Учебно-исследовательская работа студента (УИРС): Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ

Учебно-ознакомительная практика, является частью профессиональной подготовки будущих психологов.
База прохождения практики: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №7 «Мечта» (МБДОУ №7 «Мечта») г. Зеленогорска Красноярского края.

Дата добавления на сайт: 09 сентября 2024


Скачать работу 'Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ':


Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ

Введение
Учебно-ознакомительная практика, является частью профессиональной подготовки будущих психологов.
База прохождения практики: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №7 «Мечта» (МБДОУ №7 «Мечта») г. Зеленогорска Красноярского края.
Целевая аудитория: подготовительная к школе группа «Любознательные мечтатели».
Цель учебно-ознакомительной практики: формирование и развитие навыков деятельности педагога-психолога в детском образовательном учреждении, направленной на обеспечение психического здоровья и развития личности детей.
Задачами учебно-ознакомительной практики является:
. Знакомство со спецификой и направлениями деятельности психолога в ДОУ.
. Формирование умений и навыков планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ.
. Практическое овладение конкретными методами психолого-педагогического исследования.
. Формирование профессионально значимых качеств личности психолога.
Содержание учебно-ознакомительной практики:
. Знакомство с базой практики.
. Ознакомление с деятельностью педагога-психолога ДОУ, с психологическим инструментарием и документацией (нормативной и отчетной), с психологическим кабинетом: его оформлением, оборудованием и техническим оснащением.
. Наблюдение и анализ различных видов деятельности педагога-психолога.
. Самостоятельное проведение психодиагностической, развивающей и просветительской работы в закрепленной группе.

. Общие сведения о базе практик - МБДОУ №7 «Мечта»
психолог дошкольный образовательный
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №7 «Мечта» является некоммерческой организацией.
Адрес юридического лица: 663690, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Мира, д. 8 «д».
Режим работы ДОУ №7 «Мечта» - пятидневная рабочая неделя:
Понедельник - пятница: 6.30 - 18.30. Суббота, воскресенье: выходной.
Приём детей с 6.30 до 7.45.
Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. В детском саду есть оснащенный спортивным оборудованием гимнастический зал, отвечающие требованиям санитарных норм, музыкальный зал, кабинет психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, музыкальных руководителей, кабинет английского языка, изостудия.
Территория детского сада полностью благоустроена. Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный участок, оборудованный с учетом возрастным потребностей. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Территория садика огорожена забором.
Непосредственное руководство ДОУ осуществляет на условиях срочного трудового договора: заведующая Григорьева Людмила Петровна.
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Устава ДОУ. Непосредственное руководство и управление деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Формой самоуправления ДОУ является: Общее собрание трудового коллектива, Совет ДОУ, Педагогический совет, родительский комитет.
Структура и органы управления ДОУ на рис.

Структура и органы управления детского сада №7 «Мечта»
Миссия ДОУ: развитие ключевых компетентностей воспитанников, обеспечивающих успешность ребенка в окружающем социуме посредством качественного удовлетворения образовательных потребностей на основе инновационных технологий.
В детском саду №7 «Мечта» функционирует 5 групп: раннего возраста (для детей 1-3 лет) - 1; дошкольного возраста (для детей 3-7 лет) - 4. Информация о наполняемости групп в табл.
Информация о наполняемости групп
Группа Количество Вакансии
Ясельная группа «Крошки-мечтатели» 15 0
1 младшая группа «Малышки-мечтатели» 20 0
1 средняя группа «Почемучки-мечтатели» 20 0
1 старшая группа «Дружные мечтатели» 20 0
1 подготовительная группа «Любознательные мечтатели» 20 0
Детский сад посещают 95 воспитанников, в том числе: мальчиков 65%, девочек 35%. Состав семей воспитанников: полная 86%, неполная 14%, многодетная 7%. Социальный статус родителей: служащие 70%, рабочие 18%, неработающие 12%. Образование родителей воспитанников: высшее 41%, средне-специальное 35%, среднее 24%. В целом контингент родителей воспитанников социально благополучный, в основном это дети служащих, мальчики, процент полных семей преобладает.
Педагогический состав ДОУ составляет 16 сотрудников: заведующий, 10 воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог - психолог, педагог дополнительного образования, старший воспитатель, а также 2 медицинских работника. Профессиональный ценз педагогов:
) По стажу педагогической деятельности:
до 5 лет - 26,7% педагогов;
от 5 до 10 лет - 13,3% педагогов;
более 10 лет - 60% педагогов.
) По образованию:
Высшее - 73% педагогов.
Среднее профессиональное - 27% педагогов.
) По квалификации:
Высшая квалификационная категория - 50%.
Первая квалификационная категория - 43%.
Вторая квалификационная категория - 7%.
С воспитанниками взаимодействуют специалисты: педагог-психолог и 2 музыкальных руководителя.
Образовательный уровень педагогов соответствует требованиям. Все педагогические работники в течении 3 лет проходят курсовую подготовку в объеме не менее 72 часов.
Педагогический коллектив реализует «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования», разработанную на основе:
примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие+» под редакцией А.И. Булычевой;
примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Е.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Ведущие цели программы: развитие общих способностей у дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных, в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации со взрослыми и детьми.
В основе работы коллектива лежит взаимосвязь административного аппарата с педагогами, специалистами и семьями воспитанников. При этом, результаты анкетирования семей воспитанников показали, что 90% родителей удовлетворены уровнем воспитания и обучения детей; имеющимися формами работы (беседы, консультации, информация в родительском уголке, выставки, фотозарисовки, конференции, семинары-практикумы, творческие мастерские и др.).
Для осуществления воспитательно-образовательного процесса ДОУ:
разрабатывает и утверждает годовой план работы;
устанавливает последовательность, продолжительность и содержание детской деятельности, с учётом её сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания Образовательной программы;
определяет режим дня для каждой возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями (меняется длительность времени нахождения на свежем воздухе, дневного сна, количество занятий);
определяет расписание занятий.
Для воспитания и развития детей создана современная развивающая среда. Эмоциональное благополучие и комфортное пребывание воспитанников обеспечивается системой событийного проживания познавательных и творческих проектов, праздников, развлечений. Педагоги стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда:
инициирует познавательную и творческую активность детей,
предоставляет ребенку свободу выбора форм активности,
обеспечивает содержание разных форм детской деятельности,
безопасна и комфорта,
соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка,
обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. Мебель, игровое оборудование приобретено с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В групповых комнатах оформлены различные зоны и уголки: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы и другие, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей. Благодаря помощи родителей и творческого подхода педагогов на участках появились новые клумбы, игровые площадки дорожки здоровья, уголки с экзотическими животными, мини озера с мостиками и куклами.
На базе МДОУ создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) основной целью которого является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями; состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда и материально-техническое оснащение, способствуют реализации основных целей и задач, которые направлены на укрепление здоровья детей, формирования их познавательного интереса, развитие творчества и игровой активности, с учётом социально-психологических особенностей ребёнка.
. Организация деятельности педагога-психолога МБДОУ №7 «Мечта»
Педагог-психолог МБДОУ д/с №7 «Мечта» - Еременко Ирина Васильевна.
Общий стаж - 23 года.
Стаж в должности педагога-психолога 15 лет.
Образование - Высшее.
Квалификационная категория - высшая.
В начале прохождения практики, совместно с психологом был составлен индивидуальный план работы на период практики.
Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду.
) Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.
Для проведения подгрупповой и индивидуальной работы по всем направлениям в ДОУ оборудован психологический кабинет - площадь 11, 2 кв. м., на 10 посадочных мест (8 детских и 2 взрослых). Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов музыкальных и физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.
Кабинет делится на две зоны, которые включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и организационно-методический; диагностический и коррекционно-развивающий. В кабинете созданы не только рабочие зоны психолога, но и функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей.
) Документы и методические материалы психолога:
Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.
Журналы учета работы психолога.
Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей.
График работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ.
Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ.
Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.
Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада.
Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.
Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.
3) Цели и задачи деятельности психолога. В ходе прохождения практики мною была изучена деятельность педагога-психолога ДОУ, цель которой: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.
Задачи деятельности психолога в ДОУ:
. Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.
. Проводить профилактику дезадаптации детей в школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.
. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.
Вся работа педагога-психолога строится в соответствии «Положением о психологической службе «, определяющей рамки профессиональной компетенции, а также в соответствии с должностной инструкцией и функциональными обязанностями.
) Знакомство с направлениями и методами работы психолога.
Основные направления работы психолога ДОУ:
Психологическое просвещение. Цель - приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.
Психологическая профилактика. Цель - сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах. Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.
Психологическая диагностика. Цель - изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики - дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям. Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.
Психологическая коррекция. Цель - устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.
Психологическое консультирование. Цель - оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.
Аналитическая деятельность. Цель - научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.
) Планирование работы педагога-психолога ДОУ.
Планирование работы психолога состоит из перспективного плана на учебный год, месячного календарного плана, еженедельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана. Перспективный план работы психолога отражает стратегию психологической службы образовательного учреждения: цели и задачи психологического сопровождения естественного развития детей; выявление психологических причин трудностей развития, связанных с неэффективностью педагогического процесса; определение направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перспективными планами детского сада, и представляется педагогическому совету и утверждается руководителем учреждения. Календарные планы помогают психологу в полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих функциональных обязанностей, психологу удобнее в календарном плане-сетке предусматривать доминирующие виды деятельности.
В плане на неделю, который составляется на основе перспективного и календарного планов и учета психологических запросов клиентов, заявок администрации и педколлектива, отражается все содержание деятельности психолога, спланированное на конкретные дни недели и часы. В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды деятельности, и формы работы.
Для того чтобы лучше узнать детей и понять, нет ли отклонений от нормы, педагог-психолог в детском саду использует определенные методы. Он может прийти на занятия в группу и понаблюдать за поведением детей. Психолога интересует, как дети взаимодействуют между собой, умеют ли общаться. Здесь можно сделать выводы об особенностях отдельных детей, посмотреть, чем кто любит заниматься (кто-то играет в активные игры, а другие спокойно рисуют вдали от сверстников, некоторые проявляют агрессивность, другие гиперактивность).
Типичные проблемы детей дошкольного возраста, которые решает психолог:
. Адаптация ребёнка к ДОУ.
. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.
. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.
. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.
. Готовность ребёнка к школе.
Одно из основных направлений работы психолога ДОУ - психологическая диагностика. Основными задачами диагностики дошкольников являются:
изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;
выявление и определение психологической готовности детей к школе;
выявление причин нарушений и отклонений в психическом развитии детей;
выявление причин нарушений межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;
определение социального статуса ребенка в детском коллективе и др.
В результате проведения обследования педагог-психолог выявляет детей, которые имеют проблемы интеллектуального или личностного развития. С такими детьми проводится углублённая диагностика с целью выявления причин отклонений. При этом, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.
Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи. В своей деятельности педагог-психолог использует обширный диагностический материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребёнка, соответствие его возрастным нормам. Обычно занятия проходят в кабинете психолога, где детям предлагаются задания, которые выглядят для детей как игра. По итогам диагностики, психолог ДОУ делает вывод об общем уровне развития ребенка, его сильных и слабых сторонах. После этого разрабатываются и проводятся коррекционно-развивающие занятия (в группе или индивидуально, в зависимости от того, что необходимо конкретному ребенку).
В процессе...

Похожие материалы:

Контрольная работа: Аннотация статей по вопросам психологического оснащения психотехнологиями профессиональной деятельности педагога-психолога

Статья: Эмоциональное выгорание и копинг-поведение педагогов ДОУ на разных этапах профессиональной деятельности

Курсовая работа: Деятельность педагога-психолога по созданию благоприятной и безопасной образовательной среды

Реферат: Значение психолога в деятельности учреждений

Контрольная работа: ИГРА В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА