу в несколько социальных миров, будет производить дискурс, насыщенный категориями из своего опыта взаимодействия с различными общественными сферами.
1. Теоретическая концептуализация практики свиданий
В данной части работы мы постараемся реконструировать традицию изучения интимных отношений, а так же ее трансформацию. Данная тематика долгое время была не периферии интереса исследований, то вплоть до 90-х гг. внимание социальных ученых было сфокусировано вокруг института брака и межличностных отношений, которые напрямую были связаны с ним. Во втором варианте речь идет о таком направлении исследований, как поиск партнера/избранника (mate selection) (см. например Surra et al., 2007). Таким образом, работы, посвященные промежуточным стадиям интимных отношений, таким как период ухаживания или романтические встречи, были скорее исключением, нежели правилом. Более того, долгое время социологи оставляли этот фрагмент социальной действительности на откуп историкам, не придавая этим ранним формам интеракции большого значения(Cere, 2000: 6). Тем не менее, мы постараемся представить эволюцию романтических отношений через призму социологических концепций, которые все-таки учитывали такие виды межличностного взаимодействия.
Демократизация личной жизни: ретроспективный анализ
Для того чтобы оценить все многообразие сценариев развития интимных отношений, которые нам представляются как естественная часть современной реальности, а так же понять условия их формирования, мы начнем с краткого исторического экскурса о специфики романтических отношений.
Исследования социальных ученых показывают, что вплоть до начала 20 века времени модель интимных отношений была весьма проста и исчерпывалась тремя слагаемыми в цепочке «любовь - брак - сексуальные отношения». Причем сентиментальные коннотации такого чувства, как любовь, сравнительно «молодое» явление, современное понимание которого оформилось так же в 20 столетии. Ранние варианты его трактовки стали появляться в романах, став специфической особенностью этого литературного жанра (Гидденс, 2004: 54). Однако нельзя сказать, что решение о вступлении в брак было продиктовано лишь наличием «светлых чувств», более того роль данного фактора была минимальна. В целом, брачные узы между партнерами были в большей степени исключительно финансовой операцией, так как доминирующим мотивом для заключения брака была как раз экономическая составляющая.
Сам процесс поиска и выбора подходящей партии был обусловлен необходимостью поддерживать приемлемый уровень благосостояния, а так же соблюдением жестких статусных требований к избраннику. Что касается идеологического оформления, то мерилом приемлемости одних форм поведения перед другими служили религиозные догмы, с опорой на которые регулировалась личная жизнь женщин и мужчин. Как мы уже упоминали, единственным «правильным» вариантом развития событий считался следующий сценарий: возникновение сентиментальных чувств приводит к брачным узам, а заключение брака в свою очередь подразумевает наличие интимных отношений между супругами. В случае, если данная последовательность событий не соблюдалась, причем акцент делался именно на вторую ступень, регламентирующую допустимость сексуальные отношения, то репутации был бы нанесен непоправимый урон. Такое положение дел продолжалось вплоть до начала 20 века. Если мы обратимся к примерам художественной литературы, то увидим, что в контексте царской России сохранялись такие же нормативные установки.
Тем не менее, как и любой социальный институт, сфера интимных отношений подверглась существенной трансформации. Так, например, институт брака постепенно сдавал свое доминирующее положение, как единственно возможный канал для упорядочивания сексуальных отношений, оставляя все больше и больше «свободного пространства» для развития добрачных форм отношений. Фокус смещается в сферу так называемых «чистых отношений», под которыми понимается не платоническое чувство или проявление пуританской любви, а новая мета-форма отношений между людьми, которые можно охарактеризовать, как отношения ради отношений. Гидденс дает этому концепту следующее определение: «ситуации, где социальное отношение вводится ради самого себя, ради того, что может быть извлечено каждой личностью из поддерживаемой ассоциации с другим; и которое продолжается лишь до тех пор, пока обе стороны думают, что оно каждому из индивидов доставляет достаточно удовлетворения, чтобы оставаться в его рамках» (Гидденс, 2004: 81).
Как можно объяснить причины сексуальной эмансипации и появление совершенно новой парадигмы интимных отношений? Существует несколько подходов, которые предлагают свою версию сложившихся обстоятельств. Так, сам Гидденс говорит о взаимозависимом становлении демократии на политической арене и демократии в личной жизни: «Демократизация в публичной сфере, и не только на уровне национального государства, обеспечивает сущностные условия для демократизации личных отношений. Но применимо и обратное. Продвижение само-автономии в чистых отношениях наполнено подразумеваемыми смыслами для демократической практики в более широкой общине» (там же: 202). Поэтому эгалитарные принципы пришли на смену. при этом особое место стали занимать границы личных отношений, который со временем были максимально локализованы в рамках отдельного индивида, тогда как раньше акцент был на коллективном характере социальных отношений, которые контролировались целым рядом агентов (семья, церковь и др.).
Безусловно, как и любая макро-концепция, подход с демократизацией личной жизни является не единственной линией объяснения. Есть и альтернативные взгляды на истоки трансформации интимных отношений. Так, например, с позиций неомарксизма культурная трансмиссия в романтической сфере - результат развития капитализма в 20 веке. При этом общая логика о направлении изменений во многом повторяет концепцию Гидденса, если туда вместо слова демократический вставить прилагательное капиталистический. Принципы романтической любви отражают капиталистическую идеологию (Illouz, 1997: 9):
Как бы то ни было, но факт остается фактом и одной из особенностей современных отношений является поражающий воображение плюрализм в видах романтических связей. Какие формы интимных связей между мужчиной и женщиной мы можем встретить в социальном пространстве современных отношений?
Рассмотрим в качестве эмпирическое исследование Института Американских ценностей, которое проводилось в начале 2000 г. среди молодых женщин и мужчин, обучающихся в колледже. В фокусе внимания была как раз практика романтических встреч. Под понятием «встречаться» (dating) конвенционально понимается обоюдно запланированное совместное проведение досуга между мужчиной и женщиной, в котором, как правило, мужчина выступает инициатором, а так же оплачивает совместное времяпровождение (Norval, Marquardt, 2001: 24). Однако, в этой работе было показано, что практика встречаться и ходить на свидания обладает исключительным количеством возможных вариаций в зависимости от временных условий, а так же намерений партнеров. Так, исследователи выделили следующие категории:
Секс без обязательств (hooking up). Предполагается случайный сексуальный контакт с противоположным полом, с полным отсутствием интенции на продолжение.
Проводить вместе время (hanging out). Предполагается определенный уровень обязательств перед партнером. Однако это будут лишь несколько свиданий в неделю и отсутствие долгосрочных планов на перспективу.
«Не разлей вода» (“joined at the hip”). Этот тип отношений подразумевает, что мужчина и женщина после первой встречи формируют устойчивую, серьезную связь с друг другом. В таких случаях ожидается, что ни один из участников отношении не будет иметь сексуальных партнеров на стороне.
Это три наиболее крупных точки на континууме практики свиданий, расположенных по степени интенсификации близости и обязательства перед партнером. Однако существуют и промежуточные формы, которые не могут быть маркированы однозначно. Тем не менее, наиболее важным результатом этого исследования для нашей работы является тот факт, что, казалось бы, однозначная формулировка «встречаться» и «ходить на свидания», не может охватить весь тот спектр существующих форм романтических взаимодействий. В связи с этим, участники интеракции сами конструируют новые понимания и смыслы своего поведения, облекая их в лексическую форму.
Далее подробнее рассмотрим специфику романтического свидания как культурной нормы.
Специфика практики романтического свидания
Итак, как мы уже говорили в прошлом разделе, под свиданием традиционно понимается организованная и спланированная встреча двух людей с интенцией на сексуальные отношения (без последнего пункта, встречу с работодателем можно было бы так классифицировать как свидание). Появление такой формы упорядочивания отношений символизировало сексуальную эмансипацию, в том смысле, о котором говорил Э. Гидденс. Однако только изменений в сексуальных нормах не может быть единственной предпосылкой для формирования культурной практики в том виде, котором она нам представляется, то есть первая часть нашего определения остается не проясненной.
Еще одной особенностью практики свиданий являются элементы сценария, касающиеся темпоральных и пространственных рамок. В свидании был локализован переход от частной и приватной сферы, где, однако, решающее значение играло коллективно мнение, к публичной сфере и поиску в ней уединения, или как это категоризировала Е. Иллоиз «alone in public» (Illouz,1997: 54). То есть конститутивным фактором оказалось с одной стороны индивидуализация личных отношений, а с другой стороны формирование соответствующих институциональных публичных площадок, где пара могла сконцентрироваться на себе. Поэтому становление и обособление романтических встреч как самостоятельной формы межличностных отношений во многом зависело и от прогресса в сфере потребления и технологий. Так,...
Похожие материалы:
Курсовая работа: Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в группе детского садаРеферат: Использование метода проектов в процессе формирования межличностных отношений младших школьников
Курсовая работа: Формирование благоприятных межличностных отношений в гетерогенных группах подростков средствами арт-терапии
Курсовая работа: Исследование взаимосвязи межличностных отношений и картина будущего у супругов в молодых семьях
Статья: Влияние социального статуса на установление межличностных отношений в процессе досуговой деятельности